МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

когда точно Хыдырлез?

05/01/2008 | Tatarchuk
В одних текстах написано что его празднуют "всегда в первую пятницу мая", в других "всегда 5-6 мая", само празднование на уровне чиновников и общественности приходится на 7-12 мая.
Кто в курсе? Это "движимый" или "недвижимый" праздник?

Відповіді

  • 2008.05.01 | Алим

    Re: когда точно Хыдырлез?

    Tatarchuk пише:
    > В одних текстах написано что его празднуют "всегда в первую пятницу мая", в других "всегда 5-6 мая", само празднование на уровне чиновников и общественности приходится на 7-12 мая.
    Мама говорит (75 лет), празднуют его не 1 день, а неделю, а то и 10 дней. Всегда конец апреля-начало мая.
    > Кто в курсе? Это "движимый" или "недвижимый" праздник?
    "Движимых", т.е. ежегодно передвигающихся по дате на примерно 10 дней вперед, праздников всего 2. Это Ораза Байрам и Къурбан Байрам. Это передвижение связано с лунным календарем. Все остальное с лунным календарем, ИМХО, не связано, поэтому фиксированно.
  • 2008.05.03 | Дневной дозор

    beydili hıdırellez

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.05.03 | Поисковик

      Re: beydili hıdırellez

      Я думаю, что большинство знают, что "Хыдырлез" состоит из "Хыдыр" (а может Хызыр?)и "Ильяс".
      Кто знает больше?
  • 2008.05.03 | Alessandro

    В Турции Хыдыреллез 6 мая. Точнее с 5-го на 6-е.

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.05.03 | Дневной дозор

      А в Крыму было 22 апреля

      Листая книгу Ф. Куртиева "Календарные обряды крымских татар", среди национальных Крымскотатарских праздников, можно встретить и описания такого праздника, как Наврез. Группа юных исследователей организованной экспедиции решили разузнать у пожилых людей села, то, как именно ранее отмечали данный праздник. Что же оказалось? А оказалось то, что в Крыму, до депортации, этот праздник не отмечался. А услышали о Наврезе уже в местах высылки, откуда переняли традицию праздновать 21 марта Наврез. Не было Навреза, зато село было богато на другие праздники. К примеру, весело и широко отмечали односельчане Дервизу. А ассоциируется в памяти нынешних бабушек и дедушек этот праздник с проведением перед медресе национальной борьбы Куреш. Перед мечетью собиралось всё село, гремела музыка, рядом стояли большие котлы с горячими блюдами, ждавшими своего часа, люди обсуждали местные новости, а в конце, собравшись в круг, жители танцевали всеми любимый и принятый танец хоран, без которого не заканчивалось в селе ни одно мероприятие.

      Дервиза являлся не единственным национальным праздником. Кроме того, существовал и весенний праздник Хыдырлез. Ранее он отмечался 22 апреля, в день, когда на скалах появляются ростки душистых листьев. Теперь же он отмечается 5 мая, когда листки полностью раскроются, станут гладкими, большими. Возможно, придется еще уяснить, что же это за таинственное растение. Но имеем ли мы право предположить, что этим таинственным цветком был ландыш? Наверное, имеем.

      http://arslan.crimeastar.net/n_storl.htm

      Хотя это может быть по старому стилю.

      Другой вариант - 23 Нисана. Наверное, в смысле 23 апреля.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2008.05.03 | Alessandro

        Re: А в Крыму было 22 апреля

        > А оказалось то, что в Крыму, до депортации, этот праздник не отмечался. А услышали о Наврезе уже в местах высылки, откуда переняли традицию праздновать 21 марта Наврез.
        Чего, прямо во ВСЁМ Крыму не праздновали? А объясните мне тогда, откуда взялось специфическое крымскотатарское название Наврез для этого праздника? По-узбекски он Навруз, по-турецки Невруз, по-казахски Наурыз, по-туркменски и азербайджански Новруз... Наврезом никто его не называет, кроме крымских татар.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2008.05.03 | Поисковик

          Нашел!

          Хыдыр - проповедник защищает людей при несчастных случаях, от злых духов. Святой Ильяс управляет громом, источниками воды, оберегает скот. Хыдыр появляется с Востока, а Ильяс - с Запада. День встречи их на данной местности (первая неделя мая) и есть начало праздника. По мусульманской мифологии Хыдыр одевается в одежды зеленого цвета, а Ильяс - в голубые.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2008.05.03 | Дневной дозор

            Re: Нашел!

