МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Тут почти обо всем: (\)

10/11/2005 | Рюген
И об образовании, и о науке, и о том, что было и о том, на чем сердце успокоится. И анализ и прогноз, и проблемы и возможные решения. На примере одного-единственного вуза. Зато какого!
http://www.expert.ru/expert/current/data/38-mfti.shtml

Победило советское образование
Знаменитый Физтех - перед выбором. Он может либо вновь стать проектным университетом, либо превратиться в аналог американского элитного вуза, либо сделаться разбалансированным научно-образовательным учреждением, обслуживающим группу компаний
Марина Галушкина


Даже люди, далекие от образования, горделиво расправляют плечи, когда слышат слово "Физтех". Мы действительно по праву гордимся тем, что в российском образовании есть такие на редкость успешные и уникальные проекты, высоко ценимые мировым образовательным сообществом.

Все знают про достижения отечественной физики 40-50-летней давности. Все знают про отъезд советских физиков на Запад и их успешную там деятельность. И, наверное, почти всем известны примеры сегодняшних успехов физтеховцев в бизнесе. За счет чего это удалось сделать? Почему почти в любой компании на серьезные вакансии охотно принимают физтеховцев? И зачем абитуриенты, зная о нынешнем состоянии российской науки, рвутся в МФТИ?


Внешний контекст
Проект Физтеха нельзя считать единственным в своем роде. Схожие черты легко обнаружить во французской L`Ecole Polytechnique, Массачусетсском технологическом институте или германском Университете Гумбольдта. Каждый из этих образовательных проектов был национального масштаба, создавался в ответ на вызовы своего времени и носил инновационный характер.

Проект L`Ecole Polytechnique, детище буржуазной революции, возник в 1795 году, когда остро встал вопрос национальной безопасности Франции. Была зафиксирована стратегическая потребность в появлении корпуса инженеров, фундаментально подготовленных в естественных науках и свободно владеющих современными техническими умениями. Почти через десять лет после открытия Школы Наполеон даровал ей знамя и девиз: "Pour la patrie, les sciences et la gloire" ("Во имя Родины, наук и славы").


В США в 1861 году, через год после избрания Линкольна на пост президента, был основан Массачусетсский технологический институт. Гражданская война затормозила на несколько лет начало его работы, но сразу по ее окончании вуз набрал первых студентов. Для развития индустриального капитализма потребовалась техническая элита. Подготовка таких кадров сочетала изучение естественнонаучных, инженерных, гуманитарных и социальных дисциплин с практической деятельностью и студентов, и преподавателей.

Пруссия в начале XIX века приступила к строительству индустриальной империи. Возможности уйти от реформирования не было: утрата половины собственной территории и разгромленное хозяйство после наполеоновских войн. Университетское образование упрекали в оторванности от науки и от практики, но их просто перестали слышать на фоне разразившегося государственного кризиса. В период реформ, несмотря на обилие вузов и давние университетские традиции (первые университеты в Германии появились еще в XIV веке), братья Вильгельм и Александр фон Гумбольдт, государственные деятели и философы, основали в 1810 году университет нового типа, в котором образовательная работа велась одновременно с научной. Университет Гумбольдта не просто транслировал уже известные знания, как прочие вузы, а генерировал новые знания. Гумбольдтовская система позволила немецким университетам стать центрами промышленной революции в Пруссии, а потом и Германии.

Вот и проект Физтеха возник в ответ на технологический и военно-политический вызов, но уже XX века. В марте 1946 года (за пять дней до подписания постановления о создании Физтеха) Уинстон Черчилль в присутствии президента США Гарри Трумэна выступил в университете городка Фултон (штат Миссури, США) с речью о железном занавесе, разделившем Европейский континент. Призвав Великобританию и США объединиться в военно-политическом союзе против СССР, он, по сути, объявил о начале холодной войны и гонки вооружений. Тяжелым было и внутреннее положение Советского Союза: огромные людские потери после только что закончившейся войны, в развалинах лежат почти все города европейской части страны, карточная система распределения продовольствия и проч.


Исключительные черты
И все же проект Физтеха является уникальным в мировой практике. Во-первых, по амбициям. Изначально была поставлена (и вскоре решена) задача достижения мирового паритета в ракетно-космической и ядерной сферах.

Во-вторых, по динамике развития. Прошло менее десяти лет от момента создания вуза до начала демонстраций на мировой арене достижений советских физиков. Растиражированной же в Германии модели Гумбольдтовского университета понадобилось три десятилетия до начала "золотого века" - мирового доминирования немецкоязычной науки. Кроме того, все указанные всемирно известные элитные вузы, и поныне успешно действующие, насчитывают уже столетние истории, во время которых они эволюционно развивались. МФТИ же, единственный из них появившийся в XX веке, сделал резкий скачок. Это спринтерский, а не стайерский проект.

