Про школи, освіту і нашу реформу академії (л)
09/19/2006 | Iryna_
Це взагалі лінк на рецензію на дуже корисну книжку
Ивана Иллича "Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир"
http://polit.ru/science/2006/09/04/illich.html
але і у рецензії переповідається багато цікавих думок книги. Взагалі книга про систему освіти, але й щодо обговорюваної реформи науки дуже
relevant. Наводяться нетривіальні аргументи проти системи формальних оцінок.
"Система оценивания
Укоренная в школе система оценок и учебных программ призвана скорее закреплять социальные ранги, нежели мотивировать на обучение. Погоня за рангами приучает слушателя смешивать процесс с предметом обучения. Потраченное время, исполнительность и смекалка подменяют знания и навыки, необходимые для решения реальных проблем. Выигрывает в такой гонке чаще не тот, кто стремится к знаниям, а тот, кто подстраивается под существующие правила игры, имитирует образование. Не случайно рассказы о школьных или студенческих годах изобилуют байками об удачах на экзаменах, эпатажной внешности учителей, внеклассными отношениями, и ничего, подчеркиваю, ничего не говорят о предмете обучения. Содержание не важно, поэтому оно исключается из памяти сразу же после получения очередной зачетной оценки. Одной из главных причин отчуждения от образования И. Иллич называет господство мифа об измеряемых ценностях (с. 61).
Обществоведу, изучающую историю становления социологии, хорошо известны бесплодные многолетние попытки измерить человеческое сознание, его установки, устремления и мечты. Идея шкалирования, или тотальной континуальности сознания, берет свое начало в отождествлении человека с природной инстанцией, отказу в его свободе и самоопределении. Аналогичный путь проделывает и педагогическая наука, скрывая за методологией оценочной деятельности, неприятие человеческого «я», ответственного за совершаемые поступки.
Привычка к оцениванию имеет и другую, не менее драматичную для человека сторону. Оценивая или соглашаясь с оценкой, человек подчиняет себя и окружающих некоторой правильной точке зрения, вводит различения истинного и ложного, хорошего и плохого, должного и недолжного."
Щодо системи оцінювання в науковій діяльності та формальних критеріїв - їхнє прийняття і неприйняття я не вважаю абсолютними істинами. Якесь оцінювання потрібне, але треба добре розуміти, що стоїть за тими формальним критеріями і аналізувати наслідки.
Ивана Иллича "Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир"
http://polit.ru/science/2006/09/04/illich.html
але і у рецензії переповідається багато цікавих думок книги. Взагалі книга про систему освіти, але й щодо обговорюваної реформи науки дуже
relevant. Наводяться нетривіальні аргументи проти системи формальних оцінок.
"Система оценивания
Укоренная в школе система оценок и учебных программ призвана скорее закреплять социальные ранги, нежели мотивировать на обучение. Погоня за рангами приучает слушателя смешивать процесс с предметом обучения. Потраченное время, исполнительность и смекалка подменяют знания и навыки, необходимые для решения реальных проблем. Выигрывает в такой гонке чаще не тот, кто стремится к знаниям, а тот, кто подстраивается под существующие правила игры, имитирует образование. Не случайно рассказы о школьных или студенческих годах изобилуют байками об удачах на экзаменах, эпатажной внешности учителей, внеклассными отношениями, и ничего, подчеркиваю, ничего не говорят о предмете обучения. Содержание не важно, поэтому оно исключается из памяти сразу же после получения очередной зачетной оценки. Одной из главных причин отчуждения от образования И. Иллич называет господство мифа об измеряемых ценностях (с. 61).
Обществоведу, изучающую историю становления социологии, хорошо известны бесплодные многолетние попытки измерить человеческое сознание, его установки, устремления и мечты. Идея шкалирования, или тотальной континуальности сознания, берет свое начало в отождествлении человека с природной инстанцией, отказу в его свободе и самоопределении. Аналогичный путь проделывает и педагогическая наука, скрывая за методологией оценочной деятельности, неприятие человеческого «я», ответственного за совершаемые поступки.
Привычка к оцениванию имеет и другую, не менее драматичную для человека сторону. Оценивая или соглашаясь с оценкой, человек подчиняет себя и окружающих некоторой правильной точке зрения, вводит различения истинного и ложного, хорошего и плохого, должного и недолжного."
Щодо системи оцінювання в науковій діяльності та формальних критеріїв - їхнє прийняття і неприйняття я не вважаю абсолютними істинами. Якесь оцінювання потрібне, але треба добре розуміти, що стоїть за тими формальним критеріями і аналізувати наслідки.