МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Академический колхоз

01/15/2008 | Игорь Шевченко
Давайте представим себе мрачную гиперболу: какому-то коллективу предложили выбрать себе руководителя который располагал бы правом решать, кого казнить а кого миловать. В этом случае у каждого нормального человека возник бы естественный вопрос, а почему они вообще должны делегировать кому-либо право лишать себя жизни? В нашей Академии Наук ситуация еще абсурдней. Научному сообществу путем избрания предлагают передать директору право распоряжаться средствами, которым сами избиратели не обладают. Истинная причина «народного волеизъявления» в легитимизации командно-административной системы, оставшейся нам в наследство от эпохи коммунизма.

Окончательно сломать дух свободомыслия в академической среде большевикам удалось только к 1929 году. Способность ученых мыслить и сравнивать представляла серьезную опасность для режима и подлежала жесткому контролю. Поэтому в период коллективизации своеобразный «колхоз» был насильственно организован и в научной среде. Состоять в Академии Наук было позволено небольшому числу лояльных академиков-председателей. Их наделили личными привилегиями и правом держать всех остальных ученых на коротком экономическом поводке. C тех пор вот уже семь десятилетий Академия Наук не отражает интересы научного сообщества, а существует для небольшой группы ученых, которая сама себя избирает, оценивает и оплачивает. Остальные находятся в полной зависимости. Исследования для настоящего ученого составляет смысл жизни, поэтому для устранения неугодного достаточно просто лишить его средств, объявив направление малоактуальным.

В советское время состав Академии и ее деятельность жестко определялись интересами КПСС. После краха партии диктат исчез, а корпоративные и личные интересы академиков остались... Возникла только проблема защиты от реформ «сверху», то есть от вмешательства государства в организационную структуру Академии, а также «защиты снизу» – легитимизации централизованного распределения средств внутри нее. Первая задача отчасти решается за счет самоуправляемости АН. Кроме того в ее состав периодически включают «нужных» людей. Например, «проффесор» Янукович числится исполняющим обязанности члена президиума Академии, а Литвина избрали даже вице-президентом. Вторую задачу решили проведением контролируемых выборов директоров институтов. Цинизм в том, что если выбор академикам не понравится, то согласно своему уставу они все равно назначат в институт «правильного» директора.

Проблема не в том, что нынешних членов Академии нужно заменить. Порочна сама система, построенная на непрозрачном пирамидальном распределении средств. Ее неизбежным следствием является зависимость одних ученых от других на всех этажах пирамиды. Академики не знают как распределяются деньги высшим руководством, но сами воспроизводят безраздельную власть на нижнем уровне. Научное сообщество в большинстве своем не знает, например, что значительная часть бюджета Академии находится в так называемом спецфонде. В то время как внизу, где собственно наукой и занимаются, люди часто поддерживают свои исследования частными заработками. Нельзя не понимать, что Украина занимает 115 место по эффективности управления в значительной степени потому, что в странах из первой части списка принципиально иная система. Там финансируются мозги, а не структуры. Ученый, добившийся лучших результатов, получает не привилегии и власть над другими, а больше денег, на которые может содержать более многочисленную лабораторию. Институт состоит из таких финансово независимых лабораторий. Директор института как представитель и выразитель интересов научного сообщества института выбирается на 2-3 года (а часто просто по очереди назначается!) из числа завлабов. Соглашаются скрепя сердце так как эта деятельность отвлекает от науки и никаких привилегий не дает. У нас же директорство почти без исключений пожизненное.

Большинство понимает, что система контрпродуктивна, но пока боится открыто об этом говорить. К сожалению, только очень немногие понимают чем и как ее заменить. Большинство боится перемен. Но действующие ученые из-за неясности, что и когда они в результате приобретут, а ученые-чиновники из-за абсолютной ясности, что они утратят.

Если мы претендуем на цивилизованность и европейскость, пора научиться эффективно тратить имеющиеся средства, а не стенать только о их недостатке. Пора перестать уповать на правительство в надежде, что оно инициирует правильные реформы. Откуда им это знать, если само научное сообщество не может четко сформулировать, что должно прийти на смену? В министерстве образования и науки если и понимают необходимость реформ, то вынуждены работать с той структурой АН, которая есть.

В рамках одной статьи невозможно осветить все детали необходимых изменений, но первый принципиальный шаг, который многое постепенно расставит на свои места – это создание хотя бы одного альтернативного источника финансирования научных идей, но не организаций. Существующий при министерстве образования и науки фонд фундаментальных исследований мог бы выполнять такую функцию, при условии его независимости от НАНУ и непредвзятости распределения грантов. Есть и некоторые другие важные условия, требующие отдельных публикаций. Например оценка деятельности ученых.

