МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Светлое Кремниево-Николаенковское будущее нашего обраования

01/30/2007 | Доктор физико-математических наук В. ДОЦЕНКО

Вопрос к читателям.

Как вы думаете, кто из двух титанов нашего образования -- Кременя и Николаенко -- правильно бы сложил одну седьмую и четыре пятых? В тетрадке, не в уме.

Трибуна ученого
ПЯТОЕ ПРАВИЛО АРИФМЕТИКИ
Уровень математической подготовки даже в развитых странах вызывает тревогу. Академик Владимир Игоревич Арнольд, например, считает, что школьное образование Франции, Англии и Америки просто гибнет в результате непродуманных реформ, проведенных там во второй половине XX века (см. "Наука и жизнь" № 12, 2000). Умение пользоваться калькулятором привело к неумению мыслить аналитически и логически, понимать суть физических и математических задач (см. "Наука и жизнь" № 3, 2002). О своем опыте преподавания в Парижском университете и размышлениях, связанных с ним, рассказывает доктор физико-математических наук Виктор Степанович Доценко.
Историки до сих пор спорят: как же могло получиться, что такие мудрые и образованные древние египтяне столь быстро разучились строить свои замечательные пирамиды? Все произошло на протяжении буквально нескольких поколений (на рубеже IV и V династий, около XXVI века до Р.Х.). И в самом деле, это была поразительная историческая катастрофа: веками учились, учились, по крохам совершенствовали мастерство, передавали все это из поколения в поколение, накапливали знания и опыт, потом выстроили свои три Великие пирамиды (Хеопса, Хефрена и Микерина) и вдруг разом все забыли, потеряли навык, умение и мастерство, перестали понимать элементарные вещи. Что особенно удивляет - это произошло как бы само по себе, безо всяких войн и нашествий варваров. Все, что было построено после, выглядело лишь как жалкое подобие Великих пирамид и сейчас представляет собой не более чем груду развалин.
Я теперь знаю, как такое может происходить: дело в том, что уже пятый год преподаю физику и математику в Парижском университете (Университет имени Пьера и Марии Кюри, известный также под именем "Paris VI", или "Jussieu"). Надо сказать, что Париж не последнее место на планете по уровню образования, а мой университет далеко не худший в Париже. Россия всегда несколько отстает от Запада, и, судя по тому, как энергично, а главное, во что нас реформирует родное Министерство образования, сейчас в Париже я могу наблюдать наше недалекое будущее. Сразу оговорюсь: я вовсе не претендую на роль "пророка из будущего" и поэтому буду стараться избегать обобщений. Мне все равно не по силам сравнивать средний уровень французского образования (о котором имею весьма смутное представление) со средним уровнем нынешнего российского образования (о котором тем более ничего не знаю). И если честно, вообще не понимаю, что такое "средний уровень образования". Я буду рассказывать только о своем личном опыте - так сказать, "что вижу, то и пою".
Сначала небольшая справка. Во Франции уже давно введен и действует "Единый государственный экзамен" (ЕГЭ), только называется он у них БАК (от слова "бакалавр"), но это сути не меняет. Мотивация введения французского БАКа была примерно та же, что и нашего ЕГЭ: чтобы поставить всех учеников в равные условия, чтобы свести на нет коррупцию на почве образования, чтобы унифицировать требования к выпускникам, ну и так далее. Короче, чтобы все было и по-честному, и по справедливости. Есть и отличие: у БАКа имеется несколько специализаций. Он может быть научным, когда приоритет (повышенный коэффициент) имеют экзамены по математике и физике; гуманитарным, когда приоритет отдается языкам, философии; экономическим и т. д. Человек, сдавший БАК, имеет право безо всяких вступительных экзаменов записаться в любой университет своего профиля (правда, только по месту жительства - прописка у французов очень даже имеется) и учиться в нем совершенно бесплатно (если не считать "комиссионного сбора" размером в три сотни евро в начале каждого учебного года). А если студент документально докажет, что доходы его семьи ниже определенного уровня, то может получать стипендию (совершенно независимо от своей успеваемости). Ученик, сдавший БАК с отметкой выше определенного уровня (больше чем 15 из 20), имеет право записаться на подготовительное отделение в одну из так называемых Гранд Эколь (самая известная из которых Эколь Нормаль Суперьер) - это что-то вроде элитных университетов, для поступления в которые после подготовительных курсов нужно выдержать еще и вступительные экзамены. Далее, в процессе учебы как в Гранд Эколь, так и в университете, в зимнюю и в весеннюю сессии происходит отсев. Если у студента сумма баллов всех экзаменов оказывается ниже определенного уровня, его выгоняют (или, в определенных ситуациях, оставляют на второй год). Отсев идет серьезный: в моем университете в первую зимнюю сессию выгоняют около 40 процентов студентов, в следующую - еще процентов 30 и т.д. В результате к концу второго года обучения остается едва ли четверть из тех, кто начинал учиться (фактически это растянутые на два года вступительные экзамены). Далее отсев тоже продолжается, хотя не столь интенсивно, и, наконец, венчают всю эту учебу два или три года так называемого ДEA, которое с некоторыми поправками соответствует нашей аспирантуре и которое, как и у нас, завершается (точнее, должно завершаться) диссертацией и ученой степенью. Естественно, что до этого уровня добираются только "самые-самые"... Ну и чтобы завершить это довольно скучное вступление, немного о себе: доктор физико-математических наук, профессор, занимаюсь теоретической физикой; в университете "Paris VI" преподаю математику и общую физику первокурсникам, а еще, в качестве "контрастного душа", читаю некий теоретический курс (уж не стану разъяснять о чем) и веду семинары для аспирантов последнего года Эколь Нормаль Суперьер (т. е. именно для тех, которые не только "самые-самые", но еще и "супер" и "экстра").
Ну вот, как видите, система образования задумана как будто совсем неплохо, все устроено вполне разумно, и даже деньги на все это есть (французы, правда, все время тоже говорят, что денег на образование катастрофически не хватает, но это просто оттого, что они не знают, что значит не хватает на самом деле). И тем не менее могу сообщить тем, кто еще не знает, что "хотели, как лучше, а получилось, как всегда" бывает не только в России. Французское образование (и я подозреваю, что далеко не только французское) - яркий тому пример.
В силу специфики своей деятельности в своем дальнейшем повествовании я буду иногда вынужден апеллировать к экспертам в области высшей математики. Я имею в виду тех, кто знает все четыре правила арифметики, а также умеет складывать дроби и в общих чертах знаком с таблицей умножения. Части текста, для понимания которых требуются столь специфические знания, я выделю курсивом.