            А еще ставят дерево и вешают на него записки, в них загадывают желания. Дерево называется деревом желаний.
            Прыгают через огонь, кто выше прыгнет у того больше детей будет.
            Еще в некоторых местах устраивали скачки. Там же хозева табунов нанимали себе чобанов.
            Одним из главных центров празднования была местность Девлет-Баба, в районе Корбек (Изобильного). Там было и дерево желаний. Местный азиз назывался Къыдырлез-Баба.
            Открывали глаза роднику. Это значит его очищать. Если кто видел, в Бахчисарайском районе есть родник с голубым глазом, еще один центр Къыдырлез Байрам.
            Девушки получали в подарок платки, от тех, кто прыгал через огонь. Если парень понравился, она должна была что-то вышить на платке. Целая наука, уже утеряная. Знаки на платке могли значить разное, в том числе, и "отстань от меня". Или "я согласна". Заодно видно, как она умеет вышивать. А девушка видит, из какой ткани платок йигита - какое у него положение.
            Много всякого интересного.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2008.05.03 | Крымец

              Re: Нашел!

              Так когда будет Хыдырлез?
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2008.05.03 | Chief

                Re: Нашел!

                Крымец пише:
                > Так когда будет Хыдырлез?

                Уже вовсю идут. Сегодня его праздновали в Саках и Зерновом, завтра - в Судаке. А 8 мая гулянья и концертная программа пройдут в Симферополе (если не ошибаюсь, на Салгире, в районе памятника Гаспринскому)
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2008.05.03 | Дневной дозор

                  Re: Нашел!

                  Chief пише:
                  > Крымец пише:
                  > > Так когда будет Хыдырлез?
                  >
                  > Уже вовсю идут. Сегодня его праздновали в Саках и Зерновом, завтра - в Судаке. А 8 мая гулянья и концертная программа пройдут в Симферополе (если не ошибаюсь, на Салгире, в районе памятника Гаспринскому)

                  И что там было? Расскажите, кто был.
              • 2008.05.03 | Дневной дозор

                А когда хотите, тогда и будет

                Крымец пише:
                > Так когда будет Хыдырлез?

                В разных местностях отмечали по разным правилам. Общее только того, что весенний праздник, конец весны-начало лета.
                В Карасувбазаре отмечали 23 нисана по караимскому (или крымчацкому) календарю. В этом году было бы 28 апреля, а в будущем 17 апреля.
                Есть информация про 22 апреля, из Озенбаш. Думаю, что это по старому стилю.
                В Корбек с пятницы на субботу в мае. А май тоже сейчас сдвинут на 13 дней. В Керчи в первые майские выходные.
                В Турции с 5 на 6 мая, там это делают вместо наших майских. Особенно после запрета "красных" праздников.
                Иными словами, праздник отмечают много дней в начале мая. Это не "день", а "дни".
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2008.05.03 | Alessandro

                  Re: А когда хотите, тогда и будет

                  Дневной дозор пише:
                  > В Карасувбазаре отмечали 23 нисана по караимскому (или крымчацкому) календарю.
                  Нисан - это просто турецкое название месяца апреля. До революции в литературном крымскотатарском языке в основном использовались турецкие названия месяцев, а не "международные". Караимы с крымчаками, я думаю, тут ни при чём.
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2008.05.05 | Mustafa

                    Re: А когда хотите, тогда и будет

                    Alessandro.

                    Alessandro пише:
                    > До революции в литературном крымскотатарском языке в основном использовались турецкие названия месяцев, а не "международные".

                    Очень интересно. А как вы относитесь к тому, чтобы и сейчас использовать "турецкие названия месяцев"? В свете того, что прецедент уже есть.
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2008.05.05 | Дневной дозор

                      Зачем турецкие, когда есть народные?!

                      Mustafa пише:
                      > Alessandro.
                      >
                      > Alessandro пише:
                      > > До революции в литературном крымскотатарском языке в основном использовались турецкие названия месяцев, а не "международные".
                      >
                      > Очень интересно. А как вы относитесь к тому, чтобы и сейчас использовать "турецкие названия месяцев"? В свете того, что прецедент уже есть.

                      Зачем турецкие, когда есть народные? Да еще сразу два варианта - обыкновенные месяцы (например, къуралай) и мусульманские (например, Эреджеп айы)
                      http://www.cidct.org.ua/ru/publications/Ocherki/47.html
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2008.05.05 | Mustafa

                        Re: Зачем турецкие, когда есть народные?!

                        Дело привычки.
                    • 2008.05.05 | Alessandro

                      Re: А когда хотите, тогда и будет

                      Mustafa пише:
                      > А как вы относитесь к тому, чтобы и сейчас использовать "турецкие названия месяцев"? В свете того, что прецедент уже есть.
                      Ну лично я не очень отношусь. Потому что во-первых, если уж использовать, то логично брать именно использовавшиеся в своё время османские названия в чистом виде без ататюрковских переименований (т.е. къанун-ы эвель, къанун-ы сани, тешрин-и эвель, тешрин-и сани вместо современных турецких аралыкъ, оджакъ, эким и къасым соответственно). Во-вторых, в народном языке, насколько я понимаю, османские названия никогда особо не использовались, так что нельзя сказать, что они "роднее" языку чем международные. В-третьих, (могу ошибаться, но вроде бы так), "международные" названия начали использоваться уже в "Терджимане", т.е. это не большевики придумали.
                      А народные названия... Оно вроде бы и хорошо, но там есть недостаток: у некоторых месяцев названий банально нету, поэтому июнь "по-народному" называется ильк яз айы (первый летний месяц), сентябрь - ильк кузь айы (первый осенний месяц), октябрь - орта кузь айы (средний осенний месяц), декабрь - ильк къыш айы (первый зимний месяц).
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2008.05.05 | Дневной дозор

                        Нет.

