к снижению интеллектуального уровня страны
01/05/2009 | Арнольд В,И. Переориентация науки на "прикладные" исследования п
Панове и господа!
Надеюсь, что после прочтения этой статьи вам станет понятным и ясным, что означает для науки Украины хваленая патонизация академической науки, то есть ее ориентация на "прикладные" исследования. Можно сказать, что задача снижения интеллектуального уровня практически решена, если посмотреть на то, кто и как руководит страной, и на то, кто есть те, которыми руководят, что они желают для своих детей и что дети хотят от жизни.
Лично мне особо понравились две мысли:
1) ВЕЛИЧАЙШИЙ ПРИКЛАДНИК ПАСТЕР СКАЗАЛ О ПРИЛОЖЕНИЯХ СЛЕДУЮЩЕЕ: «НИКАКИХ ПРИКЛАДНЫХ НАУК НЕ БЫЛО, НЕТ И НИКОГДА НЕ БУДЕТ. ЕСТЬ НАУКИ, СОВЕРШАЮЩИЕ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ, И ЕСТЬ ИХ ПРИЛОЖЕНИЯ (Т.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕННО ОТКРЫТИЙ ЭТОЙ НАУКИ НА ПОЛЬЗУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ). А «ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ» – ЭТО ЛИЦЕМЕРНЫЙ ПСЕВДОНИМ, ВЫБРАННЫЙ ДЛЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМИ, КТО ЖЕЛАЕТ ОТНЯТЬ У ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУК СРЕДСТВА, ЕСТЕСТВЕННО ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ОБЩЕСТВОМ НА НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ, КОТОРЫЕ ТАК ЕМУ НУЖНЫ».
2) ОДИН ДИРЕКТОР ПАРЫ НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ СКАЗАЛ МНЕ: «ВСЕ АКАДЕМИКИ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ КАТЕГОРИИ – ДИРЕКТОРА И ЗАВЛАБЫ. ЗАВЛАБ ВСЕ СВОИ СИЛЫ ТРАТИТ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, И ЗА ЭТО БОГИ ПОСЫЛАЮТ ЕМУ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ. ДИРЕКТОРАМ ЖЕ В КАЧЕСТВЕ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ОТСУТСТВИЕ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ БОГИ ПОСЫЛАЮТ МНОГО ДЕНЕГ».
С Новым годом!
Калькулятор, про совместительству преподаватель одного из расплодившихся университетов, кстати не самого худшего из имеющихся.
http://www.scientific.ru/trv/19N.pdf
Владимир Арнольд: Переориентация науки на «прикладные исследования» приведет к снижению интеллектуального уровня страны
От редакции: Для нас уходящий 2008 год был особенным – ведь это год рождения нашей газеты, провозгласившей своей целью борьбу с деградацией науки. Перефразируя слова одного из наших авторов, кредо «Троицкого варианта» можно определить так: стране и самим ученым нужна настоящая наука, а не ее имитация. Именно поэтому газета регулярно выступает в поддержку самостоятельности научных работников и групп, составляющих основную движущую силу науки, в поддержку прозрачности, конкурсности, независимой экспертизы, «гамбургского счета».
Именно поэтому среди наших авторов и героев интервью – Анатолий Вершик, Виталий Гинзбург, Владимир Захаров, Юрий Манин, Валерий Рубаков, Исаак Халатников, Теодор Шанин, Владимир Ядов, Евгений Ясин и многие другие ученые, которыми наша наука может гордиться и которым действительно есть что сказать.
К сожалению, несмотря на все заявления с высоких трибун о важности перехода страны на инновационный путь развития, в 2008 году недооценка значимости науки лишь усугубилась. Как уже отмечалось в ТрВ, в последнее время из уст руководителей страны звучат слова о том, что финансовая поддержка ученых со стороны государства – все больше и больше, а отдача от ученых – все меньше и меньше. Вместо вдумчивого анализа – как создать нормально работающую систему связи между научными идеями и их использованием в реальной экономике – эти тезисы в стиле «чего изволите» были мгновенно подхвачены и доведены до абсурда рядом «экспертов». В публикуемых ими материалах ставится под сомнение необходимость развития фундаментальной науки в России и делается вывод, что всерьез поддерживать следует лишь прикладную науку, что РФФИ надо переориентировать на поддержку инноваций, и т.п. Мы обратились к выдающемуся российскому математику, доктору физико-математических наук, академику РАН Владимиру Игоревичу Арнольду с просьбой оценить последствия возможных шагов в этом направлении.
– В последние пару месяцев звучат призывы переориентировать науку с фундаментальных на прикладные задачи. Если эти призывы будут реализованы, что от этого получит российский народ в ближней и дальней перспективе?
– Тенденции заменить «теоретические» науки прикладными не новы. Восставая против них еще в середине XIX века, английский математик Харди в старости писал: «Если бы мне сейчас пришлось выбирать себе специальность, то я бы выбрал либо теорию относительности, либо теорию чисел, ибо только эти две области никогда не будут иметь никаких военных приложений».
Кое-что о многочисленных приложениях математики Харди знал от своего соавтора и соседа по Кембриджскому Тринити-Колледжу Литтлвуда (занимавшегося даже артиллерийской стрельбой и адиабатическими инвариантами небесной механики в связи с устойчивостью планетных орбит) [1].
Но Харди следовало бы к тому времени уже знать и о «формуле атомной бомбы» Эйнштейна E=mc2 из теории относительности, и об успехах криптографии, основанных на теории чисел (и приведших Тьюринга как к расшифровке немецких кодов, так и к изобретению им компьютеров, называемых сегодня машинами Тьюринга).
«Гуманист» Харди был недоучкой, считавшим «самым гуманным оружием» горчичный газ – иприт. Впрочем, не одному лишь Харди «переход от теорем к практически полезным приложениям» напоминал переход от музыки Моцарта к литаврам военных оркестров или от клятвы Гиппократа к бактериологическому оружию. Величайший прикладник Пастер сказал о приложениях следующее: «Никаких прикладных наук не было, нет и никогда не будет. Есть науки, совершающие научные открытия, и есть их приложения (т.е. использование именно открытий этой науки на пользу человечеству). А «прикладные науки» – это лицемерный псевдоним, выбранный для своей деятельности теми, кто желает отнять у фундаментальных наук средства, естественно выделяемые обществом на научные открытия, которые так ему нужны».
Я хотел бы подчеркнуть, что это сказал не абстрактный аксиомофил вроде Декарта или Бурбаки, а замечательный биолог Пастер, которого все больше знают именно за его прикладные работы. Но начинал он с гораздо более теоретических исследований, открыв, в частности, значение киральности для биологии и жизнеобразования. Киральность (или хиральность) – это отличие левых винтов от правых [2]. Сложные органические молекулы часто бывают закручены винтом, и такая молекула имеет два варианта (одинакового химического состава, но являющиеся зеркальным отражением друг друга). И вот Пастер открыл этот эффект «левовращения поляризации» для важнейших органических соединений (включая даже глюкозу) – причем оказалось, что в живой природе всюду встречается только один из двух симметричных вариантов.
Если кормить животное вторым (а при синтетическом производстве химиков оба варианта появляются в виде смеси, пятьдесят процентов – с левыми, а пятьдесят – с правыми винтами), то организм сначала разберет эти неправильно ориентированные молекулы на атомы, а потом заново соберет из них такие же молекулы другой киральности и только тогда сможет их использовать.
Естественно, на эту перестройку придется израсходовать дополнительную энергию – из открытия Пастера следует, что лучше отбирать односторонние молекулы корма (которые образуются при его биологическом производстве).
Один директор пары научных институтов сказал мне: «все академики делятся на две категории – директора и завлабы. Завлаб все свои силы тратит на научные исследования, и за это боги посылают ему замечательные открытия. Директорам же в качестве компенсации за отсутствие научных открытий боги посылают много денег».
«А кто ж ты?» – спросил я этого академика (за работы которого Нобелевскими премиями наградили его последователей). Он сказал, что собирается уйти с обоих директорских постов – и вскоре сделал это. Для развития науки нужно поощрять не директоров, а именно завлабов. Как это ни удивительно, но ни столь прославляемые Нобелевские премии, ни Филдсовские медали математиков, ни избрание в члены всевозможных академий не оказали почти никакого влияния на поступательное развитие науки ХХ века – это относится не только к российским лауреатам (странным образом Нобелевские премии они получили именно по предложениям иностранных, а не русских специалистов), но и ко всем им. Ни А.Пуанкаре, ни Г.Вейль, ни Дж.Биркгоф, ни Д.Гильберт, ни А.Тьюринг не получили вполне заслуженных ими Нобелевских премий (я называю только первые пришедшие в голову имена из многих и не называю награжденных слабых лауреатов – а они тоже есть).
