15 ноября - Всемирный день философии, но не в Украине
11/18/2007 | Спудей
http://www.izvestia.ru/culture/article3110300
Ищешь истину? Неси стаканы!
15 ноября - Всемирный день философии
Константин Кедров
Что такое философия? Наука о смысле жизни? Но разве смысл жизни может быть наукой?! Не ее ума это дело. Я бы сузил определение: философия — это поиски новых смыслов. Сократ нашел новый смысл в постоянном познании самого себя. Это было ново и неожиданно. Первый вопрос, заданный Сократу после посвящения в сан бессмертных тогдашними корреспондентами, был, конечно, о смысле жизни. В ответ услышали: "Я знаю то, что ничего не знаю".
Ученик Сократа Платон был уверен, что разгадал тайну. Он сообщил нам, что весь наш мир только тень реальности и потому подвержен смерти и разрушению. Не только тень исчезнет, но и солнце когда-то погаснет. А вот эйдос — идея солнца — неразрушим. Эйдос человека — его душа, она бессмертна. А сам эйдос состоит из трех элементов: истина, красота и добродетель.
Ученик и приятель Платона Аристотель резко не согласился с этим. "Платон мне друг, но истина дороже". Истина, по мнению философа, воспитавшего Александра Македонского, подчиняется логике. И он создал свою, разумную и безупречную логику, повязав весь мир цепью причинно-следственных связей. "Греки выдумали следствие, причину, / Чтоб не видеть эту чертовщину". Кроме "Физики" Аристотель написал еще "Поэтику" и "Этику". Сравнение художника с обезьяной, передразнивающей свое отражение, конечно, великолепно. Учение о катарсисе — очищении страданием — в искусстве ничуть не устарело. Учение о причине причин, которая первая привела в движение все причины и следствия, и сегодня веселит душу. Но мы прекрасно понимаем, что мир Аристотеля слишком разумен и логичен. В нем нет хаоса и безумия. Как сказал философ конца ХХ века Мераб Мамардашвили, человек разумный разумным никогда не был. Если разум всесилен и безграничен, то еще более безгранично человеческое безумие. После Освенцима и ГУЛАГа философия стала совсем другой.
Сартр и Камю пытались понять не столько смысл, сколько бессмыслицу бытия. Герой "Чумы" Камю подолгу стоит в очередях, но, подходя к кассе, ничего не покупает. Постоял бы он в наших советских очередях, мигом бы обрел смысл и купил все, что можно купить.
Так получилось, что с русской философией мир познакомился, прочитав романы Толстого и Достоевского. Нет ни одного крупного европейского мыслителя, который не испытал на себе влияние этих гигантов. Ницше прочитал "Записки из подполья" и заявил, что сверхчеловек родился в России. "Посторонний" того же Камю — ответ на "Преступление и наказание". Если Раскольников пытается понять, почему он убил, то Посторонний просто убивает и всё, без всякого смысла.
Учение Толстого до глубины души затронуло Альберта Эйнштейна, автора теории относительности. Он неоднократно перечитывал притчу Толстого "Много ли человеку земли надо" и находил в ней бездонный смысл. Надо ли говорить, какое влияние оказал Толстой на Ганди, на Мартина Лютера Кинга, на Альберта Швейцера с его этикой "благоговения перед жизнью".
Сейчас в России и в мире отнюдь не толстовские времена, но "благоговение перед жизнью" из отвлеченной философии переходит просто в стратегию выживания. Если первая половина ХХ века прошла под мичуринским лозунгом "мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача", то XXI век все чаще повторяет диссидентскую шутку советских времен: "мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали". От марксистского покорения природы и космоса мы окончательно переходим к толстовскому и швейцеровскому благоговению перед природой и космосом. Дважды побывавший в космосе Юрий Батурин произнес сокровенную фразу: "В космосе самое интересное — экипаж". Земля тоже в космосе, и на ней тоже самое интересное — экипаж. Не будет людей — все исчезнет. Новый гуманизм завоевывает все большее число сторонников в современной философии.