В-третьих, Физтех явил собой принципиально новый тип образовательного заведения - это был проектный университет. МФТИ, конечно же, не был вузом в чистом виде. Его деятельность регламентировалась нуждами оборонного и космического проектов, то есть внешними задачами, определенными продуктами, которые надо было производить, конкретными сроками. Проектная деятельность была доминирующей, а параллельно с ней существовали научно-исследовательская и учебная.

В-четвертых, МФТИ сразу создавался как инфраструктурный проект. Если Московский инженерно-физический институт (МИФИ), тоже возникший как проектный университет под те же задачи, но в иной организационной механике, был "заточен" под атомный и космический проекты, если в МГТУ им. Баумана готовили инженеров - создателей военной техники (танки, артиллерия, ракеты), то Физтех готовил исследователей-разработчиков для нужд всего оборонного, энергетического и космического комплекса. Кроме того, как ни странно, второй институт боеприпасов - так в народе называли МФТИ - не был дорогостоящим в отличие, например, от первого института боеприпасов - МИФИ, кстати, он сначала так и назывался - Московский механический институт боеприпасов. Эта экономичность объясняется просто: Физтех на сто процентов эксплуатировал имеющуюся инфраструктуру. Его знаменитые базовые кафедры, на которых работали студенты, создавались на уже имеющихся базах - на оборонных заводах, в НИИ, в КБ, в Академии наук, в закрытых лабораториях и "ящиках". Тратиться на дорогостоящее оборудование просто не приходилось. Инфраструктурный подход активно использовался и в других целях: например, для отбора способных и мобильных абитуриентов эксплуатировалась вся система школьного образования.


История повторяется
Организационная схема МФТИ достаточно проста. В октябре 1945 года в "Записке об организации Московского физико-технического института", направленной в Совет Народных Комиссаров СССР инициативной группой ученых под руководством Петра Капицы, заложены следующие организационные принципы: "1) Специальный отбор по всей стране наиболее способной к научной работе и талантливой молодежи. 2) Привлечение в качестве преподавателей наиболее активных и талантливых ученых. 3) Специальные методы обучения, рассчитанные на максимальное развитие творческой инициативы и индивидуально приспособленные к особенностям каждого учащегося. 4) Обучение на экспериментальной базе наших лучших исследовательских институтов".

На этих принципах Физтех и был выстроен. Не сразу. Вообще-то инициатива создать МФТИ первый раз публично прозвучала еще в 1938 году: в газете "Правда" было опубликовано письмо с обоснованием необходимости создания учебного заведения нового типа, подписанное группой известных советских ученых. Однако тогда реализации этих планов помешала война. Но и в марте 1946 года после постановления правительства о создании института дело не сразу сдвинулось с места. Традиционно для образовательной сферы любая серьезная инновация в ней вызывает серьезное сопротивление самого профессионального цеха, весьма инерционного в любые времена. Началась бюрократическая война, чиновники от образования и ректоры сопротивлялись: по их мнению, появление независимого учебного заведения нового типа "ломало традиции советской высшей школы". Вводимые новшества: преподавателями работают научные работники, учебные группы маленькие, студенты вольны посещать или не посещать лекции и проч. - казались тогдашним чиновникам невероятной крамолой. Суть же протеста идеологическая: создание элитного вуза недопустимо в обществе равенства. Доносы и письма-кляузы сделали свое дело: 25 ноября 1946 года правительство приняло решение открыть Физико-технический факультет на базе Московского государственного университета. Так Физтех изначально лишили независимости, хотя основополагающие принципы работы, разработанные Капицей, внедрить разрешили. Возможно, сыграло свою роль и то, что партийные идеологи с опаской относились к огромному авторитету "отца Физтеха" Петра Капицы и остерегались доверять ему независимую, отдельную структуру.


Николай Кудрявцев, ректор МФТИ, член-корреспондент РАН, профессор: "МФТИ чрезвычайно эффективно решал главную задачу, которая была поставлена перед институтом: обеспечение подготовки высококвалифицированных специалистов для решения важнейших задач, стоящих перед страной в первые послевоенные годы и на протяжении следующих 30-40 лет"
Так ли, иначе ли - факультет начал работать. Однако недолго - в 1951 году его закрывают, опять же лоббистскими усилиями, на основании теперь уже не гипотетического, а реального "негатива" для МГУ. Любой инородный элемент, попав в сбалансированно работающую систему, естественно, вызывает отторжение. Этот закон действует и в социальных системах. Физико-технический факультет, созданный совсем в иной идеологии, в иной учебной логике, стал для сложившейся университетской машины этим раздражающим элементом: он оттягивал на себя лучших абитуриентов и студентов; сопряженная с дисциплиной учебная вольница вызывала вопросы у студентов других факультетов, в преподавательской среде появились "непрофессионалы". В общем, настоящий источник смуты - его надлежит искоренить.