Ближняя перспектива для России «переориентация» ее науки на «прикладные исследования» – резкое снижение сначала интеллектуального уровня страны, затем вследствие этого и индустриального, а значит и оборонного.
Один мой друг-математик сформулировал «основную пользу» математики как «решение основной проблемы современного постиндустриального человечества». По его словам, эта проблема – «перейти от наблюдавшегося более века ускорения научно-технического прогресса к его замедлению». В этом математика, думается, и помогает: «занятия ею отвлекают лучшие умы от более опасных занятий, вроде усовершенствования автомобилей и самолетов».
Я пишу об этом вовсе не для того, чтобы согласиться с ним или с его предшественником Г.Харди. Как-то раз Харди сказал, что Гаусс правильно называл математику «королевой наук». А именно, по словам Харди, «общая черта королевы и математики – полная бесполезность обеих».
Такие безответственные высказывания и явились причиной тех опасных тенденций, о которых вы спрашиваете: как не уничтожить такие науки?
Эта тенденция – не российское изобретение, а гибельное явление мирового характера, напоминающее мне средневековый обскурантизм инквизиторов. Объяснение этой тенденции – стремление держащих власть в руках недоучек защитить себя от прихода более компетентных конкурентов, лучше обученных молодых людей. Этим и объясняется борьба против науки, культуры и образования, распространившихся сейчас во всем мире.
Россия в этой мировой тенденции (как и во многих других) отстает, к счастью, лет на тридцать. Наши школьники еще хотят учиться наукам, а не банковскому делу, решают задачи олимпиад, приходят на лекции и семинары в университетах. В отличие от, например, американских школьников, наши понимают, что 1/2 + 1/3 вовсе не 2/5 (хотя 1+1 = 2 и 2+3=5): не бездумно выполнять какие-то инструкции, учат понимать сущность вещей, а не действовать по готовым рецептам.
А.Пуанкаре, великий французский математик и физик (первым сформулировавший в 1895 г. принцип относительности), заимствованный у него Эйнштейном через 10 лет, говорил, что понять простые дроби, вроде 2/3, можно только, разрезая на дольки либо яблоко, либо круглый пирог.
Наших школьников так и учат до сих пор, а во Франции, как написал в недавней статье «Пятое правило арифметики» профессор физики одного из университетов Парижа, простые дроби перестали объяснять школьникам (следуя американскому образцу и десятичности дробей компьютера), заставив их зато учить наизусть, как таблицу умножения, «пятое правило»: 3/6 = 1/2.
Это – пример того, к чему ведет предполагаемая «переориентировка». Ракеты полетят не в ту сторону, понять письменный приказ офицера эти безграмотные новобранцы (составляющие до 15%) тоже не сумеют, и, как говорил Салтыков-Щедрин, хорошо, если за наш рубль будут давать полтинник, «будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду». Но я искренне надеюсь, что эта чаша минет нас, – героические учителя школ в глубинках России будут продолжать учить детей и дробям, и Пушкину, и Толстому, что бы ни велели им из Москвы.
– Все знают шутку «наука есть способ удовлетворения собственного любопытства за государственный счет». Некоторые чиновники воспринимают ее всерьез. Что на самом деле оплачивает налогоплательщик, финансируя науку?
– Наука стоит гроши по сравнению с тем доходом, который от нее получают. Ни страны, ни правительства до сих пор не расплатились с учеными (начиная от Фародея и Максвелла), снабдившими их и электрическим током, и динамомашинами, и электромоторами, и освещением, и радио, и телевидением, и телефоном, и электропоездами.
Стоили все эти открытия малую долю процента того дохода, который налогоплательщики получили. Академик-секретарь отделения математики Российской академии наук опубликовал (в ленинградской газете) свои подсчеты: все расходы Советского Союза на математику в год составляли малую долю стоимости одного танка.
Между прочим, Мстислав Всеволодович Келдыш, будучи президентом Академии наук, объяснил руководству страны, что, в отличие от США, советская атомная бомба (да и водородная) была рассчитана задешево, потому что, в отличие от фон Неймана, использовавшего для расчета американских бомб компьютеры, наши бомбы были рассчитаны математиком-теоретиком Леонидом Витальевичем Канторовичем (впоследствии лауреатом Нобелевской премии по экономике) безо всяких компьютеров.
Хотя я и не соглашался тогда со сделанным отсюда выводом Келдыша о ненужности компьютеров для СССР, переубедить его мне не удалось: возникло то наше отставание в компьютерной технике, которое тяжело сказывается даже сейчас. Замечу, кстати, что Л.В.Канторович был, по его словам, заочным учеником моего деда, В.Ф.Арнольда, бывшего первым математиком-экономистом в России (и опубликовавшего в 1904 г. свою книгу, где он перевел все экономические теории, включая марксизм, на язык теории дифференциальных уравнений). Его теории привели его к выводу, что Российская империя по экономическим причинам распадется менее чем через сотню лет. Свои выводы он основывал на теориях Вальраса и Парето, которые заимствовал у него позже и Канторович. За это экономисты выгнали Канторовича Владимир Арнольд: Переориентация науки на «прикладные исследования» приведет к снижению интеллектуального уровня страны из Ленинградского университета, когда он предложил там свои методы оптимизации, – его объявили проповедником в СССР фашизма, так как незадолго перед этим Муссолини объявил (давно умершего) Парето крупнейшим итальянским математиком.
Из-за этого Канторовичу, ставшему безработным, и пришлось заниматься расчетом атомных бомб. Сейчас его методы оптимизации используют все экономисты. Но несколько лет назад, когда его последователи рассчитали оптимальный режим железнодорожных перевозок грузов в одной из больших областей России, местная администрация отказалась внедрить эти предложения, потому что они сокращали расходы по их перевозке на 40%. А зарплата чиновника, принявшего такое отказывающее решение, составляла, по определению, определенную долю расходов на перевозку – вот он и не захотел уменьшить свою зарплату.
Этот пример ясно показывает, что науке нужна помощь общества и государства – без такой помощи налогоплательщики, и правда, не получат даже от самой совершенной науки той выгоды, которую она могла бы принести.
– В школе учат многим лишним вещам, которые человеку в его жизни никогда не понадобятся. Например, доказательству теорем. Соответственно появляются призывы сделать и образование более «прикладным» – учить детей непосредственно тому, что им понадобится в жизни. В той или иной степени эти призывы реализуются в разных государствах. К чему приводит и может привести подобное реформирование образования?
– Мнение, будто доказательства теорем – лишние «вещи, которые никому никогда не понадобятся», – распространенное заблуждение. Не понадобятся они послушному стаду рабов, готовых исполнять не понимаемые ими приказы начальства. А сознательное, творческое в любой деятельности настолько близко к доказательству теорем, что нет лучшего способа воспитать его, чем решение математических задач, в том числе и доказывание теорем. В детективной повести Виктории Токаревой «Коррида» (о смерти каскадера на съемках фильма) режиссер объясняет следователю, зачем нужна математика (при расследовании – чья жертва каскадер): «Математика – это все то, что можно объяснить».
Вот это стремление все понимать и все объяснять и воспитывается доказательством теорем (о пользе гимнастики для физического развития человеческого тела все уже узнали, а с теоремами дело ведь обстоит аналогично).
Хорошо известен случай с государственным деятелем, критиковавшим своего противника так: «Это не просто отрицательная величина, это – отрицательная величина в квадрате!».
Беды, к которым приводит такая безмозглость, слишком хорошо известны, чтобы о них говорить. Причем образованность здесь не помогает. Академик-естественник И.И.Майский, бывший послом СССР в Великобритании, пишет о своей беседе с видным английским руководителем: «Я сразу понял, что мы с ним отталкиваемся как разноименные электрические заряды». Надеюсь, что читатели «Троицкого варианта» знают, что эти заряды как раз притягиваются.
Учить детей «непосредственно тому, что понадобится» невозможно и бессмысленно: надо учить их понимать причины вещей, думать (и предвидеть результаты принимаемых решений).
