МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Евроинтеграция Украины: роль науки и образования

02/10/2006 | Штирлиц в отставке
Этот документ попал ко мне через знакомых. Привожу его полный текст. Как я понимаю, он был направлен нашему правительству.
Документ составлен инициативной группой украинских ученых, работающих на Западе в престижных научных центрах и университетах. Они (ученые)не только озабочены ситуацией в Украине, но и хотят изменить ее своими действиями и обращениями. Отмечу, что далеко не всех их коллеги готовы хоть пальцем пошевелить ради улучшения ситуации, как об этом свидетельствует мой опыт общения c некоторымb из них. Вот попиариться в еженедельнике– да, а что-то конкретное сделать – так нет.Особенно когда дело касается их возможного избрания в члены НАНУ.
Высказанные предложения ИНТЕРЕСНЫ, ЗАСЛУЖИВАЮТ ОБСУЖДЕНИЯ, хотя, на мой взгляд, и НЕ БЕССПОРНЫ. Обращает на себя внимание некоторый идеализм ряда предложений, обусловленный удаленностью авторов от современных реалий украинской и образовательной жизни.
Убедительно призываю к аргументированному и объективному обсуждению этого документа. Давайте не будем имитировать «дебаты» в Верховной Раде или на разных шоу.

Евроинтеграция Украины: роль науки и образования. Общий анализ и ряд конкретных
предложений.*
Алексей Боярский
Европейский Центр Ядерных Исследований (CERN)**
и Федеральная Политехническая Школа***, Швейцария
Вадим Чеянов
NORDITA****
Дания
Олег Ручайский
Институт Высших Исследований***** Франция
*Данный текст доступен в электронном виде (формат PDF) по адресу: http: //www. ihes . fr/~ruchay/ukraine/eurointegration. pdf
**Theory department, CERN, 1211 Geneve 23, Switzerland
***Dr. Alexey Boyarsky, Ecole Polytechnique Federale de Lausanne, Institute of Theoretical Physics, FSB/ITP/LPPC, BSP 720, CH-1015, Lausanne, Switzerland. E-mail: alexey.boyarsky@epfl.ch
****Dr. Vadim Cheianov, Nordita, Blegdamsvej 17, Copenhagen 0, DK-2100, Denmark. E-mail: cheianov@noridta.dk
*****Dr. Oleg Ruchayskiy, Institut des Hautes Etudes Scientifiques, Bures-sur-Yvette, F-91440, France. E-mail: ruchay@ihes.fr

Инициативная группа
Данный документ подготовлен по инициативе группы ученых, большинство из которых работает сегодня на Западе. Его целью является привлечения внимания правительства Украины к тому факту, что вхождение в общеевропейское научно-образовательное пространство необходимо для динамичной евроинтеграции страны. Предлагается ряд компактных проектов, которые, по мнению участников группы, должны дать резкий толчок процессам приведения научно-образовательной системы Украины в соответствие с европейскими стандартами, открыть Украине доступ к европейским ресурсам в этой области и превратить научно-образовательное сотрудничество в один из двигателей евроинтеграции. Участники группы готовы к работе в этом направлении, с использованием их опыта, авторитета и связей на всех уровнях европейской научной и технологической системы, в промышленности и официальных органах ЕС.
Контакт с инициативной группой может быть установлен по адресу alexey.boyarsky@epfl.ch. Имена некоторых участников группы приведены ниже. Полный текст документа доступен в электронном виде (формат PDF) по адресу:
http: //www. ihes. fr/~ruchay/ukraine/eurointegration. pdf
• Владимир Авраменко, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник, Институт Теоретической Фи
зики им. М.М. Боголюбова, Киев.
• Алексей Боярский, Ph.D., European Centre of Nuclear Research (CERN), Швейцария.
• Алексей Верхратский, M.D., Ph.D., д.б.н., профессор нейрофизиологии, действительный
член Европейской академии наук, University of Manchester, Великобритания.
• Олег Герасименко, Ph.D., The Physiological Laboratory, University of Liverpool, Великобрита
ния.
• Андрей Неронов, Ph.D., INTEGRAL Satelite Science Data Centre (ISDC)), Versoix, Швейца
рия.
• Наталия Преварская, Ph.D., профессор, директор INSERM Unit Epi-9938 Universite des
Sciences et Technologies, Villeneuve d'Ascq, Франция.
• Александр Падий, Ph.D., Philips, Research Eindhoven/Signal Processing, Голландия.
• Олег Ручайский, Ph.D., Институт Высших Исследований (Institut des Hautes Etudes Scientifi-
ques), Париж;, Франция.
• Юрий Ситенко, д.ф.-м.н., зав. отделом в Институте Теоретической Физики им. М.М. Бого
любова, Киев.
• Сергей Смирнов, Ph.D., Department of Pharmacy and Pharmacology, Univeristy of Bath, Ве
ликобритания .
• Алексей Тепикин, Ph.D., профессор, лаборатория физиологии, Ливерпульский университет,
Великобритания.
• Вадим Чеянов, Ph.D., профессор, NORDITA, Копенгаген, Дания и университет Ланкастера,
Великобритания.
• Виталий Шадура, к.ф.-м.н., старший научный сотрудник, заместитель директора образова
тельного Центра при Институте Теоретической Физики им М.М. Боголюбова, Киев.