Титаническими усилиями академику Капице с коллегами удалось в том же 1951 году добиться решения Совмина о создании МФТИ как самостоятельного института. Основной аргумент ученых был следующий. Сложившаяся к тому времени система высшего образования носила явно выраженный инженерный характер (что и требовали задачи индустриализации 20-30-х годов), и эта система не принимала естественнонаучной фундаментальности. В послевоенном мире возрастала роль науки и технологий, для обеспечения безопасности страны требовались инженеры-исследователи, инженеры-ученые, соединяющие в себе совершенное знание той или иной отрасли техники с глубоким физико-математическим образованием. Иначе говоря, широта университетского образования не предусматривала решения конкретных задач на производстве, а массово подготовленные для производства инженеры не обладали необходимым уровнем для работы в новых отраслях науки и техники. Да и решать нужно было не только оборонные задачи, но и задачи развития новых отраслей промышленности, освоения космоса. Для подготовки ученых нового типа, которые бы обеспечили решение и оборонных и промышленных задач, вовсе нет необходимости перестраивать всю высшую школу (инженеры по-прежнему необходимы хозяйству страны), надо создать несколько локальных, небольших, но мощных образовательных центров. С этим аргументом, учитывая политическую ситуацию начала 50-х годов, власть не могла не согласиться.

Поэтому у Физтеха две даты рождения: 25 ноября 1946 года и 17 сентября 1951 года. В 1995 году он получил статус государственного университета и стал именоваться Московский физико-технический институт (государственный университет).

Образовательное пространство
"Задача, поставленная Физтеху в момент его появления, - говорит профессор Николай Кудрявцев, ректор МФТИ, член-корреспондент РАН, - готовить высококвалифицированные кадры для нужд оборонной промышленности (прорабатывались технические аспекты создания нового оружия и системы доставки), позже появились и задачи, связанные с космосом. Безусловно, вопросы технического перевооружения армии были доминирующими и наиболее инвестиционно обеспеченными, но Капица со товарищи, скорее всего, решали еще и задачу развития науки в стране. Научные исследования, как и в начале XX века, велись в отдельных коллективах и институтах. А эти крупные ученые считали, что науку следует развернуть в широком индустриальном смысле".

Изначально Физтех сосредоточился на подготовке специалистов по следующим разделам физики: физика атомного ядра, физика низких температур, физика горения и взрыва, радиофизика, оптика, аэро- и термодинамика.

Как этих специалистов готовили? Будет не совсем точно утверждать, что в Физтехе была проектная, научно-исследовательская и учебная работа. Все это было, только не отдельно. Учебный процесс пронизывал все другие составляющие: учеба была и сама по себе, и в то же время студенты были включены в весь комплекс исследовательско-научных и проектно-прикладных работ, и это тоже было учебой.

Образовательное пространство было выстроено особым образом. Первые два года студенты усиленно осваивали базовый курс физики, математики и иностранного языка, причем первые два предмета в университетском объеме, так, как если бы студент учился и на физфаке и на мехмате параллельно. На основной иностранный язык времени отводилось почти в два раза больше, чем в других технических вузах, и это было предметом бесконечных внутриинститутских шуток. Курс осваивался в традиционных в общем-то формах: лекции, семинары, лабораторные работы. Но были два важнейших нюанса. Первый - большое значение придавалось самостоятельной работе, для чего студентам выдавались особые задания, по решению задач, например. Второй - объем получаемой информации был огромен и от студентов требовалась способность быстро его осваивать. "Выше человеческих возможностей все изучить, - говорит профессор Юрий Самарский, проректор по учебной работе МФТИ, - и тогда, и сейчас. Чтобы справиться с такой колоссальной нагрузкой, у студента должна быть высокая самоорганизация. Дело даже не в дисциплине и не в умении точно распорядится своим временем, хотя и это важно. Дело в способности оперативно перерабатывать этот огромный объем информации. Должна работать внутренняя навигация: что-то нужно основательно изучить, что-то обязательно понять, что-то сделать самостоятельно, что-то обсудить, что-то поверхностно пробежать исключительно для кругозора. Это важный момент в обучении. Кто способный и толковый, но медлительный, тот у нас учиться не может. А отлично учатся те ребята, у которых так устроена голова, что они все очень быстро схватывают и быстро перерабатывают".

