МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Как один студент трёх ректоров прокормит?

02/06/2008 | Брат-1
http://www.aq-media.info/node/2216

Комментарий к новости "Ректоры крымских вузов рассказали Яценюку о своих проблемах", - с моими субтитрами :) Попробую показать, что проблемы существуют не у ректоров, а с ректорами, которые мыслят так...

Во время рабочего визита Председателя Верховной Рады Украины Арсения Яценюка состоялась его встреча с руководителями и студентами крымских высших учебных заведений.
На встрече присутствовали Председатель Верховной Рады АРК Анатолий Гриценко, заместитель министра образования и науки Украины Василий Шинкарук, председатель Постоянной комиссии Верховной Рады Крыма по науке и образованию Анатолий Жилин, министр образования и науки Крыма Валерий Лавров, передает пресс-центр Верховной Рады Крыма.


Студентов и молодых преподавателей, - вообще не руководящего звена, - там явно не заслушивали и его мнением не интересовались.

Первым получил возможность высказаться ректор Таврического национального университета им. В. Вернадского Николай Багров, который обратил внимание на непомерно большое число коммерческих вузов.
По его мнению, следует четко определить, какова потребность в специалистах. «Только в Симферополе юристов готовит пять вузов. Извините, это аномалия». Подчеркнул он.


Извините, но аномалия - это когда предлагают использовать административный ресурс против конкурентов. Но главная аномалия - ректор по-прежнему видит конкурентов в частных вузах, тогда как главное конкурентное препятствие засело у него в национальном университете.
В самом деле, - ну почему так беспокоит ректора ТНУ количество юристов на улицах Симферополя? Они его что, за рукав дёргают и просят разрешения помыть машину, внушая своим жалким видом подобные мысли?

У меня есть другая версия - вузы готовят юристов не хуже, чем ТНУ. Некоторые - лучше, чем юрфак ТНУ. Багров - типично советская косточка. Ему даже в голову не может прийти, что люди сами выбирают себе образование. Что государство, даже если захочет резко урезать количество правоведов в стране или регионе, - всё, что может и имеет право делать, - так это закрыть как раз государственные вакансии, т.е. распустить или значительно сократить юрфак ТНУ и набор на него.

Н. Багров предложил в каж¬дом областном центре Украины создать региональный университет с тем, чтобы концентрировать материально-техническую базу, кадры, решать задачи подготовки специалистов. Также, по его словам, необходимо добиваться оптимальной сети вузов.

Ничего бы не имел против, - если не считать, что национальные университеты в таком виде, как ТНУ, не являются образцом для таких всерегиональных экспериментов.
Следуя собственной же логике, высказанной выше, Николай Багров первое же, что должен был бы сделать, - да много лет назад, когда ещё только понял это, - взять и самому прикрыть, уменьшить, хотя бы не раздувать коммерческий набор на ... юристов.
Дела говорят об обратном, - так к чему и все эти сетования "об инфляции" (если вы сами её крупный создатель), и претензии на ответственность по регулированию кадрового потенциала (если вы сами же его засоряете "инфляционными" профессиями)?

Еще одна проблема — низкий уровень подготовки школьников. Только 20% крымских выпускников «подтверждают» свои медали.

А вы их или не "переподтверждайте", - берите всех, - или вводите систему, при которой медали имеют лишь характер дополнительного бонуса.

В конце концов, вот вам система тестирования, - оно внешнее, оно уж точно не будет завышать случайных людей или детей знатных родителей до липовых медалистов. Но что мы читаем дальше?

И, естественно, был затронут вопрос о внешнем тестировании. Первое пробное тестирование, как сказал Н. Багров, по двум предметам — истории Украины и математике — показало, что 50% молодых людей не справились с ним. Мы сейчас находимся перед дилеммой — сможем выполнить государственный план или нет?

Опять плохо! Ну что же это такое, - 50% провалили тесты. А вы думаете, эти ребята отвечали требованиям любого другого внешнего тестирования, экзаменов, испытаний? Нет, не через взятку, не через кумовство и связи, - а вот так, во время проверки знаний? Если они глупы действительно, - не берите их в вузы. Сокращайтесь!

На самом деле, речь идёт о тенденции, к которой наши высокоинтеллектуальные ректоры не готовились, - хотя это прямо входит в их обязанности стратегического планирования.

