МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Закон "О науке и государственной научно-технической политике"

12/08/2006 | Принят Государственной Думой 17 ноября 2006 года
http://www.rg.ru/2006/12/06/kolesnikov-nauka.html

Академикам прописали закон

Из документа о науке удалось убрать положения, ущемлявшие права ученых

Юрий Медведев
"Российская газета"
Дата публикации 6 декабря 2006 г.

Госдума приняла поправки в Закон "О науке и государственной научно-технической политике". Насколько документ устраивает ученых? Об этом корреспондент "РГ" беседует с заместителем председателя думского Комитета по образованию и науке, академиком РАМН Сергеем Колесниковым.

Российская газета | Ученые опасались, что чиновники постараются урезать самостоятельность академий, превратив их в этакие департаменты науки. Что в итоге?

Сергей Колесников | Начнем с того, что вместо прежней записи "академии наук, имеющие государственный статус", теперь сказано "государственные академии наук". В чем разница? Прежняя формулировка предполагала, что академия в значительной степени живет на принципах самоуправления. Можно сказать, что между научным сообществом и государством устанавливалось партнерство. Превращение же академии в однозначно "государственную" можно понимать как ее встраивание в систему государственной власти.

РГ | Выходит, что академии постепенно все-таки станут госдепартаментами?

Колесников | Не хотел бы предвосхищать события. Тем более что закон дает академиям больше самостоятельности по многим позициям. Скажем, они получают право самим устанавливать численность сотрудников и систему оплаты труда, решать, как расходовать средства. Более того, при сокращении численности деньги, выделенные на очередной и последующие годы, не будут уменьшаться. Правда, численность академиков и членов-корреспондентов теперь будет определяться правительством, которое установит для них и размер выплачиваемых стипендий. Скорей всего, это правильно. Ведь за годы реформ, когда наука оказалась в тяжелейшем положении, число членов академий, как ни странно, существенно возросло. Теперь это будет стабильная цифра.

РГ | Ущемление самостоятельности многие ученые видят в предлагавшихся чиновниками новых правилах утверждения устава академий и их президентов. Прошли эти требования или нет?

Колесников | В законе прописано главное условие: высшим органом управления академий является Общее собрание. Оно принимает устав и направляет его на утверждение правительства, чего раньше не было. Кроме того, избирает членов академии, президиум и президента. Причем кандидатура президента Российской академии наук направляется на утверждение президентом страны. Что касается, президентов отраслевых академий, то они утверждаются правительством.

Вообще ситуация с отраслевыми академиями очень тревожит. Дело в том, что правительство может делегировать право утверждать их уставы и их президентов другим ведомствам. Кто гарантирует, что вслед за этим не последует следующий шаг - передача какой-то из отраслевых академий в отраслевые министерства. Тогда уж точно оно превратится в министерский департамент, а страна потеряет независимый общественно-государственный орган. Я не утверждаю, что подобное обязательно произойдет. Речь о возможных рисках, которые заложены в формулировке.

В то же время должен обратить внимание на важный пункт, который нам удалось внести в закон. Теперь академии создаются, реорганизуются и упраздняются федеральным законом только по представлению президента России или правительства. Это принципиальный момент. Раньше академию можно было "кончить" постановлением правительства, теперь требуется закон.

РГ | Известно, что академик Жорес Алферов настаивал, чтобы устав академий утверждался не правительством, а президентом. Зачем?

Колесников | Здесь есть логика. Президент - высшее лицо государства. Мы знаем, к кому можно апеллировать, если правительство заложило в устав что-то не то. Словом, президент - последний шанс, гарантия от возможных ошибок, которые могут иметь для науки очень серьезные последствия. А правительство - это, в определенном смысле, размытое понятие. Если бы было записано, что устав академий утверждает премьер, тогда ясно к кому обращаться. А так закон делегирует решение важнейшего для всей науки вопроса какому-то чиновнику, "мистеру Икс". И к кому нам обращаться, кому жаловаться? Но, к сожалению, к нашему мнению парламентарии не прислушались.