Уже с третьего курса студенты начинали работать на базовых кафедрах, в тех самых НИИ и КБ. Сначала один день в неделю, потом - больше. Замысел был простой: теоретически освоить навыки конструкторской и исследовательской деятельности невозможно, эти навыки нарабатываются только в реальном конструировании и исследованиях. На кафедрах тоже был и лекционный, и семинарский режим, и самостоятельная работа, но уже по конкретной тематике, а главное - там велись прикладные исследования и производственные разработки. На пятом курсе в институте студенты появляются уже один раз в неделю, на шестом - они только "на базе". Там готовятся дипломные работы. Двадцатилетние пятикурсники вовсю работали на ответственных участках, а выпускники были не просто хорошо подготовленными молодыми специалистами, а ценными кадрами, эффективно работающими в проектах.

Сильнейшим элементом всей этой конструкции было то, что и учили студентов, и работали рядом с ними плечом к плечу крупные ученые, реально занимающиеся наукой, фундаментальной и прикладной: Игорь Курчатов и Абрам Алиханов (ядерная энергия), Николай Семенов (физика и химия взрыва), Лев Ландау (теоретическая физика), Аксель Берг и Александр Щукин (радиолокация), Сергей Вавилов (оптика), Мстислав Келдыш и Сергей Христианович (авиационная и ракетная техника), и это, конечно же, оказывало мощное мотивационное и мобилизирующее воздействие на студентов.

Не менее сильным было и воздействие самой среды обучения. Одно дело, когда ты первый ученик в классе, у тебя почему-то сформировался интерес к естественнонаучным предметам, а подростковые амбиции подталкивают к первенству в учебе. При этом ты заведомо школьный лидер, другие дети в силу разных причин и не стремятся к этому. И совсем другое дело в Физтехе, когда, как говорит профессор Самарский, "число гениев на единицу площади очень высоко". Вокруг все такие же лидеры. И все с амбициями. Быть успешным в такой среде совсем не просто. И не все выдерживали столь высокую учебную конкуренцию. Наверное, нужно было уметь получать удовольствие от столь плотной и насыщенной учебы и жизни, чтобы остаться в Физтехе. Студенты еще успевали вести активную общественную жизнь: стройотряды, всевозможные акции из серии "физики шутят", порой возникавшее противостояние с "местными".

Другой средовой характеристикой было ее богатство: звездные имена, интересные темы и люди, интеллектуальные и материальные (научно-лабораторные) ресурсы. Легкий доступ к ним и свобода, данная студентам (вольное посещение лекций, возможность переходить с факультета на факультет, часть экзаменов в виде бесед на понравившуюся студенту тему из программы и проч.), парадоксальным образом - за счет доверия - дисциплинировали учащихся и позволяли им быть достаточно независимыми.

И конечно, не могла не греть душу каждого студента причастность к большому делу, к реализации масштабных национальных проектов.

Таким образом выстроенное образовательное пространство быстро начало приносить плоды. В науку пришла целая когорта молодых успешных ученых; образовательно-научно-инженерные проекты начали давать весомые результаты - и мир признал эти результаты. Наиболее коротко и емко это признание выразилось в реакции Джона Кеннеди на полет Гагарина: "Победило советское образование. Ребята, нам надо учить физику, иначе придется учить русский язык".


Знаменитая воронка
Одним из принципов МФТИ, заложенных еще в 40-х годах, был "специальный отбор по всей стране наиболее способной к научной работе и талантливой молодежи". Для отбора и была создана знаменитая физтеховская "воронка" - своеобразная система втягивания и фильтрации способных учеников. В системе этой несколько ключевых узлов, позволяющих охватывать школьное образование страны.

Во-первых, олимпиады. Представители МФТИ участвовали и участвуют в проведении всероссийских олимпиад по математике и физике (готовят задания, проверяют их, организуют подготовку и проч.). Проводят собственные олимпиады, как заочные, так и выездные в регионах, в том числе и силами своих студентов. Сложно даже оценить, сколько ребят проходит через это "сито", поскольку в интеллектуальных олимпиадах, так же как и в спортивных, много уровней - районный (окружной), городской, региональный, зональный, потом уже всероссийский. Зато победителей зонального и федерального уровней в МФТИ принимают без вступительных экзаменов.