                        Забавно это "снисходительное" отношение к старине. Бедняги, даже название месяца придумать не смогли, вот человека XXI века в неудобное положение поставили.

                        > А народные названия... Оно вроде бы и хорошо, но там есть недостаток: у некоторых месяцев названий банально нету,

                        По-народному есть несколько названий практически на каждый месяц. Кроме приведенных в сборнике.

                        > поэтому июнь "по-народному" называется ильк яз айы (первый летний месяц),
                        А также Баш-Къускъан

                        > сентябрь - ильк кузь айы (первый осенний месяц),

                        А также Айырыкъ

                        > октябрь - орта кузь айы (средний осенний месяц),

                        А также Къарасай,

                        > декабрь - ильк къыш айы (первый зимний месяц).

                        А также просто Къышай.

                        И как выше сказано, несколько названий для каждого месяца в разных местностях. Нет общепринятого, литературного.
                        згорнути/розгорнути гілку відповідей
                        • 2008.05.05 | Alessandro

                          Вот, совсем другое дело

                          Страшно люблю, когда критика идёт не просто так, а с конструктивом. :)

                          Дневной дозор пише:
                          > Забавно это "снисходительное" отношение к старине. Бедняги, даже название месяца придумать не смогли, вот человека XXI века в неудобное положение поставили.
                          Снисходительное не снисходительное, но согласитесь, что названия типа "ильк яз айы" не очень удобны.

                          >
                          > > А народные названия... Оно вроде бы и хорошо, но там есть недостаток: у некоторых месяцев названий банально нету,
                          >
                          > По-народному есть несколько названий практически на каждый месяц. Кроме приведенных в сборнике.
                          >
                          > > поэтому июнь "по-народному" называется ильк яз айы (первый летний месяц),
                          > А также Баш-Къускъан
                          >
                          > > сентябрь - ильк кузь айы (первый осенний месяц),
                          >
                          > А также Айырыкъ
                          >
                          > > октябрь - орта кузь айы (средний осенний месяц),
                          >
                          > А также Къарасай,
                          >
                          > > декабрь - ильк къыш айы (первый зимний месяц).
                          >
                          > А также просто Къышай.
                          >
                          > И как выше сказано, несколько названий для каждого месяца в разных местностях. Нет общепринятого, литературного.
                          А это очень интересно. Раньше нигде не встречал приведённых вами названий. Можно узнать источник? Это из каких-то публикаций или непосредственно из народа? Если второй вариант, то в какой местности использовались эти названия? В принципе ничего не мешает начать их популяризировать, только нужно договориться сначала, чтобы путаницы не было.
                          згорнути/розгорнути гілку відповідей
                          • 2008.05.05 | Эратосфен

                            Re: Вот, совсем другое дело

                            А надо ли? Европейские наименования привычны и достаточны. Мы не персы и не иудеи.
          • 2008.05.04 | Алим

            Re: Нашел!

            Поисковик пише:
            > Хыдыр - проповедник защищает людей при несчастных случаях, от злых духов. Святой Ильяс управляет громом, источниками воды, оберегает скот.
            Если встреча этих "святых" и есть основа "праздника", тогда печально.
            Скажите, о мусульмане, кто из вас просит "Хыдыра" о помощи, если ваш родственник заболевает или с ним случается несчастный случай? Разве к "Хыдыру" прибегаем мы к защите от козней проклятого шайтана??
            Скажите, о мусульмане, каким образом "Ильяс" управляет громом?? Источниками воды? Как он оберегает скот???
            Получается - этот праздник никаким боком к Исламу отношения не имеет.

            Еще писали:
            >А еще ставят дерево и вешают на него записки, в них загадывают желания. Дерево называется деревом желаний. Прыгают через огонь, кто выше прыгнет у того больше детей будет.
            Ау, приверженцы "чистого традиционного Ислама", разве вас не коробит это? Разве это Ислам???
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2008.05.04 | Akkaya

              Re: Нашел!

              Алим пише:
              > Ау, приверженцы "чистого традиционного Ислама", разве вас не коробит это? Разве это Ислам???
              Вопрос к кому? Все что написано выше, к религии Ислам не имеет отношения, это бесспорно. Кто эти приверженцы, в чей огород камень.
              Кто из мусульманских обшин заявлял о поддержке этих мероприятий?
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2008.05.04 | Алим

                Re: Нашел!