РГ | От академий сегодня требуют, чтобы они активно занимались инновационной деятельностью. Но с другой стороны, им запрещено создавать внедренческие фирмы. Эта коллизия разрешена в законе?

Колесников | Действительно, начиная с 1998 года сразу после проверки Счетной палаты, академии не имеют права направлять внебюджетные средства на организацию внедренческих фирм, так как это коммерческая деятельность. Внесенные в закон поправки дают академиям право создавать различные подведомственные организации. Какие конкретно - не сказано, но по умолчанию можно понимать, что любой формы собственности. То есть формального запрета создавать внедренческие фирмы вроде бы нет, а что будет в реальности? Сейчас вряд ли кто-то скажет.

В то же время закон наконец-то открывает академиям возможность распоряжаться имуществом, которое они заработали, скажем, выполняя контракты. Теперь мы имеем право распоряжаемся всем этим самостоятельно, без решения государства. Раньше подобное практиковалось, но делалось так, полузаконно.

РГ | Больной вопрос для всех академий - сдача помещений в аренду и земля, на которой расположены институты. Что-то новое внесено по этому поводу в закон?

Колесников | Жорес Иванович Алферов вышел с неожиданным предложением. Как вы, наверное, знаете, в СМИ развязана настоящая кампания по обвинению академий в неэффективном использовании имущества, в присвоении руководством значительных сумм, полученных от сдачи помещений в аренду. Чтобы раз и навсегда прекратить все эти спекуляции, Алферов предлагает вообще отказаться от аренды. Но это предложение не прошло.

А вот что касается земельных отношений, то они изменятся. Кстати, эта проблема для науки важнейшая. Ведь периодически раздаются голоса, требующие лишить академии земельных участков, хотя это и полигоны, и экспериментальные площадки, и участки, где проводят исследования биологи, растениеводы и т. д. До сих пор академиям, имеющим государственный статус, земля передавалась в бессрочное и безвозмездное пользование. Из нового закона данный пункт изъят, и все отношения теперь будут регулироваться Земельным кодексом. Это означает, что государство по своему усмотрению может либо ввести с академиями арендные отношения, либо передать им право управления землей, либо установить платежи и т. д. То есть пока ситуация неопределенная. Все еще предстоит прописать.

РГ | Известно, что один из депутатов внес предложение лишить региональные отделения РАН права получать средства напрямую из бюджета. Эту идею поддержали?

Колесников | Нет. Так что РАН и ее региональные отделения, а также отраслевые академии являются получателями и распорядителями бюджетных средств. Но в законе появился подводный камень. Там сказано, что средства на фундаментальные исследования выделяются в соответствии с их программой. Однако на следующий год такой программы пока нет. Значит, с финансированием могут возникнуть проблемы.

И вообще, что значит такая программа? Если под ней понимают некие результаты, которые надо получить, то это нонсенс. Ведь фундаментальные исследования - это поисковые работы, результат которых непредсказуем. Можно наметить план, что ты будешь делать, но что получится в итоге - планировать нельзя. Так что в этом принципиальном вопросе хотелось бы ясности.

РГ | Руководители минобрнауки не раз подчеркивали, что академии никому не подотчетны, с них никто не спрашивает, каких результатов они добились, тратя деньги налогоплательщиков. Теперь спрос будет?

Колесников | Да. Все государственные академии обязаны в конце года представлять президенту страны и правительству доклады о состоянии фундаментальных и прикладных работ в России, а также полученных российскими учеными важнейших результатах. Но этого мало. Академии обязаны доложить о своей научно-организационной и финансовой деятельности, а также дать предложения по приоритетным направлениям развития фундаментальных и прикладных наук. Как видим, спрос с науки резко повышается.