Во-вторых, заочная физико-техническая школа (ЗФТШ), где бесплатно учатся ученики 8-11 классов всей страны. Причем программы выстроены так, что учиться можно начать с 8-го, а можно и с 11-го класса. Ежегодно в школе обучается около 20 тыс. школьников, с которыми работает 500 студентов-преподавателей. Для тех, у кого есть возможность приезжать на занятия, работают очное и очно-заочное отделения. Обучение в школе вовсе не обязывает никого поступать в Физтех, можно просто получить усиленную физико-математическую подготовку. Но КПД школы неплохой: в среднем ежегодно 60% поступивших на первый курс - выпускники ЗФТШ.

Для координации работы со школьниками создано специальное подразделение "Физтех-центр". Он не только организует олимпиады и работу ЗФТШ, но и проводит международные, как "живые", так и интернет-конференции "Старт в науку"; координирует работу базовых школ (в Москве и в Долгопрудном), ведет базу данных школьников, отслеживая успехи каждого из нескольких тысяч перспективных ребят; организует курсы повышения квалификации учителей математики и физики. Учителей этих в МФТИ очень уважают, называют "золотым фондом России", вполне справедливо полагая, что потенциально способных детей много, а вот разовьются ли детские способности - сильно зависит от учителя.


Юрий Самарский, проректор по учебной работе МФТИ, профессор: "Уникальность физтеховского проекта - система отбора способных ребят. Работать с ними одно удовольствие. Попав в развивающуюся среду, студенты быстро двигаются. И, закончив вуз, объективно имеют широкие возможности найти себя в современных областях, связанных с наукой и наукоемкими технологиями"
В-третьих, сам процесс поступления в Физтех. Медалисты, например, сдают здесь вступительные экзамены на общих основаниях. Что правильно, так как цена медалей может быть очень разной. В России число золотых медалистов всегда было стабильным, но с начала 90-х годов оно начало расти, и сейчас их примерно 6% от общего числа выпускников. Однако в ряде регионов эта цифра доходит до 15%, а в некоторых школах и того выше. И хотя медаль единого образца на всю страну, но у каждой свое качество.

При поступлении есть особая процедура - собеседование. Значимость этой процедуры не меньше, чем экзаменов. Запросто может оказаться так, что ребенок умный, неплохо соображающий, но очень медлительный и дотошный. Экзамены он может сдать вполне успешно, но учиться на Физтехе не сможет, тут нужны скорость и мобильность. Есть дети, которым легко дается учеба, без особых усилий. Они тоже могут успешно сдать вступительные экзамены, но когда настанет время напряженного учебного труда, они наверняка "сойдут с дистанции" - просто потому, что у них нет привычки работать. Бывает так: способный ученик, но не особо склонный к научной работе, позарился на известный бренд вуза. Вероятность, что такие дети сами бросят учебу или будут отчислены, крайне высока. При этом они место учебное займут, не дадут учиться другому, к тому же и сами они могут потерять несколько лет. Чтобы не допустить такого развития сюжетов, и проводится вступительное собеседование.

Есть и еще одна "разумность" во вступительных процедурах МФТИ - здесь организуют выездные вступительные экзамены. Не всякая семья может позволить себе отправить ребенка в Москву. Если он точно будет учиться, семья еще может напрячься, а вот рисковать деньгами при неизвестном результате - навряд ли. Известно, что для большинства родителей "синица в руках" важнее, а ребенок может оказаться вполне "физтеховским". Для отбора таких детей и проводятся выездные экзамены.

В общем, МФТИ разными способами искал и ищет своего абитуриента, поэтому, кстати, и сравнивать этот вуз с другими по конкурсному показателю (число претендующих на одно учебное место) бессмысленно: в Физтех идет особый абитуриент и количественный конкурсный показатель мало о чем говорит.

Физтеховская "воронка", решающая в первую очередь задачи МФТИ, по-прежнему выполняет функцию социального лифта и работает на всю страну. Если в советские годы в целом в столичных вузах училось 75% иногородних студентов и 25% москвичей, то сейчас картина обратная: 26% приезжих и 74% москвичей. В МФТИ же статистика с советских времен не изменилась. По-прежнему, как и много лет назад, в Физтех поступает 10-15% москвичей, остальные - из регионов.

