МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Чи варто нам впроваджувати західні стандарти освіти?

03/21/2005 | Резонер
Шановні читачі!

Останнім часом часто можна почути про необхідність впровадження західних
стандартів освіти. Процес вже пішов. Вважаю, що нічого доброго він
не несе. Додаю публікації російських колег: Академіка Арнольда та
проф. В.Доценка у журналі "Наука и жизнь"

"Ко мне несколько лет назад обратились представители американской
компании "Боинг". Они мне объяснили, что американская система
образования такова, что они не могут выросших в Америке выпускников
американских вузов нанимать к себе создавать новые самолеты или даже
чинить старые. "Боинг" держится только на том, что они нанимают
иммигрантов, в основном из трех стран: из России, Китая и Индии. Мы,
говорят, прочитали, что у вас собираются довести систему образования до
американских стандартов, и по нашим расчетам в России через 30 лет будет
такое же плохое образование, как в Соединенных Штатах, и тогда нам
вообще будет некого нанимать и вся эта технологическая система рухнет,
потому, что она вся основана на иммигрантах, она основана на том, что на
Америку работают умы всей Европы".

Академик Владимир Игоревич АРНОЛЬД

=============

В.ДОЦЕНКО
Доктор физико-математических наук

Пятое правило арифметики
"Наука и жизнь" № 12, 2004

Уровень математической подготовки даже в развитых странах вызывает тревогу.
Академик Владимир Игоревич Арнольд, например, считает, что школьное
образование Франции, Англии и Америки просто гибнет в результате
непродуманных реформ, проведенных там во второй половине XX века
(см. "Наука и жизнь" № 12, 2000 г.). Умение пользоваться калькулятором
привело к неумению мыслить аналитически и логически, понимать суть
физических и математических задач (см. "Наука и жизнь" № 3,2002 г.).
О своем опыте преподавания в Парижском университете и размышлениях,
связанных с ним, рассказывает доктор физико-математических наук Виктор
Степанович Доценко.

Историки до сих пор спорят: как же мог ло получиться, что такие мудрые
и образованные древние египтяне столь быстро разучились строить свои
замечательные пирамиды? Все произошло на протяжении буквально нескольких
поколений (на рубеже IV и V династий, около XXVI века до Р.Х.). И в
самом деле, это была поразительная историческая катастрофа: веками
учились, учились, по крохам совершенствовали мастерство, передавали все
это из поколения в поколение, накапливали знания и опыт, потом выстроили
свои три Великие пирамиды (Хеопса, Хефрена и Микерина) и вдруг разом
все забыли, потеряли навык, умение и мастерство, перестали понимать
элементарные вещи. Что особенно удивляет - это произошло как бы само по
себе, безо всяких войн и нашествий варваров. Все, что было построено
после, выглядело лишь как жалкое подобие Великих пирамид и сейчас
представляет собой не более чем груду развалин.

Я теперь знаю, как такое может происходить: дело в том, что уже пятый
год преподаю физику и математику в Парижском университете (Университет
имени Пьера и Марии Кюри, известный также под именем " Paris VI ",
или " Jussieu "). Надо сказать, что Париж не последнее место на планете
по уровню образования, а мой университет далеко не худший в Париже.
Россия всегда несколько отстает от Запада, и, судя по тому, как энергично,
а главное, во что нас реформирует родное Министерство образования, сейчас
в Париже я могу наблюдать наше недалекое будущее. Сразу оговорюсь: я
вовсе не претендую на роль "пророка из будущего" и поэтому буду стараться
избегать обобщений. Мне все равно не по силам сравнивать средний уровень
французского образования (о котором имею весьма смутное представление) со
средним уровнем нынешнего российского образования (о котором тем более
ничего не знаю). И если честно, вообще не понимаю, что такое "средний
уровень образования". Я буду рассказывать только о своем личном опыте -
так сказать, "что вижу, то и пою".

Сначала небольшая справка. Во Франции уже давно введен и действует
"Единый государственный экзамен" (ЕГЭ), только называется он у них БАК
(от слова "бакалавр"), но это сути не меняет. Мотивация введения
французского ВАКа была примерно та же, что и нашего ЕГЭ: чтобы поставить
всех учеников в равные условия, чтобы свести на нет коррупцию на почве
образования, чтобы унифицировать требования к выпускникам, ну и так
далее. Короче, чтобы все было и по-честному, и по справедливости. Есть и
отличие: у ВАКа имеется несколько специализаций. Он может быть научным,
когда приоритет (повышенный коэффициент) имеют экзамены по математике и
физике; гуманитарным, когда приоритет отдается языкам, философии;
экономическим и т. д. Человек, сдавший БАК, имеет право безо всяких
вступительных экзаменов записаться в любой университет своего профиля
(правда, только по месту жительства - прописка у французов очень даже
имеется) и учиться в нем совершенно бесплатно (если не считать
"комиссионного сбора" размером в три сотни евро в начале каждого учебного
года). А если студент документально докажет, что доходы его семьи ниже
определенного уровня, то может получать стипендию (совершенно независимо
от своей успеваемости). Ученик, сдавший БАК с отметкой выше
определенного уровня (больше чем 15 из 20), имеет право записаться на
подготовительное отделение в одну из так называемых Гранд Эколь (самая
известная из которых Эколь Нормаль Суперьер) - это что-то вроде элитных
университетов, для поступления в которые после подготовительных курсов
нужно выдержать еще и вступительные экзамены. Далее, в процессе учебы
как в Гранд Эколь, так и в университете, в зимнюю и в весеннюю сессии
происходит отсев. Если у студента сумма баллов всех экзаменов оказывается
ниже определенного уровня, его выгоняют (или, в определенных ситуациях,
оставляют на второй год). Отсев идет серьезный: в моем университете в
первую зимнюю сессию выгоняют около 40 процентов студентов, в
следующую - еще процентов 30 и т.д. В результате к концу второго года
обучения остается едва ли четверть из тех, кто начинал учиться (фактически
это растянутые на два года вступительные экзамены). Далее отсев тоже
продолжается, хотя не столь интенсивно, и, наконец, венчают всю эту учебу
два или три года так называемого ДРА, которое с некоторыми поправками
соответствует нашей аспирантуре и которое, как и у нас, завершается
(точнее, должно завершаться) диссертацией и ученой степенью. Естественно,
что до этого уровня добираются только "самые-самые"... Ну и чтобы
завершить это довольно скучное вступление, немного о себе: доктор
физико-математических наук, профессор, занимаюсь теоретической физикой;
в университете " Paris VI " преподаю математику и общую физику
первокурсникам, а еще, в качестве "контрастного душа", читаю некий
теоретический курс (уж не стану разъяснять о чем) и веду семинары для
аспирантов последнего года Эколь Нормаль Суперьер (т. е. именно для тех,
которые не только "самые-самые", но еще и "супер" и "экстра").