Так вот, в этом учебном году я обнаружил, что среди пятидесяти моих учеников-первокурсников (у меня две группы) восемь человек считают, что три шестых (3/6) равно одной трети (1/3). Подчеркну: это молодые люди, которые только что сдали "научный БАК", то есть тот, в котором приоритет отдается математике и физике. Все эксперты, которым я это рассказывал и которые не имеют опыта преподавания в парижских университетах, сразу же становятся в тупик. Пытаясь понять, как такое может быть, они совершают стандартную ошибку, свойственную всем экспертам: пытаются найти в этом логику, ищут (ошибочное) математическое рассуждение, которое может привести к подобному результату. На самом деле все намного проще: им это сообщили в школе, а они, как прилежные ученики (а в университет попадают только прилежные ученики!), запомнили. Вот и все. Я их переучил: на очередном занятии (темой которого вообще-то было производная функции) сделал небольшое отступление и сообщил, что 3/6 равно 1/2, а вовсе не 1/3, как считают некоторые из присутствующих. Реакция была такая: "Да? Хорошо..." Если бы я им сообщил, что это равно 1/10, реакция была бы точно такой же.
В предыдущие два учебных года процентов десять-пятнадцать моих студентов систематически обнаруживали другое, не менее "нестандартное" математическое знание: они полагали, что любое число в степени -1 равно нулю. Причем это была не случайная фантазия, а хорошо усвоенное знание, потому что проявлялось неоднократно (даже после моих возражений) и срабатывало в обе стороны: если обнаруживалось что-либо в степени -1, то оно тут же занулялосъ, и наоборот, если что-либо требовалось занулить, подгонялась степень -1. Резюме то же самое: их так научили.
Вот чему несчастных французских детей никак не могут по-настоящему научить, так это обращаться с дробями. Вообще, дроби (их сложение, умножение, а особенно деление) - постоянная головная боль моих студентов. Из своего пятилетнего опыта преподавания могу сообщить, что сколько-нибудь уверенно обращаться с дробями могли не больше десятой части моих первокурс ников. Надо сказать, что арифметическая операция деления - это, пожалуй, самая трудная тема современного французского среднего образования. Подумайте сами, как объяснить ребенку, что такое деление: небось станете распределять поровну шесть яблочек среди троих мальчиков? Как бы не так. Чтобы рассказать, как учат делению во французской школе, я опять вынужден обращаться к экспертам. Пусть не все, но кое-кто из вас еще помнит правило деления в столбик. Так вот, во французской школе операция деления вводится в виде формального алгоритма деления в столбик, который позволяет из двух чисел (делимого и делителя) путем строго определенных математических манипуляций получить третье число (результат деления). Разумеется, усвоить этот ужас можно, только проделав массу упражнений, и состоят эти упражнения вот в чем: несчастным ученикам предъявляются шарады в виде уже выполненного деления в столбик, в котором некоторые цифры опущены, и эти отсутствующие цифры требуется найти. Естественно, после всего этого, что бы тебе ни сказали про 3/6, согласишься на что угодно.
Разумеется, кроме описанных выше, так сказать, "систематических нестандартных знаний" (которым научили в школе) имеется много просто личных, случайных фантазий. Некоторые из них очень смешные. Например, один юноша как-то предложил переносить число из знаменателя в числитель с переменой знака. Другая студентка, когда косинус угла между двумя векторами у нее получился равным 8, заключила, что сам угол равен 360 градусов умножить на восемь, ну и так далее. У меня есть целая коллекция подобных казусов, но не о них сейчас речь. В конце концов, то, что молодые люди еще способны фантазировать, - это не так уж плохо. Думать в школе их уже отучили (а тех, кого еще не отучили, в университете отучат - это уж точно), так пусть пока хоть так проявляют живость ума (пока они, живость и ум, еще есть).
Довольно долго я никак не мог понять, как с подобным уровнем знаний все эти молодые люди сумели сдать БАК, задачи в котором, как правило, составлены на вполне приличном уровне и решить которые (как мне казалось) можно, лишь обладая вполне приличными знаниями. Теперь я знаю ответ на этот вопрос. Дело в том, что практически все задачи, предлагаемые на БАКе, можно решить с помощью хорошего калькулятора - они сейчас очень умные, эти современные калькуляторы: и любое алгебраическое преобразование сделают, и производную функции найдут, и график ее нарисуют. При этом пользоваться калькулятором при сдаче БАКа официально разрешено. А уж что-что, а быстро и в правильном порядке нажимать на кнопочки современные молодые люди учатся очень лихо. Одна беда - нет-нет да и ошибешься, в спешке не ту кнопочку нажмешь, и тогда получается конфуз. Впрочем, "конфуз" - это с моей, старомодной, точки зрения, а по их, современному, мнению - просто ошибка, ну что поделаешь, бывает. К примеру, один мой студент что-то там не так нажал, и у него получился радиус планеты Земля равным 10 миллиметрам. А, к несчастью, в школе его не научили (или он просто не запомнил), какого размера наша планета, поэтому полученные им 10 миллиметров его совершенно не смутили. И лишь когда я сказал, что его ответ неправильный, он стал искать ошибку. Точнее, он просто начал снова нажимать на кнопочки, но только теперь делал это более тщательно и в результате со второй попытки получил правильный ответ. Это был старательный студент, но ему было абсолютно "до лампочки", какой там радиус у Земли: 10 миллиметров или 6400 километров, - сколько скажут, столько и будет. Только не подумайте, что проблему можно решить, запретив калькуляторы: в этом случае БАК просто никто не сдаст, дети после школы вынуждены будут вместо учебы в университетах искать работу, и одновременно без работы останется целая армия университетских профессоров - в общем, получится страшный социальный взрыв. Так что калькуляторы трогать не стоит, тем более, что в большинстве случаев ученики правильно нажимают на кнопочки.
Теперь о том, как, собственно, учат математике и физике в университете. Что касается математики, то под этой вывеской в осеннем семестре изучаются три темы: тригонометрия (синусы, косинусы и т. д.), производные функций и несколько интегралов от стандартных функций - в общем, все то, что и так нужно было знать, чтобы сдать БАК. Но в университете, как это часто бывает, учат все сначала, чтобы научить наконец "по-настоящему".
Что касается тригонометрии, то ее изучение сводится к заучиванию таблицы значений синуса, косинуса и тангенса для стандартных углов 0, 30, 45, 60 и 90 градусов, а также нескольких стандартных соотношений между этими функциями. Старательные студенты, которых в действительности не так уж мало, все это знают и так. Однако вот ведь какая закавыка, я каждый год упорно задаю своим ученикам один и тот же вопрос: кто может объяснить, почему синус 30 градусов равен 1/2? Я преподаю уже пять лет, и каждый год у меня около пятидесяти учеников; так вот, из двухсот пятидесяти моих учеников за все время на этот вопрос мне не ответил ни один человек. Более того, по их мнению, сам вопрос лишен смысла: то, чему равны все эти синусы и косинусы (так же, впрочем, как и все остальные знания, которыми их пичкали в школе, а теперь продолжают пичкать в университете), - это просто некая данность, которую нужно запомнить. И вот каждый год я как последний зануда пытаюсь их в этом разубеждать, пытаюсь рассказывать, что откуда берется, какое отношение все это имеет к миру, в котором мы живем, тужусь изо всех сил рассказывать так, чтобы было интересно, а они смотрят на меня, как на придурка, и терпеливо ждут, когда же я наконец угомонюсь и сообщу им, что, собственно, нужно заучить на память. Своим большим успехом я считаю, если к концу семестра один или два человека из группы раз-другой зададут мне вопрос "почему?". Но достичь этого мне удается не каждый год...