Евроинтеграция Украины: роль науки и образования. Резюме
В настоящем документе анализируется роль науки и образования в процессе евроинтеграции Украины. Показывается, что будущее украинской научно-образовательной системы должно рассматриваться как важнейший аспект европейской интеграции. Предлагается несколько конкретных компактных проектов, которые, по мнению авторов, должны дать резкий толчок процессам обновления научно-образовательной системы, приведения ее в соответствие с европейскими стандартами и получению Украиной доступа к различным европейским ресурсам в этой области. Данные проекты должны стать первыми шагами в превращении украинской науки из дорогостоящего затратного механизма, находящегося на содержании государства, в мощный двигатель евроинтеграции и развития. Динамичная евроинтеграция Украины предполагает не модель замкнутой национальной науки, а участие в общеевропейском рынке квалифицированных кадров и научных разработок и ориентацию на те его реальные потребности, которые Украина в состоянии удовлетворить. Приводимый анализ состояния дел в европейской науке показывает, что в Европе имеется значительный дефицит высоко-квалифицированных научно-технических кадров, осознаваемый ЕС. Данная проблема носит не финансовый, а, скорее, культурный характер — отсутствие достаточной мотивации у большинства европейской молодежи. Украина может использовать этот дефицит, если «утечки мозгов», вызванная несоответствием научно-образовательного потенциала состоянию технологических и наукоемких отраслей промышленности, будет конвертирована в механизм экспорта квалифицированных кадров. Такой экспорт должен быть рентабельным, повышать привлекательность Украины для ЕС и обеспечивать сохранение и развитие ее научно-образовательного потенциала до тех пор, пока квалифицированные кадры не станут востребованы в самой стране в связи с возникновением собственной наукоемкой промышленности. Обсуждается общая схема рентабельного экспорта кадров. Переход к подобной схеме предлагается осуществлять не посредством полномасштабной перестройки всей научно-образовательной системы, а путем реализации серии небольших, наиболее эффективных «пилотных проектов». В качестве первых проектов в данном направлении предлагается:
А) Создание Института Фундаментальных Исследований, который, будучи небольшим по размеру, будет состоять из ведущих специалистов в естественно-научных областях, выбранных авторитетной международной комиссией на основе открытого конкурса, и являться локомотивом евроинтеграции украинской науки. Организованный по международным стандартам, такой институт может, как это подробно анализируется в тексте, существенно расширить доступ Украины к ресурсам ЕС и стать необходимой базой для других программ в рамках описанной выше концепции интеграции Украины в европейский научно-образовательный процесс. Как показывает мировой опыт (США, Западная и Восточная Европа), такой Институт может в значительной мере финансироваться за
2
счет участия в международных проектах и негосударственных источников финансирования.
Б) Создание под эгидой правительства организованной «научно-технологической диаспоры» для использования интеллектуального, культурного и интеграционного потенциала украинских специалистов, работающих в Европе; объявление конкурса на лучшие проекты евроинтеграции.
В) Создание на базе Академии Наук Центра Фундаментального Образования, который, не подменяя, но дополняя систему высшего образования, позволил бы использовать потенциал Академии для подготовки кадров международного уровня, в краткосрочной перспективе ориентированных, в основном, на возмещение дефицита таких кадров в ЕС и, таким образом, на получение доступа к европейским ресурсам для сохранения и развития научно-образовательного потенциала Украины.
Важно отметить, что эти проекты не требуют от правительства ни масштабных реформ, сопряженных с социальными проблемами, ни крупных бюджетных затрат. В основном предложенные проекты будут финансироваться за счет эффективного использования уже имеющихся ресурсов, дополнительных негосударственных источников финансирования и привлечения международных грантов. От правительства требуется в первую очередь организационная, политическая и дипломатическая поддержка. Целью данного документа является вызвать интерес правительства к такого рода подходам и инициировать встречу представителей правительства с группой украинских ученых, работающих на Западе и поддерживающих идеи данной работы, для определения конкретных действий, направленных на реализацию описанных проектов и их детального обсуждения.
Исполнительное резюме:
Предлагаемые правительству конкретные шаги
Проведение встречи вице-премьер-министра по вопросам европейской интеграции с представителями инициативной группы для выработки программы действий. В связи с тем, что в данный момент в Европе происходит активное рассмотрение 4-х летней программы финансирования науки, вступающей в силу с 2006 года, предлагается организовать такую встречу в кратчайшие сроки. Нам представляется целесообразным проведение подобной встречи до сентября текущего года.
Создание при вице-премьер-министре по вопросам европейской интеграции рабочей группы, занимающейся вопросами интеграции в области науки и образования. Привлечение к активной работе в данной группе украинских ученых и технологических специалистов, работающих в Европе.
Подготовка и проведение переговоров о получении украинскими образовательными и научными организациями доступа к европейским финансовым программам, таким как Cordis, Marie Curie Framework Programme (FP), European Research Council, студенческая программа ERASMUS.
Изучение возможности проведения переговоров с европейскими странами по созданию специального типа виз, позволяющих украинским специалистам, работая в Европе, платить налоги в Украине.
Подготовка проекта создания специального фонда финансирования образования из средств от налогов, поступающих от украинских специалистов, работающих за рубежом.
Включение в повестку дня рабочей группы вопроса об организации взаимодействия с украинскими специалистами за границей («украинской научной диаспоры»). Организация конкурса по проектам евроинтеграции.
Включение в повестку дня указанной выше рабочей группы вопроса о создании Института Фундаментальных Исследований, финансируемого в значительной мере из негосударственных источников. Проведение под эгидой правительства конференции по вопросам организации института с участием потенциальных спонсоров: представителей европейского научного истеблишмента, крупного бизнеса, украинской диаспоры за рубежом.
Разработка проекта создания Центра Фундаментального Образования на базе Академии Наук. Разработка предложений по частичной переориентации Национальной Академии Наук на подготовку конкурентноспособных кадров для международного рынка высоко-квалифицированных специалистов.
4
Основные тезисы
I. Научное сотрудничество как важная составляющая часть евроинтеграции
I. А Взгляд из Европы 8
I.A.1 Будущий ЕС: "knowledge based society". Краткий обзор европейской политики
в области научно-технического развития (RTD) 8
I.A.2 Растущий в Европе спрос на квалифицированные кадры и увеличивающийся
дефицит таких кадров 9
I.B Взгляд из Украины: интеграция как единственный способ сохранения и развития научно-технического потенциала Украины
Текущая ситуация в науке и образовании Украины:
I.B.1 Проблемы 11
а) Низкий по сравнению с Европой уровень финансирования
б) Низкий спрос на специалистов на внутреннем рынке
в) Унаследованная от плановой экономики неэффективная научно-образова
тельная структура
I.B.2 Ресурсы 12
а) Значительный кадровый потенциал
б) Обширная украинская диаспора в европейских академических структурах,
обладающая опытом полноценной интеграции в жизнь Европы
в) Высокая мобильность ученых. Сложившееся без участия государства (го
ризонтальное) взаимодействие с европейскими структурами.
г) Сохранившаяся в стране система специализированных лицеев, позволяю
щая готовить научные кадры, начиная со школьной скамьи.
д) Высокий престиж; науки в обществе (моральный потенциал). Интерес к на
уке среди молодежи вызванный, в частности, перспективами трудоустрой
ства в Европе.
е) Необеспеченный спрос на высококвалифицированных специалистов в Ев
ропе.
ж) Возможность получения доступа к европейским программам финансирования науки, образования, технологий (Marie Curie programmes, Erasmus, GEANT, European postdoc, RTN networks)
I.B.3 Выводы: 14
а) Научный потенциал по-прежнему огромен. Его развитие и поддержание, имеющее важное стратегическое значение для страны, является, в первую очередь, задачей эффективного менеджмента.
5
б) Эту задачу невозможно решать успешно в рамках традиционной организации науки в отдельно взятой стране. Украина должна занять свою нишу в европейской системе разделения труда в области науки, технологии и образования, что, в свою очередь, является одним из условий успешной интеграции в технологически развитое европейское сообщество. Таким образом, включение науки в приоритетные направления евроинте-грации представляет собой единственно возможную схему эффективного менеджмента этого потенциала.
I.C Общественное мнение и культурный фон 14
II. Различные модели отношения государства к науке и образованию
П.А Бывший СССР 15
II.B США 16
II.С Европа 16
II.D Сингапур 16
II.Е Вывод: единственно приемлемой для Украины является модель страны-экспортера
интеллектуальных кадров и услуг 17
III. Возможные пути развития науки в Украине
III.А «Утечка мозгов» или «экспорт кадров»? 18
III.В Экспорт кадров и механизмы самоокупаемости 19
IV. Пилотные проекты
IV.А Концепция пилотных проектов 22
IV.В Институт Фундаментальных Исследований 23
IV.В.1 Мотивации:
• система научного руководства и доверия;
• научный уровень определяется не средним, а высшим уровнем ученых в
стране;
• национальное достояние и способность существования как некоммерческая
(not for profit] организация;
IV.В.2 Организация:
• организационный комитет;
• процедура формирования;
• структура;
IV.B.3 Финансирование
IV. С Первые шаги в организационном оформлении украинской «high-tech диаспоры» в
Европе. Опыт европейской интеграции и внутреннее знание европейских структур.
Потенциальное лоббирование украинских проектов в крупных организациях и ком
паниях Европы
28
• создание веб-портала;
• приглашение к сотрудничеству;
• объявление конкурса по различным проектам евроинтеграции;
• привлечение профильных экспертов
IV.D Образовательный центр 29
IV.D.1 Модель функционирования (основанная на реально существующем Центре при Институте Теоретической Физики им. М.М. Боголюбова).
IV.D.2 Комплектование сотрудников Центра. IV.D.3 Финансирование.
Часть I
Научное сотрудничество как важная составляющая часть евроинтеграции
Последнее время в украинском обществе и на страницах прессы проходит активная дискуссия о судьбе украинской науки и реформах, которых научное сообщество ждет от новой власти. По нашему мнению, вопрос интеграции украинской науки и системы высшего образования в европейскую занимает важнейшее место в проблематике евроинтеграции страны. Эта проблема имеет два аспекта: «взгляд из Европы», т.е. задачи, решение которых необходимо для успешной евроинтеграции Украины, и «взгляд из Украины», т.е. свои собственные цели, которые Украина может достичь на пути евроинтеграции.
I.A Взгляд из Европы
I.A.1 Краткий обзор европейской политики в области научно-технического развития (RTD)
Как известно, Европейский Союз объявил создание на континенте "knowledge based society" одним, из приоритетов своего развития. С момента своего образования ЕС обозначил научно-техническое развитие в качестве одного из важных направлений для приложения совместных усилий стран-участников. Стратегическое значение научных исследований и их технологического внедрения было зафиксировано в Римском Соглашении от 25 Марта 1957 года, а также в последовавших изменениях и дополнениях, включая Амстердамское Соглашение от 1 мая 1999 года, где науке и технологии посвящена отдельная глава (см. «Consolidated version of the treaty establishing the European community», Title XVIII, [1]). Сформулированная в 2000-м году на Европейском Саммите в Лиссабоне основная стратегическая цель Европейского Союза — создание на территории Европы "самой конкурентоспособной и динамичной экономики в мире, основанной на знаниях и способной обеспечить устойчивый экономический рост, большее количество и лучшее качество рабочих мест и большую социальную сплоченность" — выдвинула науку и образование на первый план среди тем, находящихся в сфере внимания Европейской Комиссии и Европарламента. Центральное место в европейской научно-технической доктрине занимает ориентация на укрепление Общеевропейского Исследовательского Пространства (ERA) в области науки и Общеевропейского Пространства Высшего Образования (ЕНЕА) в области образования, в частности:
- укрепление связей между наукой и инновациями
ЧАСТЬ I. НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ЧАСТЬ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ 9
- обновление кадрового потенциала в науке
- повышение мобильности исследователей
- развитие научной инфраструктуры
Развитие ERA и ЕНЕА осуществляется через общеевропейские финансовые инструменты, среди которых основными являются четырехлетние Рамочные Программы (Framework Programme). Бюджет рамочных программ неуклонно растет с момента начала их функционирования в 1984 году и на сегодняшний день достигает около 18 миллиардов Евро (FP-6).
I.A.2 Растущий дефицит квалифицированных кадров в ЕС
Важно отметить, что ответственные за развитие ERA И ЕНЕА европейские структуры остро заинтересованы в научном сотрудничестве со странами за пределами ЕС. В рабочих документах вступившей в силу в 2002 году высокобюджетной шестой рамочной программы (FP-6) развитие международного сотрудничества выделено в качестве одной из главных задач. В параграфе (6) постановления Европейского Совета относительно объединения и укрепления ERA в рамках FP-6 [2], в частности, указано «При осуществлении данной программы, особое место должно быть отведено (...) деятельности, направленной на международную кооперацию с третьими странами и международными организациями». Заметим, что в предыдущей рамочной программе FP-5, действовавшей с 1998 года, подобного рода приоритеты отсутствуют. Таким образом, общий вектор ЕС направлен на существенное расширение базы международного сотрудничества. Среди партнеров по научной кооперации, ЕС уделяет значительное внимание странам бывшего СССР. Такие европейские финансовые инструменты как INTAS направлены исключительно на развитие научного обмена с New Independent States, то есть странами бывшего Советского Союза.
Осуществляемые ЕС активные поиски путей к эффективному научному сотрудничеству с третьими странами и, в частности, со странами бывшего СССР, имеют под собой глубокие социально-экономические основания, понимание которых, как нам представляется, чрезвычайно важно для выработки стратегии европейской интеграции Украины. Важнейшим движущим механизмом здесь является новая необъявленная «гонка технологий» (по аналогии с «гонкой вооружений» времен Холодной Войны), которая развернулась между тремя экономическими полюсами современного мира — США, Европой и Восточной Азией. Происходящая на наших глазах стремительная трансформация потребительского рынка, куда хлынули новые товары и услуги, созданные усилиями наукоемких компаний, определила новые и весьма жесткие правила конкурентной борьбы политических систем. Отставание в области науки влечет за собой ослабление позиций на высокотехнологическом рынке, снижение экономической независимости и безопасности и, в перспективе, снижение уровня жизни и социальной защищенности граждан. Может показаться странным, что в эпоху глобализации и информационной открытости, когда практически любая научная идея или разработка мгновенно становится достоянием всего человечества, подобного рода постановка вопроса имеет смысл. Что мешает, скажем, Европе использовать научный опыт Японии или США для создания своей технологической базы? Ответ кроется в том обстоятельстве, что само по себе освоение чужого научного опыта невозможно без наличия научно-исследовательских и технологических платформ, оснащенных не только новейшим оборудованием, но и высококвалифицированными научными кадрами. Можно сказать, что впервые в истории, способность Европы к сохранению за собой роли лидера в области социальных достижений стала определяться ее способностью к формированию армии специалистов, чье образование и интеллектуальный