Ну вот, как видите, система образования задумана как будто совсем неплохо, все устроено вполне разумно, и даже деньги на все это есть (французы, правда,
все время тоже говорят, что денег на образование катастрофически не
хватает, но это просто оттого, что они не знают, что значит не хватает на
самом деле). И тем не менее, могу сообщить тем, кто еще не знает, что
"хотели, как лучше, а получилось, как всегда" бывает не только в России.
Французское образование (и я подозреваю, что далеко не только
французское) - яркий тому пример.

В силу специфики своей деятельности в своем дальнейшем повествовании я
буду иногда вынужден апеллировать к экспертам в области высшей
математики. Я имею в виду тех, кто знает все четыре правила арифметики,
а также умеет складывать дроби и в общих чертах знаком с таблицей
умножения. Части текста, для понимания которых требуются столь
специфические знания, я выделю курсивом.

Так вот, в этом учебном году я обнаружил, что среди пятидесяти моих
учеников-первокурсников (у меня две группы) восемь человек считают, что
три шестых (3/6) равно одной трети (1/3). Подчеркну: это молодые люди,
которые только что сдали "научный БАК", то есть тот, в котором приоритет
отдается математике и физике. Все эксперты, которым я это рассказывал и
которые не имеют опыта преподавания в парижских университетах, сразу же
становятся в тупик. Пытаясь понять, как такое может быть, они совершают
стандартную ошибку, свойственную всем экспертам: пытаются найти в этом
логику, ищут (ошибочное) математическое рассуждение, которое может
привести к подобному результату. На самом деле все намного проще: им это
сообщили в школе, а они, как прилежные ученики (а в университет
попадают только прилежные ученики!), запомнили. Вот и все. Я их
переучил: на очередном занятии (темой которого вообще-то было
производная функции) сделал небольшое отступление и сообщил, что 3/6
равно 1/2, а вовсе не 1/3, как считают некоторые из присутствующих.
Реакция была такая: "Да? Хорошо..." Если бы я им сообщил, что это
равно 1/10, реакция была бы точно такой же. В предыдущие два учебных
года процентов десять-пятнадцать моих студентов систематически
обнаруживали другое, не менее "нестандартное" математическое знание: они
полагали, что любое число в степени -1 равно нулю. Причем это была не
случайная фантазия, а хорошо усвоенное знание, потому что проявлялось
неоднократно (даже после моих возражений) и срабатывало в обе стороны:
если обнаруживалось что-либо в степени -1, то оно тут же занулялосъ, и
наоборот, если что-либо требовалось занулить, подгонялась степень -1.
Резюме то же самое: их так научили.

Вот чему несчастных французских детей никак не могут по-настоящему
научить, так это обращаться с дробями. Вообще, дроби (их сложение,
умножение, а особенно деление) - постоянная головная боль моих студентов.
Из своего пятилетнего опыта преподавания могу сообщить, что
сколько-нибудь уверенно обращаться с дробями могли не больше десятой
части моих первокурсников. Надо сказать, что арифметическая операция
деления - это, пожалуй, самая трудная тема современного французского
среднего образования. Подумайте сами, как объяснить ребенку, что такое
деление: небось станете распределять поровну шесть яблочек среди троих
мальчиков? Как бы не так. Чтобы рассказать, как учат делению во
французской школе, я опять вынужден обращаться к экспертам. Пусть не
все, но кое-кто из вас еще помнит правило деления в столбик. Так вот,
во французской школе операция деления вводится в виде формального
алгоритма деления в столбик, который позволяет из двух чисел (делимого и
делителя) путем строго определенных математических манипуляций получить
третье число (результат деления). Разумеется, усвоить этот ужас можно,
только проделав массу упражнений, и состоят эти упражнения вот в чем:
несчастным ученикам предъявляются шарады в виде уже выполненного
деления в столбик, в котором некоторые цифры опущены, и эти
отсутствующие цифры требуется найти. Естественно, после всего этого, что
бы тебе ни сказали про 3/6, согласишься на что угодно.

Разумеется, кроме описанных выше, так сказать, "систематических
нестандартных знаний" (которым научили в школе) имеется много просто
личных, случайных фантазий. Некоторые из них очень смешные. Например,
один юноша как-то предложил переносить число из знаменателя в числитель
с переменой знака. Другая студентка, когда косинус угла между двумя
векторами у нее получился равным 8, заключила, что сам угол равен
360 градусов умножить на восемь, ну и так далее. У меня есть целая
коллекция подобных казусов, но не о них сейчас речь. В конце концов, то,
что молодые люди еще способны фантазировать, - это не так уж плохо.
Думать в школе их уже отучили (а тех, кого еще не отучили, в университете
отучат - это уж точно), так пусть пока хоть так проявляют живость ума
(пока они, живость и ум, еще есть).

Довольно долго я никак не мог понять, как с подобным уровнем знаний все
эти молодые люди сумели сдать БАК, задачи в котором, как правило,
составлены на вполне приличном уровне и решить которые (как мне казалось)
можно, лишь обладая вполне приличными знаниями. Теперь я знаю ответ на
этот вопрос. Дело в том, что практически все задачи, предлагаемые на ВАКе,
можно решить с помощью хорошего калькулятора - они сейчас очень умные,
эти современные калькуляторы: и любое алгебраическое преобразование
сделают, и производную функции найдут, и график ее нарисуют. При этом
пользоваться калькулятором при сдаче ВАКа официально разрешено. А уж
что-что, а быстро и в правильном порядке нажимать на кнопочки
современные молодые люди учатся очень лихо. Одна беда - нет-нет, да и
ошибешься, в спешке не ту кнопочку нажмешь, и тогда получается конфуз.
Впрочем, "конфуз" - это с моей, старомодной, точки зрения. А по их,
современному, мнению - просто ошибка, ну что поделаешь, бывает.
К примеру, один мой студент что-то там не так нажал, и у него получился
радиус планеты Земля равным 10 миллиметрам. А, к несчастью, в школе его
не научили (или он просто не запомнил), какого размера наша планета,
поэтому полученные им 10 миллиметров его совершенно не смутили. И лишь
когда я сказал, что его ответ неправильный, он стал искать ошибку. Точнее,
он просто начал снова нажимать на кнопочки, но только теперь делал это
более тщательно и в результате со второй попытки получил правильный
ответ. Это был старательный студент, но ему было абсолютно
"до лампочки", какой там радиус у Земли: 10 миллиметров или
6400 километров, - сколько скажут, столько и будет. Только не подумайте,
что проблему можно решить, запретив калькуляторы: в этом случае БАК
просто никто не сдаст, дети после школы вынуждены будут вместо учебы в
университетах искать работу, и одновременно без работы останется целая
армия университетских профессоров - в общем, получится страшный
социальный взрыв. Так что калькуляторы трогать не стоит, тем более, что в
большинстве случаев ученики правильно нажимают на кнопочки.