Теперь производная функции. Милые эксперты, не пугайтесь: никакой теоремы Коши, никакого "пусть задано эпсилон больше нуля..." тут не будет. Когда я только начинал работать в университете, некоторое время ходил на занятия моих коллег - других преподавателей, чтобы понять что к чему. И таким образом я обнаружил, что на самом деле все намного-намного проще, чем нас когда-то учили. Спешу поделиться своим открытием: производная функции - это штрих, который ставится справа вверху от обозначения функции. Ей-богу, я не шучу - прямо так вот и учат. Нет, разумеется, это далеко не все: требуется заучить свод правил, что произойдет, если штрих поставить у произведения функций и т.п.; выучить табличку, в которой изображено, что этот самый штрих производит со стандартными элементарными функциями, а также запомнить, что если результат этих магических операций оказался положительным, значит, функция растет, а если отрицательным - убывает. Только и делов. С интегрированием точно такая же история: интеграл - это такая вот вертикальная карлючка, которая ставится перед функцией, затем даются правила обращения с этой самой карлючкой и отдельное сообщение: результат интегрирования - это площадь под кривой (и на кой им нужна эта площадь?..).
С преподаванием физики дела обстоят похоже, только рассказывать про это скучно - здесь не так много смешного. Потому очень кратко (просто для полноты картины): курс физики в первом семестре в Университете имени Пьера и Марии Кюри начинается почему-то с линейной оптики (при этом параллельно на лабораторных занятиях студенты зачем-то изучают осциллограф), затем - два занятия подряд они зубрят наизусть огромную таблицу с размерностями физических величин (то есть как выражается в килограммах, секундах и метрах, скажем, гравитационная постоянная и т. п.; замечу попутно - при этом они понятия не имеют, что такое гравитационная постоянная), затем - механика (столкновения шариков, равновесие сил и т. п.), и наконец венчает осенний семестр почему-то гидродинамика. Почему именно такая выборка - понятия не имею, возможно, это то немногое, что знает главный координатор (и лектор) нашей секции. Почему именно в таком порядке? Да, собственно, какая разница, в каком порядке все это зубрить...
Бедные Мария и Пьер Кюри... Они на том свете небось места себе не находят от стыда.
Попробую предложить отдаленную аналогию всей этой ахинеи для гуманитариев. Представьте себе, что программа университетского курса под названием "Русская литература" состоит из следующих разделов: 1. Творчество А. П. Чехова; 2. Лингвистический анализ произведений русских и советских писателей XIX и XX веков; 3. "Слово о полку Игореве"; 4. Творчество А. Платонова. И на этом все...
Что же касается аспирантов Эколь Нормаль Суперьер (то есть тех, которые "супер-самые-самые"), то здесь ситуация совершенно иная. Эти ребята прошли такой суровый отбор, что ни вольных фантазеров, ни тем более разгильдяев здесь уже не встретишь. Более того, и с дробями у них все в порядке, и алгебру они знают прекрасно, и еще много-много всего, что им полагается знать к этому возрасту. Они очень целеустремленные, работоспособные и исполнительные, и с диссертациями у них, я уверен, будет все в полном порядке. Одна беда - думать они не умеют совершенно. Исполнить указанные, четко сформулированные преподавателем манипуляции - пожалуйста, что-нибудь выучить, запомнить - сколько угодно. А вот думать - никак. Эта функция организма у них, увы, атрофирована полностью. Ну а кроме того, теоретическую физику они, конечно, не знают совершенно. То есть они, конечно, знают массу всевозможных вещей, но это какая-то пестрая, совершенно хаотичная мозаика из массы всевозможных маленьких "знаний", которые они с успехом могут использовать, только если вопросы им приготовлены в соответствии с заранее оговоренными правилами, совместимыми с этой мозаикой. Например, если такому аспиранту задается некий вопрос, то ответом на него должно быть либо "знание А", либо "знание В", либо "знание С", потому что если это ни А, ни В, ни С, он станет в ступор, который называется "так не бывает". Хотя, конечно, и у аспирантов Эколь Нормаль Суперьер бывают довольно смешные дыры в знаниях - но тут несчастные детишки совершенно не виноваты - это преподаватели у них были такие. Например, из года в год я обнаруживаю, что никто из моих слушателей (аспирантов последнего года Эколь Нормаль Суперьер!) не способен взять Гауссов интеграл и вообще не имеет представления о том, что это такое. Ну это как если бы человек писал диссертацию, скажем, о месте природы в поэзии позднего Пушкина и при этом не имел представления о том, что такое синонимы. Но, вообще, конечно, из этих аспирантов получатся прекрасные исполнители, как те "роботы-исполнители" из давнего фильма "Москва - Кассиопея"... И поэтому мне больше нравится преподавать первокурсникам университета: там все-таки еще есть хоть небольшая надежда кого-то чему-то научить...
Мне их так жалко, этих детишек! Вы только представьте: из года в год с раннего детства зубрить, зубрить и зубрить весь этот бред... Но ведь понятно, что вызубрить все невозможно. Даже у самых прилежных учеников хоть в чем-то, но будут пробелы. На практике это иногда выглядит дико (по крайней мере для меня). Представьте себе: прилежный студент, умеет находить производные, умеет интегрировать (то есть он вызубрил все правила, про "штрих" и "вертикальную карлючку"), но вот дроби складывать не умеет. Или, допустим, складывать умеет, а вычитать - никак - ну не выучил вовремя! При этом он может знать всю таблицу умножения, но вот чему равно 6 умножить на 7 - нет (может, он просто проболел в тот день, когда учитель в школе это сообщал). Теперь вы, надеюсь, поняли, что на самом деле 3/6 может равняться не только 1/3, а вообще чему угодно. Если хотите, это можно назвать "пятым правилом арифметики": сколько скажем, столько и будет!
Мне неизвестно, сколько времени здесь продолжается весь этот образовательный "апокалипсис", может, лет десять, может, чуть меньше, но то, что в школы уже пришли преподаватели "нового поколения" - выпускники таких вот университетов - это точно, я вижу по своим ученикам. Что же касается моих коллег - нынешней университетской профессуры... Нет, с арифметикой у них все в порядке, и, вообще, в каком-то смысле все они довольно грамотные люди - стареющее вымирающее поколение. Но, с другой стороны, когда происходит такой всеобщий бардак в образовании, вольно или невольно, но тупеют все - не только ученики, но и преподаватели, видимо, это какой-то неизбежный закон природы. Разврат развращает...
