МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Куда смотрит "государево око"...

09/05/2008 | Ben-Nayim
«Государево око» -так с незапамятных времен именовали прокуроров. Самим прокурорам такое название нравится. И действительно -название определяет сам характер работы органов прокуратуры в Украине.
От имени государства они осуществляют функции надзора. Или ,по крайней мере ,должны осуществлять.
В Крыму таким «надзирающим» органом является прокуратура Крыма.

Как и любой другой « орган» прокуратура хочет выглядеть в хорошем свете и перед руководством в Киеве и перед гражданами. Для освещения своей работы прокуратура Крыма создала свою собственную пресс службу. Какое задание у пресс службы имеется нам не известно, но все СМИ Крыма регулярно получают оттуда многочисленные факсы с победными рапортами- там привлекли к ответственности нерадивого чиновника, там принесли протест на решение органа местного самоуправления, там «поймали» коррупционера.
Очевидно по замыслу организаторов обилие красочных отчетов, направляемых в СМИ должно создать резко положительный образ прокуратуры, показать ее открытость и полную готовность делиться новостями с прессой.
Огорчало одно- огромное количество прокуроров- и прокуратура Крыма, и прокуратуры городов и районов, а легче не становится.
Так же «дерибанят» государственные земли, так же плюют на нужды и чаяния граждан, так же вымогают взятки.

Официальная версия прокурорских -следующая:
Мы, дескать , рады бы служить, но закорны у нас плохие, несовершенные, противоречащие друг другу. Это позволяет нарушителям уходить от ответственности. Во всем виновата Верховная Рада Украины, которая никак не может принять нормальные законы.
Звучит красиво. Да и как не поверить в такой ситуации прокурорским- они все юристы. Кому как не им знать законы?
Есть хороший анекдот -если на клетке с тигром написано заяц -не верь глазам своим.
Подходим к зданию прокуратуры Крыма в рабочее время. В глазах пестрит от обилия черных джипов с «блатными «номерами.
Часть машин вокруг здания принадлежит самим прокурорским. Часть- посетителям.
Теперь- вопрос:
Законы у нас плохие. Прокуратура ничего сделать не может. Зачем туда вообще ходят? Или все « блатные» приехали подавать заявления? Вы много видели таких « блатных»? С заявлениями в прокуратуру?
Что же их всех туда влечет?

На сегодня Украина вступила в многочисленные международные сообщества- и Совет Европы ( не путать с Европейским Союзом) и Всемирная Торговая Организация .Одной ногой уже стоим в НАТО.
Порядок в международных организациях строгий. Там взятку за вступление не дашь. Там надо выполнить все требования для вступления. Главным требованием любого международного органа для кандидатов в члены является унификация законов.
Иными словами никто Украину никуда не примет до тех пор пока ее законы не будут соответствовать международным стандартам.
И это естественно- международные организации являются фактически организациями общественными, куда входят страны-участницы. В общественную организацию кролиководов ,например, не примут филателистов и наоборот.

Раз Украину приняли в эти организации -значит ее законы уже УНИФИЦИРОВАНЫ.
Теперь вопрос следующий:
Законы одинаковые. Там –порядок, тут –нет. ПОЧЕМУ?

Разгадка кроется именно в марках автомобилей, которые окружают прокуратуру Крыма.
Уже давно не для кого не секрет- «ТАМ» нет и десятой доли таких дорогих автомобилей. Тем более ,около государственных органов.
Осталось вспомнить официальную зарплату чиновников в Украине и понять откуда такие машины берутся.

Когда вопросов к прокуратуре накопилось слишком много и информационный голод уже не удовлетворяли победные факсы пресс службы -редакция приняла решение встретиться с кем –нибудь из заместителей прокурора Крыма и пообщаться лично.
Выбор пал на заместителя прокурора Крыма Ришата Абдиева. Сыграли свою роль и давнее знакомство с чиновником и его осведомленность о многих вопросах, которые были подняты ранее, а главное хотелось прояснить вопрос с постоянно циркулирующими слухами о назначении Ришата Акимовича в прокуратуру Крыма по некоей квоте Меджлиса.