ЧАСТЬ I. НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ЧАСТЬ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ 10
уровень выходили бы далеко за рамки среднего. На фоне этих, предъявляемых современной действительностью, требований все острее ощущается кадровый дефицит, охватывающий стратегические направления научно-технического развития.
Приведем в качестве примера стремительно прогрессирующую область нанотехнологий. Согласно оценкам экспертов, ожидаемый экономический эффект от разработок в этой области может превзойти эффект от развития сектора микроэлектроники, где объем рынка в течение последних трех десятилетий устойчиво возрастал на 15% в год и в настоящее время достиг 800 миллиардов евро. Агрессивная "гонка технологий" в данном секторе хорошо видна из динамики правительственных инвестиций в научно-исследовательскую деятельность в этой области. За период с 1997 года по 2003 год объем государственных инвестиций по всему миру возрос в семь раз (!), составив в 2003 году примерно 2.5 миллиарда евро. При этом основными инвесторами явились США, Япония и ЕС. Сумма, выделенная ЕС на исследования в 2003 году, составила около 500 миллионов евро, из которых 200 миллионов было выделено Европейским Советом, а остальное пришлось на национальные финансовые агентства. Однако, простое вливание средств в данный сектор еще не обеспечивает соответствующих темпов роста. Без соответствующего кадрового ресурса, который был бы в состоянии адекватно распорядиться предоставленными средствами, возможности рынка по освоению этих средств оказываются более чем ограниченными. Действительно, за тот лее период 1997-2003 общий объем европейских патентов и публикаций в области нанотехнологий вырос всего лишь в два с половиной раза. Кадровая проблема подробно прокомментирована в докладе Генерального Директората по Научным Исследованиям при Европейской Комиссии [3]. В разделе 1.5 The Major Issue читаем: «Основная проблема, с которой столкнулись исследования в области нанотехнологий, имеет своим источником дефицит студентов и младшего научного персонала (postdoctoral staff)». И далее: «В то время как не наблюдается никаких проблем с тем, чтобы найти исполнителей (проектов) в таких странах как, например, Индия или Китай, найм исполнителей внутри Европы представляет из себя значительную проблему». Кадровая проблема отмечается также большинством ученых и предпринимателей, работающих в области нанотехнологий. В недавно опубликованных Европейской Комиссией Результатах Открытых Консультаций по Европейской Стратегии в области Нанотехнологий большинство респондентов обозначили кадровую проблему как одно из основных препятствий на пути дальнейшего развития отрасли [4]. Сходное мнение выражено и в стратегическом докладе "Vision 2020" [5], составленном группой европейских ученых и бизнесменов: «Технологические исследовательские программы требуют высокообразованного мультидисциплинарного персонала, что делает востребованными новые образовательные программы для создания новых профилей специализации и устранения узких мест в развитии», и далее, «Европейское превосходство в исследованиях, развитии и применении нанотехнологий в производственных сферах будущего критическим образом зависит от доступности высококвалифицированной мультидисциплинарной рабочей силы.»
Однако, может ли Европа справиться с задачей формирования подобного кадрового потенциала за счет только лишь собственных научно-образовательных ресурсов? На сегодняшний день, есть две существенные проблемы, которые вынумсдают европейцев искать источники кадров за пределами ЕС:

