РАН на медленном огне, НАНУ следующая
06/29/2006 | Defendor academia
Враховуючи, що наша так звана політична еліта тільки каже про європейський вибір України, а найбільше на що вона здатна, це мавпування найгірших російських кроків, кожний український науковець повинен задуматися над тім що його чекає, якщо він знову буде ховатися у своїй хаті з краю.
АКАДЕМИЯ НА МЕДЛЕННОМ ОГНЕ
Статья опубликована в газете "Известия" за 29.06.2006
http://www.izvestia.ru/comment/article3094189
Кого из ученых ни встретишь - ходят, повесив нос. Впечатление, что некто грозный и неумолимый объявил всем без исключения областям знания, что отныне отменяются прежние законы бытия и начинается новая эра. А ведь могли бы ученые торжествовать: на недавнем Общем собрании РАН, когда облачиться в академические мантии возжелали полчища чиновников, депутатов и банкиров, на научное сообщество вдруг снизошла принципиальность, и выступило оно в качестве высшего морального института, о чем когда-то мечтал мудрый Петр Капица. Но теперь понятно, что свинья, которую подложили на выборах ученые сильным мира сего, — не более чем отчаянный и надрывный выкрик, вроде "Волки позорные!" незабвенного Промокашки, когда его Жеглов со товарищи скрутил. Оскорбление сильные стерпят, свое возьмут, а голову на место уже не пришьешь.После победоносных выборов в институтах РАН началось сокращение штатов. Предстоит сократить 20% сотрудников, хотя дозволено перебросить их на внедренческую стезю. Вроде как с наблюдения нейтронных потоков на змеелова переучиться. Параллельно повышается зарплата, но это мизер на фоне личных драм. И все более реальны слухи, что из многих вариантов реформирования госсектора науки будет выбран тот, где академики лишатся возможности распоряжаться собственностью РАН и ее обширными угодьями, что будет перепоручено управленцам нового поколения. Многие институты подвергнутся, страшно подумать, акционированию. Ученые в массе своей убеждены, что аппетиты ненасытных молодых волков, вскормленных рыночной экономикой, достигли науки, которую решено распилить и рассовать по карманам, что случилось со многими отраслями.Между тем, российская наука не оправдывает ожиданий, не участвует в решении острых общественных задач и нравится только отдельным руководителям РАН. Ничего не менять в управлении наукой — обречь страну на роль вселенского невежды, даже если РАН будет по-прежнему ретиво избирать академиков. В развитых странах 70% прироста ВВП происходит за счет наукоемкого производства. Доля России на мировом рынке хай-тека постыдно мала — около 1%. Создать экономику знаний, которая определяет лицо современной цивилизации, страна может только в том случае, если у нее будет сильна наука. Не только идеями, но и умением их внедрить, в чем государство, выстраивая инновационную политику, обязано помочь науке. Инновационная стратегия чуть не в каждом ведомстве сегодня — первый вопрос, но плоды созреют не сразу. Обвинить государство в том, что оно не пытается поднять спрос на достижения науки, было бы несправедливо.Но способна ли внести веские предложения сама наука? По итогам 10 лет Россия заняла 8-е место в мире по числу опубликованных научных работ и 18-е место по индексу их цитирования. Уже и Китай обогнал Россию по цитируемости. В среднем каждую статью российского ученого цитируют 3 раза, американского — 13 раз. Приходится признать, что качество нашего научного продукта не слишком высокое. Однако в РАН не желают молча проглатывать эти упреки. Самый популярный аргумент — денежный. На одного ученого Россия расходует в 20 раз меньше средств, чем США, в 10 раз меньше, чем Европа. Бюджет всей российской науки составляет 2 млрд долл., а в Китае — 28 млрд долл. Какой же тогда, дескать, спрос?Главное все же не в том, что на науку у нас выделяют мало средств (это неразумно и глупо), но в том ключевая беда, что наш научный продукт страшно далек, как далеки были декабристы от народа, от внедрения и коммерциализации. Россия регистрирует в 10 раз меньше патентов, чем Япония, в 6 раз меньше патентов, чем США, в 2 раза меньше, чем маленькая Корея. И из этих немногих изобретений у нас внедряется только 0,5%. Ученые не только звезды считают, не только в эмпиреях витают. Результативность науки вычисляется как сальдо экспорта-импорта технологий. У России этот показатель "-361", у США — "+24 844". По численности научных работников мы остаемся на 1-м месте. Но ни числом, ни умением к успеху не приходим.Французский историк Жак Ле Гофф утверждал, что условием успешного развития являются два фактора — преемственность и перемены. При отсутствии первого нас ждет поражение, при отсутствии второго — смерть на медленном огне.
• Сергей Лесков
Відповіді
2006.06.29 | vazazh
Re: РАН на медленном огне, НАНУ следующая
Не уверен, что мы следующие. Зная наше рвение, предполагаю, что мы можем побежать первыми, впереди паровоза, босиком и голыми по шпалам, к раздеребаниванию НАНУ. Начало как мне кажется уже положено постановлением № 206.2006.06.29 | pHd
постановление № 206
29-06-2006 14:48, vazazh пишет> Не уверен, что мы следующие. Зная наше рвение, предполагаю, что мы можем побежать первыми, впереди паровоза, босиком и голыми по шпалам, к раздеребаниванию НАНУ. Начало как мне кажется уже положено постановлением № 206.
Есть только такие:
П О С Т А Н О В А від 22 лютого 2006 р. N 206
http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=206-2006-%EF
П О С Т А Н О В А від 28 березня 2005 р. N 206
http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=206-2005-%EF
2006.06.29 | pHd
постановление № 206
Может был только проект постановления, который не был подписан ?2006.06.29 | з ФУП
Постановление № 296
http://forum.pravda.com.ua/read.php?2,1076440КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
Р О З П О Р Я Д Ж Е Н Н Я
від 31 травня 2006 р. N 296-р
Київ
Про вдосконалення структури розпорядників
бюджетних коштів
З метою посилення контролю за використанням бюджетних коштів
та упорядкування структури розпорядників бюджетних коштів Мінфіну:
врахувати під час підготовки проекту Державного бюджету
України на 2007 рік схему та переліки згідно з додатками 1-3;
подати у місячний строк разом з іншими центральними органами
виконавчої влади Кабінетові Міністрів України пропозиції щодо
внесення відповідних змін до Бюджетного кодексу України
( 2542-14 ), інших актів законодавства.
Прем'єр-міністр України Ю.ЄХАНУРОВ
Інд. 34
Додаток 1
до розпорядження Кабінету Міністрів України
від 31 травня 2006 р. N 296-р
СХЕМА
взаємодії розпорядників коштів
державного бюджету
...
------------------------------------------------------------------
| Головні розпорядники | Відповідальні виконавці |
| бюджетних коштів | бюджетних програм |
|--------------------------------+-------------------------------|
|--------------------------------+-------------------------------|
|МОН |апарат МОН |
| | |
| |Державний департамент інтелек- |
| |туальної власності |
| | |
| |Академія педагогічних наук |
| | |
| |Державна інспекція навчальних |
| |закладів |
| | |
| |ВАК |
| | |
| |Національна академія наук |
|--------------------------------+-------------------------------|
Додаток 2
до розпорядження Кабінету Міністрів України
від 31 травня 2006 р. N 296-р
ПЕРЕЛІК
органів виконавчої влади, установ і
організацій, які втрачають статус
головних розпорядників бюджетних
коштів та відповідальних виконавців
бюджетних програм і яким надається
статус розпорядників бюджетних
коштів нижчого рівня
............
............