Нет худа без добра
В истории Физтеха Николай Кудрявцев выделяет несколько этапов: "Первый - с 1946-го до 60-х годов. Это время формирования идеологии вуза и его фактического создания. Вуз был маленький, принимали всего 100-200 человек. Было четыре факультета, сейчас их восемь, и небольшое число базовых кафедр. Второй этап - 60-80-е годы, этап существенного развития. Число базовых кафедр с двадцати выросло до сотни, началась подготовка специалистов для Украины, появилась ЗФТШ, число зачисляемых студентов выросло до 700 человек. Это был период взлета МФТИ, синхронного со всей наукой: расширялась Академия наук, создавались новые институты, росло число успешных научных разработок и финансирование этих работ. Третий - самый сложный этап, начавшийся в 80-х годах, связан с перестройкой и реформированием науки. Кризис 90-х мы переживали крайне болезненно, по нам он ударил дважды: кризис образовательной сферы совпал с кризисом науки, а все наши базовые кафедры были в научных учреждениях. Фактически закончилось инфраструктурное оснащение института. Нынешний же этап только начинается - этап содержательного и стратегического развития Физтеха в новых условиях".

На третьем этапе закончилась эра МФТИ как проектного университета. Спад в науке повлек за собой разрушение инфраструктуры Физтеха, ведь половина его базовых кафедр располагалась в оборонке, а вторая половина - в Академии наук. Все более туманными становились и профессиональные перспективы выпускников. Когда появилась возможность уезжать на Запад, многие физтеховцы рванули в мировую науку, благо они отлично владели иностранными языками (в МФТИ с начала 60-х годов изучают четыре иностранных языка). Рванули по вполне понятным причинам: там была возможность профессионально заниматься наукой, ради чего они и учились в МФТИ, и с вполне достойным вознаграждением (по информации Американского физического общества, средняя годовая зарплата физика - кандидата наук (РhD) в 2000 году в США составляла 90 тыс. долларов). Пик отъездов пришелся на начало 90-х, тогда уезжало до 10% выпускников плюс физтеховцы прежних лет. К 2000 году поток сократился, стабилизировался - в последние годы уезжает в среднем 3-4% выпускников, многие из них едут продолжать обучение. Считается, что сейчас за рубежом работает 2.2,5 тыс. физтеховцев, это не считая выпускников МФТИ - граждан стран СНГ и Балтии.

Обычно отъезд ученых за границу пессимистично трактуют как "утечку мозгов", но в самом этом факте нет ничего плохого: наука не имеет государственных границ, а в условиях глобализации она и вовсе стала "внеграничной". Другое дело, что в случае массовой миграции оголяются национальные инновационные системы, но это тема для отдельного разговора. В любом случае экспорт выпускников принес МФТИ мировую славу, поскольку выяснилось, что по уровню подготовки физтеховцы нисколько не уступают выпускникам лучших вузов США, а зачастую и превосходят их. "Попав в американский аналог Физтеха - Массачусетсский технологический институт, - говорит академик Владимир Фортов, - я с удивлением обнаружил, что обязательный для всех наших третьекурсников курс теории функции комплексного переменного там изучается в аспирантуре, и то лишь физиками-теоретиками, а количество часов наших математических курсов в два-три раза превосходит американскую норму". И Америка, и Европа, конечно, охотно привечали выпускников Физтеха, поскольку получали их задарма.


Испытанные элементы
Несмотря на утрату внешнего проектного заказа и снижение эффективности работы базовых кафедр, МФТИ продолжает оставаться конкурентоспособным вузом. Обеспечено это в первую очередь сильной инерцией, так всегда и бывает с мощными проектами. С другой стороны - сохранили свою эффективность те элементы "системы Физтеха", что не зависят от внешней ситуации. Схема отбора способных абитуриентов, например, до сих пор является уникальной для мировой образовательной практики. Другие элитные вузы пользуются упрощенными моделями, которые не охватывают всю национальную школьную систему. Во французскую L`Ecole Polytechnique, например, абитуриентов поставляют шесть физико-математических школ.

В "проекте МФТИ" использовано много мировых образовательных наработок. Вуз расположен за пределами мегаполиса, как это и делается в большинстве элитных университетов, где создаются особые академические городки. МФТИ сразу был дислоцирован в Долгопрудном, тогда в двадцати километрах от Москвы.

Другой пример: в российском обществе все еще продолжаются дискуссии о целесообразности введения двухуровневой схемы бакалавр/магистр, а в МФТИ она введена еще семь лет назад и успешно работает.

Или - социальная поддержка студентов. До стипендии в размере 500 долларов, как в L`Ecole Polytechnique, конечно, далеко, но стипендия у физтеховцев вдвое больше, чем базовая государственная. Есть еще именные стипендии от ученого совета, есть президентские и потанинские стипендии. Есть добавки от базовых кафедр. В общем, 100-150 долларов можно набрать. Плата за общежитие, которым обеспечиваются все, в том числе и москвичи, можно сказать, символическая - пять процентов от базовой стипендии.