                Akkaya пише:
                > Алим пише:
                > > Ау, приверженцы "чистого традиционного Ислама", разве вас не коробит это? Разве это Ислам???
                > Вопрос к кому? Все что написано выше, к религии Ислам не имеет отношения, это бесспорно. Кто эти приверженцы, в чей огород камень.
                Не видел и не слышал заявлений Муфтията мусульман Крыма против "празднования" такого откровенно многобожнического "праздника".
                Члены меджлисов всех уровней, которых обязали посещать мечети и выгонять оттуда всяких "нетрадиционных" мусульман, чтобы блюсти чистоту "правильного Ислама", сами активно участвуют в этом "празднике".
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2008.05.04 | Tatarchuk

                  манипуляция

                  Алим пише:
                  > Не видел и не слышал заявлений Муфтията мусульман Крыма против "празднования" такого откровенно многобожнического "праздника".
                  > Члены меджлисов всех уровней, которых обязали посещать мечети и выгонять оттуда всяких "нетрадиционных" мусульман, чтобы блюсти чистоту "правильного Ислама", сами активно участвуют в этом "празднике".

                  Вы кажется забываете что праздник как раз традиционный. А ваше мнение о явном многобожничестве как говорил в таких случаях Марк Твен "сильно преувеличено", потому что 1) речь идет о мусульманских "наби", а не богах 2) им не "молятся" как вы это утверждали и поэтому дальнейшая ваша тирада против моления им направлена в никуда.
                  Это традиционный крымскотатарский праздник календарного характера. Он не упомянут Кораном, вот ужас, как там не упомянуты ни крымские татары ни Алим и даже нет ничего о том, имеет ли право мусульманин писать на форум "Майдан-Крым" :)
                  Особенно неприятно когда в выборе между
                  - национальными традициями своего народа
                  и
                  - современной трактовкой Ислама в Аравии
                  вы выбираете второе.
                  Смею предположить что арабы и без вашего заступничества сохранят СВОИ обычаи и даже никогда не будут праздновть ЧУЖИЕ праздники. Чего о крымских татарах не скажешь, допусти такого как вы к решению вопроса "что кошерно и что некошерно".
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2008.05.04 | Поисковик

                    Re: манипуляция

                    Значит, называть Всевышнегго "Тангри" тоже нельзя? Но тюркские народы от этого не отказались!
                    Мы не арабы. Мы тюрки.
                  • 2008.05.04 | Алим

                    Re: манипуляция

                    Tatarchuk пише:
                    > Вы кажется забываете что праздник как раз традиционный. А ваше мнение о явном многобожничестве как говорил в таких случаях Марк Твен "сильно преувеличено", потому что 1) речь идет о мусульманских "наби", а не богах 2) им не "молятся" как вы это утверждали и поэтому дальнейшая ваша тирада против моления им направлена в никуда.
                    > Это традиционный крымскотатарский праздник календарного характера. Он не упомянут Кораном, вот ужас, как там не упомянуты ни крымские татары ни Алим и даже нет ничего о том, имеет ли право мусульманин писать на форум "Майдан-Крым" :)
                    > - современной трактовкой Ислама в Аравии
                    > вы выбираете второе.
                    > Смею предположить что арабы и без вашего заступничества сохранят СВОИ обычаи и даже никогда не будут праздновть ЧУЖИЕ праздники. Чего о крымских татарах не скажешь, допусти такого как вы к решению вопроса "что кошерно и что некошерно".

                    Татарчук, пусть мусульмане крымские татары вешают на деревьях записки и ждут от ДЕРЕВА исполнения своих желаний; пусть прыгают через огонь и ждут много детей от ОГНЯ... Пусть празднуют праздник огнепоклонников Наврез (Навруз, Ноуруз и проч.). Пусть хлебом-солью привечают "святых" "Хыдыра" и "Ильяса". Пусть катают сито и по нему определяют, какой будет урожай. Пусть запивают водкой мясо барашка в Къурбан Байрам. Пусть делают что хотят. Пусть защищают такой "традиционный крымскотатарский" Ислам.
                    Только пусть тогда не присваивают себе право учить других что есть Ислам.
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2008.05.04 | Tatarchuk

                      вот именно

                      Алим пише:
                      > Татарчук, пусть мусульмане крымские татары вешают на деревьях записки и ждут от ДЕРЕВА исполнения своих желаний; пусть прыгают через огонь и ждут много детей от ОГНЯ... Пусть празднуют праздник огнепоклонников Наврез (Навруз, Ноуруз и проч.). Пусть хлебом-солью привечают "святых" "Хыдыра" и "Ильяса". Пусть катают сито и по нему определяют, какой будет урожай. Пусть запивают водкой мясо барашка в Къурбан Байрам. Пусть делают что хотят. Пусть защищают такой "традиционный крымскотатарский" Ислам.
                      > Только пусть тогда не присваивают себе право учить других что есть Ислам.

