МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

"Наши ученые говорят правду — как на суде."

06/28/2007 | академик Владислав Гончарук
Вода — дело тонкое

Украинские технологии на китайской почве

Вода — это самое распространенное и в то же время самое малоизученное вещество на Земле. К такому выводу пришел академик, директор уникального Киевского института коллоидной химии и химии воды Владислав Гончарук. Он знает воду, как никто. И знает малоутешительную статистику: в Украине лишь около 10% населения пользуются чистой питьевой водой. Это он главный идеолог создания в Киеве бюветов с артезианской питьевой водой. К нему едут со всего мира за консультациями. А не так давно он подписал с рядом китайских фирм довольно выгодные контракты. И намерен воплотить в Китае то, что пока (будем надеяться, что временно) оказалось невостребованным на родине. Намерен же он заняться очисткой загаженных отходами человеческой деятельности рек. Технологии — уникальные, разработанные в Киеве.
Итак, о воде и не только рассуждает Владислав Гончарук.


------------------------------------------------------------------------


— За время последнего визита Президента Украины в Китай в декабре прошлого года я, будучи членом украинской делегации, объехал очень многие крупные города и научные центры этой страны. В основном интересовался проблемами воды, водоснабжения и водоподготовки, связанными с экологией и здоровьем человека. И меня там потрясли резкие изменения, произошедшие за последние годы. Китайцы очень много строят, закупают технологии. Но самое важное — это то, что они вкладывают огромные инвестиции в науку.

Китай сегодня гарантирует незыблемые правила игры для инвесторов. Там открыты практически все восточные территории как зоны свободной торговли. И в них созданы (и гарантируются) условия для инвестиций. Меня просили дать оценку технологий строек, которые они ведут. К примеру, строят водопровод. Все, что касается строительных мероприятий, — отличное. Но вот технологии собственно водоочистки — очень старые. Сегодня ни одна страна в мире не имеет таких темпов развития, каких достиг Китай. Даже не за счет собственных ресурсов (хотя они там тоже достаточно велики), а за счет огромных инвестиций. И это — при дешевой рабочей силе и дешевом сырье. Сегодня оказывается, что западным фирмам выгодно вкладывать свои деньги и технологии в экономику Китая. Но почему они все же обращаются к советским ученым? Советским?

— Подчеркиваю — к советским: по степени подготовки, по авторитету научных школ, по образу мышления. Ведь сегодня у нас — даже после десятка лет независимого существования Украины — нет каких-то моральных и высокоэтичных критериев. И молодежь наша много теряет. Она не получает той широты взглядов, какую получали у нас в советские времена. А переход на новую систему образования — с бакалаврами, магистрами — это не наш уровень, не наш менталитет. Когда за рубеж выезжали советские ученые, то наших всегда отличала широта познания мира. Я, к примеру, как химик знаю и химию, и биологию, и медицину, и математику. Знаком на достаточно высоком уровне с большим количеством сопряженных наук.

И все же: что заставляет китайцев приглашать наших ученых?

— Они знают: наши ученые говорят правду — как на суде. В отличие от западных, которые готовы что угодно наврать, лишь бы продать. В результате Китай часто закупает новое оборудование в нагрузку к старым технологиям. Я говорил китайцам о конкретном вышеупомянутом водопроводе: строительные технологии у вас — новейшие, но водоочистительные — столетней давности, а оборудование не приспособлено к вашим условиям. И покупать его, соответственно, нужно было за значительно меньшие суммы. Если вообще нужно было…

Что все-таки привело вас к заключению такого неожиданного контракта в Китае?

— Потребности этой страны. Был я, к примеру, в новом городе Жэньцзене. Это удивительный город. Ему всего 22 года, его заложил в свое время Дэн Сяопин как противовес Гонконгу буквально на границе с ним. Сегодня здесь проживают 5 миллионов человек. То есть буквально по Маяковскому — город-сад. И в нем сосредоточен огромный научный потенциал со всего Китая. После лекции ко мне подошли и признались: "Сначала даже думали, что ничего нового от вас не услышим. Но лекцией остались весьма довольны. И хотим с вами сотрудничать. Мы еще раз убедились в том, что советская наука была и остается лидирующей". Это притом, заметьте, что аудитория была профессорской. Ученые, объехавшие весь мир и владеющие информацией, позволяющей сравнивать… Позже спросили: могу ли я разработать эффективный проект очистки текущих через город рек? Дело в том, что этот город-сад, несмотря на свое великолепие, несколько портят три речушки — загаженные и распространяющие неприятный запах. Я сказал: могу очистить ваши речки. За весьма умеренную цену, и быстро. И тогда ряд фирм предложили мне подписать с ними договор.