ЧАСТЬ I. НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ЧАСТЬ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ 11
а) «Утечка мозгов».
Культурные особенности Европы таковы, что идеалы социальной защищенности, справедливости и равенства определяют политические приоритеты стран ЕС. Одним из результатов такого подхода является чрезмерное ограничение естественных механизмов конкуренции и материального поощрения в тех сферах, где они жизненно необходимы. В науке и образовании подобные ограничения приводят к бегству наиболее квалифицированных специалистов в США, где зарплата и условия работы являются предметом торговли, позволяя сильным ученым добиваться очень выгодных контрактов. Одним из печальных результатов «Утечки мозгов» явилась выявленная в недавнем исследовании [6] потеря Европейскими университетами лидирующих позиций в области образования.
б) Снижение интереса у современной европейской молодежи к естественнонаучным и ин
женерным специальностям.
Одна из тревожных тенденций в современной Европе состоит в заметном снижении интереса молодых людей к карьере в области естественных наук и инженерии. Очевидной причиной является резкий контраст между огромными трудозатратами, требуемыми от студента, решившего изучать современные наукоемкие технологии, и сравнительно низкими зарплатой и социальным статусом, который он сможет приобрести в Европе, работая по специальности. Для примера, заработная плата старшего научного сотрудника Центра Микроэлектроники в Копенгагене всего лишь в полтора раза выше, чем у кассира в супермаркете.
Таким образом, на сегодняшний день европейский внутренний рынок не в состоянии обеспечить все возрастающий спрос на хорошо подготовленных специалистов в области инженерии и точных наук. Как будет показано ниже, этот необеспеченный спрос моэюет слумситъ основой для взаимовыгодного сотрудничества меэюду ЕС и Украиной.
I.B Взгляд из Украины:
Интеграция как единственный способ сохранения и развития научно-технического потенциала страны
Состояние научно-технического потенциала страны оценивается неоднозначно. С одной стороны, имеется ряд очевидных проблем, связанных, в первую очередь, с текущей экономической ситуацией в Украине и с неадекватной системой научного управления, доставшейся в наследство от плановой экономики. С другой стороны, Украина по-преэюнему обладает огромным кадровым, и культурным, потенциалом, в области подготовки научно-технических кадров.
I.B.1 Проблемы:
а) Очевидно, что важнейшей проблемой является невозможность приблизиться к европейским стандартам по уровню финансирования науки и образования в короткие сроки.
ЧАСТЬ I. НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ЧАСТЬ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ 12
б) В силу существующей экономической ситуации востребованность научно-технических спе
циалистов на внутреннем рынке чрезвычайно низка, что заставляет их искать работу в несо
ответствующих их квалификации областях или уезжать на Запад.
в) В прошлом серьезным препятствием для сотрудничества было отсутствие в Украине офи
циальных организаций, способных быть надежными партнерами. Есть позорные примеры,
когда по вине чиновников инфраструктурные и другие гранты, полученные, например, по
линии НАТО, использовались крайне неэффективно, а точнее — разворовывались. Эти при
меры иллюстрируют одно из основных препятствий на пути европейской интеграции ныне
действующей в Украине академической системы: тот, унаследованный от Советского Союза,
способ, которым формируется научно-административная элита, принимаются важнейшие ре
шения, определяется стратегия развития научных направлений, является слишком закрытым
и непрозрачным с точки зрения современной европейской научной системы, где невозможно
себе представить принятие важных кадровых решений без открытого конкурса, к которому
привлекается жюри международных экспертов.
I.B.2 Ресурсы:
а) Здесь необходимо коснуться важнейшей проблемы анализа кадрового потенциала Украи
ны. Не секрет, что, по вполне понятным и объективным причинам, значительная часть наибо
лее конкурентноспособных и активных кадров покинули Украину и продолжают ее покидать.
Такие специалисты занимают позиции в лучших университетах Европы и Америки, а также
в исследовательских подразделениях ведущих технологических компаний. Речь идет не толь
ко о людях старшего и среднего возраста, подготовленных в советское время, но и о более
молодых специалистах, подготовленных в независимой Украине. Следует признать, что под
готовка специалистов такого уровня невозможна на базе только лишь существующих высших
учебных заведений, и в реальности проводится главным образом благодаря энтузиазму уче
ных среднего и старшего поколения, оставшихся в стране, без какой-нибудь существенной
поддержки со стороны государства. Существование подобных энтузиастов и карьерные успе
хи подготовленных ими специалистов, свидетельствует о наличии в стране очагов здоровой
науки на огромном, достаточно мрачном фоне. Возмоэюность подготовки молодых спе
циалистов мирового уровня в неменьшей, чем, собственно научные результаты,
степени характеризует сохранившийся кадровый потенциал украинской науки
и вселяет определенный оптимизм.
б) Вопреки расхожему мнению, национальные кадры, работающие в Европе, не поте
ряны для Украины. Более того, именно опыт людей, уже нашедших свое место в европей
ской научной и академической системе, может прежде всего использоваться при проведении
европейски ориентированных реформ. Многие из этих людей не исключают возможности вер
нуться в Украину, если для этого сложатся условия, при которых они будут востребованы и,
ввиду этого, им не безразлично происходящее в стране. Многие из тех, кто не настроен на
возвращение, тем не менее готовы оказать поддержку и принять участие в реформах евро
пейского образца в близких им областях. Этот потенциал может и должен быть использован,
и именно он дает хорошую возможность быстро и качественно провести ряд мер, которые
помогут Украине найти свое место в науке и образовании современной Европы. Важно под
черкнуть, что речь идет прежде всего о мерах, не требующих дополнительных расходов бюд
жета. Такие шаги должны быть небольшими, обозримыми и конкретными, создающими в

ЧАСТЬ I. НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ЧАСТЬ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ 13
Украине небольшие новые плацдармы европейского уровня, пригодные для того, чтобы быть катализаторами сотрудничества и интеграции.
в) В стране существует целый ряд групп (в самых разных областях науки), сумевших на
ладить эффективное меэюдународное сотрудничество, сохранить свой статус актив
ных участников современного, интегрированного научного процесса и далее в значительной
мере решить за счет такого сотрудничества проблему своего финансирования. Эти группы
представляют собой наиболее здоровый и конкурентноспособный кадровый резерв украин
ской науки, чей авторитет и связи являются важнейшим ресурсом евроинтеграции.
г) Несмотря на все перестройки образования, в Украине сохранилась эюизнеспособная си
стема специализированных лицеев, которая во времена Советского Союза была ядром
образовательной системы, обеспечивавшим начальную подготовку будущих научных работ
ников и инженеров, создававших научно-технический потенциал СССР. Ведущие учителя
этих лицеев способны готовить школьников с первоклассной подготовкой, которые, при со
ответствующей работе с ними в вузе, могут стать основой будущего научного потенциала
Украины.
д) Высокая мотивация значительной части молодеэюи (более высокая, чем в самой
Европе!), вызванная как традиционно высоким в определенных слоях общества престижем
образования и интеллигентных профессий, так и меньшим, чем на Западе, спектром воз
можностей для получения высоких заработков нерисковым и цивилизованным путем, дают
Украине весьма важные дополнительные ресурсы.
е) Следует также отметить, что интеграция в области науки и образования может идти со
значительным опережением, по сравнению с экономической и политической сферами, что мо
жет достаточно быстро открыть для Украины доступ к европейским финансовым ресурсам.
Европейский Союз заинтересован в дополнительных источниках квалифицированных кадров,
сильных и мотивированных студентов для их подготовки, возможности эффективной коопе
рации с первоклассными научными и образовательными центрами за пределами ЕС. Для это
го существует ряд специальных программ на уровне ЕС. Украина в состоянии предоставить
и подготовить больше таких кадров, чем она в состоянии сегодня содержать. Необеспечен
ный спрос на высококвалифицированных специалистов в Европе такмсе долмсен
рассматриваться как дополнительный ресурс для Украины.
ж) На сегодняшний день новая украинская власть имеет кредит доверия со стороны европей
ских правительств, ставящий ее в существенно более выгодное положение, чем любую другую
республику бывшего СССР. Это кредит является важнейшим политическим ресурсом для
Украины, который нужно интенсивно использовать для взаимовыгодного сотрудничества. В
области науки и образования такое сотрудничество могли бы проявится в виде переговоров
о получении украинскими учеными и научными организациями доступа к науч
ным и образовательным программам ЕС, такими как Cordis и Marie Curie, European
Research Council (создание которого активно обсуждается в последнее время), студенческая
программа ERASMUS. Эти инструменты становятся важнейшим средством финансирования
и структурирования европейской науки. В данным момент доступ к ним имеют страны ЕС
и ассоциированные страны. Однако, есть и исключения — Швейцария, например, была спе
циальным соглашением приравнена к членам ЕС с точки зрения этих программ, существуют
специальные схемы для Турции, Израиля, стран средиземноморского бассейна. Реальной це
лью может являться получение Украиной статуса, полностью или частично приравненного