В этом учебном году на семестровой контрольной одной из задач была такая (я думаю, наши восьми-, а может, и семиклассники ее бы оценили): "Воздушный шар летит в одном направлении со скоростью 20 км/час в течение 1 часа и 45 минут. Затем направление движения меняется на заданный угол (60°), и воздушный шар летит еще 1 час и 45 минут с той же скоростью. Найти расстояние от точки старта до точки приземления". Перед контрольной на протяжении двух недель среди преподавателей университета шла бурная дискуссия - не слишком ли сложна эта задача для наших студентов. В конце концов решили рискнуть выставить ее на контрольную, но с условием, что те, кто ее решит, получат дополнительно несколько премиальных очков. Затем в помощь преподавателям, которые будут проверять студенческие работы, автор этой задачи дал ее решение. Решение занимало половину страницы и было неправильным. Когда я это заметил и поднял было визг, коллеги тут же успокоили меня очень простым аргументом: "Чего ты нервничаешь? Все равно эту задачу никто не решит..." И они оказались правы. Из полутора сотен студентов, писавших контрольную, ее решили только два человека (и это были китайцы). Из моих пятидесяти учеников примерно половина даже не попыталась ее решать, а у тех, кто сделал такую попытку, спектр полученных ответов простирался от 104 метров до 108 500 километров. Отдавая работу той студентке, которая умудрилась получить расстояние в 108,5 тысячи километров, я попытался было воззвать к ее здравому смыслу: дескать, ведь это два с половиной раза облететь вокруг земного шара! Но она мне с достоинством ответила: "Да, я уже знаю - это неправильное решение". Такие вот дела...
Читатель небось уже измучился в ожидании ответа на давно созревший вопрос: "Как же такое может быть?!" Ведь Франция - высокоразвитая культурная страна, в которой полным-полно умных образованных людей. Это один из главных мировых лидеров и в теоретической физике, и в математике, и в высоких технологиях, страна, где по российским понятиям "все хорошо". И в конце концов куда подевалась выдающаяся французская математическая школа "Бурбаки"? И вообще, при чем тут "Единый государственный экзамен"?
Про "Бурбаки" ответить проще всего. Эта школа никуда не делась, она продолжает функционировать, но при этом стала похожей на "черную дыру": людей (и талантливых людей!) она продолжает в себя "всасывать", но что там у нее делается внутри, те, кто находится снаружи, уже не знают. Это стало чем-то вроде "игры в бисер" Германа Гессе. Хотя мощная математическая традиция "Бурбаки" во французском обществе конечно же осталась. Именно поэтому несчастных детишек здесь так мучают шарадами про деление в столбик. Или, к примеру, когда нужно было решить уравнение 5х + 3 = 0, один мой студент исписал целую страницу рассуждениями про структуру и счетность множества решений такого типа уравнений, но само уравнение решить так и не смог. Хорошо известно, что получается, если из учения, веры или науки уходит дух, а остается один формальный ритуал: маразм.
Что же касается "как же такое может быть?!", то, как видите, может, очень даже может! Правда, я подозреваю, только до поры до времени. Во-первых, нужно иметь в виду, что вся эта катастрофа в образовании началась не так уж давно, и когда говорят про умных и образованных людей, то это в действительности очень тонкий слой общества (на котором на самом деле все и держится), состоящий из пожилых, стареющих (и вымирающих) "динозавров". И подпитки в этот слой сейчас просто не происходит (точнее, она происходит за счет китайцев и прочих там русских). Во-вторых, существует и совершенно другая точка зрения на происходящее. Этот крайне циничный взгляд на современное общество как-то растолковал мне один мой коллега по университету (огромный патриот Франции, по происхождению поляк, несколько лет проучившийся в Москве, прекрасно говорящий по-русски, большой знаток русской литературы). Он очень умный человек, тоже преподает и прекрасно видит, что происходит, но при этом считает, что никакой катастрофы нет, а наоборот, все правильно, все развивается как надо. Дело в том, что современному развитому обществу нужны только хорошие исполнители. Творческие, думающие люди, конечно, тоже требуются, но буквально единицы. Поэтому вся система образования должна быть настроена на отбор, выращивание и дрессировку именно хороших исполнителей, а учить думать молодых людей совершенно не нужно: в современном обществе это только повредит их будущей профессиональной деятельности, какой бы она ни была. Что же касается творческих личностей, то о них особенно беспокоиться не следует: тот, кто действительно талантлив, так или иначе все равно пробьется. В этом смысле, по большому счету, совершенно не важно, каким предметам мы их тут, в университете, учим (по крайней мере на первых курсах). Вместо физики с математикой вполне можно было бы заставлять зубрить, например, латынь (вот только специалистов таких сейчас не сыщешь). Все равно в будущей профессиональной деятельности никакое понимание физики с математикой им не понадобится. На уровне школы и университета важно просто производить отбор и дрессировку самых послушных, трудолюбивых и исполнительных, вот и все. А для тех, кто вылетает из этой системы, для тех, кто идет в "отходы", существуют метлы для подметания улиц, кассовые аппараты в супермаркетах, заводские конвейеры и т. д. Вы вон в Советском Союзе в свое время напроизводили миллионы образованных "думающих" инженеров - и что? По части своих прямых профессиональных обязанностей они, как правило, ни черта делать не умели, а предпочитали размышлять о судьбах мира, о смысле жизни, о Достоевском... Причем, согласитесь, сами эти, так сказать, "думающие образованные инженеры" сплошь и рядом чувствовали себя несчастными людьми: невоплощенные мечты о великих свершениях, нереализованные таланты, мировая скорбь и тому подобное. А тут жизненные претензии и запросы, как личные, так и профессиональные, четко алгоритмированы, и все счастливы и довольны...
Я думаю, мысль понятна, и дальше можно не распространяться. Обо всем этом уже писано-переписано в бесчисленных утопиях и антиутопиях. Мне лично подобная точка зрения на развитое современное общество крайне несимпатична, но это отнюдь не значит, что она ошибочна. Мне кажется, что в подобной системе никакие таланты никуда не пробьются (просто потому, что их некому будет учить), и тогда люди, точнее, "роботы-исполнители" очень быстро разучатся строить "Великие пирамиды". Но, может, я и ошибаюсь...
Теперь, надеюсь, понятно, при чем тут "Единый государственный экзамен"? Когда люди, вместо того чтобы думать самим и учить думать своих детей, пытаются в конечном итоге все на свете сводить к алгоритмам и тупым тестам, наступает всеобщее отупение. Впрочем, что тут первично, а что вторично, не знаю: вполне возможно, что все эти БАКи, ЕГЭ и прочие тесты не более чем следствие (а вовсе не причина) всеобщего, скажем так, "радикального упрощения мышления" в развитом обществе. В моей молодости экзамены в стиле ЕГЭ проводились только на военной кафедре, что как раз было вполне оправданно и понятно: "приказ начальника - закон для подчиненного", и все тут, а думать при этом было противопоказано. Теперь подобный стиль обучения похоже становится всеобщим. По мне так уж лучше пусть будет коррупция, чем кристально честное общество исполнительных роботов-идиотов. Хотя, впрочем, у меня есть сильные подозрения, что в этом смысле России ничего особенно серьезного не грозит. У нас сплошь и рядом вязнут и дохнут не только благие начинания, но, к счастью, и идиотские.
Ну а если подобная "алгоритмизация" жизни и в самом деле есть магистральная дорога дальнейшего развития человечества (в конце концов, если это эффективно, то почему нет?), что ж, тогда мне просто останется пожелать ему счастливого пути. Удачи вам, ребята, дальше продолжайте без меня, я остаюсь...
Доктор физико-математических наук В. ДОЦЕНКО.