Философия была и остается хранительницей и создательницей смысла. Остальное — бессмыслица. В Институте философии РАН на Волхонке, напротив восстановленного храма Христа Спасителя, бесчисленное множество отделов, и среди них — сектор истины и кафедра этики. Поначалу это вызывает улыбку. Но мне нравится, что истину и этику можно познавать в свете разума. Когда-то Декарт сказал: "Мыслю — следовательно, существую". Русская философия этим довольствоваться не может. Мыслящее сердце и чувствующий разум или то, что Достоевский назвал "Исповедь горячего сердца". Русский спор о Боге и смысле жизни в главе "За коньячком" — это приметы нашего повседневного быта. Сектор истины и кафедра этики у нас в каждом вагоне, у каждого костерка на рыбалке и на охоте. Мы по-прежнему вместе с Раскольниковым и братьями Карамазовыми то хватаемся за топор, то размышляем о смысле жизни. Часто и то, и другое одновременно. Что такое истина, спрашивает Салтыков-Щедрин и отвечает: "Идет чумазый и на вопрос "что есть истина?" твердо и неукоснительно отвечает: распивочно и навынос". Вряд ли здесь что-нибудь устарело.
Кстати, в секторе истины, как и в других отделах, тоже любят выпить и закусить. В этом есть какая-то теплота. Алексей Федорович Лосев любил погулять в арбатском дворике возле своего дома, там, где нынче его гранитный бюст. Однажды увидел две фигуры. Спрашивают: "Мужик, третьим будешь?" — "Не откажусь". — "Тогда неси стаканы". Лосев вернулся в дом за стаканами. "Вы что же, понесете им стаканы?" — удивилась супруга философа Аза Алибековна Тахо-Годи. — "Конечно. Не из идеи же им пить". А из XIX века ему вторит Пушкин: "Подымем стаканы, содвинем их разом! / Да здравствуют музы, да здравствует разум!" Вот она — русская поэзия и русская философия.
А що є сучасна офіційна українська філософія можна було побачити на шоу Шустера про «видатних українців»!
Ищешь истину? Неси стаканы!
15 ноября - Всемирный день философии
Константин Кедров
Что такое философия? Наука о смысле жизни? Но разве смысл жизни может быть наукой?! Не ее ума это дело. Я бы сузил определение: философия — это поиски новых смыслов. Сократ нашел новый смысл в постоянном познании самого себя. Это было ново и неожиданно. Первый вопрос, заданный Сократу после посвящения в сан бессмертных тогдашними корреспондентами, был, конечно, о смысле жизни. В ответ услышали: "Я знаю то, что ничего не знаю".
Ученик Сократа Платон был уверен, что разгадал тайну. Он сообщил нам, что весь наш мир только тень реальности и потому подвержен смерти и разрушению. Не только тень исчезнет, но и солнце когда-то погаснет. А вот эйдос — идея солнца — неразрушим. Эйдос человека — его душа, она бессмертна. А сам эйдос состоит из трех элементов: истина, красота и добродетель.
Ученик и приятель Платона Аристотель резко не согласился с этим. "Платон мне друг, но истина дороже". Истина, по мнению философа, воспитавшего Александра Македонского, подчиняется логике. И он создал свою, разумную и безупречную логику, повязав весь мир цепью причинно-следственных связей. "Греки выдумали следствие, причину, / Чтоб не видеть эту чертовщину". Кроме "Физики" Аристотель написал еще "Поэтику" и "Этику". Сравнение художника с обезьяной, передразнивающей свое отражение, конечно, великолепно. Учение о катарсисе — очищении страданием — в искусстве ничуть не устарело. Учение о причине причин, которая первая привела в движение все причины и следствия, и сегодня веселит душу. Но мы прекрасно понимаем, что мир Аристотеля слишком разумен и логичен. В нем нет хаоса и безумия. Как сказал философ конца ХХ века Мераб Мамардашвили, человек разумный разумным никогда не был. Если разум всесилен и безграничен, то еще более безгранично человеческое безумие. После Освенцима и ГУЛАГа философия стала совсем другой.