                      Вот именно. Все равно арабские братья им такого права не уступят, если вы этого еще не поняли. У арабов все очень хорошо со своей традиционной культурой, чего не скажешь о крымцах.
                      А вступить в очередной интернационал дурное дело нехитрое.
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2008.05.04 | Алим

                        Re: вот именно

                        Tatarchuk пише:
                        > > Только пусть тогда не присваивают себе право учить других что есть Ислам.
                        > Вот именно. Все равно арабские братья им такого права не уступят, если вы этого еще не поняли. У арабов все очень хорошо со своей традиционной культурой, чего не скажешь о крымцах.
                        > А вступить в очередной интернационал дурное дело нехитрое.
                        Не надо противопоставлять арабов крымским татарам. Они от вышенаписанного тоже в ужас придут, как и любой нормальный мусульманин, знающий основы своей веры.
                        Технология "разделяй и властвуй" успешно работает с древнейших времен и до нашего времени. Только объединение на основе религии способно преодолеть такое разделение, чему вы, Татарчук, и наши "блюстители" сопротивляетесь под маской "сохранения традиционной культуры".
                        згорнути/розгорнути гілку відповідей
                        • 2008.05.04 | Chief

                          Уважаемые дискуссанты! Из года в год на этом форуме происходит..

                          одна и та же дискуссия о Наврезе и Хыдырлезе.

                          Уже давно всем понятно, что это праздники не мусульманские, а традиционные, народные.

                          Кто их не празднует - пусть не празднует, но есть те, кто их празднует. Нет таких праздников, которые празднуют абсолютно все.
                    • 2008.05.04 | зануда

                      Re: манипуляция

                      Алим пише:
                      > "святых" "Хыдыра" и "Ильяса".
                      Уважаемый, вы в курсе, что эти люди - пророки (неби), посланные Всевышним? Вы бы как-нить поуважительней о них отзывались, что ли.
            • 2008.05.04 | Гуливер

              Re: Нашел!

              Алим пише:

              > Скажите, о мусульмане, каким образом "Ильяс" управляет громом?? Источниками воды? Как он оберегает скот???
              > Получается - этот праздник никаким боком к Исламу отношения не имеет.

              Скажите Алим-бей, а что Вы знаете об иерархии Всевышнего?
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2008.05.04 | Алим

                Re: Нашел!

                Гуливер пише:
                > Скажите Алим-бей, а что Вы знаете об иерархии Всевышнего?
                Поясните пожалуйста вот эту фразу, "иерархии Всевышнего"
                згорнути/розгорнути гілку відповідей
                • 2008.05.04 | Гуливер

                  Re: Нашел!

                  Алим пише:
                  > Гуливер пише:
                  > > Скажите Алим-бей, а что Вы знаете об иерархии Всевышнего?
                  > Поясните пожалуйста вот эту фразу, "иерархии Всевышнего"


                  Я только хотел Вам намекнуть об ангелах , которые управляют природными силами
                  згорнути/розгорнути гілку відповідей
                  • 2008.05.04 | Алим

                    Про ангелов, управляющих природными силами

                    Гуливер пише:
                    > Я только хотел Вам намекнуть об ангелах , которые управляют природными силами
                    Назовите пожалуйста, ангела, который УПРАВЛЯЕТ какой-либо природной силой, без соизволения на то Господа Миров.
                    Я такого не знаю, потому что Господь говорит, что Люди и ангелы сотворены для поклонения Ему:
                    (51:56) Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.

                    В свете написанного Chief, поясняю, что
                    я ЗА народные, национальные, традиционные праздники. Но я против праздников или элементов этих праздников, которые ПРОТИВОРЕЧАТ ИСЛАМУ.
                    згорнути/розгорнути гілку відповідей
                    • 2008.05.04 | Akkaya

                      Re: Про ангелов, управляющих природными силами

                      Алим пише:
                      > Я такого не знаю, потому что Господь говорит, что Люди и ангелы сотворены для поклонения Ему:
                      > (51:56) Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.
                      Поклонение - познание, своего Господа.
                      > В свете написанного Chief, поясняю, что
                      > я ЗА народные, национальные, традиционные праздники. Но я против праздников или элементов этих праздников, которые ПРОТИВОРЕЧАТ ИСЛАМУ.
                      Полностью за!!!

                      Алим пише:
                      > Не видел и не слышал заявлений Муфтията мусульман Крыма против "празднования" такого откровенно многобожнического "праздника".
                      > Члены меджлисов всех уровней, которых обязали посещать мечети и выгонять оттуда всяких "нетрадиционных" мусульман, чтобы блюсти чистоту "правильного Ислама", сами активно участвуют в этом "празднике".
                      Муфтият не поддерживает. То что делают на местах люди из меджлиса, это их инициатива. Этот "праздник" не самое большая проблема в нашем народе. Люди невежественны в вопросах религии, нет осознания необходимости её в повседневной жизни. Зачастую люди отвергают основы ислама, опять же по незнанию. Пять столпов ислама, шесть столпов имана, немногие назовут, а еще меньше принимают. Да и различные новоделы в религии затуманивают истину, тоже в силу своей малограмотности. Самовольное трактование аятов и хадисов!? Кого не послушаешь одни учителя! Учеников нет!