Теперь о том, как, собственно, учат математике и физике в университете.
Что касается математики, то под этой вывеской в осеннем семестре изучаются
три темы: тригонометрия (синусы, косинусы и т. д.), производные функций
и несколько интегралов от стандартных функций - в общем, все то, что и
так нужно было знать, чтобы сдать БАК. Но в университете, как это часто
бывает, учат все сначала, чтобы научить наконец "по-настоящему".

Что касается тригонометрии, то ее изучение сводится к заучиванию таблицы
значении синуса, косинуса и тангенса для стандартных углов 0, 30, 45, 60
и 90 градусов, а также нескольких стандартных соотношений между этими
функциями. Старательные студенты, которых в действительности не так уж
мало, все это знают и так. Однако вот ведь какая закавыка, я каждый год
упорно задаю своим ученикам один и тот же вопрос: кто может объяснить,
почему синус 30 градусов равен 1/2? Я преподаю уже пять лет, и каждый
год у меня около пятидесяти учеников; так вот, из двухсот пятидесяти моих
учеников за все время на этот вопрос мне не ответил ни один человек.
Более того, по их мнению, сам вопрос лишен смысла: то, чему равны все
эти синусы и косинусы (так же, впрочем, как и все остальные знания,
которыми их пичкали в школе, а теперь продолжают пичкать в университете),
- это просто некая данность, которую нужно запомнить. И вот каждый год
я как последний зануда пытаюсь их в этом разубеждать, пытаюсь
рассказывать, что откуда берется, какое отношение все это имеет к миру, в
котором мы живем, тужусь изо всех сил рассказывать так, чтобы было
интересно, а они смотрят на меня, как на придурка, и терпеливо ждут,
когда же я наконец угомонюсь и сообщу им, что, собственно, нужно заучить
на память. Своим большим успехом я считаю, если к концу семестра один
или два человека из группы раз-другой зададут мне вопрос "почему?". Но
достичь этого мне удается не каждый год...

Теперь производная функции. Милые эксперты, не пугайтесь: никакой
теоремы Коши, никакого "пусть задано эпсилон больше нуля..." тут не
будет. Когда я только начинал работать в университете, некоторое время
ходил на занятия моих коллег - других преподавателей, чтобы понять что к
чему. И таким образом я обнаружил, что на самом деле все намного-намного
проще, чем нас когда-то учили. Спешу поделиться своим открытием:
производная функции - это штрих, который ставится справа вверху от
обозначения функции. Ей-богу, я не шучу - прямо так вот и учат. Нет,
разумеется, это далеко не все: требуется заучить свод правил, что
произойдет, если штрих поставить у произведения функций и т.п.; выучить
табличку, в которой изображено, что этот самый штрих производит со
стандартными элементарными функциями, а также запомнить, что если
результат этих магических операций оказался положительным, значит,
функция растет, а если отрицательным - убывает. Только и делов. С
интегрированием точно такая же история: интеграл - это такая вот
вертикальная карлючка, которая ставится перед функцией, затем даются
правила обращения с этой самой карлючкой и отдельное сообщение:
результат интегрирования - это площадь под кривой (и на кой им нужна эта
площадь?..)

С преподаванием физики дела обстоят похоже, только рассказывать про это
скучно - здесь не так много смешного. Потому очень кратко (просто для
полноты картины): курс физики в первом семестре в Университете имени
Пьера и Марии Кюри начинается почему-то с линейной оптики (при этом
параллельно на лабораторных занятиях студенты зачем-то изучают
осциллограф), затем - два занятия подряд они зубрят наизусть огромную
таблицу с размерностями физических величин (то есть как выражается в
килограммах, секундах и метрах, скажем, гравитационная постоянная
и т. п.; замечу попутно - при этом они понятия не имеют, что такое
гравитационная постоянная), затем - механика (столкновения шариков,
равновесие сил и т. п.), и наконец венчает осенний семестр почему-то
гидродинамика. Почему именно такая выборка - понятия не имею, возможно,
это то немногое, что знает главный координатор (и лектор) нашей секции.
Почему именно в таком порядке? Да, собственно, какая разница, в каком
порядке все это зубрить...

Бедные Мария и Пьер Кюри... Они на том свете небось места себе не
находят от стыда.

Попробую предложить отдаленную аналогию всей этой ахинеи для
гуманитариев. Представьте себе, что программа университетского курса под
названием "Русская литература" состоит из следующих разделов:
1. Творчество А. П. Чехова;
2. Лингвистический анализ произведений русских и советских писателей
XIX и XX веков;
3. "Слово о полку Игореве";
4. Творчество А. Платонова. И на этом все...

Что же касается аспирантов Эколь Нормаль Суперьер (то есть тех, которые
"су-пер-самые-самые"), то здесь ситуация совершенно иная. Эти ребята
прошли такой суровый отбор, что ни вольных фантазеров, ни тем более
разгильдяев здесь уже не встретишь. Более того, и с дробями у них все в
порядке, и алгебру они знают прекрасно, и еще много-много всего, что им
полагается знать к этому возрасту. Они очень целеустремленные,
работоспособные и исполнительные, и с диссертациями у них, я уверен,
будет все в полном порядке. Одна беда - думать они не умеют совершенно.
Исполнить указанные, четко сформулированные преподавателем манипуляции
- пожалуйста, что-нибудь выучить, запомнить - сколько угодно. А вот
думать - никак. Эта функция организма у них, увы, атрофирована
полностью. Ну, а кроме того, теоретическую физику они, конечно, не
знают совершенно. То есть они, конечно, знают массу всевозможных вещей,
но это какая-то пестрая, совершенно хаотичная мозаика из массы
всевозможных маленьких "знаний", которые они с успехом могут
использовать, только если вопросы им приготовлены в соответствии с заранее
оговоренными правилами, совместимыми с этой мозаикой. Например, если
такому аспиранту задается некий вопрос, то ответом на него должно быть
либо "знание А", либо "знание В", либо "знание С", потому что если это
ни А, ни В, ни С, он станет в ступор, который называется "так не бывает".
Хотя, конечно, и у аспирантов Эколь Нормаль Суперьер бывают довольно
смешные дыры в знаниях - но тут несчастные детишки совершенно не
виноваты - это преподаватели у них были такие. Например, из года в год я
обнаруживаю, что никто из моих слушателей (аспирантов последнего года
Эколь Нормаль Суперьер!) не способен взять Гауссов интеграл и вообще не
имеет представления о том, что это такое. Ну это как если бы человек
писал диссертацию, скажем, о месте природы в поэзии позднего Пушкина и
при этом не имел представления о том, что такое синонимы. Но, вообще,
конечно, из этих аспирантов получатся прекрасные исполнители, как те
"роботы-исполнители" из давнего фильма "Москва - Кассиопея"... И
поэтому мне больше нравится преподавать первокурсникам университета: там
все-таки еще есть хоть небольшая надежда кого-то чему-то научить...