Они не знали, что в ближайшие годы количество выпускников по демографическим причинам резко падает? Знали. Они не знали, что 50% абитуриентов и выпускников всегда не поступали в вузы? Знали, - но их такое устраивало все прежние годы!

Это создавало конкурс, и не только в плане выбора "лучшего из хорошего", но и в плане психоза, вымогательства взяток у родителей, уговаривания родственников "не мучаться" (в иногда специально созданных для такого мучания условиях) а "сразу поступать на коммерческое отделение".

Если бы ректоров раньше волновала (а не фактически стимулировала их создавать коммерческие отделения и условия для коррупции) низкая подготовка школьников, - у них было очень много времени и полно возможностей повышать этот самый уровень.

Рассказать, как? Патронировать школы. Отсылать своих учителей туда. Нет, не заводить лицеи для детей блатных и богатых, - а именно идти в народ, поднимать региональные школы (снова же, - поднимать, а не охотиться за помещениями и парковыми территориями вокруг них). Кто и когда, - и главное, как, - мешал это делать нашим ректорам?

Сергей Федоркин, ректор Национальной академии природоохранного и курортного строительства, остановился на проблеме повышения оплаты за обучение в вузе. Он считает, что она должна расти. Себестоимость подготовки студента в НАПКС сегодня — 7 тысяч гривен, а берут за обучение 3,7 тысячи.

У ректора не возникает вопроса - ни оптимизировать поступающие средства; ни сократить количество набора (он что, тоже не в курсе демографического дефицита абитуриентов?); ни прекратить набор коммерческих студентов, сократить, изменить структуру такого набора.

Лирическое отступление на эту тему. Каждый коммерческий студент, конечно же, приносит деньги вузу. И вуз, - будем надеяться, - тратит часть этих средств на него.

Но при этом коммерческий студент пользуется ресурсом, - попросту говоря, вдвое быстрее помогает его изнашивать, - который находится в управлении вуза для обеспечения государственного набора.

Лекции проводятся в забитых аудиториях. Преподаватели обслуживают вдвое больше студентов, чтобы ректоратам не пришлось платить им за вдвое больше часов. Библиотечный фонд. Общежития. Льготы. Неудивительно, что коммерческий студент часто платит вдвое меньше, чем государство выделяет на госбюджетника, - и при этом с наваром остаются и вуз, и его функционеры.

Кроме того, с переходом на тестирование возникает опасность остаться без заочников. В основном это взрослые люди, которые начинают думать о повышении образования за два—три месяца до начала учебного года. А тестирование завершается уже в феврале.

Вот за заочников бы они лучше не беспокоились. Раньше были такие "вечерники", сейчас нечто среднее между теми и этими представляют собой заочники-коммерческие.

Это люди, которые сами несут деньги, - как правило, не родительские, - получают услуг во много раз меньше, чем дневные, и их с самого первого дня настраивают на получение "корочки". Разве нет?

А теперь - о сути "проблемы". Вспоминается как раз Яценюк. Когда он работал в Крыму, встречался с обществом "Крымгречиха".

Ему говорят: в прошлом году посеяли 6 тонн гречихи, а собрали 3. В этом году поселяи 3 тонны, а собрали 1,5. В следующем году посеем 1,5 и с ужасом будем ждать урожая... На что Яценюк воскликнул: "А вы что-нибудь кроме гречихи сеять не пробовали???".

Иными словами, - кто это внушил ректорам, обладающим полной автономией, что заочников и вечерников тоже должны набирать именно 1 сентября? Это что, как в книгах про Гарри Поттера, - каждое первое сентября начинается учёба, и каждое 1 сентября там вторник?

Итоги встречи подвел Председатель Верховной Рады Украины Арсений Яценюк.
- Что касается внешнего тестирования, — сказал он, — то принято решение о том, что его можно сдавать на двух языках. А вообще мы порой рассматриваем страну с точки зрения наличия в ней полезных ископаемых. А они ничего не стоят в том случае, если в стране не будет умных людей.
- Сегодня мы вошли в период, когда нового еще не достигли, а старое забыли. Эту ситуацию надо немедленно исправлять. И я обещаю донести все высказанные на этой встрече замечания и предложения до министра, премьера и президента.


Ну что тут скажешь. С такими ректорами умных выпускников вузов у нас будет немного. А умных выпускников школ - ещё меньше.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".