                      > Гуливер пише:
                      Алим пише:
                      > Гуливер пише:
                      Я только хотел Вам намекнуть об ангелах , которые управляют природными силами.

                      Англы не управляют по своей воле, у них воли вообще нет. В отличие от человека! Вера в ангелов столп имана. За погоду отвечает ангел Микаил.
                      Хызыр- это человек живущий и сейчас. И умрет он во время Судного Дня. http://www.islam.ru/lib/douknow/hisra/
                    • 2008.05.04 | Гуливер

                      Re: Про ангелов, управляющих природными силами

                      Ангелы не могут делать что-либо без позволения Всевышнего - это понятно.

                      Вы вопрошали, как можно управлять громом или водой, вот я Вам и заметил.
                    • 2008.05.04 | Алим меня убедил

                      Новая жизнь

                      Давайте наладим новую жизнь! Все, никаких Хыдырлезов и Наврузов, за празднование Нового года - на первый раз штраф, потом изгнание. Дни рождения тоже не отмечать. На свадьбах ни глотка шампанского! Вообще, нужно ли гулять на свадьбах? Никях и все! Женщинам ходить в хиджабах - это в первую очередь! Мужчина без бороды - кяфир.
                      Очень важный момент: девушкам далее четвертого класса в школу не ходить, в институты вообще и не думать.
                      Жду от Алима дополнительных постановлений.
                      Спасибо, что есть такие люди, как Алим!
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2008.05.04 | Алим

                        Re: Новая жизнь

                        Алим меня убедил пише:
                        > Давайте наладим новую жизнь! Все, никаких Хыдырлезов и Наврузов, за празднование Нового года - на первый раз штраф, потом изгнание. Дни рождения тоже не отмечать. На свадьбах ни глотка шампанского! Вообще, нужно ли гулять на свадьбах? Никях и все! Женщинам ходить в хиджабах - это в первую очередь! Мужчина без бороды - кяфир.
                        > Очень важный момент: девушкам далее четвертого класса в школу не ходить, в институты вообще и не думать.
                        > Жду от Алима дополнительных постановлений.
                        > Спасибо, что есть такие люди, как Алим!
                        Даже не понял, отвечать или не надо... Если это серьезное сообщение - могу разъяснить по каждому предложению свою позицию. Если это несерьезно - тогда увольте. Мне работать надо.
                    • 2008.05.04 | Tatarchuk

                      про силу демагогии

                      Алим пише:
                      > Гуливер пише:
                      > > Я только хотел Вам намекнуть об ангелах , которые управляют природными силами
                      > Назовите пожалуйста, ангела, который УПРАВЛЯЕТ какой-либо природной силой, без соизволения на то Господа Миров.

                      Тут и далее демагогия: ваши оппоненты кажется не утверждали что пророки делают что-то сами и несут отсебятину. Отсебятину несете зачем-то вы, приписывая собеседнику то что он не говорил (а потом яростно это громя).

                      > Я такого не знаю, потому что Господь говорит, что Люди и ангелы сотворены для поклонения Ему:
                      > (51:56) Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.

                      Вот еще найдите аяты которые запрещают проводить праздник В ЧЕСТЬ признаных Кораном пророков, и будет вам счастье :)
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2008.05.04 | Алим

                        Re: про силу демагогии

                        Tatarchuk пише:
                        > Вот еще найдите аяты которые запрещают проводить праздник В ЧЕСТЬ признаных Кораном пророков, и будет вам счастье :)
                        Татарчук, зачем вам эти аяты, если вы отрицаете само существование Творца всего сущего?? (О том, что вы атеист, вы утверждали здесь, на этом же форуме).
                        згорнути/розгорнути гілку відповідей
                        • 2008.05.04 | Tatarchuk

                          Re: про силу демагогии

                          Алим пише:
                          > Tatarchuk пише:
                          > > Вот еще найдите аяты которые запрещают проводить праздник В ЧЕСТЬ признаных Кораном пророков, и будет вам счастье :)
                          > Татарчук, зачем вам эти аяты, если вы отрицаете само существование Творца всего сущего?? (О том, что вы атеист, вы утверждали здесь, на этом же форуме).

                          Это и есть демагогия: "зачем вам". Затем что не обязательно быть мусульманином чтобы поверхностно (как и все тут присутствующие кажется) знать Коран.

                          А вы переводите тему - я постом выше говорил что вы приписываете оппонентам тезисы которых они не выдвигали и с этими тезисами спорите.
                          ПС. И не переводите темы на обсуждение собседеника, ОК?
                    • 2008.05.04 | Крымец

                      Re: Про ангелов, управляющих природными силами

                      Алим пише:

                      > я ЗА народные, национальные, традиционные праздники. Но я против праздников или элементов этих праздников, которые ПРОТИВОРЕЧАТ ИСЛАМУ.