РГ | Как вы оцениваете этот важнейший для науки закон?

Колесников | Честно говоря, учитывая те нападки, которым подвергалась РАН в последнее время, я ожидал закон с большой тревогой. К счастью, после долгих споров и дебатов удалось убрать положения, которые резко ущемляли права, как Общего собрания, так и самих академий. Из более чем ста поправок, поданных депутатами, в документ удалось внести около 30, причем самых принципиальных. Мне кажется, он как минимум не навредит нашим академиям, а такие поползновения, не скрою, были. Думаю, люди действовали не целенаправленно против академий, просто они не ведали что творили. Надеюсь, что закон поможет российским ученым, которые работают в крайне сложных условиях.

Відповіді

  • 2006.12.09 | Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 20

    О внесении изменений в Федеральный закон "О науке ...

    http://www.rg.ru/2006/12/08/nauka-dok.html

    Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 202-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации"

    Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4243 от 8 декабря 2006 г.

    Опубликовано 8 декабря 2006 г.


    Принят Государственной Думой 17 ноября 2006 года

    Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года

    Статья 1

    Внести в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 35, ст. 4137; 1998, N 30, ст. 3607; 2000, N 2, ст. 162; 2001, N 1, ст. 20; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 27, ст. 2715; 2006, N 1, ст. 10) следующие изменения:

    1) пункт 3 статьи 4 дополнить абзацем следующего содержания:

    "Правительством Российской Федерации устанавливаются ежемесячные выплаты за ученую степень работникам, занимающим в финансируемых за счет средств федерального бюджета научных организациях штатные должности, по которым в соответствии с квалификационными требованиями предусмотрены ученые степени.";

    2) в статье 5:

    а) в пункте 2 слова "академии наук, имеющей государственный статус," заменить словами "государственной академии наук";

    б) пункт 7 признать утратившим силу;

    3) в статье 6:

    а) наименование изложить в следующей редакции:

    "Статья 6. Государственные академии наук";

    б) пункт 1 изложить в следующей редакции:

    "1. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) являются государственными академиями наук - некоммерческими организациями, которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения передаваемым им имуществом, находящимся в федеральной собственности, в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и уставами указанных академий, в том числе правом на создание, реорганизацию, ликвидацию подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), закрепление за подведомственными организациями федерального имущества, а также правом на утверждение уставов подведомственных организаций и назначение руководителей подведомственных организаций. Реестры федерального имущества, передаваемого указанным академиям наук, а также перечни организаций, подведомственных государственным академиям наук, утверждаются Правительством Российской Федерации.

    Высшим органом управления государственной академии наук является общее собрание государственной академии наук, которое формируется в предусмотренном уставом государственной академии наук порядке и принимает устав государственной академии наук, представляет его на утверждение в Правительство Российской Федерации, а также избирает действительных членов, членов-корреспондентов, иностранных членов государственной академии наук, президиум и президента государственной академии наук в предусмотренном уставом государственной академии наук порядке и рассматривает иные определенные указанным уставом вопросы.

    Государственные академии наук создаются, реорганизуются и ликвидируются федеральным законом по представлению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

    Деятельность государственных академий наук регулируется законодательством Российской Федерации и уставами государственных академий наук.

    Структура государственных академий наук, порядок деятельности и финансирования подведомственных им организаций определяются уставами указанных академий наук.";

    в) в пункте 2:

    слова "действующей на основе законодательства Российской Федерации и своего устава. Российская академия наук" заменить словом "которая";

    дополнить абзацами следующего содержания:

    "Устав Российской академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук.

    Президент Российской академии наук избирается общим собранием Российской академии наук из числа ее действительных членов и утверждается в должности Президентом Российской Федерации по представлению общего собрания Российской академии наук.";

    г) пункт 3:

    после слова "организациями," дополнить словом "которые";

    дополнить абзацами следующего содержания:

    "Устав отраслевой академии наук утверждается Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания отраслевой академии наук.