Мне их так жалко, этих детишек! Вы только представьте: из года в год с
раннего детства зубрить, зубрить и зубрить весь этот бред... Но ведь
понятно, что вызубрить все невозможно. Даже у самых прилежных учеников
хоть в чем-то, но будут пробелы. На практике это иногда выглядит дико
(по крайней мере для меня). Представьте себе: прилежный студент, умеет
находить производные, умеет интегрировать (то есть он вызубрил все
правила, про "штрих" и "вертикальную карлючку"), но вот дроби
складывать не умеет. Или, допустим, складывать умеет, а вычитать - никак
- ну не выучил вовремя! При этом он может знать всю таблицу умножения,
но вот чему равно 6 умножить на 7 - нет (может, он просто проболел в тот
день, когда учитель в школе это сообщал). Теперь вы, надеюсь, поняли,
что на самом деле 3/6 может равняться не только 1/3, а вообще чему
угодно. Если хотите, это можно назвать "пятым правилом арифметики":
сколько скажем, столько и будет!

Мне неизвестно, сколько времени здесь продолжается весь этот
образовательный "апокалипсис", может, лет десять, может, чуть меньше, но
то, что в школы уже пришли преподаватели "нового поколения" -
выпускники таких вот университетов - это точно, я вижу по своим ученикам.
Что же касается моих коллег - нынешней университетской профессуры...
Нет, с арифметикой у них все в порядке, и, вообще, в каком-то смысле
все они довольно грамотные люди - стареющее вымирающее поколение. Но,
с другой стороны, когда происходит такой всеобщий бардак в образовании,
вольно или невольно, но тупеют все - не только ученики, но и
преподаватели, видимо, это какой-то неизбежный закон природы. Разврат
развращает... В этом учебном году на семестровой контрольной одной из
задач была такая, (я думаю, наши восьми, а может, и семиклассники ее бы
оценили): "Воздушный шар летит в одном направлении со скоростью
20 км/час в течение 1 часа и 45 минут. Затем направление движения
меняется на заданный угол (60°), и воздушный шар летит еще 1 час и 45
минут с той же скоростью. Найти расстояние от точки старта до точки
приземления". Перед контрольной на протяжении двух недель среди
преподавателей университета шла бурная дискуссия - не слишком ли сложна
эта задача для наших студентов. В конце концов решили рискнуть выставить
ее на контрольную, но с условием, что те, кто ее решит, получат
дополнительно несколько премиальных очков. Затем в помощь
преподавателям, которые будут проверять студенческие работы, автор этой
задачи дал ее решение. Решение занимало половину страницы и было
неправильным. Когда я это заметил и поднял было визг, коллеги тут же
успокоили меня очень простым аргументом: "Чего ты нервничаешь? Все равно
эту задачу никто не решит..." И они оказались правы. Из полутора сотен
студентов, писавших контрольную, ее решили только два человека (и это
были китайцы). Из моих пятидесяти учеников примерно половина даже не
попыталась ее решать, а у тех, кто сделал такую попытку, спектр
полученных ответов простирался от 104 метров до 108 500 километров.
Отдавая работу той студентке, которая умудрилась получить расстояние в
108,5 тысячи километров, я попытался было воззвать к ее здравому смыслу:
дескать, ведь это два с половиной раза облететь вокруг земного шара! Но
она мне с достоинством ответила: "Да, я уже знаю - это неправильное
решение". Такие вот дела...

Читатель, небось, уже измучился в ожидании ответа на давно созревший
вопрос: "Как же такое может быть?!" Ведь Франция - высокоразвитая
культурная страна, в которой полным-полно умных образованных людей. Это
один из главных мировых лидеров и в теоретической физике, и в математике,
и в высоких технологиях, страна, где по российским понятиям
"все хорошо". И, в конце концов, куда подевалась выдающаяся
французская математическая школа "Бурбаки"? И вообще, при чем тут
"Единый государственный экзамен"?

Про "Бурбаки" ответить проще всего. Эта школа никуда не делась, она
продолжает функционировать, но при этом стала похожей на "черную дыру":
людей (и талантливых людей!) она продолжает в себя "всасывать", но что
там у нее делается внутри, те, кто находится снаружи, уже не знают. Это
стало чем-то вроде "игры в бисер" Германа Гессе. Хотя мощная
математическая традиция "Бурбаки" во французском обществе конечно же
осталась. Именно поэтому несчастных детишек здесь так мучают шарадами
про деление в столбик. Или, к примеру, когда нужно было решить
уравнение 5х+3=0, один мой студент исписал целую страницу рассуждениями
про структуру и счетность множества решений такого типа уравнений, но
само уравнение решить так и не смог. Хорошо известно, что получается,
если из учения, веры или науки уходит дух, а остается один формальный
ритуал: маразм.