Сартр и Камю пытались понять не столько смысл, сколько бессмыслицу бытия. Герой "Чумы" Камю подолгу стоит в очередях, но, подходя к кассе, ничего не покупает. Постоял бы он в наших советских очередях, мигом бы обрел смысл и купил все, что можно купить.
Так получилось, что с русской философией мир познакомился, прочитав романы Толстого и Достоевского. Нет ни одного крупного европейского мыслителя, который не испытал на себе влияние этих гигантов. Ницше прочитал "Записки из подполья" и заявил, что сверхчеловек родился в России. "Посторонний" того же Камю — ответ на "Преступление и наказание". Если Раскольников пытается понять, почему он убил, то Посторонний просто убивает и всё, без всякого смысла.
Учение Толстого до глубины души затронуло Альберта Эйнштейна, автора теории относительности. Он неоднократно перечитывал притчу Толстого "Много ли человеку земли надо" и находил в ней бездонный смысл. Надо ли говорить, какое влияние оказал Толстой на Ганди, на Мартина Лютера Кинга, на Альберта Швейцера с его этикой "благоговения перед жизнью".
Сейчас в России и в мире отнюдь не толстовские времена, но "благоговение перед жизнью" из отвлеченной философии переходит просто в стратегию выживания. Если первая половина ХХ века прошла под мичуринским лозунгом "мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача", то XXI век все чаще повторяет диссидентскую шутку советских времен: "мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали". От марксистского покорения природы и космоса мы окончательно переходим к толстовскому и швейцеровскому благоговению перед природой и космосом. Дважды побывавший в космосе Юрий Батурин произнес сокровенную фразу: "В космосе самое интересное — экипаж". Земля тоже в космосе, и на ней тоже самое интересное — экипаж. Не будет людей — все исчезнет. Новый гуманизм завоевывает все большее число сторонников в современной философии.
Философия была и остается хранительницей и создательницей смысла. Остальное — бессмыслица. В Институте философии РАН на Волхонке, напротив восстановленного храма Христа Спасителя, бесчисленное множество отделов, и среди них — сектор истины и кафедра этики. Поначалу это вызывает улыбку. Но мне нравится, что истину и этику можно познавать в свете разума. Когда-то Декарт сказал: "Мыслю — следовательно, существую". Русская философия этим довольствоваться не может. Мыслящее сердце и чувствующий разум или то, что Достоевский назвал "Исповедь горячего сердца". Русский спор о Боге и смысле жизни в главе "За коньячком" — это приметы нашего повседневного быта. Сектор истины и кафедра этики у нас в каждом вагоне, у каждого костерка на рыбалке и на охоте. Мы по-прежнему вместе с Раскольниковым и братьями Карамазовыми то хватаемся за топор, то размышляем о смысле жизни. Часто и то, и другое одновременно. Что такое истина, спрашивает Салтыков-Щедрин и отвечает: "Идет чумазый и на вопрос "что есть истина?" твердо и неукоснительно отвечает: распивочно и навынос". Вряд ли здесь что-нибудь устарело.
Кстати, в секторе истины, как и в других отделах, тоже любят выпить и закусить. В этом есть какая-то теплота. Алексей Федорович Лосев любил погулять в арбатском дворике возле своего дома, там, где нынче его гранитный бюст. Однажды увидел две фигуры. Спрашивают: "Мужик, третьим будешь?" — "Не откажусь". — "Тогда неси стаканы". Лосев вернулся в дом за стаканами. "Вы что же, понесете им стаканы?" — удивилась супруга философа Аза Алибековна Тахо-Годи. — "Конечно. Не из идеи же им пить". А из XIX века ему вторит Пушкин: "Подымем стаканы, содвинем их разом! / Да здравствуют музы, да здравствует разум!" Вот она — русская поэзия и русская философия.
А що є сучасна офіційна українська філософія можна було побачити на шоу Шустера про «видатних українців»!