Слесарь Валентин Дмитриевич в академическом поселке сказал хозяйке одной из дач: «Что вы натворили на последних выборах? Выбрали Кольку, а какой он академик? Он в профессора не годится – я просил его закрутить гайку под раковиной, а он не знал, в какую сторону она завинчивается!». Я очень любил (покойного) В.Д., но не уверен, что обучение академиков должно сводиться к умению завинчивать гайки.
Вот еще один довод против обучения «тому, что понадобится в жизни». Живя в 1994 г. в Хайфе, около их Техниона, в квартире израильского педагога, я прочел у него (по-английски) труды их конференций по школьному образованию. Там было сказано: «Есть две основные системы образования: европейская и американская. В Европе школьника учат думать, воспитывают мыслящую личность. В США об этом не заботятся, зато учат тому, что нужно в реальной жизни, – например, вождению автомобиля и поведению на бензоколонке.
Ни тот, ни другой способ в Израиле не подходит – потому что ни тот, ни другой не решает нашей основной задачи: воспитать НАСТОЯЩЕГО ЕВРЕЯ».
Я думаю, что автор этой речи приехал из Москвы, сохранив привычный образ мыслей, – он только заменил «строителя коммунизма» на «еврея».
Но на следующих страницах он объяснил, как нужно поступать. Вот, – говорит он, – пример: урок математики. Американскому школьнику дают задачу: «Отец подарил Джону на день рождения 100 долларов, а велосипед, который хочет купить Джон, стоит 500 долларов. Отец с Джоном положили эти деньги в банк, приносящий 50% годового дохода. Через сколько лет сможет Джон купить велосипед?»
Автор продолжает: «Для американского школьника – это хорошая задача, нужная для практической жизни. Но у нас, в Израиле, она неприменима, она не воспитывает НАСТОЯЩЕГО ЕВРЕЯ.
Можно, конечно, перевести доллары в шекели – это легко. Но это не спасет задачу. Чтобы ее спасти, надо сделать другое – надо эти сто долларов ученику реально дать!» Я не стану фантазировать аналогичным образом на тему, чем заменить наше традиционное обучение. Оно, кстати, остается и сегодня, по моему мнению, одним из лучших в мире. Мои коллеги в Париже, в комитете по отбору профессоров для Университета Париж-Дафин, сказали мне: «Не можем мы никак последовать твоему предложению выбирать в профессора тех ученых, которые достигли лучших научных результатов – тогда на все посты придется брать одних русских, ведь то, насколько лучше их подготовка, нам всем очевидно!».
В 2006 г. по результатам международного сравнительного исследования PISA российские школьники оказались на 33-34-м месте (из пары сотен), ниже французских и американских [3]. Я решил понять, в чем дело (первые места заняли школьники Тайваня, Финляндии, Кореи и Гонконга). Оказалось, что погубила нас такая задача: «В стране N в прошлом году бюджет тратил на науку столько-то, на оборону столько-то, на образование столько-то, на медицину столько-то, а в следующем году по плану цифры такие.
Завтра вам предстоит выступать на собрании «зеленых» – докажите, что страна крайне миролюбива. Завтра вам предстоит выступать на собрании «ястребов» – докажите, что страна крайне милитаристская». Наши школьники получили двойки за свой ответ, бывший таким: «вывести из одного и того же два противоположных вывода – невозможно». А победителей в школе обучили именно этому «важному для жизни» искусству.
Раз уж вы дали мне возможность говорить об этой жизненно важной для страны проблеме образования, скажу еще несколько слов, выходящих за рамки прямого ответа только на ваш вопрос.
Недавно на совещании Совета ректоров университетов, которое проводил в МГУ В.А.Садовничий, я выступил с предложением обсудить (и осудить) обсуждаемое в министерстве предложение – отменить доплату преподавателям университетов за кандидатские и докторские степени, за звания доцентов и профессоров.
Сидевший напротив меня за огромным столом в кабинете ректора МГУ министр А.А.Фурсенко ответил так: «Всем известен анекдот о воздушном шаре: заблудившиеся на нем путешественники спрашивают у сидевшего внизу у костра жителя: «Где мы?». Он долго не отвечает, но потом ответил: «на воздушном шаре!». Один из улетевших путешественников говорит другому: а ведь это был математик: во-первых, он ничего не говорил, не подумав, во-вторых, его ответ был совершенно верным, а в-третьих, – полностью бесполезным».
И вот – продолжил министр – сегодня Владимир Игоревич опроверг эту историю: хотя он и выступил подумав и сказал совершенную правду, его выступление вовсе не было бесполезным. Только зря он так волнуется – пока я министр, этот проект не будет реализован! Я и сегодня надеюсь принести некоторую пользу этой статьей. Закончу ее более специальным обсуждением школьного именно математического образования (заимствуя это обсуждение из американской печати: речь пойдет об американских школах, но и у нас грозят произойти, хотя и чуть позже, аналогичные события).
В 1950 г. в школьном задачнике стояло: «Фермер затратил на выращивание своей кукурузы 120 долларов, а продал ее за 150. Сколько процентов составляет прибыль?». В 1960 г. та же задача формулировалась иначе: «Землевладелец затратил x долларов на выращивание продукта, проданного за y долларов. Каков процент дохода?».
В 1970 г. условие задачи было таким: «Собственник, тративший по x долларов расходов на обработку каждого из n акров своего участка, получил z процентов дохода. Определите, за сколько долларов он продавал урожай с каждого акра?». К 1980 г. задача изменилась опять: «Собственник тратил по x долларов на обработку каждого из n акров своего участка, потратил, таким образом, nx долларов, а дохода получил znx. Определите, сколько процентов дохода приносит его работа».
В 1990 г. (сборник, из которого я все это заимствовал, вышел в 1995 г.) – снова другая формулировка: «Фермер, тративший по x долларов расходов на обработку каждого из n акров своего участка, потратил, таким образом, nx долларов. Доход его составляет z процентов от расхода, то есть znx долларов. Нарисуйте график зависимости суммы дохода от площади участка и напишите статью об этом явлении реальной экономической жизни в “Экономическую газету штата W”».
Надеюсь, что мне не нужно объяснять читателям «Троицкого варианта», что описанная история «совершенствования» обучения свидетельствует о полном изгнании и математики и умения думать, и вообще воспитания интеллекта, суля обществу и стране экономический (и иной) упадок (эти предсказания американцев 1995 г. теперь можно сравнивать с реальностью).
Да минет нас чаша сия! Я надеюсь даже, что замечательные математические учебники Киселева (особенно геометрия) будут вновь включены в список допущенной к использованию школьными учителями литературы (откуда его сейчас систематически исключают).
Интересно, что в США столь хороших учебников для школьников просто не было, пока (около 2000 г.) один из приехавших в Беркли из Москвы математиков, А.Б.Гивенталь, не перевел на английский язык и не издал там «Геометрию» Киселева. Работая над этим переводом, он заметил, что единственным школьным учебником, сравнимым с Киселевым по качеству (и даже по похожим на него деталям), является французский учебник Адамара.
Гивенталь подумал даже, что Киселев использовал это сочинение великого французского математика, но оказалось, что учебник Киселева был опубликован десятком лет раньше.
Замечу еще для составителей учебников, что книги Киселева переиздавались много десятков раз и что столь замечательными они стали лишь после первого десятка изданий: учителя, пользовавшиеся ими по всей России, внесли массу улучшений, исправили немало ошибок.
Нынешние наши академики писать таких хороших учебников не умеют: даже мой любимый учитель Андрей Николаевич Колмогоров давал (для примерно десятилетних школьников) «научное определение угла», длина которого составляла около двадцати страниц. Он объяснял это тем, что «угол в 721 градус – это вовсе «не часть плоскости между двумя лучами».
По-моему, школьные учебники надо писать не академикам, а (лучшим) школьным учителям – таким и был Андрей Петрович Киселев (1852–1940), преподававший математику, механику и черчение в Воронежском реальном училище.
Примечания от редакции:
1. Начиная с 1911 г. Годфри Харольд Харди очень плодотворно сотрудничает с Джоном Литтлвудом. Большинство работ Харди написано именно в сооавторстве с Литтлвудом. Ходила даже шутка, что в Англии живут три великих математика — Харди, Литтлвуд и Харди-Литтлвуд, причем третий из них самый великий (из Википедии.ру).