    Президент отраслевой академии наук избирается общим собранием отраслевой академии наук из числа ее действительных членов и утверждается в должности Правительством Российской Федерации по представлению общего собрания отраслевой академии наук.";

    д) пункт 4 изложить в следующей редакции:

    "4. Финансирование государственных академий наук осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.

    Российская академия наук, ее региональные отделения (Дальневосточное отделение Российской академии наук, Сибирское отделение Российской академии наук и Уральское отделение Российской академии наук) и отраслевые академии наук являются получателями и главными распорядителями средств федерального бюджета, в том числе средств, предназначенных для финансирования деятельности подведомственных организаций (включая организации научного обслуживания и организации социальной сферы), а также для осуществления государственных инвестиций в целях поддержки и развития научной, производственной и социальной инфраструктур государственных академий наук.

    Средства федерального бюджета на проведение фундаментальных научных исследований выделяются государственным академиям наук в соответствии с программой фундаментальных научных исследований государственных академий наук.

    В целях обеспечения стабильности финансирования фундаментальных научных исследований Правительством Российской Федерации принимается программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на срок не менее чем пять лет.

    Данная программа включает в себя план проведения указанных исследований, основанный на планах фундаментальных научных исследований государственных академий наук, бюджетные проектировки расходов на проведение указанных исследований на срок действия этой программы.

    В пределах полученного финансирования государственная академия наук самостоятельно определяет численность работников и систему оплаты труда в государственной академии наук и подведомственных ей организациях, а также основные направления расходования полученных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    Правительством Российской Федерации устанавливаются оклады за звания действительных членов, членов-корреспондентов государственных академий наук, по представлению общего собрания государственной академии наук устанавливается численность ее действительных членов и членов-корреспондентов.

    Сокращение численности работников государственных академий наук, работников подведомственных им организаций (в том числе организаций научного обслуживания и организаций социальной сферы) не может служить основанием для уменьшения средств, предоставляемых государственным академиям наук за счет федерального бюджета на очередной и последующие годы.";

    е) дополнить пунктом 41 следующего содержания:

    "41. Государственные академии наук ежегодно представляют Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации:

    доклады о состоянии фундаментальных наук, прикладных наук в Российской Федерации и о важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными;

    отчеты о своей научно-организационной деятельности, финансово-хозяйственной деятельности;

    предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных наук, прикладных наук, а также направлениях поисковых исследований.";

    ж) в пункте 5:

    в абзаце первом слова "Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук, ее региональных отделений и отраслевых академий наук" заменить словами "Организации, подведомственные государственным академиям наук,", слово "переданным" заменить словом "передаваемым", слова "ведение в соответствии" заменить словами "ведение, в соответствии", слово "переданного" заменить словом "передаваемого";

    в абзаце втором слова "научных организаций, организаций научного обслуживания и социальной сферы" заменить словами "организаций, подведомственных государственным академиям наук,";

    в абзаце третьем слова "Научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы Российской академии наук и отраслевых академий наук" заменить словами "Организации, подведомственные государственным академиям наук,", после слова "соответствующей" дополнить словом "государственной", слова "которое должно быть согласовано" заменить словом "согласованного", слова "Правительством Российской Федерации" исключить, после слова "договором" дополнить словом "аренды";

    з) пункт 6 признать утратившим силу;

    4) в пункте 2 статьи 7 слова "научные организации и организации научного обслуживания и социальной сферы" заменить словами "государственные академии наук";

    5) в абзаце пятом пункта 2 статьи 11 слова "академий наук, имеющих государственный статус" заменить словами "государственных академий наук".