Что же касается "как же такое может быть?!", то, как видите, может, очень
даже может! Правда, я подозреваю, только до поры до времени.
Во-первых, нужно иметь в виду, что вся эта катастрофа в образовании
началась не так уж давно, и когда говорят про умных и образованных
людей, то это в действительности очень тонкий слой общества (на котором
на самом деле все и держится), состоящий из пожилых, стареющих (и
вымирающих) "динозавров". И подпитки в этот слой сейчас просто не
происходит (точнее, она происходит за счет китайцев и прочих там
русских). Во-вторых, существует и совершенно другая точка зрения на
происходящее. Этот крайне циничный взгляд на современное общество как-то
растолковал мне один мой коллега по университету (огромный патриот
Франции, по происхождению поляк, несколько лет проучившийся в Москве,
прекрасно говорящий по-русски, большой знаток русской литературы). Он
очень умный человек, тоже преподает и прекрасно видит, что происходит,
но при этом считает, что никакой катастрофы нет, а наоборот, все
правильно, все развивается как надо. Дело в том, что современному
развитому обществу нужны только хорошие исполнители. Творческие,
думающие люди, конечно, тоже требуются, но буквально единицы. Поэтому
вся система образования должна быть настроена на отбор, выращивание и
дрессировку именно хороших исполнителей, а учить думать молодых людей
совершенно не нужно: в современном обществе это только повредит их
будущей профессиональной деятельности, какой бы она ни была. Что же
касается творческих личностей, то о них особенно беспокоиться не следует:
тот, кто действительно талантлив, так или иначе все равно пробьется. В этом
смысле, по большому счету, совершенно не важно, каким предметам мы их
тут, в университете, учим (по крайней мере, на первых курсах). Вместо
физики с математикой вполне можно было бы заставлять зубрить, например,
латынь (вот только специалистов таких сейчас не сыщешь). Все равно в
будущей профессиональной деятельности никакое понимание физики с
математикой им не понадобится. На уровне школы и университета важно
просто производить отбор и дрессировку самых послушных, трудолюбивых и
исполнительных, вот и все. А для тех, кто вылетает из этой системы, для
тех, кто идет в "отходы", существуют метлы для подметания улиц,
кассовые аппараты в супермаркетах, заводские конвейеры и т. д. Вы вон в
Советском Союзе в свое время напроизводили миллионы образованных
"думающих" инженеров - и что? По части своих прямых профессиональных
обязанностей они, как правило, ни черта делать не умели, а предпочитали
размышлять о судьбах мира, о смысле жизни, о Достоевском... Причем,
согласитесь, сами эти, так сказать, "думающие образованные инженеры"
сплошь и рядом чувствовали себя несчастными людьми: невоплощенные
мечты о великих свершениях, нереализованные таланты, мировая скорбь и
тому подобное. А тут жизненные претензии и запросы, как личные, так и
профессиональные, четко алгоритмированы, и все счастливы и довольны...

Я думаю, мысль понятна, и дальше можно не распространяться. Обо всем
этом уже писано-переписано в бесчисленных утопиях и антиутопиях. Мне
лично подобная точка зрения на развитое современное общество крайне
несимпатична, но это отнюдь не значит, что она ошибочна. Мне кажется, что
в подобной системе никакие таланты никуда не пробьются (просто потому,
что их некому будет учить), и тогда люди, точнее, "роботы-исполнители"
очень быстро разучатся строить "Великие пирамиды". Но, может, я и
ошибаюсь...

Теперь, надеюсь, понятно, при чем тут "Единый государственный экзамен"?
Когда люди, вместо того чтобы думать самим и учить думать своих детей,
пытаются в конечном итоге все на свете сводить к алгоритмам и тупым
тестам, наступает всеобщее отупение. Впрочем, что тут первично, а что
вторично, не знаю: вполне возможно, что все эти БАКи, ЕГЭ и прочие тесты
не более чем следствие (а вовсе не причина) всеобщего, скажем так,
"радикального упрощения мышления" в развитом обществе. В моей
молодости экзамены в стиле ЕГЭ проводились только на военной кафедре,
что как раз было вполне оправданно и понятно: "приказ начальника - закон
для подчиненного", и все тут, а думать при этом было противопоказано.
Теперь подобный стиль обучения похоже становится всеобщим. По мне так
уж лучше пусть будет коррупция, чем кристально честное общество
исполнительных роботов-идиотов. Хотя, впрочем, у меня есть сильные
подозрения, что в этом смысле России ничего особенно серьезного не грозит.
У нас сплошь и рядом вязнут и дохнут не только благие начинания, но, к
счастью, и идиотские.

Ну а если подобная "алгоритмизация" жизни и в самом деле есть
магистральная дорога дальнейшего развития человечества (в конце концов,
если это эффективно, то почему нет?), что ж, тогда мне просто останется
пожелать ему счастливого пути. Удачи вам, ребята, дальше продолжайте без
меня, я остаюсь...

Відповіді

  • 2005.03.21 | xenyka

    Стосовно сексуал'ного шантажу -TAK! (-)

    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.03.21 | Сергій Вакуленко

      Re: Стосовно сексуал'ного шантажу -TAK! (-)

      Ксенико, серденько, сексуальний шантаж — то не є проблема освіти. То є проблема суспільства в цілому. Він може трапитися де завгодно, якщо хтось від когось адміністративно залежить.

      Тому й боротися з ним треба не окремо в освіті, окремо в охороні здоров'я, окремо в тюрмі чи деинде. Треба ламати суспільне наставлення.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.03.21 | Георгій

        Згоден

        Дійсно, пані Ксенико, обговорення методів боротьби зі статевим шантажем краще, мабуть, вести на сторінці "Право."
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.03.31 | xenyka

          Re: Згоден

          Obhovoriuiu tam de trapliaiet'sia, :)proshu mene ne vytisniaty na okolytsi.

          Do rechi, neobkhidnist' vvedennia u Kodeks pratsi prava pratsivnykiv na seredovyshche vil'ne vid seksual'noho shantazhu obhovoriuiet'sia. Shchonaimenshe namahaiut'sia harmonizuvaty z Ievropeis'kym Soiuzom.

          A v osviti - iak vody v rot nabraly.
      • 2005.03.31 | xenyka

        Re: Стосовно сексуал'ного шантажу -TAK! (-)

        Prote u vuzakh isnuiut' taki rechi iak 24-7 Sexual Assualt Crisis Line ta Office of Affirmative action. Vony ie chastynoiu UNIVERSYTETU u Shtatakh, ne znaiu iak u Ievropi.

        A v Ukraiini?
  • 2005.03.21 | Георгій

    Маленький коментар

    Коли я читав цю цікаву, гостру статтю д-ра Доценка, я впізнавав деяких своїх американських студентів. У США теж трапився деякий розрив між шкільним викладанням точних наук і реальним життям. У деяких відношеннях тут проблема ще гірша, ніж у Франції, тому що американці, як правило, не мають абсолютно ніякого поняття про метричну систему. Тому відповідь, що діаметр земної кулі дорівнює 10 мілліметрів, багатьох американських підлітків зовсім би не здивувала. Вони мілліметри, міллілітри, кілограми, мікрограми і т.д. зовсім ні з чим не асоціюють. Одна моя студентка написала, у відповідь на запитання, як вона розуміє вислів "0.9% розчин хлориду натрія," що це коли кількість натрія дорівнює десять у мінус дев'ятому ступені нанометра.