ЧАСТЬ I. НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КАК ЧАСТЬ ЕВРОИНТЕГРАЦИИ 14
с этой точки зрения к статусу ассоциированных стран. Такой шаг мог бы коренным образом изменить ситуацию в украинской научной системе, в особенности в том, что касается подготовки новых кадров. Другие примеры включают в себя: нахождение формы участия Украины в Европейском центре ядерных исследований (CERN), в Европейском Космическом агентстве (ESA) и в Европейской научной и академической системе Интернет GEANT. На решение этих проблем было затрачено много усилий украинских ученых и их европейских коллег, и их решение застопорилось не из-за отсутствие доброй воли с европейской стороны, а из-за неконструктивной позиции коррумпированной власти.
I.B.3 Выводы:
а) Научный потенциал по-прежнему достаточно велик. Его развитие и поддержание, имеющее
важное стратегическое значение для страны, является, в первую очередь, задачей эффектив
ного менеджмента
б) Эту задачу невозможно успешно решить в рамках традиционной организации националь
ной науки в отдельно взятой стране. Вместо этого Украина должна занять свою нишу в
европейской системе разделения труда в области науки, технологии и образования, что в
свою очередь является одним из условий успешной интеграции в технологически развитое
европейское сообщество.
в) Таким образом, включение науки и образования в список приоритетных направлений ев-
роинтеграции есть единственно возможный подход для эффективного менеджмента этого
потенциала.
I.C Научный обмен как условие культурной интеграции
Вопрос интеграции Украины в Европейский Союз не является чисто политическим. Важнейшую роль здесь играют экономические и культурные связи, формирующиеся между Европой и Украиной на "горизонтальном" уровне, без участия государств. Научный обмен способствует созданию и укреплению подобного рода внегосу дарственных связей.
Следует заметить, что даже европейская интеллигенция ассоциирует Украину с Европой в гораздо меньшей степени, чем страны Восточной Европы (в частности потому, что большинство достижений, связанных с бывшим СССР, в силу ряда субъективных причин ассоциируется с Россией). Личное знакомство с украинскими студентами, аспирантами и учеными может в значительной степени изменить данное положение вещей. Можно однозначно сказать, что эти люди будут формировать (и уже формируют) образ Украины в глазах европейской интеллигенции, тем самым способствуя ее признанию. Не следует также забывать, что европейские ученые являются частью европейского политического истеблишмента и способны оказывать определенное влияние на политические решения на правительственном уровне.

Часть II
Различные модели отношение государства к науке и образованию
Одной из первостепенных задач, стоящих перед Украиной в связи с евроинтеграцией, является определение той ниши, которую она хотела бы занять в ЕС. В области науки и образования решение этой задачи должно начинаться с ответа на главный вопрос: зачем нужны государству наука и образование? Проиллюстрируем возможные подходы к данному вопросу на конкретных примерах. Во всех описываемых ниже моделях государство определяет свои отношения с наукой, исходя из четко очерченного понимания своих стратегических интересов и роли науки в обеспечении этих интересов. Такое понимание, оформленное в государственную научно-образовательную доктрину, создает необходимые критерии для оценки целесообразности тех или иных государственных программ в данной области, определяет точки приложения усилий и препятствует бессмысленному распылению выделяемых на науку и образование бюджетных средств.
П.А Бывший СССР
Этот пример имеет непосредственное отношение к обсуждаемой нами проблеме украинского научного потенциала, поскольку украинская наука является осколком академической системы Советского Союза.
Стоявшие перед советской наукой задачи определялись особым положением этой страны в мире. Политически изолированная сверхдержава с милитаристски ориентированной экономикой и претензиями на мировое господство, вынуждена была развить на своей территории самодостаточную научную базу, необходимую, в первую очередь, для создания новых вооружений. Другой задачей, стоявшей перед наукой, было создание масштабных проектов, пропагандистских по своей сути, призванных не столько обеспечить реальное экономическое и технологическое развитие страны, сколько продемонстрировать миру превосходство социалистической системы перед капиталистической. Благодаря стратегическому значению науки в СССР, государственное финансирование научных программ было значительным, что привело к созданию мощной и самобытной научной школы, опередившей по некоторым направлениям развитие науки в остальном мире. В то же время, мировая изоляция, сращение научных и государственных административных структур, давление государственной идеологии сделали научную систему в целом малоэффективной, способной поглотить огромные капиталовложения без реального выхода.
15
ЧАСТЬ II. ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ 16
П.В США
При том, что военное значение научных разработок в США было (и остается) столь лее велико, как в СССР, подход государства к науке отличается радикальным образом. Для США наука, в первую очередь, является одним из двигателей экономической машины общества потребления. Именно поэтому значительная часть науки интегрирована в рыночную экономику и не нуждается в государственном финансировании. Причем речь идет не только об исследовательских подразделениях высокотехнологичных компаний. Фундаментальная наука также развивается на базе частных предприятий, каковыми являются в большинстве своем американские университеты. Роль государства в данном случае сводится не к содержанию и администрированию науки, а к целевым инвестициям, осуществляемым через такие инструменты как National Science Foundation (NSF). Для выполнения стратегического государственного заказа в США существуют национальные лаборатории и агентства, например, Los Alamos National Laboratory (LANL) или National Aeronautics and Space Administration (NASA). Национальные лаборатории и агентства тесно и взаимовыгодно сотрудничают с негосударственными научными структурами.
II. С Европа
В целом, европейский подход к науке сходен с американским. Имеются, однако, и существенные отличия. Доля частного финансирования научных разработок в Европе значительно ниже, чем в США. Большинство европейских университетов является государственными, а не частными структурами. Помимо университетов, во многих странах сохранились академии и научно-исследовательские институты, в которых исследования отделены как от образования, так и от индустрии. В структуре современной европейской науки до сих пор просматриваются черты "золотого" XIX века, когда главными научными центрами являлись достаточно замкнутые национальные академии, культурное и политическое влияние которых было сравнимо с их влиянием на экономику. Европейские политики осознают опасность подобной инерции, и правительства прикладывают значительные усилия к тому, чтобы стимулировать взаимодействие науки и индустрии, науки и образования, а также международный обмен и большую открытость европейского рынка труда в этой сфере. В то же время, Европа стремится сохранить независимые от экономической конъюнктуры академические структуры, рассматривая их как важный стратегический ресурс.
II. D Сингапур
В качестве примера качественно иной государственной политики по отношению к науке особый интерес представляет собой Сингапур. В этом случае государством было принято стратегическое решение: позиционировать страну не как производителя готовых систем и продуктов (4-х миллионному Сингапуру чрезвычайно сложно конкурировать на этом рынке с Китаем и другими странами с дешевой рабочей силой), а как высокотехнологический центр с высоким инженерным потенциалом, позволяющим осуществлять разработку новых типов систем и продуктов, а также созданием интеллектуальной собственности (патентов, copyrights, etc.). В результате, Сингапур стремится (и небезуспешно!) стать тем местом, где транснациональные корпорации размещают свои исследовательские (Research and Development, RD) подразделения. В свете данной стратегии университетам отводится роль "кузницы кадров", при этом

ЧАСТЬ II. ОТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА К НАУКЕ И ОБРАЗОВАНИЮ 17
направления их развития определяются с позиции конкурентоспособности на мировом рынке инженерных кадров, а не с позиций "познания устоев мироздания" (изначальный глобальный подход к вопросу в Европе). Университетские исследования жестко связаны с индустриальной деятельностью. Тактическое финансирование осуществляется в значительной степени посредством заключения контрактов с индустриальными заказчиками. Стратегические направления развития определяются комитетом по развитию науки в правительстве, которое предоставляет значительные гранты местным научным учереждениям для стимулирования их развития в данный направлениях. Критерием успешности такого рода долгосрочных проектов при этом является не "общая научная ценность", а заинтересованность мировой индустрии и приток исследовательской деятельности в страну.
II.Е Выводы
Есть ли среди перечисленных примеров доктрина, приемлемая для Украины на данном, этапе? Развитие замкнутой национальной науки, характерное для времен холодной войны, бессмысленно как с точки зрения общей государственной направленности на ев-роинтеграцию, так и с точки зрения эффективности. С другой стороны, модель США не представляется работоспособной в стране со слабой рыночной экономикой и отсутствующим высокотехнологическим производством.
Нам видится, что единственно приемлемой для Украины является модель, сходная с Сингапурской, — модель страны-экспортера интеллектуальных кадров и услуг. В ситуации, когда Европа остро нуждается в интеллектуальной рабочей силе, для Украины было бы большой ошибкой упустить исторический шанс стать таким экспортером. Следует отметить, что географическое положение Украины и ее культурная близость с Европой дают ей огромное преимущество перед странами Восточной Азии с точки зрения освоения европейского рынка квалифицированных кадров. Значительным преимуществом также является наличие в Украине научно-образовательной инфраструктуры и высококлассных ученых специалистов, уже имеющих богатый опыт сотрудничества с европейской наукой.
Часть III
Возможные пути развития науки в Украине
III.А «Утечка мозгов» или «экспорт кадров»?
Проведенный анализ ситуации в ЕС и в Украине показывает, что помимо традиционных возможностей, используемых менее развитыми странами при интеграции в ЕС (рынок сбыта, источник дешевой рабочей силы, сырья и металлов), Украина может бороться за роль страны-экспортера научно-технических кадров и услуг. Страна по-прежнему располагает избытком высококвалифицированных научных кадров, равно как и возможностью существенного увеличения их производства, большим научно-образовательным потенциалом, а также рядом особенностей, которые могли бы дать ей серьезные преимущества в данной области. В настоящий момент весь этот потенциал фактически не задействован. Хуже того, он приходит в упадок. Вопреки распространенному убеждению, что причинами здесь являются проблемы недофинансирования и «утечки мозгов», важнейшей причиной является неправильная организация современной науки и образования в Украине и отсутствие четкого понимания того, зачем нужен стране (на различных этапах ее развития) ее научный потенциал и какой именно.
Выше мы провели обзор различных моделей отношения государства к науке и образованию. В данном разделе мы в общих чертах обсудим предлагаемый подход к научно-образовательной системе Украины, основанный на выводах предыдущего раздела. Более детальная разработка общей реформы этой системы выходит за рамки данной работы. Более того, как будет обсуждаться ниже, авторы отдают предпочтение не глобальным реформам, а сериям небольших самодостаточных проектов, способных изменить ситуацию в требуемом направлении. Такие проекты будут подробнее обсуждаться ниже (в части IV). Здесь же мы обсудим принципы — в чем состоит предлагаемое направление развития.
Важнейшим условием для продуктивного сотрудничества является эффективность и взаимовыгодностъ. Потенциальная заинтересованность ЕС в появлении на рынке новой системы подготовки дефицитных для Европы квалифицированных кадров очевидна, так же как и наличие в ЕС ресурсов, достаточных для реализации этой заинтересованности. Необходимо разработать подход, при котором такой интерес из потенциального перейдет в активный и сможет способствовать практическому развитию украинской науки и образования.
Существование центров по подготовке кадров любого уровня, в значительной степени ориентированных на общеевропейский рынок (речь может идти как о молодых ученых и специалистах, так и просто о сильных аспирантах и студентах), пользующихся, в той или иной фор-
18