                      Исламу противоречат ВСЕ праздники, упоминания о которых нет в Коране.
                      Зато арабские национальные, в том числе и доисламские праздники в Коране очень жаже отражены...
                      Уверен, пошли Аллах откровение не арабам, а тюркам, Коран был-бы другой.
                      згорнути/розгорнути гілку відповідей
                      • 2008.05.04 | Алим

                        Re: Про ангелов, управляющих природными силами

                        Крымец пише:
                        > Исламу противоречат ВСЕ праздники, упоминания о которых нет в Коране.
                        Обоснуйте.
                        > Зато арабские национальные, в том числе и доисламские праздники в Коране очень жаже отражены...
                        Обоснуйте.
                        > Уверен, пошли Аллах откровение не арабам, а тюркам, Коран был-бы другой.
                        Бред полнейший.
                    • 2008.05.08 | Lenur

                      Re: Про ангелов, управляющих природными силами

                      не путайте ангелов и джинов, это разные создания
            • 2008.05.04 | Дневной дозор

              Это отглосок культа святых

              Много раз приходилось слышать, что азиз это не святой. Но все же крымский адет фактически отводит им роль святых, как у шиитов.

              Вот простая параллель у крымских болгар. 6 мая - ровно посередине между днями святого Ильяса (2 августа, вода, море, синий цвет) и святого Зарезана (14 февраля, почки, зеленый цвет). Третий святой Джирджис встречает их в этот день, режет им барана (блюдо называется святой курбан). Таким образом Илья и Ильяс, с одной стороны и Хызр и Зарезан, с другой стороны объединяются. А Джирджис, возможно, объединяется с Девлет-Бабой Гуртом, который захоронен у Красного Рая.

              Разница в почитании состоит лишь в том, насколько значимыми являются эти персонажи. Пророк, святой, азиз. Воздаются ли им почести или они просто являются декорацией праздника.
              Среди верующих нет ни одного старше 5 лет, кто верит в существование Деда Мороза, Санты и Пер Ноеля. Но без них праздник не праздник, как у таджиков без Дедушки Дюшанбе, например.
              Это интересные народные обычаи, они зародились в те времена, когда мусульман не делили на "секты" и адет использовали для популяризации ислама, а не боролись с ним.
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2008.05.08 | Lenur

                Re: Это отглосок культа святых

                у крымских татар это проявление суфизма, у шиитов немного по другому, там почитаются люди рожденные по родственной ветке с пророком Мухаммадом (мир ему)
                Суфизме есть ученые, которым приписывают сверхестественные способности, существуют о них разные мифические истории, их могилы посещают паломники (это больше похоже на хасидизм), и крымские татары традиционно являются одними из практикующих одно из течений суфизма, что не по душе мусульманам ближнего востока.
  • 2008.05.04 | Дневной дозор