Відповіді

  • 2007.01.30 | Безробітний

    Дуже цікавий матеріал...

    Дійсно, самий такий людський матеріал потрібен вільному ринку...

    Не треба думати - треба виконувати лише те, що менахер скаже.

    Примітивізм замість творчої думки...

    Навіть на цьому форумі ("Наука") у дискусіях шановні співрозмовники часто-густо вибльовують те, що їм забило у мізкі вкрай примітивно-дике українське телебачення, главною метою якого є реклама "Оболоні" та виховання відданих споживачів цього продукту...І при цьому ті дискутанти пишаються самі собою, дивуючись необізнаності та тупості опонента...
  • 2007.01.30 | igorg

    Якщо я не помиляюся, то ця стаття вже стояла на форумі раніше

    До чого тут освіта в Україні?
    У моїх дітей у досить елітній школі вчителька фізики не може розвязувати задач з підручника, хімії не здатний провести жодної хімічної реакції (пробірки хімічно брудні). Міський вчитель-методист математики не здатний розвязати елементарної задачі :). І лише одиниці розмовляють в українській гімназії українською мовою. Російською також не розмовляють. Суржик. В той же час прекрасний вчитель-мовник торгує овочами на базарі.
    Про рядові школи взагалі нема про що говорити. Морок. І дерибан :).
    Тут проблема не в методиці. Тут набагато-набагато гірше. Зі шкіл в шию випхали майже всіх хто хоч щось знав і вмів робити. Начальство умних нє любят. Оні любят ізворотлівих.
    Я розмістив для доступу навчальні плани ВНЗ.
    А там так багато цікавого. Я б на сьогодні виділив одну велику біду.
    Це дроблення дисциплін. Тобто нічого детально, грунтовно не вивчається. Все галопом. Назви дисциплін взагалі нічого не говорять про їх зміст. Все багаторазово дублюється в мізерних порціях. Толку від такого навчання - жодного. Альтернативи немає. Бо все те затверджує МОН. А точніше конкретний проффесіонал Вася, у якого своя правильна точка зору. Втім може вона й справді правильна але для чогось цілком конкретного, але не для всіх поголовно.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.02.01 | sama