ЧАСТЬ III. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ В УКРАИНЕ 19
ме, европейским финансированием, чрезвычайно выгодно для Украины, вопреки популярным теориям об «утечке мозгов». Помимо положительного влияния на престиж; страны, такого рода сотрудничество может явиться важнейшим фактором для достижения и поддержания высокого уровня научной и образовательной системы в самой Украине. Часть подготовленных кадров всегда остается в стране, как показывает опыт реально функционирующих центров такого рода в России, Украине и других странах. Помимо этого, экспорт кадров в перспективе снизит нагрузку на бюджет в силу повышения самоокупаемости научно-образовательной системы Украины. Для того, чтобы все это стало возможным, необходима выработка и реализация на государственном уровне определенных схем. Ниже мы приводим примеры таких схем.
III.В Экспорт кадров и механизмы самоокупаемости
В этой секции мы рассматриваем конкретные механизмы самоокупаемости, которые будут задействованы при реализации модели экспорта кадров, а также обсуждаем практические шаги, которые необходимо предпринять для их внедрения.
Доступ к европейским источникам финансирования. Как уже указывалось выше, значительным потенциалом обладают европейские программы, направленные на повышение мобильности студентов и аспирантов с целью оптимизации подготовки, такие как Erasmus, Marie Curie programms, European postdoc, RTN networks. На сегодняшний день существует два основных препятствием для использования Украиной этих ресурсов. Первое из них — политическое: многие из этих программ доступны лишь для стран, имеющих более высокий, чем у Украины, уровень ассоциации с ЕС. Здесь имеются широкие возможности для дипломатических усилий — шаги навстречу Украине в этих вопросах возможны (как показывают примеры других восточно-европейских стран), ибо они не увязаны жестко с общими политическими декларациями относительно перспектив членства (подчас нелегкими для ЕС). Такие шаги могли бы расцениваться как реальный прогресс в отношениях Украина-ЕС. На первых порах речь могла бы идти о включении Украины в существующие программы. На следующем этапе, при демонстрации реальных результатов в области подготовки кадров, на которые имеется спрос в ЕС, можно было бы добиваться создания специальной программы ЕС по сотрудничеству с Украиной. Реальными конкурентами Украины в этих вопросах будут такие страны, как Китай, Сингапур и, особенно, Индия. Однако Китай, уверенно переходящий в статус полноценной великой державы, начинает ориентироваться на национальную модель науки. Сингапур, в виду исторической и культурной специфики, занимает несколько иной сектор рынка кадров чем тот, на который может ориентироваться Украина, имеющая значительный потенциал и традиции более фундаментальной науки. Кроме того, ни одна из вышеуказанных стран не имеет перспектив членства или даже тесного сотрудничества с ЕС в рамках программ типа соседства. В этом смысле положение Украины более выгодно.
Вторым основным препятствием является отсутствие с украинской стороны структур, способных эффективно участвовать в европейских программах. Необходимым условием финансирования проектов со стороны ЕС является наличие инфраструктуры европейского типа. Существующие на сегодняшний день в Украине научные организации, функционирующие в традиционной (советского типа) научной манере, не соответствуют подобным требованиям. Конкретный подход к решению данной проблемы будет рассмотрен в части IV.В.
ЧАСТЬ III. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ В УКРАИНЕ 20
Двойное налогообложение. Еще одни источник финансирования подготовки кадров, требующий дипломатических усилий со стороны Украины, может быть создан при условии разработки, заключения и претворения в жизнь специальных договоров о налогооблоснсе-
нии. На сегодняшний день большинство украинских ученых, временно или постоянно работающих в Европе, платят налоги в странах своего проживания. Существующие договоры о двойном налогообложении в реальности не дают возможности гражданам Украины платить налоги на родине. С другой стороны, такого рода соглашения существуют и широко используются, например, гражданами США, временно работающими в Европе. Это показывает, что претворение в жизнь подобного рода практики зависит от политической воли правительства страны. В связи с этим представляется целесообразным изучить возможность проведения переговоров с ЕС о создании специальной визы для украинских ученых, временно работающих в ЕС (типа J визы в США). Это позволило бы этим высокооплачиваемым (для Украины) кадрам платить налоги на родине. Полученные средства должны направляться не в общий бюджет, а в специальный фонд финансирования образования. Введение такой схемы было бы реальным шагом со стороны ЕС навстречу Украине. С одной сторон, финансовые потери в краткосрочной перспективе от такого шага для Европы были бы невелики. С другой стороны, наличие временных работников, которые не платят налоги, но и не получают права на участие в пенсионной и других социальных программах (таких как пособие по безработице), выгодно для стран Европы в виду тяжелого положения социальной системы во многих странах. Такого рода меры уже сегодня активно внедряются, например, Германией. Было бы естественно, чтобы людям, имеющим подобный статус, было разрешено платить налоги на родине. Некоторые другие аспекты двойного налогообложения будут обсуждаться в секции IV.С.
Целевые программы подготовки. Существуют и другие механизмы для получения доходов от качественной подготовки студентов. Крупные технологические компании часто создают с вузами специальные программы по проведению целевых исследований и подготовке специалистов. Зачастую, в особенности в прикладных областях, в европейских университетах не хватает достаточно подготовленных, а главное — мотивированных для работы в таких программах студентов и аспирантов. Эту нишу могли бы занять украинские вузы. Как показывает практика, основным препятствием для такого взаимодействия с украинскими вузами являлась коррупция и неэффективная схема руководства. При наличии политической воли и активной позиции в отношении поиска подобного сотрудничества, этот потенциал весьма велик. В первую очередь, необходимо разработать юридическую базу для заключения подобного рода контрактов. Важнейшим условием является оказание государством юридической, консультационной и организационной поддержки для заключения такого рода соглашений, а также создание информационной сети, позволяющей как украинским, так и западным организациям легко находить информацию о потенциальных партнерах. Государство должно стимулировать заключение подобного рода соглашений, путем, например, выдачи "поощрительных" целевых грантов за каждый заключенный контракт с западной организацией.
В долгосрочной перспективе регулярный экспорт высококлассных специалистов в развитые страны может сделать образовательную систему Украины привлекательной для платежеспособных иностранных студентов.
Выводы. Существуют реальные шаги, которые правительство может предпринять, для того, чтобы использование европейского финансирования и программ сотрудничества делало

