МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Реальный урок-диалог о началах культуры-1

11/09/2007 | Mercury


Предлагаю Вашему вниманию один из уроков-диалогов, которые проводятся в харьковской гимназии ОЧАГ в рамках проекта «Школа диалог культур».

Интересно узнать Ваше мнение.
WHAT DO YOU THINK?


На первом уроке учитель предложил шестиклассникам обсудить название нового учебного предмета – «История мировой культуры» (ИМК). В этом классе было 18 учеников, 5 девочек и 13 мальчиков. Все они активно участвовали в уроках-диалогах, большинство – начиная с первого класса.
Эти подростки привыкли к особому режиму диалогического обучения: все новые учебные темы предварительно обсуждаются с учащимися. Учащиеся могут активно участвовать в проектировании собственного обучения. Во время учебной дискуссии все реплики учащихся внимательно выслушиваются и изображаются на доске (в режиме «нарисуй свою мысль»). Учащийся может переопределить учебную проблему и предложить свой вариант ее постановки. Многие темы учебных диалогов предлагаются самими учениками и принимаются учителем. Вместе с тем, на уроках истории мировой культуры и мировой литературы шестиклассники начинают осваивать новые формы учебной работы, характерные именно для подростковой школы: слушают короткие лекции «ученых», роль которых играют учителя, конспектируют лекции, осваивают теоретические концепции ученых и соответствующую научную терминологию и т.п.
Начиная новый виток учебной работы, учитель предложил ребятам начать совместное обсуждение начала нового учебного предмета, в частности, его название. Этот прием уже использовался Игорем М. Соломадиным в предыдущие годы в работе с другими классами и является принципиально важным, т.к. позволяет включить учащихся в процесс совместного с учителем проектирования учебного содержания и учебной деятельности на несколько лет вперед. Предстояло обсудить следующее:
1. Что такое история?
2. Что такое культура?
3. Что такое мировая культура?
Руслан Борисов: Почему ИМК – это история мировой культуры? Почему не история мировых культур? Может быть, была какая-то одна, самая первая культура, из которой произошли все остальные культуры. Возможно, это культура Древнего Египта. Это и есть мировая культура. Поэтому предметом ИМК является эта одна, первая культура. Ее мы и будем изучать. Те культуры, которые возникают из нее – не предмет ИМК. Мы не будем изучать эти, не первичные, культуры.

В реплике Руслана самое важное – это осуществление возможности участвовать в планировании собственного образования. Не беда, что Руслан при этом допускает историческую неточность, полагая, что все культуры происходят из культуры Египта. Она тут же будет исправлена другим подростком. Но проблема начала учебного предмета, остро поднятая Русланом, будет обсуждаться, задавая нерв введения в новый подростковый учебный предмет.

Ксюша Утевская: Это неверно. Культура шумеров, например, существовала независимо от египетской, она не произошла от египетской.

И шумерская, и египетская культуры будет специально и очень основательно изучаться в шестом классе в рамках гуманитарно-диалогического курса на уроках истории (учитель и разработчик программы Н. А. Соломадина), мировой литературы (учитель и разработчик программы В. З. Осетинский), ИМК (учитель и разработчик программы И. М. Соломадин). Весь шестой класс специально посвящен архаическим культурам.
Очень важно, что впервые о Древнем Шумере и Древнем Египте заговорили сами подростки, обсуждая начала учебного предмета. В какой-то мере подростковые учебные предметы «вылепливаются» в учебных диалогах самими подростками, конечно же, с помощью учителя. Названия учебных предметов (ИМК, история, мировая литература, русская литература, физика, химия, биология, алгебра, геометрия…) могут выступать поначалу «точками кристаллизации» подростковых ожиданий, подростковых учебных инициатив и даже вполне определенных знаний подростков о том, чем может быть история или физика как учебный предмет. Учебная деятельность по кристаллизации подростковых идей, мнений, ожиданий, инициатив – в диалогическое понятие начала учебного предмета (Что такое История мировой культуры и как она возможна?) осуществляется «по программе подростка» в большей степени, чем «по программе учителя».

Матвей Ларионов: ИМК [История Mировой Kультуры] – это наука обо всем самом первом.
Никита Холопов: История – это слухи о том, как живут люди в каждой стране.
Ксюша Утевская: Нет. Историк в своей научной работе отличает слухи от подлинных исторических событий. Так получается история.
Сережа Переверзев: ИМК изучает общие законы, свойства всех культур, а не какую-то одну «первокультуру».
Матвей Ларионов: Я даже могу указать 1-й закон любой культуры: стремиться к улучшению своей культуры, «выйти наружу».
Учитель: Итак, Матвей формулирует Первый закон культуры: Любая культура хочет стать мировой.
Руслан: Для того, чтобы изучать историю любого предмета, нужно начать с того времени, когда его еще не было. Нужно понять, как родился этот предмет. Я согласен, что не Египет нужно изучать в ИМК. В ИМК нужно изучать рождение культуры. То есть переход от не-культуры в культуре. Надо изучать первобытную культуру, то есть культуру, где все возникает впервые: первые люди, первое слово, первый дом, первые орудия, первая цивилизация.
Сережа: Не первые слова, а «перворечь». Я уверен, что «перворечь» состояла не из слов.

Руслан, Сережа, Матвей построили несколько граней диалогического понятия, отвечающего на вопрос: «Что такое ИМК?», и, одновременно, несколько возможностей своего ученичества. Из каждой возможности вырастает своя (виртуальная) программа курса, а из сопоставления и взаимопроникновения этих исследовательских программ – вполне реальная программа для всего класса, поддержанная и углубляемая учителем.)

Сережа Переверзев и Андрей Хаит: Культуры разные, нет одной, общей культуры. Культуры сравниваются, и ИМК изучает общие законы культур.
Ксюша: Ни одна из культур не может стать выше всех других культур.
Катя Корягина: Есть несколько способов возникновения новой культуры:
1) Одна культура умирает, и из нее возникают несколько новых культур;
2) Одна культура развивается, а вторая подражает ей;
3) Несколько культур соединяются и порождают новую культуру.
Катя Свиридова: ИМК изучает возникновение культуры из не-культуры, из дикости.

В качестве домашнего задания учитель предлагает ученикам нарисовать всю культуру и написать сочинение «Что такое культура?» Предполагается, что изображение своих мыслей, микротеорий, идей учащимися в виде рисунков или схем существенно облегчает процесс их понимания другими подростками и учителем. В данном случае диалогическое понимание того, что есть культура в целом, опирается на различные мыслительные образы культуры, созданные разными подростками. Яркие и глубокие письменные учебные произведения, которые приведены ниже, являются как бы развертыванием во внешней речи своеобразных «мыслеобразов» внутренней речи учащихся, представленных в виде рисунков и схем. Рисунки и схемы подростков являются не общими для всех моделями, а, скорее, могут быть названы «внутренней речью открытым текстом» (Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры. М., Политиздат, 1991, с.100), внутренним нервом будущих письменных произведений и устных реплик. Именно в них кристаллизуется «избыток видения» каждого учащегося – основа формы будущего произведения. (М.М.Бахтин).

Відповіді

  • 2007.11.10 | Георгій

    А як визначити культуру?



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".