2. Хиральность (киральность) (англ. chirality, от др.-греч. χειρ – рука) – отсутствие симметрии относительно правой и левой стороны. Например, если отражение объекта в идеальном плоском зеркале отличается от самого объекта, то объекту присуща хиральность. Впервые свойство хиральности сформулировано в 1884 г. Уильямом Томсоном, но распространение получило только после 1966 г., когда было введено в стереохимию Владимиром Прелогом (из Википедии.ру).
3. PISA – это международное сравнительное исследование образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment), которое проводится раз в три года и оценивает знания и навыки учащихся 15-летнего возраста (начало – в 2000 г., далее в 2003, 2006 гг.). Согласно результатам последнего исследования 2006 г., в котором участвовали 400 тыс. ребят из 57 стран, наилучшие знания в математике продемонстрировали школьники Тайваня, Финляндии, Кореи и Гонконга. Знания выше среднего показали подростки из Голландии, Швейцарии, Макао, Лихтенштейна, Японии, Канады, Новой Зеландии, Бельгии, Австралии, Эстонии, Дании, Чехии, Исландии, Австрии и Словении. Россия поделила 33-34-е место с Азербайджаном, попав в ту часть стран, где знание математики существенно ниже, чем в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития, проводящей это исследование. См. результаты исследования PISA 2006 г. для России на странице http://centeroko.ru/pisa06/pisa06_res.htm
Надеюсь, что после прочтения этой статьи вам станет понятным и ясным, что означает для науки Украины хваленая патонизация академической науки, то есть ее ориентация на "прикладные" исследования. Можно сказать, что задача снижения интеллектуального уровня практически решена, если посмотреть на то, кто и как руководит страной, и на то, кто есть те, которыми руководят, что они желают для своих детей и что дети хотят от жизни.
Лично мне особо понравились две мысли:
1) ВЕЛИЧАЙШИЙ ПРИКЛАДНИК ПАСТЕР СКАЗАЛ О ПРИЛОЖЕНИЯХ СЛЕДУЮЩЕЕ: «НИКАКИХ ПРИКЛАДНЫХ НАУК НЕ БЫЛО, НЕТ И НИКОГДА НЕ БУДЕТ. ЕСТЬ НАУКИ, СОВЕРШАЮЩИЕ НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ, И ЕСТЬ ИХ ПРИЛОЖЕНИЯ (Т.Е. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕННО ОТКРЫТИЙ ЭТОЙ НАУКИ НА ПОЛЬЗУ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ). А «ПРИКЛАДНЫЕ НАУКИ» – ЭТО ЛИЦЕМЕРНЫЙ ПСЕВДОНИМ, ВЫБРАННЫЙ ДЛЯ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕМИ, КТО ЖЕЛАЕТ ОТНЯТЬ У ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ НАУК СРЕДСТВА, ЕСТЕСТВЕННО ВЫДЕЛЯЕМЫЕ ОБЩЕСТВОМ НА НАУЧНЫЕ ОТКРЫТИЯ, КОТОРЫЕ ТАК ЕМУ НУЖНЫ».
2) ОДИН ДИРЕКТОР ПАРЫ НАУЧНЫХ ИНСТИТУТОВ СКАЗАЛ МНЕ: «ВСЕ АКАДЕМИКИ ДЕЛЯТСЯ НА ДВЕ КАТЕГОРИИ – ДИРЕКТОРА И ЗАВЛАБЫ. ЗАВЛАБ ВСЕ СВОИ СИЛЫ ТРАТИТ НА НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, И ЗА ЭТО БОГИ ПОСЫЛАЮТ ЕМУ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОТКРЫТИЯ. ДИРЕКТОРАМ ЖЕ В КАЧЕСТВЕ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ОТСУТСТВИЕ НАУЧНЫХ ОТКРЫТИЙ БОГИ ПОСЫЛАЮТ МНОГО ДЕНЕГ».
С Новым годом!
Калькулятор, про совместительству преподаватель одного из расплодившихся университетов, кстати не самого худшего из имеющихся.
http://www.scientific.ru/trv/19N.pdf
Владимир Арнольд: Переориентация науки на «прикладные исследования» приведет к снижению интеллектуального уровня страны
От редакции: Для нас уходящий 2008 год был особенным – ведь это год рождения нашей газеты, провозгласившей своей целью борьбу с деградацией науки. Перефразируя слова одного из наших авторов, кредо «Троицкого варианта» можно определить так: стране и самим ученым нужна настоящая наука, а не ее имитация. Именно поэтому газета регулярно выступает в поддержку самостоятельности научных работников и групп, составляющих основную движущую силу науки, в поддержку прозрачности, конкурсности, независимой экспертизы, «гамбургского счета».
Именно поэтому среди наших авторов и героев интервью – Анатолий Вершик, Виталий Гинзбург, Владимир Захаров, Юрий Манин, Валерий Рубаков, Исаак Халатников, Теодор Шанин, Владимир Ядов, Евгений Ясин и многие другие ученые, которыми наша наука может гордиться и которым действительно есть что сказать.
К сожалению, несмотря на все заявления с высоких трибун о важности перехода страны на инновационный путь развития, в 2008 году недооценка значимости науки лишь усугубилась. Как уже отмечалось в ТрВ, в последнее время из уст руководителей страны звучат слова о том, что финансовая поддержка ученых со стороны государства – все больше и больше, а отдача от ученых – все меньше и меньше. Вместо вдумчивого анализа – как создать нормально работающую систему связи между научными идеями и их использованием в реальной экономике – эти тезисы в стиле «чего изволите» были мгновенно подхвачены и доведены до абсурда рядом «экспертов». В публикуемых ими материалах ставится под сомнение необходимость развития фундаментальной науки в России и делается вывод, что всерьез поддерживать следует лишь прикладную науку, что РФФИ надо переориентировать на поддержку инноваций, и т.п. Мы обратились к выдающемуся российскому математику, доктору физико-математических наук, академику РАН Владимиру Игоревичу Арнольду с просьбой оценить последствия возможных шагов в этом направлении.
– В последние пару месяцев звучат призывы переориентировать науку с фундаментальных на прикладные задачи. Если эти призывы будут реализованы, что от этого получит российский народ в ближней и дальней перспективе?
– Тенденции заменить «теоретические» науки прикладными не новы. Восставая против них еще в середине XIX века, английский математик Харди в старости писал: «Если бы мне сейчас пришлось выбирать себе специальность, то я бы выбрал либо теорию относительности, либо теорию чисел, ибо только эти две области никогда не будут иметь никаких военных приложений».
Кое-что о многочисленных приложениях математики Харди знал от своего соавтора и соседа по Кембриджскому Тринити-Колледжу Литтлвуда (занимавшегося даже артиллерийской стрельбой и адиабатическими инвариантами небесной механики в связи с устойчивостью планетных орбит) [1].
Но Харди следовало бы к тому времени уже знать и о «формуле атомной бомбы» Эйнштейна E=mc2 из теории относительности, и об успехах криптографии, основанных на теории чисел (и приведших Тьюринга как к расшифровке немецких кодов, так и к изобретению им компьютеров, называемых сегодня машинами Тьюринга).
«Гуманист» Харди был недоучкой, считавшим «самым гуманным оружием» горчичный газ – иприт. Впрочем, не одному лишь Харди «переход от теорем к практически полезным приложениям» напоминал переход от музыки Моцарта к литаврам военных оркестров или от клятвы Гиппократа к бактериологическому оружию. Величайший прикладник Пастер сказал о приложениях следующее: «Никаких прикладных наук не было, нет и никогда не будет. Есть науки, совершающие научные открытия, и есть их приложения (т.е. использование именно открытий этой науки на пользу человечеству). А «прикладные науки» – это лицемерный псевдоним, выбранный для своей деятельности теми, кто желает отнять у фундаментальных наук средства, естественно выделяемые обществом на научные открытия, которые так ему нужны».
Я хотел бы подчеркнуть, что это сказал не абстрактный аксиомофил вроде Декарта или Бурбаки, а замечательный биолог Пастер, которого все больше знают именно за его прикладные работы. Но начинал он с гораздо более теоретических исследований, открыв, в частности, значение киральности для биологии и жизнеобразования. Киральность (или хиральность) – это отличие левых винтов от правых [2]. Сложные органические молекулы часто бывают закручены винтом, и такая молекула имеет два варианта (одинакового химического состава, но являющиеся зеркальным отражением друг друга). И вот Пастер открыл этот эффект «левовращения поляризации» для важнейших органических соединений (включая даже глюкозу) – причем оказалось, что в живой природе всюду встречается только один из двух симметричных вариантов.