    Статья 2

    Внести в Федеральный закон от 22 октября 2004 года N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4169) следующие изменения:

    1) в пункте 15 статьи 3 слова "академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус" заменить словами "государственными академиями наук";

    2) подпункт "г" пункта 3 части 1 статьи 4 изложить в следующей редакции:

    "г) государственных академий наук и организаций государственных академий наук;";

    3) в части 2 статьи 18 слова "академии наук Российской Федерации, имеющие государственный статус" заменить словами "государственные академии наук", слова "академиями наук Российской Федерации, имеющими государственный статус" заменить словами "государственными академиями наук".

    Статья 3

    Избранные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона президенты академий наук, имеющих государственный статус, и президиумы академий наук, имеющих государственный статус, осуществляют свои полномочия до избрания на основании уставов государственных академий наук, утвержденных Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (в редакции настоящего Федерального закона), президентов государственных академий наук и президиумов государственных академий наук.

    Президент
    Российской Федерации
    В. Путин
  • 2006.12.09 | "Российская газета"

    С академиков спросят по полной программе

    http://www.rg.ru/2006/12/08/akademiya.html

    Для этого они получат больше прав и независимости

    Юрий Медведев
    Опубликовано в "Российской газете" (Федеральный выпуск) N4243 от 8 декабря 2006 г.

    Владимир Путин подписал Закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".


    Этот документ научное сообщество ожидало с большой тревогой, опасаясь, что чиновники могут урезать самостоятельность академий и даже превратить их в этакие департаменты науки. И новый закон однозначно трактует статус академий - это государственная организация. Более того, теперь кандидатуру президента РАН, избранную Общим собранием академии, будет утверждать президент страны, а ее устав - правительство. Что касается президентов отраслевых академий, то они утверждаются правительством.

    - Мы воспринимаем эти нововведения позитивно, - сказал корреспонденту "РГ" начальник финансово-экономического управления РАН Александр Коношенко. - Формулировка "государственная академия наук" снимает все поводы для спекуляций вокруг этого вопроса. Что касается новых правил утверждения президента РАН и ее устава, то это повышает легитимность академии. Говорят, а если президент страны не утвердит кандидатуру президента академии? Не вижу проблемы. Общее собрание еще раз вернется к этому вопросу.

    По словам Коношенко, новый закон не ущемляет права академий, а, наоборот, их расширяет. Теперь ученые сами будут определять численность сотрудников, систему оплаты труда, направления деятельности, чего раньше никогда не было. Более того, при сокращении численности деньги, выделенные на очередной и последующие годы, не будут сокращаться.

    Многие ученые надеялись, что, учитывая планы руководства страны перейти к инновационной экономике, институтам академий разрешат создавать внедренческие фирмы. Именно так при желании можно трактовать одно из положений закона. Однако Коношенко однозначно заявил: "Запрещено. Читайте Закон о бюджете".

    Среди поправок в документ о науке обращают на себя внимание два принципиальных новшества. Теперь все государственные академии обязаны в конце года представлять президенту страны и правительству доклады о состоянии фундаментальных и прикладных работ в России, а также о полученных российскими учеными важнейших результатах. Но этого мало. Академии обязаны доложить о своей научно-организационной и финансовой деятельности, а также дать предложения по приоритетным направлениям развития фундаментальных и прикладных наук. Как видим, спрос с науки резко повышается.

    Кроме того, средства бюджета на финансирование фундаментальных исследований будут выделяться в соответствии с их программой, которую будет принимать правительство. А вот кто будет представлять программу? Этот важнейший момент в законе не прописан. Такая неопределенность дает повод для предположений, что это право за собой может оставить минобрнауки, которое будет руководствоваться собственными критериями.

    - Да, такая неопределенность есть, - признал Коношенко. - Хотя, по логике, подобную программу должны представлять в правительство сами ученые, но закон требует однозначности. Кроме того, все цифры в бюджете на 2007 год расписаны, и мы уже не успеем представить программу фундаментальных исследований. Есть и другие, пока не решенные вопросы. Они будут уточнены в постановлении правительства, которое даст поручения по реализации закона и академиям, и министерствам.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".