Сам по себе МФТИ - вуз небольшой даже по российским меркам, обучается там 3600 студентов. В 90-х был большой соблазн резко увеличить число коммерчески обучающихся студентов, однако после долгих дискуссий, несмотря на тяжелое финансовое положение вуза, решили этого не делать, полагая, что качество обучения при увеличении числа студентов начнет падать, а возможности индивидуальной работы сократятся. Сейчас МФТИ принимает ежегодно 700 студентов на бюджетные места и 100 - на коммерческие. К четвертому курсу почти всем "платникам" удается перейти на бюджетные места.


Секреты нефизического успеха физиков
Несмотря на то что у Физтеха исчез внешний системный заказ и вообще спрос на физиков явно поуменьшился, тем не менее выпускники МФТИ в большой цене. Сегодня примерно 40% выпускников идут работать в "чистую" науку, примерно столько же в компании, связанные с наукоемкими технологиями, оставшиеся трудоустраиваются (или открывают собственное дело) в самых различных областях: финансы, медиасфера, медицина, строительство и проч. И, как правило, люди эти весьма успешны. Почему? Причин, похоже, несколько.

За счет напряженных усилий, получив фундаментальное естественнонаучное образование, выпускники Физтеха выделяются острым, тренированным умом и самодисциплиной. Инициативного, мобильного специалиста, умеющего быстро перестраиваться, охотно примут в любой компании.


Тимофей Кондранин, первый проректор МФТИ, профессор: "Система Физтеха гибкая и способна готовить научные и научно-инженерные кадры для российской экономики XXI века. Раньше мы ориентировались на научные институты, а сейчас ориентируемся на научные коллективы и формируем базовые кафедры в новых технологических компаниях"
Во-вторых, включенность в серьезную исследовательскую и экспериментальную работу заставляет студентов осваивать как конкретные методы исследования, так и сам поисковой режим работы. А исследовательские, аналитические, конструкторские навыки востребованы во всех областях деятельности.

В-третьих, систематической шестилетней тренировкой у физтеховцев наработана способность ставить и решать задачи. Как говорят сами студенты, "находить оптимальное решение за минимальное время".

Наконец, что такое сама наука? По большому счету, это сочетание эмпирики и теории. То есть наука систематизирует знания и строит модели. Как раз эти навыки - систематизацию и моделирование - физтеховцы и осваивают, по крайней мере лучшие выпускники, что позволяет им заниматься и прогнозированием, и проектированием, и программированием - самыми высокооплачиваемыми работами.

Именно эти способности и позволяют выпускникам МФТИ быть незаменимыми специалистами, а абитуриенты понимают, что даже если они не будут заниматься фундаментальной наукой, они в любом случае получат высококачественное образование, что даст им объективную возможность быть успешными практически в любой сфере.


Новый запрос
Что же касается собственно научной работы, то это самый проблемный вопрос. Сегодня в МФТИ 125 кафедр, 107 из них - базовые. Половина - в Академии наук, а она сама в положении не из легких, вторая половина - на наукоемких производствах. По оценкам ректора Кудрявцева, 40% кафедр перестроилось и вполне успешно работает в новых условиях, столько же находится в процессе трансформации, а 20% - совсем плохонькие, скорее всего, их надо закрывать.

Масштаб научной деятельности уменьшился и сами научные работы рассредоточились. По сути, МФТИ сейчас формирует себе заказчиков из числа новых технологических компаний, переходя от системного заказа к пакету заказов. 10-15% базовых кафедр ныне находятся в бизнес-секторе. Здесь основная сложность - организация систематического учебного процесса, поскольку выпускников-то бизнес охотно принимает, а вот организовать работу кафедры для него сложно и непривычно.

Изменилась в современном мире и направленность научных работ: гораздо важнее "вооруженческой" стала тематика экономического и человеческого развития, информационной безопасности, предупреждения техногенных катастроф, экологической и биологической безопасности, генной инженерии. Невозможно не реагировать на угрозу масштабных террористических актов, в том числе с использованием высоких технологий. В Физтехе считают, что в России, с учетом как мировых научных трендов, так и традиций и заделов отечественной науки, исследования и разработки должны вестись в области ядерной энергетики, авиации, космоса, биофизики, биотехнологий, уникального приборостроения, наноэлектроники, прикладной математики и современной информатики.

При необходимой ресурсной поддержке именно эти направления могут существенно повысить долю России на рынке наукоемкой продукции (сегодня она составляет менее 1%). Часть базовых кафедр Физтеха именно в этих направлениях и работает (МПП "Салют" - авиадвигатели, ЛИТ - системы водоочистки, ВНИИ ГОЧС МЧС - технологии предупреждения и ликвидаций чрезвычайных ситуаций и проч.). Однако прорывность и успешность определяется, увы, не самим Физтехом. Определяется это только инвестиционной установкой государства на наукоемкую экономику.