Если кормить животное вторым (а при синтетическом производстве химиков оба варианта появляются в виде смеси, пятьдесят процентов – с левыми, а пятьдесят – с правыми винтами), то организм сначала разберет эти неправильно ориентированные молекулы на атомы, а потом заново соберет из них такие же молекулы другой киральности и только тогда сможет их использовать.
Естественно, на эту перестройку придется израсходовать дополнительную энергию – из открытия Пастера следует, что лучше отбирать односторонние молекулы корма (которые образуются при его биологическом производстве).
Один директор пары научных институтов сказал мне: «все академики делятся на две категории – директора и завлабы. Завлаб все свои силы тратит на научные исследования, и за это боги посылают ему замечательные открытия. Директорам же в качестве компенсации за отсутствие научных открытий боги посылают много денег».
«А кто ж ты?» – спросил я этого академика (за работы которого Нобелевскими премиями наградили его последователей). Он сказал, что собирается уйти с обоих директорских постов – и вскоре сделал это. Для развития науки нужно поощрять не директоров, а именно завлабов. Как это ни удивительно, но ни столь прославляемые Нобелевские премии, ни Филдсовские медали математиков, ни избрание в члены всевозможных академий не оказали почти никакого влияния на поступательное развитие науки ХХ века – это относится не только к российским лауреатам (странным образом Нобелевские премии они получили именно по предложениям иностранных, а не русских специалистов), но и ко всем им. Ни А.Пуанкаре, ни Г.Вейль, ни Дж.Биркгоф, ни Д.Гильберт, ни А.Тьюринг не получили вполне заслуженных ими Нобелевских премий (я называю только первые пришедшие в голову имена из многих и не называю награжденных слабых лауреатов – а они тоже есть).
Ближняя перспектива для России «переориентация» ее науки на «прикладные исследования» – резкое снижение сначала интеллектуального уровня страны, затем вследствие этого и индустриального, а значит и оборонного.
Один мой друг-математик сформулировал «основную пользу» математики как «решение основной проблемы современного постиндустриального человечества». По его словам, эта проблема – «перейти от наблюдавшегося более века ускорения научно-технического прогресса к его замедлению». В этом математика, думается, и помогает: «занятия ею отвлекают лучшие умы от более опасных занятий, вроде усовершенствования автомобилей и самолетов».
Я пишу об этом вовсе не для того, чтобы согласиться с ним или с его предшественником Г.Харди. Как-то раз Харди сказал, что Гаусс правильно называл математику «королевой наук». А именно, по словам Харди, «общая черта королевы и математики – полная бесполезность обеих».
Такие безответственные высказывания и явились причиной тех опасных тенденций, о которых вы спрашиваете: как не уничтожить такие науки?
Эта тенденция – не российское изобретение, а гибельное явление мирового характера, напоминающее мне средневековый обскурантизм инквизиторов. Объяснение этой тенденции – стремление держащих власть в руках недоучек защитить себя от прихода более компетентных конкурентов, лучше обученных молодых людей. Этим и объясняется борьба против науки, культуры и образования, распространившихся сейчас во всем мире.
Россия в этой мировой тенденции (как и во многих других) отстает, к счастью, лет на тридцать. Наши школьники еще хотят учиться наукам, а не банковскому делу, решают задачи олимпиад, приходят на лекции и семинары в университетах. В отличие от, например, американских школьников, наши понимают, что 1/2 + 1/3 вовсе не 2/5 (хотя 1+1 = 2 и 2+3=5): не бездумно выполнять какие-то инструкции, учат понимать сущность вещей, а не действовать по готовым рецептам.
А.Пуанкаре, великий французский математик и физик (первым сформулировавший в 1895 г. принцип относительности), заимствованный у него Эйнштейном через 10 лет, говорил, что понять простые дроби, вроде 2/3, можно только, разрезая на дольки либо яблоко, либо круглый пирог.
Наших школьников так и учат до сих пор, а во Франции, как написал в недавней статье «Пятое правило арифметики» профессор физики одного из университетов Парижа, простые дроби перестали объяснять школьникам (следуя американскому образцу и десятичности дробей компьютера), заставив их зато учить наизусть, как таблицу умножения, «пятое правило»: 3/6 = 1/2.
Это – пример того, к чему ведет предполагаемая «переориентировка». Ракеты полетят не в ту сторону, понять письменный приказ офицера эти безграмотные новобранцы (составляющие до 15%) тоже не сумеют, и, как говорил Салтыков-Щедрин, хорошо, если за наш рубль будут давать полтинник, «будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду». Но я искренне надеюсь, что эта чаша минет нас, – героические учителя школ в глубинках России будут продолжать учить детей и дробям, и Пушкину, и Толстому, что бы ни велели им из Москвы.
– Все знают шутку «наука есть способ удовлетворения собственного любопытства за государственный счет». Некоторые чиновники воспринимают ее всерьез. Что на самом деле оплачивает налогоплательщик, финансируя науку?
– Наука стоит гроши по сравнению с тем доходом, который от нее получают. Ни страны, ни правительства до сих пор не расплатились с учеными (начиная от Фародея и Максвелла), снабдившими их и электрическим током, и динамомашинами, и электромоторами, и освещением, и радио, и телевидением, и телефоном, и электропоездами.
Стоили все эти открытия малую долю процента того дохода, который налогоплательщики получили. Академик-секретарь отделения математики Российской академии наук опубликовал (в ленинградской газете) свои подсчеты: все расходы Советского Союза на математику в год составляли малую долю стоимости одного танка.
Между прочим, Мстислав Всеволодович Келдыш, будучи президентом Академии наук, объяснил руководству страны, что, в отличие от США, советская атомная бомба (да и водородная) была рассчитана задешево, потому что, в отличие от фон Неймана, использовавшего для расчета американских бомб компьютеры, наши бомбы были рассчитаны математиком-теоретиком Леонидом Витальевичем Канторовичем (впоследствии лауреатом Нобелевской премии по экономике) безо всяких компьютеров.
Хотя я и не соглашался тогда со сделанным отсюда выводом Келдыша о ненужности компьютеров для СССР, переубедить его мне не удалось: возникло то наше отставание в компьютерной технике, которое тяжело сказывается даже сейчас. Замечу, кстати, что Л.В.Канторович был, по его словам, заочным учеником моего деда, В.Ф.Арнольда, бывшего первым математиком-экономистом в России (и опубликовавшего в 1904 г. свою книгу, где он перевел все экономические теории, включая марксизм, на язык теории дифференциальных уравнений). Его теории привели его к выводу, что Российская империя по экономическим причинам распадется менее чем через сотню лет. Свои выводы он основывал на теориях Вальраса и Парето, которые заимствовал у него позже и Канторович. За это экономисты выгнали Канторовича Владимир Арнольд: Переориентация науки на «прикладные исследования» приведет к снижению интеллектуального уровня страны из Ленинградского университета, когда он предложил там свои методы оптимизации, – его объявили проповедником в СССР фашизма, так как незадолго перед этим Муссолини объявил (давно умершего) Парето крупнейшим итальянским математиком.
Из-за этого Канторовичу, ставшему безработным, и пришлось заниматься расчетом атомных бомб. Сейчас его методы оптимизации используют все экономисты. Но несколько лет назад, когда его последователи рассчитали оптимальный режим железнодорожных перевозок грузов в одной из больших областей России, местная администрация отказалась внедрить эти предложения, потому что они сокращали расходы по их перевозке на 40%. А зарплата чиновника, принявшего такое отказывающее решение, составляла, по определению, определенную долю расходов на перевозку – вот он и не захотел уменьшить свою зарплату.
Этот пример ясно показывает, что науке нужна помощь общества и государства – без такой помощи налогоплательщики, и правда, не получат даже от самой совершенной науки той выгоды, которую она могла бы принести.
– В школе учат многим лишним вещам, которые человеку в его жизни никогда не понадобятся. Например, доказательству теорем. Соответственно появляются призывы сделать и образование более «прикладным» – учить детей непосредственно тому, что им понадобится в жизни. В той или иной степени эти призывы реализуются в разных государствах. К чему приводит и может привести подобное реформирование образования?