      процес іде

      igorg пише:
      > До чого тут освіта в Україні?
      > У моїх дітей у досить елітній школі вчителька фізики не може розвязувати задач з підручника, хімії не здатний провести жодної хімічної реакції (пробірки хімічно брудні). Міський вчитель-методист математики не здатний розвязати елементарної задачі :). І лише одиниці розмовляють в українській гімназії українською мовою. Російською також не розмовляють. Суржик. В той же час прекрасний вчитель-мовник торгує овочами на базарі.
      > Про рядові школи взагалі нема про що говорити. Морок. І дерибан :).
      > Тут проблема не в методиці. Тут набагато-набагато гірше. Зі шкіл в шию випхали майже всіх хто хоч щось знав і вмів робити. Начальство умних нє любят. Оні любят ізворотлівих.
      У 1991-1993 році в Україні було створено ряд шкіл нового типу, ліцеїв і гімназій, часто при допомозі вузів і під їх патронатом. Здавалося, тоді можна було все, що не заборонено. Їх доля різна - хтось скотився на звичний рівень, а хтось всупереч всьому вижив.Пройшло трохи часу і почали нас удосконалювати, приводити у відповідність, ставити в рамки. Виявилось, що для функціонування таких шкіл не сформоване правове поле.Наприклад наш ліцей у якому За 15 років роботи почало свій шлях близько 1500 випускників, з числа яких вже є більше 20 захищених дисертацій (частина у відомих європейських університетах), 793 призери з математики, фізики, біології, хімії, інформатики, іноземної мови, правознавства, екології, географії, економіки на обласних олімпіадах, 284 призери Всеукраїнських, 18 учасників і 14 призерів Міжнародних олімпіад цього року рішенням міського управління освіти перетворили в школу відповідного підпорядкування районному відділу освіти.Спроби переконати владоможців, що школа особлива і потребує особливого до себе ставлення, були голосом волаючого в пустелі.Думаю, найближчим часом вона стане як усі( див статті попередніх авторів).Вчителі знову займуться написанням рефератів про "оптимізацію інтенсифікації" і все буде по старому.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.02.02 | igorg

        Все правильно, вони встановлюють критерії

        "під себе". А взагалі має місце загальний принцип: всією шоблою нищити все, що виривається вперед, найкращих, найсильніших. Способів - сотні.
        Ви абсолютно правильно підмітили, що свобода породжує різноманітність, в тому числі й оригінальні, сильні навчальні заклади, школи. Проти цього зла й бореться в першу чергу чиновник. Все має бути сірим і єдінообразним, зрозумілим останньому тупому чиновнику. 90% яких, на верхніх адмінпостах, це трійошники й заочники.
        Тому все має відповідать якійсь формі, циркуляру, вказівкам, розясненням, положенням. Як казав мені один командир "ВЧ": "не люблю честных и трезвых прапорщиков. Другое дело когда он обворовался, нажрался, а его раз ...! и он будет делать все что Я ему скажу!"

        А рекомендовать щось в качестве учебника. Це древня імперська Російська традиція. Чи може таке є ще десь?
      • 2007.02.07 | sama

        Re: процес іде

        ось так він починається.До болю знайома ситуація http://www.wz.lviv.ua/pages.php?atid=54248
  • 2007.01.30 | b5hhg

    Да, уже было на сайте (линк внутри)

    http://www2.maidanua.org/news/view.php3?bn=maidan_osvita&trs=-1&key=1111366445&first=&last=
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.01.30 | Вячеслав Хаврусь

      Нічого. "Повторенье - мать ученья". Цікаво переглянути репліки

      Я наприклад в свій час цей матеріал пропустив. Не один я такий мабуть тут. Тема не втратила актуальності, варто освіжити в пам"яті.
  • 2007.01.30 | Вячеслав Хаврусь

    Не можу не погодитися

    Але до такого стану Україна (разом з СРСР) почала здавна йти. Ще у школі наприкінці 80-х в моєму 100-тисячному місті нас були одиниці, які запоєм читали "Технику молодежи", "Химия и жизнь", "Юный техник", книжки "Занимательная физика" та "Занимательная математика", бавилися дослідами з книжки "Опыты без взрывов". Пізніше з"явився Маковецький "Зри к корень!". Але підкреслюю, нас на стотисячне місто були одиниці, і ці одиниці відбиралися через систему предметних олімпіад та кількох вчителів-ентузіастів. Я пам"ятаю дике задоволення, коли від одного з таких вчителів дізнався, що кільце Мьобіуса на відміну від звичних нам площин має лише одну суцільну поверхню. До цього часу пам"ятаю, що синус 18 градусів дорівнює (sqrt(5)-1)/4, але, на жаль, не знаю, як це доводити. Дізнавшись про таке чудо, я був загорівся на заміну таблиць Брадіса скласти таблицю синусів-косинусів-тангенсів кутів від 1 до 90 градусів з кроком 1 градус, в якій відповідні значення мали б бути представлені алгебраїчними виразами. Кому цікаво, як це робити, можу додатково пояснити. Головне до чого я веду - навчатися має бути цікаво, і задача Вчителя показати цю цікавинку, щоби дитина запам"ятала ідею та почала шукати і собі щось нове.