    Сайт "Зверозуб" о празднике

    Как бы мы в Крыму не гордились очередным рестораном Мак-Дональдс или аквапарком, вовсе не они являются поводом для поездки к нам жителей других стран. Важнейшей особенностью успешного туристического региона является его самобытность, неповторимость. Просмотрев очередной календарь событий и праздников Министерства курортов Крыма, наталкиваешься лишь на шаблоны и подражания. Между тем, у Крыма есть своя культура, занимавшая до революции центральное место в туризме. Достаточно сказать, что первым в Российской империи экскурсионным объектом был Ханский дворец в Бахчисарае. Но сейчас речь не о прошлом.
    В культуре нынешних крымских татар праздник Хыдырлез носит деревенский и достаточно замкнутый характер, обращенный в прошлое, до которого, кроме крымских татар, вроде бы и нет никому никакого дела. Люди, которые обслуживают туристов в кафе, в магазинах и на базарах, принимают их в гостиницах, возят на микроавтобусах, меньше всего задумываются о том, что приезжим из России или Германии могут быть интересны обычаи крымских татар. Не буду здесь читать лекции о том, что такое контрастность и уникальность в туристических ресурсах. Хочу просто обратить внимание коллег по туристическому бизнесу на некоторые черты Хыдырлеза, особо важные для туризма.
    В названии праздника сливаются имена двух святых, это Кадыр и Ильяс (Илья Пророк). Дата в каждой местности Крыма своя – от 5 мая на Южном берегу и до конца мая в других местах, где тепло приходит не так скоро.
    Уже в эти майские праздники туристические фирмы могут установить контакты с региональными меджлисами, чтобы привезти своих клиентов на праздник.
    Первый день праздника носит домашний семейный характер (уборка, приготовление особых блюд – кобете, сары-бурма и др.), и его, вероятно, можно использовать лишь в программах сельского этнического туризма. А вот второй день проводится на Азизах (святых местах), больших зеленых полянах у родников. Такие издавна существуют во всех долинах и объединяют население многих или даже десятков деревень. Для окрестностей Алушты это поляна вблизи с. Красный Рай, для долины р. Бодрак – южнее с. Скалистое. В Бахчисарае Азиз занят строениями рынка, в Симферополе застроен полностью, но подходящие места все равно есть.
    В Предгорном Крыму до 1774 года, до депортации православного населения, Хыдырлез праздновался как общий праздник с соседними православными деревнями. Так называемые крымские греки (ничем, кроме религии не отличавшиеся от крымских татар Предгорья) в этот день праздновали День Святого Георгия, покровителя земледелия.
    Интересно, что для мусульманских женщин (многие из которых родились в православных семьях, а в ислам переходили для брака) Хыдырлез был единственной в году возможностью выйти за село и свободно общаться, веселиться и танцевать со всеми соседями, в том числе с парнями и мужчинами.
    Как вообще праздновали православные Крыма, Балкан и России Юрьев день можно посмотреть и обсудить у нас на форуме - Юрьев день (весенний) и Хыдырлез: Май, Труд, Колобок! (я думаю, что многим горе-язычникам это будет не только интересно, но и очень полезно, поскольку праздник очень языческий, очень веселый, очень магический и очень необходимый для урожая, счастливого лета, здоровья и прочего).
    В чем же смысл Хыдырлеза? Уже в названии есть некое напластование ранне-христианских и мусульманских традиций, но смысл его древнее и связан с главным событием в годовом хозяйственном цикле пастушеских племен Таврики – подготовкой к отгону стад на Яйлу. Спортивные состязания – национальная борьба куреш и бросание камней, игры и танцы давали молодым пастухам, прежде всего, показать свои возможности и получить работу на лето на лучших или худших условиях. Младшие братья также состязались, чтобы получить работу подручных или, во всяком случае, заявить свои возможности и амбиции на будущее. В играх и танцах молодые люди могли познакомиться, парни дарили девушкам платки, а если получали их обратно уже с вышивкой – это был и знак симпатии, и некий экзамен на рукоделие для женщин из семьи будущего мужа. Женщины обсыпают друг друга зеленью на будущий урожай, а старики катают круглые лепешки (калакай) для гадания.
    Калакай - это в русских сказках колобок. Хлеб калакай действительно делали старые женщины из остатков муки прошлогоднего урожая, а катали калакай только старики.
    Катание на больших качелях, прыжки через костер, большие хороводы, наверное, объединяют этот праздник с майскими обрядами древних германцев и славян.
    Но вернемся к нашим дням. Уже первое, довольно робкое внедрение на рынках сувениров, крымско-татарских традиционных вышитых шапочек, показало их несомненный успех среди отдыхающих. А ведь были еще некие «пестрые татарские полотенца», о которых писал Алексей Толстой? По поводу крымской кухни уже ясно, что она опережает по популярности любые фастфуды и экзотику. Однако же от «музыкального гарнира» в виде русско-еврейских уголовных песен большинству крымскотатарских заведений надо срочно избавляться. Ассортимент крымской музыки (опять же самобытной, уникальной, необходимой в туризме) на кассетах и дисках Крымской студии «ВЕСТ» превышает 30 позиций. Есть немного классики, немного авангарда, но главным образом, это свадебная, танцевальная и ресторанная (точнее специальный жанр музыки для пиров, который сложился еще при ханском дворе).
    Наверное, именно на Хыдырлезе теперь свои возможности должны показывать и местные крымскотатарские музыкальные коллективы, ремесленники, художники. А заодно и бармены, официанты, шашлычники и, хочется верить, что уже есть и такие, - горные проводники, гиды-переводчики. Император Александр I в сопровождении только одного крымского татарина объездил весь Крым. Многие из горных проводников были знаменитостями, впрочем, иногда эта известность была весьма пикантного свойства, но об этом – читайте у классиков.
    Сейчас Хыдырлез может быть не просто веселым национальным праздником, а и показателем готовности к летнему сезону, и биржей вакансий для творческих коллективов и новых деловых контактов в области национальных сувениров и туристических программ.
    Игорь Русанов, кандидат географических наук
    написано в начале 2004 года
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.05.04 | И. С.

      Re: Сайт "Зверозуб" о празднике

      Нормальный этнограф господин Игорь Русанов.
      Человек, если он считает себя порядочным, должен мыслить без предвзятостей.
      Надеюсь, с 2004-го года у Игоря Русанова все в жизни хорошо.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2008.05.08 | Lenur

        версия про Хыдырлех

        я как помню, этот праздник переводится как искать пророка Ильяса (мир ему) Къыдыр (искать - къарасувбазар диалект) Ильяс
        И в Коране про пророка Ильяса (мир ему) мало что написано, уже в интерпретации говорится что был пророк, проповедовал единобожие, и исчез.
        Иудеи верят что он и есть мессия, который вернется, и во время каждой службы шаббата открывают двери и верят что он придет.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2008.05.08 | Мемет

          Re: версия про Хыдырлех

          Ага, народная этимология. "Херсонес" = "хер сене".
          Кончайте этот цирк, выже образованные люди!


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".