– Мнение, будто доказательства теорем – лишние «вещи, которые никому никогда не понадобятся», – распространенное заблуждение. Не понадобятся они послушному стаду рабов, готовых исполнять не понимаемые ими приказы начальства. А сознательное, творческое в любой деятельности настолько близко к доказательству теорем, что нет лучшего способа воспитать его, чем решение математических задач, в том числе и доказывание теорем. В детективной повести Виктории Токаревой «Коррида» (о смерти каскадера на съемках фильма) режиссер объясняет следователю, зачем нужна математика (при расследовании – чья жертва каскадер): «Математика – это все то, что можно объяснить».
Вот это стремление все понимать и все объяснять и воспитывается доказательством теорем (о пользе гимнастики для физического развития человеческого тела все уже узнали, а с теоремами дело ведь обстоит аналогично).
Хорошо известен случай с государственным деятелем, критиковавшим своего противника так: «Это не просто отрицательная величина, это – отрицательная величина в квадрате!».
Беды, к которым приводит такая безмозглость, слишком хорошо известны, чтобы о них говорить. Причем образованность здесь не помогает. Академик-естественник И.И.Майский, бывший послом СССР в Великобритании, пишет о своей беседе с видным английским руководителем: «Я сразу понял, что мы с ним отталкиваемся как разноименные электрические заряды». Надеюсь, что читатели «Троицкого варианта» знают, что эти заряды как раз притягиваются.
Учить детей «непосредственно тому, что понадобится» невозможно и бессмысленно: надо учить их понимать причины вещей, думать (и предвидеть результаты принимаемых решений).
Слесарь Валентин Дмитриевич в академическом поселке сказал хозяйке одной из дач: «Что вы натворили на последних выборах? Выбрали Кольку, а какой он академик? Он в профессора не годится – я просил его закрутить гайку под раковиной, а он не знал, в какую сторону она завинчивается!». Я очень любил (покойного) В.Д., но не уверен, что обучение академиков должно сводиться к умению завинчивать гайки.
Вот еще один довод против обучения «тому, что понадобится в жизни». Живя в 1994 г. в Хайфе, около их Техниона, в квартире израильского педагога, я прочел у него (по-английски) труды их конференций по школьному образованию. Там было сказано: «Есть две основные системы образования: европейская и американская. В Европе школьника учат думать, воспитывают мыслящую личность. В США об этом не заботятся, зато учат тому, что нужно в реальной жизни, – например, вождению автомобиля и поведению на бензоколонке.
Ни тот, ни другой способ в Израиле не подходит – потому что ни тот, ни другой не решает нашей основной задачи: воспитать НАСТОЯЩЕГО ЕВРЕЯ».
Я думаю, что автор этой речи приехал из Москвы, сохранив привычный образ мыслей, – он только заменил «строителя коммунизма» на «еврея».
Но на следующих страницах он объяснил, как нужно поступать. Вот, – говорит он, – пример: урок математики. Американскому школьнику дают задачу: «Отец подарил Джону на день рождения 100 долларов, а велосипед, который хочет купить Джон, стоит 500 долларов. Отец с Джоном положили эти деньги в банк, приносящий 50% годового дохода. Через сколько лет сможет Джон купить велосипед?»
Автор продолжает: «Для американского школьника – это хорошая задача, нужная для практической жизни. Но у нас, в Израиле, она неприменима, она не воспитывает НАСТОЯЩЕГО ЕВРЕЯ.
Можно, конечно, перевести доллары в шекели – это легко. Но это не спасет задачу. Чтобы ее спасти, надо сделать другое – надо эти сто долларов ученику реально дать!» Я не стану фантазировать аналогичным образом на тему, чем заменить наше традиционное обучение. Оно, кстати, остается и сегодня, по моему мнению, одним из лучших в мире. Мои коллеги в Париже, в комитете по отбору профессоров для Университета Париж-Дафин, сказали мне: «Не можем мы никак последовать твоему предложению выбирать в профессора тех ученых, которые достигли лучших научных результатов – тогда на все посты придется брать одних русских, ведь то, насколько лучше их подготовка, нам всем очевидно!».
В 2006 г. по результатам международного сравнительного исследования PISA российские школьники оказались на 33-34-м месте (из пары сотен), ниже французских и американских [3]. Я решил понять, в чем дело (первые места заняли школьники Тайваня, Финляндии, Кореи и Гонконга). Оказалось, что погубила нас такая задача: «В стране N в прошлом году бюджет тратил на науку столько-то, на оборону столько-то, на образование столько-то, на медицину столько-то, а в следующем году по плану цифры такие.
Завтра вам предстоит выступать на собрании «зеленых» – докажите, что страна крайне миролюбива. Завтра вам предстоит выступать на собрании «ястребов» – докажите, что страна крайне милитаристская». Наши школьники получили двойки за свой ответ, бывший таким: «вывести из одного и того же два противоположных вывода – невозможно». А победителей в школе обучили именно этому «важному для жизни» искусству.
Раз уж вы дали мне возможность говорить об этой жизненно важной для страны проблеме образования, скажу еще несколько слов, выходящих за рамки прямого ответа только на ваш вопрос.
Недавно на совещании Совета ректоров университетов, которое проводил в МГУ В.А.Садовничий, я выступил с предложением обсудить (и осудить) обсуждаемое в министерстве предложение – отменить доплату преподавателям университетов за кандидатские и докторские степени, за звания доцентов и профессоров.
Сидевший напротив меня за огромным столом в кабинете ректора МГУ министр А.А.Фурсенко ответил так: «Всем известен анекдот о воздушном шаре: заблудившиеся на нем путешественники спрашивают у сидевшего внизу у костра жителя: «Где мы?». Он долго не отвечает, но потом ответил: «на воздушном шаре!». Один из улетевших путешественников говорит другому: а ведь это был математик: во-первых, он ничего не говорил, не подумав, во-вторых, его ответ был совершенно верным, а в-третьих, – полностью бесполезным».
И вот – продолжил министр – сегодня Владимир Игоревич опроверг эту историю: хотя он и выступил подумав и сказал совершенную правду, его выступление вовсе не было бесполезным. Только зря он так волнуется – пока я министр, этот проект не будет реализован! Я и сегодня надеюсь принести некоторую пользу этой статьей. Закончу ее более специальным обсуждением школьного именно математического образования (заимствуя это обсуждение из американской печати: речь пойдет об американских школах, но и у нас грозят произойти, хотя и чуть позже, аналогичные события).
В 1950 г. в школьном задачнике стояло: «Фермер затратил на выращивание своей кукурузы 120 долларов, а продал ее за 150. Сколько процентов составляет прибыль?». В 1960 г. та же задача формулировалась иначе: «Землевладелец затратил x долларов на выращивание продукта, проданного за y долларов. Каков процент дохода?».
В 1970 г. условие задачи было таким: «Собственник, тративший по x долларов расходов на обработку каждого из n акров своего участка, получил z процентов дохода. Определите, за сколько долларов он продавал урожай с каждого акра?». К 1980 г. задача изменилась опять: «Собственник тратил по x долларов на обработку каждого из n акров своего участка, потратил, таким образом, nx долларов, а дохода получил znx. Определите, сколько процентов дохода приносит его работа».
В 1990 г. (сборник, из которого я все это заимствовал, вышел в 1995 г.) – снова другая формулировка: «Фермер, тративший по x долларов расходов на обработку каждого из n акров своего участка, потратил, таким образом, nx долларов. Доход его составляет z процентов от расхода, то есть znx долларов. Нарисуйте график зависимости суммы дохода от площади участка и напишите статью об этом явлении реальной экономической жизни в “Экономическую газету штата W”».
Надеюсь, что мне не нужно объяснять читателям «Троицкого варианта», что описанная история «совершенствования» обучения свидетельствует о полном изгнании и математики и умения думать, и вообще воспитания интеллекта, суля обществу и стране экономический (и иной) упадок (эти предсказания американцев 1995 г. теперь можно сравнивать с реальностью).
Да минет нас чаша сия! Я надеюсь даже, что замечательные математические учебники Киселева (особенно геометрия) будут вновь включены в список допущенной к использованию школьными учителями литературы (откуда его сейчас систематически исключают).