    Але потім, як пішов на навчання в КПІ, засилля потоку неучів далося взнаки. Навчаючись на хіміко-технологічному факультеті, під час проходження курсу фізичної хімії, де треба знання математики, фізики та хімії, я був вражений нульовими знаннями з математики моїх однокурсників. Це ВУЗ столиці України! Деяким можна було пояснювати, вони навіть могли щось зрозуміти, але після здачі екзамену все начисто забували, бо не хотіли знати! Вони були просто в черзі за дипломом. Мене неодноразово добивало, коли люди, навчаючись вже на 3-му курсі хімічного факультету, не могли записати хімічне рівняння та порахувати виходи речовин. Я вже мовчу, що при термодинамічних розрахунках для них що log, що ln, що lg - все одно, і не існує жодних проблем, якщо під знаком логарифма виліз ноль або від"ємна величина. Значить так і треба! Сушити голову та шукати причину ніхто не хоче. Краще гроші заплатити, або поплакатися викладачу на хворобу/тяжке дитинство, etc, щоб поставив нещасну трієчку.

    Я до чого веду. Як на мене, аналогічно до вимог асоціації "За європейські цінності в науці", яка пропонує відбір кращих науковців, в освіті студентів має бути щось подібне. Тобто людей з вищою освітою мають бути одиниці порівняно з іншими. Конвеєр в освіті ні до чого доброго не приводить. Людина з вищою освітою має бути ручною роботою її вчителів. Інакше це просто профанація.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2007.01.30 | Георгій

      Re: Не можу не погодитися

      Ви знаєте, я цей матеріал д-ра Доценка бачив на "Майдані" ще десь роки два з половиною тому. Переклав на англійську і помістив на форум викладачів мого університету (Університет для жінок штату Місісіпі, м. Колумбус, шт. Місісіпі, США). Була дискусія про це. Кидається в очі, що і в нас тут, в американській провінції і в не особливо знаменитому державному університеті, ситуація схожа. Правда, не тому, що викладачі некомпетентні. Викладачі підібрані шляхом об"єктивного конкурсу, з хорошими послужними списками і рекомендаціями, справу свою знають і викладати вміють (і люблять). Але теж іноді бачиш, що студенти не розуміють дуже елементарних речей, типу що більше - десять у мінус другому ступені чи десять у мінус третьому, або в якому розчині бельше розчиненого матеріалу - в однопроцентному чи в десятипроцентному, тощо. Досить часто вражає повна необізнаність з історією: я неодноразово ловив своїх студентів на тому, що вони навіть і приблизно не уявляють собі, в якому сторіччі жили Антон ван Левенгук чи Луї Пастер (на екзамені пишуть, наприклад, що Пастер отримав Нобелівську премію за відкриття ДНК). Не знають метричної системи, до смішного, до абсурду. Іноді не розуміють взагалі, що фізичні величини повинні в чомусь мірятися, в якихось одиницях. І це все студенти УНІВЕРСИТЕТУ, які претендують на ступінь як мінімум бакалавра, а то й магістра.

      Наші викладачі вважають, що проблема тут у двох чинниках. По-перше, у США буквально з кожним роком все слабшає і слабшає підготовка учнів у середніх школах, особливо в невеличких містечках незаможних штатів, таких, як штати американського Півдня, району Апалачів, і Середнього Заходу. Нема грошей платити нормальну заробітну платню кваліфікованим шкільним вчителям. Тому часто в провінційних початкових і середніх державних школах основи фізики, хімії та біології дітям викладає тренер з футболу. Не набагато краща ситуація і в приватних школах. Там грошей, як правило, більше, але у формування розкладу часто втручається релігія. Наприклад, у школах, які контролюються християнськими фундаменталістами, практично не викладається біологія, щоби не дай Бог не розбудити в учнях інтерес до "безбожної" еволюції.

      По-друге, в суспільстві дійсно сформувався і продовжує формуватися глибокий "пофігізм" до природничих наук і математики (та й до всього "академічного" взагалі). В більшості сімей дітей виховують без всякої цікавості до знань, у дусі примітивного прагматизму, типу "а нащо воно мені треба," "а що воно мені дасть." І в початковій та середній американській школі філософія дійсно переважно така: учні повинні чітко почути від вчителя, ЩО саме вони повинні знати, щоби скласти тести і перейти в наступний клас, або отримати диплом. Причому це "скажи мені, що я повинен знати" дуже часто насправді означає, "скажи мені, які слова я повинен завчити." З цією філософією дуже важко боротися. Головна біда в тому, що для абсолютної більшості дітлахів, які отримають роботу десь в офісі, де будуть з дня в день клацати на одні і ті самі кнопки комп"ютера аж до пенсії, знання ДІЙСНО не грають ніякої ролі в їх життєвому успіху.

      Мабуть, щось в усьому світі таки дуже суттєво міняється. Раціоналізм, гуманізм і т.п. - відмирають. На зміну їм ідуть постмодернізм, розрив з традиційними інтелектуальними і гуманітарними цінностями, отупіння, морок.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.02.03 | Сергій Вакуленко

        Re: Не можу не погодитися

        Георгій пише:

        > Наші викладачі вважають, що проблема тут у двох чинниках. По-перше, у США буквально з кожним роком все слабшає і слабшає підготовка учнів у середніх школах, особливо в невеличких містечках незаможних штатів, таких, як штати американського Півдня, району Апалачів, і Середнього Заходу. Нема грошей платити нормальну заробітну платню кваліфікованим шкільним вчителям. Тому часто в провінційних початкових і середніх державних школах основи фізики, хімії та біології дітям викладає тренер з футболу. Не набагато краща ситуація і в приватних школах. Там грошей, як правило, більше, але у формування розкладу часто втручається релігія. Наприклад, у школах, які контролюються християнськими фундаменталістами, практично не викладається біологія, щоби не дай Бог не розбудити в учнях інтерес до "безбожної" еволюції.
        >
        > По-друге, в суспільстві дійсно сформувався і продовжує формуватися глибокий "пофігізм" до природничих наук і математики (та й до всього "академічного" взагалі). В більшості сімей дітей виховують без всякої цікавості до знань, у дусі примітивного прагматизму, типу "а нащо воно мені треба," "а що воно мені дасть." І в початковій та середній американській школі філософія дійсно переважно така: учні повинні чітко почути від вчителя, ЩО саме вони повинні знати, щоби скласти тести і перейти в наступний клас, або отримати диплом. Причому це "скажи мені, що я повинен знати" дуже часто насправді означає, "скажи мені, які слова я повинен завчити." З цією філософією дуже важко боротися. Головна біда в тому, що для абсолютної більшості дітлахів, які отримають роботу десь в офісі, де будуть з дня в день клацати на одні і ті самі кнопки комп"ютера аж до пенсії, знання ДІЙСНО не грають ніякої ролі в їх життєвому успіху.
        >
        > Мабуть, щось в усьому світі таки дуже суттєво міняється. Раціоналізм, гуманізм і т.п. - відмирають. На зміну їм ідуть постмодернізм, розрив з традиційними інтелектуальними і гуманітарними цінностями, отупіння, морок.