"Даже если в перспективе реализуется не самый лучший сценарий и Россия останется преимущественно сырьевой страной, - говорит первый проректор МФТИ профессор Тимофей Кондранин, - необходимость в научных технологиях все равно сохранится. Развитие сырьевого бизнеса, дающего сегодня львиную долю государственного бюджета и ориентированного только на западные технологии, сталкивается с массой проблем. Например, эффективность использования имеющихся скважин: около 90 процентов освоенных месторождений находится в условиях сурового климата и выдают на-гора не более 30-40 процентов запаса. Проблема повышения отдачи пластов - это сложная физико-химическая задача, которая не решается только инженерными способами.

Также крайне важной для российских условий является задача повышения эффективности разветвленных и протяженных трубопроводов для доставки углеводородов. Решить проблему минимизации потерь без привлечения ученых невозможно по той же причине - это проблема не столько инженерного, сколько научного характера. В последние годы наши студенты начали работать в компаниях, занимающихся проблемами повышения эффективности отдачи пластов, трубопроводов, другими проблемами нефтегазового комплекса: в 'Роснефти', 'ЛУКойле', других компаниях ТЭК. В сегодняшней российской экономике мест, нуждающихся в научном обеспечении, становится все больше, и связаны они не только с ТЭК".


Лучше по назначению
Какое будущее у Физтеха? Вариантов несколько. МФТИ вполне может возродиться как проектный университет. Произойти это может только в случае появления мощного национального проекта - например, второго атомного проекта, который потребует для своего обеспечения интенсивных работ, синхронизирующих проектную, научно-исследовательскую и учебную деятельность. Инициатором подобного проекта на сегодня выступить может только государство, что автоматически будет подразумевать возрождение фундаментальной и прикладной науки в выбранном и смежных сегментах.

Более вероятный вариант: Физтех станет аналогом Массачусетсcкого технологического института. То есть, совмещая научную и учебную работу, этот вуз будет готовить специалистов для разных наукоемких отраслей и компаний. При позитивном сценарии, то есть при строительстве научно-инновационной системы страны, удастся развернуть и фундаментальные и практические работы в приоритетных научных направлениях. При негативном сценарии МФТИ потихоньку, самостоятельно будет двигаться навстречу отдельным наукоемким компаниям и постепенно сформирует себе портфель заказов. Понятно, что в случае такой раздробленной и разнонаправленной деятельности фундаментальные разработки, скорее всего, исчезнут, а КПД Физтеха будет постепенно снижаться. Если вуз все-таки будет развиваться по американскому образцу, то в числе его заказчиков при позитивном сценарии будут и государство, и крупные корпорации, а при негативном - совершенно разнородные и разномасштабные субъекты. В общем-то, сегодняшний МФТИ дрейфует как раз в американскую сторону, появление кафедр в "ЛУКойле", "Роснефти", "Салюте" - явное тому подтверждение.

В последнее время часто обсуждается вариант - перепрофилировать Физтех в гуманитарные области. Вариант этот всерьез и рассматривать не стоит. Использовать для подготовки экономистов, управленцев, предпринимателей "систему Физтеха" - вот что разумно. Более того - крайне бесхозяйственно этого не делать. Эффективно работающая, проверенная в деле образовательная технология - вот что дал Физтех всей системе российского образования. Но перепрофилировать сам Физтех - бесхозяйственно: он четко спозиционирован в естественнонаучной сфере, вся ресурсная база "заточена" под науку и использовать его не по назначению - просто глупость.

Возможны и варианты организационного переустройства МФТИ, когда он, продолжая оставаться научно-образовательным заведением, станет работать не столько как автономное учебное заведение, а будет концентрировать у себя, например, сильный финальный этап образования (магистратура, аспирантура), и тем самым будет обслуживать всю систему высшего образования - и более слабые в научном смысле региональные, да и столичные вузы, и группы студентов, желающих такое образование получить. Еще один организационный ход - кафедры МФТИ могут начать предоставлять на образовательный рынок разные услуги: курсы, программы, исследовательские и проектные тренинги, дабы ими могли пользоваться студенты других вузов, получая нужные квалификации.

Физтех даже в нынешнем состоянии - одна из немногих площадок в стране, где есть опыт создания лучшего в мире образования, опыт подготовки для страны элиты, работающей на ее развитие. Будет совсем не по-хозяйски от этого всего отказаться.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".