Предлагаю начать честную и открытую широкую дискуссию, которая будет полезна всем.

Вместо послесловия: В этом году после международной конференции мне довелось посетить Институт органической химии в Шанхае. АН Китая была построена по образу и подобию нашей. Несмотря на абсолютную монополизацию государственной власти, в Китае поняли раньше нас, что эффективная наука может быть основана только на децентрализованном управлении. Теперь в институте 50 самостоятельных лабораторий.

Відповіді

  • 2008.01.15 | Shadow_Runner

    ДОстаточно объективным сопособом оценки эффективности ученого

    можно считать индекс цитирования. Причем только в иностранной научной прессе (а то свои проффессора в момент организуют систему перекрестных ссылок на "своих").
    Есть еще один момент - берется перспективная работа и в соавторы или даже в главные авторы ставиться полезный администратор. В результате чиновник становиться "причастным" к реальным открытиям.
    По моей(субъективной) оценке наука на Украине находится в глубокой коме...
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.01.15 | Shadow_Runner

      Еще один любопыный феномен отечественной науки

      называются "кандидат педагогических наук". После того как появилась надбавка за звание появилась такая забавная тенденция - если человек ничего не может сделать в своей родной области - он пишет кандидатскую по педагогике. В результате судя по количеству кандидатов педнаук не мы должны присоеднятся к болонскому процессу, а они должны массово перенимать наш прогрессивный опыт...
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2008.01.17 | ti.ua

        Re: Еще один любопыный феномен отечественной науки

        підтримую абсолютно!!!
        Так і є, одні бездарні педкандидати
    • 2008.01.15 | Skapirus

      Правду говорите, але не всю

      Shadow_Runner пише:
      > можно считать индекс цитирования. Причем только в иностранной научной прессе (а то свои проффессора в момент организуют систему перекрестных ссылок на "своих").
      Погоджуюсь, але тут треба також рахувати імпакт-фактори видань, які цитують. Я вже приблизно обдумав кількісну систему оцінювання, треба лиш знайти час, аби викласти її для обговорення.


      > Есть еще один момент - берется перспективная работа и в соавторы или даже в главные авторы ставиться полезный администратор. В результате чиновник становиться "причастным" к реальным открытиям.
      Це класика!


      > По моей(субъективной) оценке наука на Украине находится в глубокой коме...
      Не те слово! Почитайте цей форум чи попитайте людей, які ще лишилися в науці!
  • 2008.01.15 | Skapirus

    Це авторський варіант статті

    Як я і передбачав (http://www2.maidan.org.ua/n/osvita/1200225918), в Дзеркалі тижня статтю дещо спотворили.

    Матеріал розміщений на стартовій Майдану з метою привертання уваги до проблеми та ініціювання дискусії та діяльності в напрямку внормування ситуації в НАНУ.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2008.01.16 | apolo

      Re: scapirus

      А от мені здається що проблема вузько з тематикою статті на тепер вже досить формальна. Якщо маєш проект з узгодженим відсотком на Інститут, то отримування підписів у начальників на купівлю того чи іншого носить досить формальний характер. Звичайно, крісла за 500 доларів купувати ніхто не дасть, а стільці підкажуть як купити ;). Обладнання - без проблем, надбавки до ЗП - в межах законодавства. Формально, звичайно, на Заході Зав. Лаб не йде до ректора з проханням підпису для купівлі того чи іншого... - а вирішує все сам.

      Ректори i там (на Заході) часто досить довго займають посади, - оскільки не можна за 5 років щось поліпшити в Університеті, якщо це досить великий і пристойний заклад (а вибирають нового ректора якраз задля роботи над поліпшеннями (а не просто чергування), і завжди в Університеті є що поліпшувати).
  • 2008.01.16 | Д-р

    Re: Академический колхоз

    Цікава й своєчасна стаття. На жаль, пропозиції автора трохи сумнівні. Скажімо, Міносвіти - організація не менш (може, й більш) консервативна й бюрократична і, мабуть, ще менш фахова, ніж Президія Академії. Те саме стосується й Фонду фундаментальних досліджень. Я пропрацював в Університеті багато років і маю досвід спілкування з обома. Певен, що організація науки у нас вимагає реформування, але не дай боже, щоб воно відбувалося так, як зараз іде впровадження (псевдо)болонської системи в університетах.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".