Интересно, что в США столь хороших учебников для школьников просто не было, пока (около 2000 г.) один из приехавших в Беркли из Москвы математиков, А.Б.Гивенталь, не перевел на английский язык и не издал там «Геометрию» Киселева. Работая над этим переводом, он заметил, что единственным школьным учебником, сравнимым с Киселевым по качеству (и даже по похожим на него деталям), является французский учебник Адамара.
Гивенталь подумал даже, что Киселев использовал это сочинение великого французского математика, но оказалось, что учебник Киселева был опубликован десятком лет раньше.
Замечу еще для составителей учебников, что книги Киселева переиздавались много десятков раз и что столь замечательными они стали лишь после первого десятка изданий: учителя, пользовавшиеся ими по всей России, внесли массу улучшений, исправили немало ошибок.
Нынешние наши академики писать таких хороших учебников не умеют: даже мой любимый учитель Андрей Николаевич Колмогоров давал (для примерно десятилетних школьников) «научное определение угла», длина которого составляла около двадцати страниц. Он объяснял это тем, что «угол в 721 градус – это вовсе «не часть плоскости между двумя лучами».
По-моему, школьные учебники надо писать не академикам, а (лучшим) школьным учителям – таким и был Андрей Петрович Киселев (1852–1940), преподававший математику, механику и черчение в Воронежском реальном училище.
Примечания от редакции:
1. Начиная с 1911 г. Годфри Харольд Харди очень плодотворно сотрудничает с Джоном Литтлвудом. Большинство работ Харди написано именно в сооавторстве с Литтлвудом. Ходила даже шутка, что в Англии живут три великих математика — Харди, Литтлвуд и Харди-Литтлвуд, причем третий из них самый великий (из Википедии.ру).
2. Хиральность (киральность) (англ. chirality, от др.-греч. χειρ – рука) – отсутствие симметрии относительно правой и левой стороны. Например, если отражение объекта в идеальном плоском зеркале отличается от самого объекта, то объекту присуща хиральность. Впервые свойство хиральности сформулировано в 1884 г. Уильямом Томсоном, но распространение получило только после 1966 г., когда было введено в стереохимию Владимиром Прелогом (из Википедии.ру).
3. PISA – это международное сравнительное исследование образовательных достижений учащихся (Programme for International Student Assessment), которое проводится раз в три года и оценивает знания и навыки учащихся 15-летнего возраста (начало – в 2000 г., далее в 2003, 2006 гг.). Согласно результатам последнего исследования 2006 г., в котором участвовали 400 тыс. ребят из 57 стран, наилучшие знания в математике продемонстрировали школьники Тайваня, Финляндии, Кореи и Гонконга. Знания выше среднего показали подростки из Голландии, Швейцарии, Макао, Лихтенштейна, Японии, Канады, Новой Зеландии, Бельгии, Австралии, Эстонии, Дании, Чехии, Исландии, Австрии и Словении. Россия поделила 33-34-е место с Азербайджаном, попав в ту часть стран, где знание математики существенно ниже, чем в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития, проводящей это исследование. См. результаты исследования PISA 2006 г. для России на странице http://centeroko.ru/pisa06/pisa06_res.htm
Відповіді
2009.01.05 | 2
Арнольду простительно путать прикладника с экспериментатором
Арнольд В,И. Переориентация науки на "прикладные" исследования п пише:> 1) ВЕЛИЧАЙШИЙ ПРИКЛАДНИК ПАСТЕР СКАЗАЛ...
1а) Пастер впервые разделил рацемат (это слово известно Арнольду?) Кстати, понятие "рацемат" возникло только после того, как Пастер и т.д.
1б) Пастер исследовал возможность/невозможность самозарождения жизни. Впрочем, этим он занимался явно в интересах консервной промышленности.
2009.01.05 | Георгій
Як правдивий француз, Пастeр присвятив всe своє життя...
... досліджeнням питання, як зробити кращий сир і як збeрeгти вино від зіпсуття.Звичайно ж, нe тe визначає калібр вчeного, чи він сконцeнтрований виключно на якихось фундамeнтальних досліджeннях, чи він також і "прикладник."
2009.01.05 | Сергій Вакуленко
А Фародей — це, мабуть, той, що винайшов фари?
2009.01.06 | Skapirus
Дякую за цікавий матеріал. Я поправив розбивку абзаців
2009.01.06 | 2
Еще о Пастере
Арнольд В,И. Переориентация науки на "прикладные" исследования п пише:> Сложные органические молекулы часто бывают закручены винтом, и такая молекула имеет два варианта (одинакового химического состава, но являющиеся зеркальным отражением друг друга).
Неправильно о винте. Ключевое слово здесь не "винт", а "тетраэдр".
> И вот Пастер открыл этот эффект «левовращения поляризации» для важнейших органических соединений (включая даже глюкозу)
Эффект вращения плоскости поляризации открыл не Пастер, а Био и Брюстер и независимо от них Араго. И заключается он не в том, что здесь написано.
> причем оказалось, что в живой природе всюду встречается только один из двух симметричных вариантов.
Не всюду. Та же винная кислота, с которой работал Пастер, встречается как минимум в двух видах - D-изомера и рацемата. Что и позволило Пастеру сделать свою известную работу.
> Если кормить животное вторым (а при синтетическом производстве химиков оба варианта появляются в виде смеси, пятьдесят процентов – с левыми, а пятьдесят – с правыми винтами), то организм сначала разберет эти неправильно ориентированные молекулы на атомы, а потом заново соберет из них такие же молекулы другой киральности и только тогда сможет их использовать.
"сначала разберет... а потом заново соберет" - не будет этого.
2009.01.06 | теж_вчоний
Усе-таки Пастер відкрив це згідно з цією популярною
лекцією:http://www.uh.edu/engines/epi604.htm
Також, як тетраедричність, так і грецька "кіральність" можуть використовуватись для опису феномену:
"Later he suggested, correctly, that molecular dissymmetry may arise from a tetrahedral or a helical arrangement of the atoms."
http://www.ufr926.upmc.fr/totem_g/seminaires/GAL.pdf
Ну а "кіральність" тобто "ручність" (англійською "handedness") російською можна пояснювати й через гвинти - чи не все одно яку аналогію використати, якщо зміст зберігається?
2009.01.06 | теж_вчоний
Уточнення: у цитаті, що я навів, використовуються тетраедр,
і "helix", а це і є гвинт:"Most hardware screws are right-handed helices."
http://en.wikipedia.org/wiki/Helix
(Перепрошую за плутанину).
2009.01.06 | 2
Re: Усе-таки Пастер відкрив це згідно з цією популярною
Эта лекция, по-моему, не приписывает Пастеру открытия явления вращения плоскости поляризации. Измерение угла вращения тогда уже было общепринятой практикой, к которой прибег и Пастер в своей работе. Чтобы это было более очевидным, приведу более длинную, чем в лекции, цитату из рассказа самого Пастера.«Био дал мне виноградную кислоту, которую сам до того исследовал в поляриметре и нашел неактивной. В его присутствии я приготовил из нее натриевоамониевую соль, причем едкий натр и нашатырный спирт для ее приготовления он тоже пожелал дать сам. Жидкость была оставлена медленно испаряться в одном из его рабочих помещений. Когда выделилось граммов 30-40 кристаллов, он позвал меня, чтобы на его глазах отделить право- и левовращающие кристаллы, причем попросил меня сказать, куда я кладу левовращающие и куда правовращающие. Когда это было выполнено, он объявил, что остальное сделает сам. Био тщательно приготовил растворы и к моменту наблюдения вновь позвал меня в комнату. Сначала он поставил в поляриметр более интересный раствор, который должен был вращать влево. Еще не делая отсчета, уже по цвету обоих частей поля зрения он увидел, что имеется левое вращение. Тогда взволнованный старик взял мою руку и сказал: «Мой дорогой сын, я всю жизнь так любил науку, что чувствую, как сердце мое трепещет от радости…»
(цит. по книге: А.П.Терентьев, В.М.Потапов. Основы стереохимии. М.-Л., "Химия", 1964. с.14)
Обратите внимание на первую фразу и вообще на все упоминания о поляриметре. Измерение угла вращения практиковалось и до Пастера.
теж_вчоний пише:
> Також, як тетраедричність, так і грецька "кіральність" можуть використовуватись для опису феномену:
> Ну а "кіральність" тобто "ручність" (англійською "handedness") російською можна пояснювати й через гвинти - чи не все одно яку аналогію використати, якщо зміст зберігається?