        Тут не так усе однозначно. Що помінялося останнім часом (тобто за останні півстоліття), то це масовість освіти, чи вже середньої, чи вищої. Пам'ятаю, за совка обов'язкову середню освіту запровадили тоді, коли ще я в школі вчився. Для вчителів то була спочатку велика морока, бо в 9-10 класах доводилося ставити трійки тим, хто більше, ніж на одиницю, не знав. Потім воно якось розв'язалося: тих, хто фактично не мав здібностей, щоб далі навчатися, відсіювано до ПТУ (а там теж "давали" середню освіту).

        Потім я мав цікавий досвід у Портуґалії. Там до 1974 р. була диктатура, яка вбачала загрозу для себе в освіті народу. Отож, для переважної більшості людей освіта обмежувалася початковою школою. Натомість для еліти (чисельно дуже обмеженої) освіта була напрочуд якісна. І дотепер розмовляти з кимось, хто закінчив портуґальський університет не пізніше, ніж у 1970-х рр., — правдива насолода. Відтак настала "демократизація" освіти, а насправді — різке пониження її рівня (в середній та вищій школі) при рівночасному зростанні масовості. З випускниками портуґальських університетів 80-х і першої половини 90-х років мені просто не було про що розмовляти. Щойно за останні десять років вища освіта почала виборсуватися з цієї халепи. Одна з причин — демографічна криза (істотно скоротилося число потенційних студентів). То тепер молоді справляють значно ліпше враження, ніж їхні старші колеґи. Щоправда, зовсім старі страшенно нарікають на занепад у системі освіти (бо мають у голові инші критерії).

        Повертаючися до Ваших випускників-клацальників на комп'ютері: 50 років тому інтелектуальний рівень їхньої праці навряд чи сильно відрізнявся б від теперішнього — хіба що клацали б на чомусь иншому.

        Як на мене, проблема більше полягає в знеціненні вартості дипломів: їх дають казна-кому. Коли ж брати відсоток добре й погано освічених людей (безвідносно до їхньої дипломованості), то він, очевидно, залишається незмінним. Ба й смішно було б сподіватися, що раптом середній розумовий рівень людства зросте в рази (а кількість університетів і студентів зросла за останні десятиріччя саме в цій пропорції).
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2007.02.06 | Георгій

          А чому в Європі іде ця інфляція дипломів?

          Я в якійсь мірі розумію, чому вона іде на всю катушку у США - тут всі ВНЗ платні, студенти платять тисячі і тисячі доларів за своє навчання, це дає роботу і платню викладачам... Але ж в Європі це не так - там університети підтримуються державою за рахунок податків, чи ні?
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2007.02.06 | Сергій Вакуленко

            Re: А чому в Європі іде ця інфляція дипломів?

            Георгій пише:
            > Я в якійсь мірі розумію, чому вона іде на всю катушку у США - тут всі ВНЗ платні, студенти платять тисячі і тисячі доларів за своє навчання, це дає роботу і платню викладачам... Але ж в Європі це не так - там університети підтримуються державою за рахунок податків, чи ні?

            Так то воно так (у цілому), але університет у будь-якому разі мусить видавати певну кількість дипломів, инакше зникає рація його існування.
    • 2007.01.30 | loup-garou

      Re: Не можу не погодитися

      Відносно sin 18:

      1) sin 5x = 16 sin^5 x - 20 sin^3 x + 5 sin x
      2) Для x=18 гр. sin 5x = 1, тому y=sin x задовольняє р-ня 5-го порядку 16 y^5 - 20 y^3 + 5 y -1 = 0 з одним очевидним (непотрібним) коренем y=1.
      3) Поліном зліва можна також записати як (y-1)(4y^2+2y-1)^2, тому є ще два двократні корені y=(-1\pm\sqrt{5})/4; той, що зі знаком мінус, нам теж не підходить.

      Про таблицю: є щось простіше, ніж з кубічного рівняння знайти sin 6, потім анал. sin 2, і потім звідси sin 1 ?

      Для тих, хто любить "погорячєє": http://www.mccme.ru/edu/viarn/tr-ps.zip
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2007.01.30 | Вячеслав Хаврусь

        Клас! Дуже елегантно

        loup-garou пише:
        > Про таблицю: є щось простіше, ніж з кубічного рівняння знайти sin 6, потім анал. sin 2, і потім звідси sin 1 ?
        Я йшов подібним шляхом, але трохи не так: взнавши sin 18 та знаючи sin 30 знаходжу sin 15, далі знаходжу sin 3, а потім через кубічне рівняння sin 1. Шлях фактично такий самий. А от дійсно, чи є простіша дорога до sin 1?


        > Для тих, хто любить "погорячєє": http://www.mccme.ru/edu/viarn/tr-ps.zip
        Мій GSVIEW трохи заглючив, не все дав прочитати, але ідея зрозуміла: письмові екзамени. Плюс набір задач, де треба реально застосувати свої знання та мізки. На жаль, наведені там задачки не для мене - трохи не та спеціальність.

        Для непосвячених: за наведеним лінком ховається робота В.И.Арнольда "Математический тривиум", опублікована в журналі "Успехи математических наук" в 1991 році.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".