    З положенням, що головна біда сучасної західної освіти у соціальному попиті на роботів-автоматів, я у принципі згоден. Це, здається, об'єктивна реальність, і дуже мало що можна з цим вдіяти. Постмодернізм. Проте, разом із цим, я вважаю, що дещо запозичити із західної системи освіти варто. Наприклад - я вже багато разів писав про це - варто запровадити більш горизонтальну систему шкільних і університетських програм і дати університетам адміністративну і фінансову автономію.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.03.31 | Андрей

      Re: Маленький коментар

      Вся эта система образования функционирует, до тех пор пока им есть откуда черпать дешевых творчески мыслящих ученых (страны бывшего СССР и Азия). Как только эти страны догонят их по уровню зарплат и этот поток эмигрантов иссякнет - произойдет катастрофа. Они поймут, что не смогут самостоятельно произвести ни компьютер нового поколения, ни самолет. Им придется спешно ввозить преподавателей из Азии и СССР, но будет поздно, поезд ушел, они очутятся там же, где очутились древние египтяне. На обочине истории. И это произойдет очень скоро. Мы сможем на это посмотреть!
      Господа, не дайте испортить наше образование!
  • 2005.03.21 | Сергій Вакуленко

    Не варто

    Як гуманітарій, не можу цілком оцінити арґументації в ділянці фізики, математики тощо.

    У Jussieu (Université Paris VII) сидів кілька місяців (Tour Centrale). Хоча був на дослідницькій, а не на викладацькій роботі, колеґи просили мене инколи вийти на заміну, то я провів кілька занять із загального мовознавства (колись і в Україні їх вів).

    Прірви між рівнем студентів не побачив. А от методики викладання різняться. Стандартний французький спосіб (у цій дисципліні) — читати вголос тексти, які викладач потім коментує.

    У нас (через брак підручників) стандартний спосіб іще середньовічніший: викладач диктує текст лекції, студенти нотують.

    Особисто я пробую побудувати виклад у формі діялогу (maïeutique). Реакція студентів — і наших, і їхніх — зачудовання (на перших порах).
    Потім наші швидше звикають, але їхні більше цінують.

    Оцінити ґлобально ефективність їхньої та нашої системи я, звісно, не можу. На студентів і їхнє невігластво нарікають усі (і ми, й вони).
    Якщо брати рівень кандидатів-докторів, я поставив би французів трохи вище. Однак не забуваймо, що вони мають значно більше часу й можливостей на самовдосконалення.

    У підсумку: переходити не варто, бо зусиль на те піде багато, а поміняємо шило на мило. Можна запозичити деякі раціональні елементи (особисто мені подобається право студентів самостійно обирати собі курси в межах спеціяльності).

    Окрім того, "європейські стандарти освіти" — то умовність. Якщо вони існують, то тільки в більше-менше одакових уявленнях про те, яка людина може вважатися освіченою. Що ж до організації навчання, системи оцінювання, єрархії наукових ступенів тощо, кожна країна тримається власної традиції.
  • 2005.03.21 | Боровик

    Cтаття - лажа!

    Автори просто глузують. Глузують з самого початку, коли за приклад беруть одну з найуспішніших американських компаній і якийсь окремий випадок.
    Далі іде ще більше глузування, коли починають колупатись в американських програмах навчання з тої ж фізики, тому що як би вони не старались, але в 95-ти відсотках рідних вузів ситуація просто значно гірша.
  • 2005.03.21 | Olha_K

    Не погоджуюсь з наступним

    >По мне так уж лучше пусть будет коррупция, чем кристально честное общество исполнительных роботов-идиотов.

    Здається, автор дійсно не має уявлення про розмах цього явища, принаймні у нас. Я не бачу як талановитий "думающий" студент може реалізувати себе якщо він не має навіть шансів потрапити до університету, бо не у "ректорському списку".

    Ще один момент - дисципліна, яка "перетворює на роботів". В нас цього точно бракує, але нічого позитивного у тому немає - всі зусилля спрямовані на те як отримати оцінку і НЕ вчитися. А потім - і НЕ працівати. І НЕ платити податки. І НЕ займатися наукою. І НЕ працювати над законами. І так далі.

    І в цілому погоджуюсь з побоюваннями автора і вірю в те, що він каже правду, але от вам один факт про останнє французьске досягнення

    >У вівторок, 14 грудня, президент Франції Жак Ширак під час урочистої церемонії відкрив найвищий автомобільний міст у світі, що височить над землею на висоті понад 300 метрів. Загальна довжина віадуку "Мілло", спорудженого за проектом британського архітектора Нормана Фостера між двома пагорбкуватими берегами ріки Тарн на півдні Франції, становить 2,46 кілометри. Залізобетонна конструкція загальною вагою 290 тисяч тонн складається з семи опор, причому дві з них, висотою 245 і 220 метрів, є, за оцінкою французької преси, найвищими у світі.

    От коли у нас за три роки зможуть побудувати споруду довжиною 2,5 кілометри на висоті 300 метрів будуючи її з протилежних берегів і вона зійдеться десь у центрі міліметр в міліметр, тоді ми зможемо зітхати про суспільство "роботів-ідіотів". :)
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.03.21 | Георгій

      Істина, мабуть, десь посередині

      Olha_K пише:
      > >По мне так уж лучше пусть будет коррупция, чем кристально честное общество исполнительных роботов-идиотов.
      > Здається, автор дійсно не має уявлення про розмах цього явища, принаймні у нас. Я не бачу як талановитий "думающий" студент може реалізувати себе якщо він не має навіть шансів потрапити до університету, бо не у "ректорському списку".
      (ГП) Згідний з Вами.

      > Ще один момент - дисципліна, яка "перетворює на роботів". В нас цього точно бракує, але нічого позитивного у тому немає - всі зусилля спрямовані на те як отримати оцінку і НЕ вчитися. А потім - і НЕ працівати. І НЕ платити податки. І НЕ займатися наукою. І НЕ працювати над законами. І так далі.
      (ГП) Знову згідний. До речі, д-р Доценко сам про це пише, коли він згадує армію колишніх радянських "думаючих інженерів," які на роботі роками чи десятиріччями били байдики. Потрібна якась золота середина. Звичайно, армія роботів - не те, до чого треба прагнути, але й армія високоінтелектуальних нероб - теж не вихід.

      > (...) От коли у нас за три роки зможуть побудувати споруду довжиною 2,5 кілометри на висоті 300 метрів будуючи її з протилежних берегів і вона зійдеться десь у центрі міліметр в міліметр, тоді ми зможемо зітхати про суспільство "роботів-ідіотів". :)
      (ГП) Знову правда Ваша.
  • 2005.03.21 | Aj

    Re: Чи варто нам впроваджувати західні стандарти освіти?