ЧАСТЬ III. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ В УКРАИНЕ 21
бы подготовку специалистов вполне рентабельной, далее при выезде значительной их части на работу в ЕС. Речь здесь идет о текущей рентабельности. Стратегическое лее значение создания в стране передовой научной и образовательной системы невозможно переоценить: ее наличие станет мощным ресурсом развития экономики, как только в самой Украине сложатся условия для появления внутреннего спроса на квалифицированные кадры.
Таким образом, предлагаемые меры должны обеспечить в Украине создание научно-образовательной системы (ибо первоклассное образование невозможно без непосредственного контакта с первоклассной наукой), ориентированной на тесное сотрудничество с Европой и, в значительной мере, самоокупаемой за счет такого сотрудничества. Самоокупаемость является не только важным условием при объективной нехватке средств, но и критерием востребованности, современности, соответствия международным стандартам. Роль правительства в такой ситуации в основном должна заключаться не в финансировании и управлении, а в выработке стратегии, в определении приоритетов государства в данной области (рассматриваемой прежде всего как важнейший компонент европейской интеграции), координации и поддержке на политическом и международном уровнях, установлении официальных контактов с соответствующими международными организациями. Практическую работу по налаживанию такой системы могут и должны осуществлять заинтересованные профессионалы.
Часть IV
Пилотные проекты
IV. А Концепция "пилотных проектов"
Любые попытки комплексного реформирования науки сверху неизбежно длительны по времени, требуют больших финансовых вложений и постоянного контроля со стороны правительства. Тяжело найти универсальное решение: например, резкий переход с "немецко-французской" академической системы на "британо-американскую" университетскую систему был бы совершенно губителен для украинской науки сегодня. В то же время некоторые шаги по внедрению элементов такой университетской системы (которые, в реальности, давно предприняты и в Германии, и во Франции!) необходимы.
С другой стороны, наиболее эффективным подходом к научному реформированию является подход "снизу-вверх" ("bottom-up approach"). Он характеризуется, прежде всего, не разрушением и перестройкой существующих структур, а созданием альтернативных форм, которые в долгосрочной перспективе могут заложить основу новой научной структуры Украины. Краткосрочно же такие проекты обладают наибольшим КПД с точки зрения системной перестройки — могут открыть доступ к новым ресурсам и придать динамичность процессу самоорганизации ученых. Ученые более всех заинтересованы в разумной организации своих областей и лучше всего подходят для такой работы. Однако крупномасштабное реформирование науки не является естественным делом ученого, так как требует слишком большого времени и полной концентрации на организационной деятельности. В результате оно переходит в руки чиновников. Небольшие же проекты имеют то преимущество, что позволяют значительно более эффективно использовать инициативу и знания самих профессионалов. Роль правительства здесь сводится не к руководству и финансированию, а, прежде всего, к созданию условий для проявления инициативы, политической и дипломатической поддержке, лоббированию.
После анализа ситуации в научно-образовательной системе Украины в целом, мы предлагаем подход, основанный на создании ряда независимых пилотных проектов. Любой такой проект достаточно компактен и требует несравненно меньших средств, чем реформа науки в целом. Ниже мы обсуждаем несколько таких пилотных проектов, которые могут быть осуществлены силами ученых в Украине и украинской «научной диаспоры» в Европе, при политической и организационной поддержке правительства. Эти проекты получили положительную оценку международного научного сообщества и таких организаций, как Европейская Академия Наук (Academia Europaea).
22
ЧАСТЬ IV. ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ 23
IV.В Институт Фундаментальных Исследований
Примером пилотного проекта может быть создание в Украине Института Фундаментальных Исследований в области естественных наук. Среди подобных институтов в мире можно назвать такие успешно функционирующие организации как Institute for Advanced Study в Прин-стоне (США) [7] и Institut des Hautes Etudes Scientifuques в Париже [8], Wissenschaftskolleg в Берлине, голландский Institute for Advanced Study (NIAS) в Wassenaar , шведский Collegium for Advanced Study in the Social Sciences (SCASSS) в Уппсале и многие другие. В последнее время организацией Института Фундаментальных Исследований в Шанхае активно занялся Китай, много и целенаправленно работающий над созданием научной школы мирового уровня. Отличительной чертой таких институтов является то, что будучи настоящими флагманами в областях физики, математики и биологии, они, как правило, невелики по размерам, имеют небольшой бюджет и, в основном, финансируются из негосударственных источников, привлекаемых при помощи специально созданных некоммерческих фондов.
Возможно, наиболее интересным для Украины примером такого рода институтов является венгерский Collegium Budapest [9]. Созданный в 1991 году, это первый пример такого рода организации на пост-социалистическом пространстве. Collegium Budapest ставит своей целью создание научного центра, в первую очередь направленного на упрощение сотрудничества ученых Центральной и Восточной Европы со своими западными коллегами, равно как и на интеграцию науки и культуры бывших социалистически стран в ЕС. Collegium Budapest является частью большой сети «институтов фундаментальных исследований» (institutes for advanced studies) и постоянно находится в тесном контакте с аналогичными организациями в Берлине, Вене, Париже, Цюрихе, Лос-Анжелесе, Вашингтоне и многих других городах Европы и США. Молодым ученым из Венгрии и других стран региона этот институт дает возможность международных контактов и облегчает их интеграцию в общемировую научную среду.
Интересно отметить, что негосударственная модель финансирования отлично показала себя в данном случае. Венгерское правительство оказывает значительную политическую поддержку институту (например, он считается в Венгрии "международной организацией"), однако прямое государственное финансирование составляет только 10% бюджета института.
IV. В. 1 Мотивации
а) Как уже обсуждалось выше, структура науки и научного управления в Украине, в значительной степени унаследованная от Советского Союза, сильно отличается от европейской. Несовместимость двух систем способна сильно затруднить научное сотрудничество. Несмотря на наличие хорошо известных ученых, практически отсутствуют научные организации, пригодные для практического сотрудничества с европейскими структурами. Это приводит к тому, что, даже если бы на политическом уровне Украина получила бы возможность доступа к европейским научным ресурсам, практическое осуществление подобного рода контрактов было бы сильно затруднено отсутствием научных организаций, способных выступать партнерами с украинской стороны (host institutions) по организации школ и конференций в соответствии с европейскими стандартами; принимать у себя студентов-дипломников, аспирантов и постдоков по программам обмена; участвовать в серьезных инфраструктурных проектах и других программах, активно функционирующих сегодня на уровне ЕС.
Институт Фундаментальных Исследований мог бы стать подобной организацией. Его создание позволило бы создать в одном месте мульти-дисциплинарный естественно-научный