В принципе с назначением встречи никаких особых проблем не возникло. Пресс служба прокуратуры действовала быстро и решительно. Уже через несколько часов после высказанного желания встретиться с господином Абдиевым, раздался звонок из прокуратуры и приятный женский голос предложил назначить встречу 18 августа в 11 часов.
Знакомое здание прокуратуры, окруженное иномарками. Вахтер на проходной. Кому приходилось входить в прокуратуру Крыма через парадный вход знают- слева от входа стоит «аквариум» в котором с важным видом расположился человек в прокурорской форме с тремя большими звездами на погонах. Строго говоря этот человек -обычный вахтер, записывающий посетителей в журнал и нажимающий на кнопку турникета для пропуска людей. Зачем ему форма прокурора высокого ранга не понятно. Видимо вахтер с большими звездами должен внушить еще большее уважение к посещаемому учреждению.
Самое интересное, что городской номер телефона, который расположен в вахтерском «аквариуме» значится в городской телефонной справочной как телефон дежурного по прокуратуре Крыма. В 2005 году я, приняв человека в прокурорской форме за дежурного прокурора, написал жалобу ,что этот дежурный не реагирует на обращения граждан.
Именно тогда и выяснилось, что речь идет о стороже, а не о дежурном прокуроре. Ответ я получил примерно такой- Марк Моисеевич, что ты хочешь от сторожа. Никаких обращений он принимать не только не обязан, но и не умеет. Зато в форме.
Ришат Акимович принял меня и главного редактора Васви Абдураимова очень тепло.
Предложил присесть и всем своим видом демонстрировал готовность удовлетворить любой интерес прессы к его персоне.
Естественно начали с общего знакомства с деятельностью Ришата Акимовича. По вопросу о существовании неких меджлисовских квот ,Ришат Акимович мягко поправил- это не квоты ,а всего лишь устные согласования с народным депутатом Украины Мустафой Джемилевым. Действительно -начальство Ришата Акимовича может прислушаться к рекомендациям, а может и не прислушаться. Но депутатов Верховной Рады Украины в Крыму много. Почему решили посоветоваться только с одним? Наверное правильнее бы было в случае необходимости получения совета собрать всех нардепов, баллотирующихся от Крыма и выслушать их мнение то же. Две головы лучше одной. Но пять лучше чем две. И так далее...

Учитывая предыдущий опыт общения и прекрасно понимая, что разговор будет серьезным, господин Абдиев сразу «выбросил» главный прокурорский козырь -законы плохие и не совершенные. Верховная Рада Украины два года не принимала ничего нового, поэтому работать на переднем крае борьбы с преступностью очень тяжело.
Упоминание о международных нормах, выполнять которые Украина обязалась при вступлении в международные организации натолкнулось на « железное» возражение -законы у нас противоречат этим самым международным нормам и формально привлекать нарушителей к ответственности затруднительно. Наши законы они вроде как и не нарушили.
Впору и согласиться. Но перед глазами стоят ряды черных иномарок перед зданием прокуратуры. Может лукавит прокурор? Может не так все и плохо? Может быть есть законная управа на негодяев?
Анализ законодательства Украины показывает, что такая управа есть. И Прокуратура располагает всем необходимым инструментарием для реализации своих непосредственных задач- защиты прав граждан Украины, которые ,в соответствии ст. 3 Конституции Украины являются главной ценностью для Украины.
Звучит красиво. А что на деле?