    З великою цікавістю прочитав статтю Доценко (спасибі Резонерові). Дійсно, у нас в школі також відбувається відрив наукового знання від практичного досвіду дітей і здорового глузду. Наприклад, знання про електричний струм, які я отримав в школі, і досі допомагають мені лагодити новорічну гірлянду чи настольну лампу, хоч майстер я кепський. Так само знання з курсу біології впливають на те, як я доглядаю за рослинами вдома і на дачі. Робити окуліровку мене навчили на уроці ботаніки в 5-му чи 6-му класі. А ось моїх дітей вчать на уроках фізики і біології якимсь теоретичним речам, які з практикою повсякденною не мають нічого спільного. Тому це знання незрозуміле, яке може бути тільки "зазубрене". Мене також, як Доценка, дивує, що дитина отримує нісенітницю в результаті і не розуміє цього. Водночас в західній системі є і позитивні речі. Наприклад, наявність поряд з обов"язковими вибіркових (факультативних) предметів. Наша школа надзвичайно вороже ставиться до цього, бо з"являється конкуренція між вчителями, має змінитися позиція вчителя стосовно учня. Діти реально можуть оцінити вчителя, не записавшись на його предмет. І вчителі, як я бачу, категорично не сприймають можливість своєї залежності від учня. Тож запозичувати треба, але розумно, не формально.
  • 2005.03.22 | Роман ShaRP

    Головне питання трохи не до стандартів.

    Питання в тому, чи варто вчити зубрити факти і "алгоритми", чи варто вчити думати.

    А це вже навіть більше суспільна позиція, ніж стандарти освіти.
  • 2005.03.22 | Горицвіт

    Чогось я йому не вірю

    Таке враження, що він пише з патріотичних мотивів "наше краще". Тільки враження, повторюю, бо я не викладав на Заході.

    Але якщо студенти і аспіранти там такі тупі, то звідки беруться чудові талановиті науковці? Цих я знаю особисто.

    Про "західні" стандарти (яких не існує в природі) вже говорили.

    Чому б не взяти краще мінус гірше плюс здоровий глузд.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.03.22 | Георгій

      Звідки беруться науковці

      Горицвіт пише:
      > (...) якщо студенти і аспіранти там такі тупі, то звідки беруться чудові талановиті науковці? Цих я знаю особисто.
      (ГП) Я думаю, чудові науковці можуть "взятися" за будь-якої системи викладання у ВНЗ, навіть і коли вона деградує. Я сам зараз варюся просто у самісінькому центрі такої системи (викладаю у маленькому провінційному університеті на півдні США) і дійсно можу підтвердити, що студентів з дуже низькою мотивацією, студентів, які живуть за принципом, "тільки скажи мені, що ти хочеш від мене, щоби я тобі це переповів на тесті, і відчепися!" - ДУЖЕ багато. Але, незважаючи на це, я буквально у кожному своєму лекційному класі (50-60 студентів) і в кожному лабораторному класі (20-25 студентів) ЗАВЖДИ маю як мінімум одного, а іноді двох-трьох студентів з надзвичайно високою мотивацією, таких, що з них можуть вийти прекрасні науковці. Дуже важко сказати, які саме чинники визначають цей характер студента. Іноді це обставини виховання: батьки багато читають, з повагою ставляться до науки і науковців. В інших випадках це просто біологія, якийсь природній інтерес, цікавість до питань науки. Важливо, я думаю, те, що у США - і, мабуть, в інших країнах Заходу - для таких молодих людей є спеціальні курси (АР у середній школі, "Honors College" у вищій), і ще те, що викладачі, які їх помічають, пишуть для них дуже хороші, сильні рекомендувальні листи (а це тут грає мало не найголовнішу роль у пошуках працевлаштування, в науці також). У США також є спеціальні школи-інтернати для особливо обдарованих дітей. Там програма зовсім інша, суттєво краща, ніж описана д-ром Доценком.
  • 2005.03.23 | Уляна

    Немедленно на TV! Киселев - ведущий!


    > это из поколения в поколение, накапливали знания и опыт, потом выстроили
    > свои три Великие пирамиды (Хеопса, Хефрена и Микерина) и вдруг разом
    > все забыли, потеряли навык, умение и мастерство, перестали понимать
    > элементарные вещи. Что особенно удивляет - это произошло как бы само по
    > себе, безо всяких войн и нашествий варваров. Все, что было построено
    > после, выглядело лишь как жалкое подобие Великих пирамид и сейчас
    > представляет собой не более чем груду развалин.

    Такий вступ говорить багато про автора. Не звернула б на це уваги, якби не мала колись дискусії з одною специфічною людиною про те, як круто побудувати найвищий будинок в світі. Це при тому, що було відомо, що за це планувала братися Північна Корея. Це було десь 10 років тому. А чтоби зналі! (А в такому підході є думання? )



    > Сразу оговорюсь: я
    > вовсе не претендую на роль "пророка из будущего" и поэтому буду стараться
    > избегать обобщений. Мне все равно не по силам сравнивать средний уровень
    > французского образования (о котором имею весьма смутное представление) со
    > средним уровнем нынешнего российского образования (о котором тем более
    > ничего не знаю). И если честно, вообще не понимаю, что такое "средний
    > уровень образования". Я буду рассказывать только о своем личном опыте -
    > так сказать, "что вижу, то и пою".

    Думаюча людина ніколи в цьому не признається. Фе! Мовляв, я не вмію виходити за радіус фактів. Вот так вижу і не могу молчать! И все тут! Мякина все ето, господин доктор наук. На мякине не проведешь.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2005.03.24 | Stanislav

      Re: Немедленно на TV! Киселев - ведущий!

      > Думаюча людина ніколи в цьому не признається. Фе! Мовляв, я не вмію виходити за радіус фактів. Вот так вижу і не могу молчать! И все тут! Мякина все ето, господин доктор наук. На мякине не проведешь.


      Ви це серйозно? Не жартуєте?

      Звичка робити категоричні висновки на надостатньому досвіді і навіть не усвідомлювати можливі обмеження - ознака думаючої людини?

      Кхм... Ви, тієї, філософію вивчали? Формальну логіку?
      Автор не наводить вичерпний аналіз системи освіти - для цього потрібне спеціальне дослідження, а його фах, очевидно - не соціологія, а фізика. Він просто ділиться досвідом. В цих умовах зауваження, яке так Вас обурило - ознака простої інтелектуальної сумлінності, те, що відрізняє вченого від поганого журналіста. І це незалежно від того, погоджуєтеся Ви з ним чи ні.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2005.03.25 | Уляна

        Re: Немедленно на TV! Киселев - ведущий!

        < Він просто ділиться досвідом. В цих умовах зауваження, яке так Вас обурило - ознака простої інтелектуальної сумлінності, те, що відрізняє вченого від поганого журналіста. І це незалежно від того, погоджуєтеся Ви з ним чи ні.