ЧАСТЬ IV. ПИЛОТНЫЕ ПРОЕКТЫ 24
ресурс международного уровня, сознательно организованный и сформированный в соответствии с европейскими стандартами. Институт представлял бы собой надежную платформу для взаимодействия между европейскими официальными научными структурами (CERN, EU commitions programs, Academia Europaea, GEANT, ERASMUS, etc) (см. выше). Прозрачность системы подбора кадров обеспечивает высокий авторитет, доверие, эффективное взаимодействие. Институт может служит как host для грантов, конференций, как Marie Curie training site, как экспертная организация по украинским проектам.
б) Здесь следует отметить еще один важный аспект концепции Института Фундаментальных
Исследований. Научный уровень страны во многом определяется не столько средним уровнем
работающих в ней ученых, сколько наличием в ней нескольких лидирующих групп или ла
бораторий. В модели изолированной национальной науки, по-прежнему функционирующей в
большинстве развитых стран, для отбора и создания таких групп необходимо существование
большой массы "средних" ученых. В Украине на данном этапе представляется более целесооб
разной другая модель. С одной стороны, в условиях ограниченного бюджета, можно эффек
тивно использовать имеющийся научный и финансовый потенциал для создания нескольких
небольших центров мирового класса. С другой стороны, в условиях евро-интегрированной
науки, масса средних ученых, необходимая для сущестования таких центров, может быть
создана за счет украинской научной диаспоры за рубежом. При такой организации множе
ство украинских ученых, работающих на Западе, будут бороться за возможность получить в
Украине элитные позиции, соответствующие мировым стандартам. Безусловно, не для всех
ведущих украинских ученых такие позиции в Украине станут более привлекательными, чем
продолжение карьеры на Западе, но этот фактор должен рассматриваться как позитивный,
так как потенциальное количество таких позиций также принципиально ограничено.
в) Еще одним немаловажным фактором в пользу такого рода Института является то, что
будучи уникальным центром в стране, он может позиционироваться как "национальное досто
яние" (аналогично тому, как в Дании рассматривается Институт Нильса Бора или Институт
Пастера во Франции). Это обстоятельство немаловажно в свете потенциального сотрудниче
ства с бизнес-элитой. Во всех западных странах, включая США, где правительство расходует
наибольшее количество денег на науку, спонсорская поддержка со стороны бизнеса и част
ные пожертвования являются стандартным, необходимым и далеко не последним по значи
мости элементом функционирования науки. В Украине этот элемент совершенно не развит,
и данный исторический момент, когда обозначается водораздел между "цивилизованным" и
"диким" бизнесом, представляется вполне адекватным для его внедрения в общественное мне
ние и практику. Однако финансирование из негосударственных источников науки "в целом"
очевидно весьма непрактично, в особенности в Украине, где общий имидж; существующей
научной системы не слишком привлекателен и направление туда финансовых ресурсов вызы
вает ассоциации с направлением их в мрачный, бездонный провал. Небольшой, но первоклас-
ный институт, собравший лучшие силы страны, известный в мире, в состав совета которого
входят известные международные эксперты, вплоть до Нобелевских лауреатов, являлся бы
значительно более удачной точкой приложения для потенциальных спонсоров. Расходование
средств в таком Институте гораздо легче сделать, во-первых, прозрачным (что необходимо
для инвесторов, даже некоммерческих), а во-вторых, соответствующим целям самих спонсо
ров, таким как имиджевая реклама, повышение престижа и т.д. Это облегчает возможное
функционирование Института не как бюджетной, а как самостоятельной некоммерческой ор

Відповіді

  • 2006.02.10 | igrot

    Re: Евроинтеграция Украины: роль науки и образования

    Через 5 років в Україні фактично не залишиться випускників шкіл, що люблять математику, фізику та інші природничі дисципліни, завдяки сучасним стандартам, програмам, які в основному підготовленими вчителями та "близькими" до осіб, яких до сих пір підтримує Ніколаєнко. А по іншому бути не може, бо він, як Голова комітету Верховної Ради, він є теж відповідальний за руйнацію природничої сфери в середній ланці освіти.
    Гуманізацію в МОН, випускники педінститутів (проаналізуйте, хто вступав раніше до цих навчальних закладів і особливо на суспільствознавство) сприйняли як гуманітарщину.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2006.02.10 | Iryna_

      Re: Евроинтеграция Украины: роль науки и образования

      igrot пише:
      > Через 5 років в Україні фактично не залишиться випускників шкіл, що люблять математику, фізику та інші природничі дисципліни, завдяки сучасним стандартам, програмам, які в основному підготовленими вчителями та "близькими" до осіб, яких до сих пір підтримує Ніколаєнко. А по іншому бути не може, бо він, як Голова комітету Верховної Ради, він є теж відповідальний за руйнацію природничої сфери в середній ланці освіти.
      > Гуманізацію в МОН, випускники педінститутів (проаналізуйте, хто вступав раніше до цих навчальних закладів і особливо на суспільствознавство) сприйняли як гуманітарщину.

      На жаль, це правда. Скоро не буде кому у тих природничих вузах вчитися, або вони перетворяться на таку ж імітацію, про яку тут Георгій колись писав.

      Черговий анекдот від викладача одного дуже економічного вузу.
      В умові задачі є число -1. Студентка питає, а що це тут за рисочка біля одиниці, мабуть помилка. В групі виявилося троє! студентів, які закреслили мінуси в умові задач, подумавши що це помилка і щось не те. Тобто це картина масового викладання математики для тих, що здаватиме математику на вступних екзаменів.
      Догуманізувалися.

      До речі, в штатах вже досить давно поставили завдання гуманізації - тобто не нервувати і не перевантажувати дітей і не формувати зайвих комплексів, але одразу не зрозуміли, що це поступово знижує якість освіти - спочатку повільно, а потім все швидше і швидше.

      Так що пропонують правильно, але дійсно скоро вже нікому буде в тих сучасних природничих вузах та аспірантурах вчитися.
  • 2006.02.11 | Рюген

    Я полагаю,

    что организация подготовки за государственный счет уборщиц и проституток с целью отправки их за рубеж на заработки имеет больше смысла, в том числе и для евроинтеграции Украины. Действительно, уборщицы и проститутки с евроопытом могут пригодиться и на родине, а ученые Украине зачем?
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2006.02.11 | Георгій

      А Ви знаєте багато прикладів країн, яким ПОТРІБНІ вчені?

      Рюген пише:
      > уборщицы и проститутки с евроопытом могут пригодиться и на родине, а ученые Украине зачем?
      (ГП) Біда в тому, що, як я розумію, абсолютна більшість країн світу не може розвивати в себе науку і їм вчені не потрібні. С"єрра Леоне що, потрібні вчені? Македонії вони потрібні? Венесуелі? Ірландській Республіці? Білорусі? Філіпінам?

      Серйозна наука (принаймні природничі галузі) зараз коштує так багато, що розвивається вона тільки в дуже багатих країнах - у США, країнах ЄС, Канаді, Австралії, Японії... Ці країни здатні фінансувати науку і забезпечити науковцям пристойне життя. Росія теж ще пробує, адже є старовинні імперські амбіції і сировина. Ізраїль пробує (три міль"ярди допомоги від США на рік). Китай починає. Решта країн живуть без науки.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2006.02.11 | Рюген

        Арифметика небесных сфер.

        Вот и я о том же.
        "Жили на свете один и один.
        Пошли они драться один на один
        И вскоре один зачеркнул одного
        и вот не осталось от них ничего.
        А если б дружили они меж собою
        То жили бы долго и было б их двое"
        Вы в детстве, Георгий, такие книжки читали? Или Ваша сознательная жизнь началась с женитьбы?

        Принципиальная ошибка тех, кто считал Украину и Россию 1 и 1 в том, что цифры были неверные. Зачеркнуть одно одним не получилось. Украина стала жертвой неправильных расчетов. Ну и что? Не она первая на шахматной доске, не она последняя.
        Имею достоверную информацию, что некоторые научно-технические фирмы России сейчас без излишней огласки организованно нанимают оставшихся специалистов с Украины.
        Вопрос. Может ли брак по расчету быть счастливым?
        Ответ. Может. Если расчет был правильным.
        Украине не повезло. Ни с любовью, ни с расчетами. "Бесприданница".
        Точнее, все приданое продано.
      • 2006.02.11 | Безробітний

        Такою країною була Радянська Україна (-)

        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2006.02.11 | Сергій Вакуленко

          Радянській Україні були потрібні вчені...

          Бо кого ж іще ганяти сотнями й тисячами "на буряки"?
        • 2006.02.11 | Георгій

          Тільки от не була Радянська Україна країною...

          Не знаю, як у Вашій галузі, а в моїй (медико-біологічні науки) українські провідні науковці, коли замовляли щось дійсно якісне і потрібне для досліджень, повинні були отримати якісь папірці з Москви. Коли я почав працювати у київському Інституті фізіології ім. Богомольця (у 1985 році), я сам особисто працював кур'єром, який привозив папірця від академіка Костюка до якогось великого бюрократичного начальника на Ленінському проспекті, і той давав свого папірця, щоби мені дозволили взяти з якихось схованок кілька пляшечок з фетальною телячою сироваткою чи з ензиматично міченими антитілами. Звичайно, Україна вносила якийсь свій внесок у плату за ці дорогі закордонні реагенти (металургія, вугілля і т.д,), але ж вирішувалося все все-таки у Москві.
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2006.02.12 | igor

            Re: Тільки от не була Радянська Україна країною...

            Навіть щоб провести конференцію у провінційному педінституті потрібно було отримати дозвіл у Москві.
            Таке керування не є винаходом Радянського Союзу чи КПРС. Все це дісталося у спадок від Російської імперії. Разом із ментальністю.
            Як дивно все схоже http://www.hrono.ru/libris/lib_k/kus_00.html
  • 2006.02.15 | Shooter

    І як інфо: Росія можливо стане асоційованим партнером в FP7...

    ...Євросоюзу.

    Інсайдерська інформація :)
    згорнути/розгорнути гілку відповідей


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".