У них серьезные проблемы с водой?

— Да. Вообще, у них достаточно экологических проблем: ведь на сравнительно небольшой территории Китая проживает почти полтора миллиарда человек. И проблемы с питьевой водой у них огромные. Канализационных сооружений почти нет. Да и работают они плохо. Реки загрязнены в основном коммунальными отходами, хотя в последние годы к ним интенсивно добавляются и индустриальные: это и тяжелые металлы, и отходы металлургии. Одним словом — весь комплекс развивающихся стран. И программа, которую я им предложил, была воспринята удовлетворительно. Меня спросили: сколько это будет стоить? Я ответил, что будет зависеть от уровня загрязнения, я должен провести мониторинг. А потому присылайте образцы воды. Для того чтобы выйти на принципиально новые рубежи очистки воды, нужно понять, что представляет собой вода как система. Вода — это ведь аномальное вещество на планете. И чтобы выйти на принципиально новые уровни ее очистки, разработать новые технологии, необходимо изучить свойства этого вещества.

Даже так?

— Представьте себе. Кстати, у нас, как и в Китае, очень много спекуляций относительно воды — ее свойств, структуры. В основном это идет от предпринимателей, которые хотят нажиться на ее потребительских свойствах. Вода, которая продается и у нас, и в Китае на прилавках, это, как правило, не питьевая вода. А для того чтобы доказать, что она — не питьевая, мы создали принципиально новые методы оценки воды. Подобных методов в мире еще нет. Это так называемый метод биологического тестирования воды на клеточном уровне, который позволяет однозначно и быстро дать заключение о качестве воды. Это, конечно, не значит, что медики не могут дать заключение о качестве воды, но для выводов им понадобятся годы исследований. А на уровне клетки мы можем заключение дать за один день. Кстати, всем известная дистиллированная вода, которая считается самой высокоочищенной, — это не питьевая вода. Это высокоочищенная техническая вода. Или же вода для приготовления лекарств. И мы впервые в мире экспериментально доказали резко негативное воздействие дистиллированной воды на организм. Эта вода опасна для здоровья. И правительство недавно подписало приказ о создании комитета оценки качества питьевой воды в структуре Госстандарта. Мне поручено им руководить.

Над чем еще сейчас работает возглавляемый вами институт?

— Сейчас работаем над проблемой очистки сточных вод свалок (Пирогово, Вита Почтовая). И с самого начала — когда город еще был готов выделять деньги на очистку свалок, — я писал во все инстанции о том, что нельзя привлекать иностранные фирмы по той причине, что нет реальных технологий. Увы, выиграла конкурс немецкая фирма Proxen, которая до сих пор пытается что-то делать. Но воду она не очищает, а использует мембранную технологию, чтобы отжать пресную воду. А весь концентрат снова выливает туда же. То есть из одного кармана в другой. Но с какими затратами!.. Мы же сейчас поставили опытную промышленную установку и запустили ее. Проводим полную очистку воды с выделением всех компонентов, которые можно будет утилизировать — запускать снова в промышленность. Немецкая же технология работает только на наших реагентах. Через 2—3 недели их фильтры забиваются и прекращают работать. А у нас есть составы, которые позволяют регенерировать фильтры. Немцы хотели купить наш состав. Но за то, что стоит сотни тысяч долларов, предлагали несколько тысяч. Это в принципе для нас неприемлемо…

Не было ли попыток выкрасть ваши технологии и оборудование?

— Мы не делаем из них секрета. Знаем, что наше оборудование пытались разбирать, изучать. Но знаем и то, что воспроизвести его никому не удавалось. Для этого необходимо обладать определенными знаниями. А наши сотрудники не продаются… Поэтому я хотел бы сказать людям, имеющим деньги: вкладывайте средства в нашу науку. Пусть не в фундаментальную, поскольку для того, чтобы понять, что это такое, нужен определенный уровень. Но в технологии, хотя бы в отечественные, стоит вкладывать средства. Вложив сегодня в них средства, завтра можно получить солидные прибыли. К сожалению, пока не знаю тех, кто был бы морально к этому готов. пока довлеет — увы — авторитет "крутых" фирм.

Беседовал Константин Паришкура

"Киевский ТелеграфЪ"

http://www.versii.com/telegraf/material.php?id=661&nomer=174

Відповіді

  • 2007.06.29 | igorg

    Класно себе прорекламував. Я вже прямо бачу на

    полицях супермаркерів фляги з водою від Гончарука. Молодець!


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".