        Таким досвідом варто ділитися на кухні, а не виносити все це на папір та ще й публікувати. Невротичні баюни "о чем вижу, о том и пою" полюбляють "посокрушатся". А чому це повинно мені подобатися? Що мало маємо "причитаний" в стилі "Європа тратит на рекламу парфумерии столько, что хватило би обучить всю Афріку" (з російського "Огонька")
        Це по Вашому інтелектуальна сумлінність? Тоді можна зайти в під'їзд і казати "Тут смердить" і бути при цьому інтелектуально сумлінним. Якщо Ви бачите, що хтось розлив соус на стіл, Ви ж не кричите першим "О! Капнуло!"

        Відносно ж первинних сокрушеній, з яких почалася гілка, все таки, думаю, не варто проектувати якихось випадкових студентів на себе і своїх однокурсників, які в результаті стали докторами наук і говорити про якісь тенденції. Був такий письменник Булгаков, який вмів порівнювати Українського мента з Російським професором і робити з цього якісь висновки. Це дуже по маскальськи. Але як собі хочете.
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2005.03.25 | Хома Брут

          сокрушєнія - це форма. А думка в нього була така:

          > Відносно ж первинних сокрушеній, з яких почалася гілка, все таки, думаю, не варто проектувати якихось випадкових студентів на себе і своїх однокурсників, які в результаті стали докторами наук і говорити про якісь тенденції.

          1. Плюс бал. Але, заради справедливості, Арнольд те саме писав і в передмові до своїх "Задач". Він говорив по суті про ті самі речі - a-la "похідна - це рисочка" - на матеріалі Міжгалактичного Гос. Університету. Тобто це не квасний патріотизм, а щось інше.

          2. Проблема ж наша не в тому, що погано вчать у Франції. Проблема в тому, що погано вчать в нас. Або погано вчаться. От є такий термін "upward mobility", або "перспектива росту", яка відкривається в результаті навчання. І здається успіх сов. системи освіти великою мірою завдячував саме цій перспективі, бо вона лежала в підгрунті бажання батьків вивчити дітей і загальної атмосфери "поваги до знань", що співпадала з повагою до високих зарплат. І ця стаття Доценка пропонує ідею, що занепад освіти визначається зникненням такої перспективи. А форми зникнення дуже різні. В нас - "ректорський список", в моделі Франції тов. Доценка - начебто потреба економіки в "простих виконавцях". Цю ідею можна обговорювати незалежно від форми її викладу автором.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2005.03.25 | Георгій

            Точно.

            Хома Брут пише:
            > (...) є такий термін "upward mobility", або "перспектива росту", яка відкривається в результаті навчання. І здається успіх сов. системи освіти великою мірою завдячував саме цій перспективі, бо вона лежала в підгрунті бажання батьків вивчити дітей і загальної атмосфери "поваги до знань", що співпадала з повагою до високих зарплат. І ця стаття Доценка пропонує ідею, що занепад освіти визначається зникненням такої перспективи. А форми зникнення дуже різні. В нас - "ректорський список", в моделі Франції тов. Доценка - начебто потреба економіки в "простих виконавцях". Цю ідею можна обговорювати незалежно від форми її викладу автором.
            (ГП) Точно, пане бурсаче. І варто обговорювати, ІМХО.
          • 2005.03.26 | Уляна

            А як буде сокрушеніє і прічітаніє українською?



            > 1. Плюс бал. Але, заради справедливості, Арнольд те саме писав і в передмові до своїх "Задач". Він говорив по суті про ті самі речі - a-la "похідна - це рисочка" - на матеріалі Міжгалактичного Гос. Університету. Тобто це не квасний патріотизм, а щось інше.

            Що за "плюс бал"? Похідна - це рисочка. Крапка. Так вважають більшість студентів і учнів у всьому світі. Ті, хто так не вважає, стають докторами у всьому світі.

            > 2. Проблема ж наша не в тому, що погано вчать у Франції. Проблема в тому, що погано вчать в нас. Або погано вчаться.

            Так пан доктор наук навіює, що вчать у Франції гірше ніж у нас.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2005.03.26 | Хома Брут

              якби я знав...

              > Що за "плюс бал"?

              Тобто сподобалось як написано.

              Якби я знав, як буде "сокрушєніє" та "прічітаніє" українською, то був би директором інституту української мови і мав трикімнатну кватирю в центрі.

              > Похідна - це рисочка. Крапка. Так вважають більшість студентів і учнів у всьому світі. Ті, хто так не вважає, стають докторами у всьому світі.

              Переформулюю питання так. Є відсоток людей, які не вважають похідною рисочкою, знають про епсілон та дельта і можуть цим користуватись. Є опінія, що в Україні він зменшується. Чи треба з цього приводу заводити дискусії? Чи це є ознакою погіршення освіти? Чи треба щось робити?

              > Так пан доктор наук навіює, що вчать у Франції гірше ніж у нас.

              Ну і чорт з ним. Він "в Москві фігура, а в Одесі ніхто". Не будемо зациклюватись на ньому.
              згорнути/розгорнути гілку відповідей
              • 2005.03.26 | Сергій Вакуленко

                А дзуськи! Не дасть Вам тепер ніхто за це кватирі в центрі...

                Та коли вже то така проблема:

                Сокрушение, якщо брати саму емоцію, має в українській мові споріднене слово СКРУХА. Але то — коли мовчки.

                Причитание мовчки не буває. Можете вибирати з-поміж варіянтів ГОЛОСІННЯ, ЛЕМЕНТ, ПЛАЧ.

                А от якщо брати вкупі СОКРУШЕНИЯ та ПРИЧИТАНИЯ, в українській мові на те здавна є пара: БІДКАННЯ та ПАДКАННЯ.
  • 2005.03.26 | avk

    Re: Чи варто нам впроваджувати західні стандарти освіти?

    Колегія Міністерства освіти і науки України

    24 березня 2005 року состоялась Колегія Міністерства освіти і науки України где:
    1. МОН изложил свою концепцию и планы України "Вища освіта і наука - найважливіші сфери відповідальності громадянського суспільства та основа інноваційного розвитку".
    “п'ять пріоритетних напрямів діяльності у сфері вищої освіти і науки у 2005 році:
    1. європейський рівень якості і доступності освіти;
    2. духовна зорієнтованість освіти;
    3. демократизація освіти;
    4. "щасливий учитель - щасливий учень";
    5. розвиток суспільства на основі нових знань”.

    2. Президент представил свои ожидания от ВНЗ и МОН (преодоление коррупции, увеличение госзаказа и планы европеизации университетов за пять лет).
    Может ли кто-то из прямых участников прокомменировать событие???

    Возможно оно решающее в судьбе образования на ближайщие годы???


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".