Всем памятны события февраля 2008 года, когда озверевшие от чувства собственной безнаказанности сотрудники милиции напали на предпринимателей на Ай-Петри.
В лучших полицейских традициях в нападении обвинили жертв нападения. У сильного -всегда бессильный виноват. Вы эту картину себе представляете? Частные предприниматели на Ай-Петри напали на вооруженных до зубов и специально обученных сотрудников элитного подразделения « Беркут»? Долго наверное их били -Беркутовцев я имею ввиду? Возможно да же ногами.
Но милиции, выполнявшей «заказ» нужно было оправдаться. Поэтому мирных торговцев обвинили в хулиганстве. И отправили в ИВС Ялтинского городского отдела. Кого на десять суток. Кого на пятнадцать.
Сообщения об этом варварстве прошли в средствах массовой информации. Сообщение в СМИ ,согласно закону, является официальным заявлением для прокуратуры.
Прокурор Абдиев согласился с таким утверждением, но тут же заметил, что от потерпевших граждан не только не поступило никаких заявлений, но наоборот- они сообщили, что претензий не имеют.
Такие заявления вполне могут ввести в заблуждение неспециалиста. Но прокуратура обязана действовать исключительно способами ,предусмотренными законом. Этого требует ст. 19 Конституции Украины.
Какой же алгоритм действий предписан прокуратуре в данной ситуации? Открываем УПК и читаем. Прокуратура обязана в срок 10 дней провести проверку по заявлению. Заявлением являлись публикации в прессе. В ходе проверки выясняются не факты наличия или отсутствия претензий, а факты нарушения закона. Теперь попробуем разобраться кто закон нарушил.
Ст. 17 Закона Украины « О выполнении решений и применении практики Европейского суда по правам человека» определяет обязанность Украины применять решения Европейского суда как источник права.
В прошлом году наша газета много писала о бывшем сотруднике прокуратуры Крыма Николае Гурепка. Именно он ,почувствовав на себе весь творимый беспредел, обратился в Европейский суд и добился решения, в соответствии с которым Украине прямо запретили арестовывать граждан без выполнения уголовной процедуры, предусмотренной УПК.
Открываем УПК и читаем. Дела в суд могут передаваться исключительно после утверждения обвинительного заключения прокурором. Круг замкнулся.
Прокурор Абдиев не отрицает, что знаком с делом своего бывшего коллеги Н.Гурепки. Знает и решение Европейского суда. Из решения следует, что Ялтинский городской суд, отправив граждан за решетку без выполнения уголовной процедуры рассмотрения дела –совершил преступление, именуемое незаконным лишением свободы..
Итак мы выяснили:
- у прокуратуры есть заявления в виде многочисленных публикаций в прессе
- есть состав преступления, именуемый незаконным лишением свободы
Что же должна делать прокуратура?
Закончив проверку в срок 10 дней должно быть вынесено одно из следующих постановлений:
-возбудить уголовное дело в отношении судей, виновных в незаконном лишении свободы граждан
-отказать в возбуждении уголовного дела за отсутствием состава преступления

По данной статье УК формулировка « отсутствие претензий « просто не предусмотрена.
Ничего такого прокуратура делать и не думала. Ограничились сбором у напуганных предпринимателей расписок об отсутствии претензий.
Так где в данной ситуации несовершенство закона? Что мешает прокуратуре просто выполнить требования УПК? Чьи интересы были затронуты на Ай-Петри? Откуда такое обилие «блатных» иномарок около прокуратуры?
Выполнение «заказух» всегда сопровождается защитой «чести мундира». Основным механизмом такой «защиты» служит обвинение самого потерпевшего « во всех смертных грехах».Так бывший министр внутренних дел Кравченко оказывается сам выстрелил себе в голову. Причем два раза. НКВД депортировал весь крымскотатарский народ, хотя сам нарком признавал, что антисоветских элементов среди крымских татар около тысячи человек. Но нужно было «захватить» Крым и депортировали всех, обвинив даже грудных детей в попытках «нападения» на красную армию.
Помнит ли прокурор Абдиев страдания своего народа?

Особое возмущение прокурора Абдиева вызывает безнаказанность депутатов местных советов. Пользуясь своей коллегиальностью и, как следствие, безнаказанностью они «дерибанят» землю. При этом огромные очереди репатриантов не могут получить участок для строительства дома для своей семьи. Все попытки прокуратуры навести порядок в земельном вопросе наталкиваются на отсутствие возможности привлечь к ответственности коллегиальный орган. Посочувствуем прокурору. И задумаемся -откуда берется ежедневный съезд иномарок у здания прокуратуры? Может есть в распоряжении прокуратуры законные методы борьбы с расхитителями земель?

Продолжение следует…

Бен-Наим Марк обозреватель газеты ПОЛУОСТРОВ

Продолжение здесь:http://groups.google.com/group/markbennayim
и здесь:http://www.upp.org.ua/analytic_1274.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".