Хиральность - более общее понятие. Она включает все виды стереоизомерии - в том числе и "тетраэдрическую", и "винтовую" (она тоже существует - т.наз. атропоизомерия, но малоактуальна для биологии, в частности, Пастер с ней не сталкивался), и другие виды.
2009.01.06 | теж_вчоний
Re: Усе-таки Пастер відкрив це згідно з цією популярною
Як я зрозумів, Пастеру Арнольд приписує лише відкриття кіральності органічних молекул, тобто формально кажучи, відкриття в галузі біологічної науки:"___Naturally occurring tartaric acid is chiral___, meaning that it has molecules that are non-superimposable on their mirror-images. It is a useful raw material in organic chemistry for the synthesis of other chiral molecules. The naturally occurring form of the acid is L-(+)-tartaric acid or dextrotartaric acid. __The mirror-image (enantiomeric) form, levotartaric acid or D-(−)-tartaric acid, and the achiral form, mesotartaric acid, can be made artificially.__"
http://en.wikipedia.org/wiki/Tartaric_acid
Поляризація ж світла як фізичний феномен це дещо інше. Грубо кажучи, "відкриття" води як хімічної сполуки і відкриття того, що людський організм складається головно з води - це два різних факти з двох різних наук.
2009.01.06 | 2
Если это так, то он не прав.
До Пастера (упомянутые Био и Араго) видели, что вращают плоскость поляризации растворы веществ природного происхождения (не все, но многие – раствор мочевины, например, не вращает, или раствор вещества, называвшегося во времена Пастера виноградной кислотой). Очевидно, что это приводило к мыслям о некоей асимметрии молекул природных веществ. На языке геометрии такие (оказавшиеся правильными) предположения сформулировал не Пастер, а Вант-Гофф (1874).Достижение же Пастера заключалось в том, что он показал: некоторые оптически неактивные вещества являются смесью равных количеств веществ оптически активных (с активность противоположного знака). Из тогдашних теорий это никак не вытекало и было весьма неожиданно (из-за чего и эмоции Био).
Без знания этого факта гипотеза Вант-Гоффа едва ли была бы выдвинута, а тем более воспринята кем-либо. Поскольку даже при наличии такого мощного подтверждения она была воспринята многими крайне недоброжелательно (Вант-Гоффа и Вислиценуса авторитетный критик обозвал натурфилософами и спиритами - H. Kolbe, J. pract. Chem., 1877, Bd. 15, N 2, S.473)
2009.01.06 | cartes
Найбільшою цінністю є фундаментальні науковці.
Не даремно під час 2-ї світової війни саме до них звернулися уряди, коли потребували швидких і якісних "прикладних" результатів.2009.01.06 | Пастер-Фородей
Науковці бувають або фундаментальні, або ніякі
В цьому сенсі Арнольд правий. Не чіпляйтеся до дрібниць. Наприклад, дослідження електрореологічних властивостей рідин з маленькими частинками в товщі дозволило розробити ефективні автомобільні гальма нового типу. Натомість, припинення останнім часом наукої діяльності всесвітньо відомої лабораторії фундаментальної науки в компанії Белл систем нанесло величезну шкоду американській науці. За Україну я не турбуюся. Такі фундаментальні діячі, як директори інститутів, та прикладні діячі, як члени президій різних державних АН та ректори вузів, забезпечать планове синхронне згасання обох гілок науки.2009.01.06 | cartes
Re: Науковці бувають або фундаментальні, або ніякі
Та я не чіпляюся до Арнольда, хоч він мені і не подобається .Я про інше. Існує т.зв. "інженерна наука", якої чимало в нашій академії. Нею займаються науковці, що є схильними до винахідництва. Зазвичай вони використовують розроблені методи експериментальних досліджень (ну, можуть вдосконалити ці методи, модифікувати і т.і.), маючи на меті отримати певний практичний результат.
А існують науковці, що мають на увазі Природу в цілому, навіть спрямовуючи свою увагу на певні її фрагменти. Продуктом діяльності таких вчених є, насамперед, їхній власний інтелект. Чим би вони предметно не займались, вони в першу чергу вибудовують у своєму інтелекті цілісне уявлення про світ Божий. Тому, коли суспільство опиняється у скрутному становищі, звертаються за допомогою саме до них. Маючи на увазі не стільки їхні знання (хоча без знань нікуди), скільки спроможність їхнього інтелекту створювати моделі складних об'єктів.
Саме "інтелект нації" і мала б підтримувати держава в першу чергу.
2009.01.06 | 2
"Ужели слово найдено?"
Да, бывают еще и инженеры. Иногда и на них спрос есть. Если потребуется за шесть часов навести понтонный мост через Днепр, то обратятся к ним, а не к фундаментальным ученым. И наведут. А вот прикладных ученых, действительно, не бывает. Те, кто выдает себя за таковых - шарлатаны. Впрочем, гораздо большее количество шарлатанов выдает себя за фундаментальных ученых.2009.01.06 | Стоеросов
Шарлатанов у нас много
Есть пасторы, которые выдуривают квартиры, есть люди с длинными руками, которые ничего не крали, и т п. А в области науки их в последнее время стало легко выявлять: если Зеркало Недели хвалит, значит шарлатан. Тест такой, не совсем внешний, но от денег заказчика зависящий.2009.01.06 | Torr
Токо шарлатаны и остались.
2009.01.07 | псевдоквази
В чем не прав Арнольд -
1. Во многих мелочах, например "уже знать и о «формуле атомной бомбы» Эйнштейна E=mc2 из теории относительности" - никак сия формула не помогла атомной бомбе, и это факт. Тем же немецким ученым получить атомную бомбу помешали технические проблемы (напр. нехватка "тяжелой воды"), а не отсутствие в их арсенале сей многомудрой формулы.2. В идеологии - "...воспитать НАСТОЯЩЕГО ЕВРЕЯ" - очень важно, об этом пусть подробнее скажут евреи.
3. По жизни. "Наши школьники получили двойки за свой ответ, бывший таким: «вывести из одного и того же два противоположных вывода – невозможно». А победителей в школе обучили именно этому «важному для жизни» искусству." - И очень глупо - нельзя назвать "знанием" то, чем якобы владеешь, но не умеешь пользоваться.
Все же Арнольд находится под глубоким влиянием того, который "любимый учитель Андрей Николаевич Колмогоров давал (для примерно десятилетних школьников) «научное определение угла», длина которого составляла около двадцати страниц." - по чьим отвратным учебникам я в свое время учил математику в советской школе. Потому ему очень хотелось бы ничего по сути не менять, а чтобы деньги падали с неба.
Собственно, никакого конструктива в статье нет, одни рассуждения и немного старческого брюзжания, ИМХО.
2009.01.07 | Shooter
Погоджуюся
псевдоквази пише:хотелось бы ничего по сути не менять, а чтобы деньги падали с неба.
> Собственно, никакого конструктива в статье нет, одни рассуждения и немного старческого брюзжания, ИМХО.
І фундаментальна наука потрібна, і прикладна.
Причому, весь спектр - від trial and error (в свій час в industry такі "наукові підходи" бачив, що тихо офігівав в куточку) і до абсолютної абстракції - як от з побаченого останнім часом, наприклад, рєчь одного теоретика яким макаром "to entangle" "2 Бозе-Анштайнових конденсати".
2009.01.07 | 2
Re: Погоджуюся (л)
Shooter пише:> Причому, весь спектр - від trial and error (в свій час в industry такі "наукові підходи" бачив, що тихо офігівав в куточку) і до абсолютної абстракції - як от з побаченого останнім часом, наприклад, рєчь одного теоретика яким макаром "to entangle" "2 Бозе-Анштайнових конденсати".
Мне сказали доктора:
“Мадам Курдюков! Пора
Вам бы на воды в Германью...
Там найдете вы компанью
Лордов, графов и князей -
Препорядочных людей.
Вам понравится Европа.
Право, мешкать иль не фо па,
А то будете малад.
Отправляйтесь-ка в Кронштадт”.
И.Мятлев
СЕНСАЦИИ И ЗАМЕЧАНИЯ ГОСПОЖИ КУРДЮКОВОЙ
ЗА ГРАНИЦЕЮ, ДАН ЛЭТРАНЖЕ
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LITRA/MYATLEV/KOURDUKOFF.HTM
2009.01.08 | Shooter
Re: Погоджуюся (л)
2 пише:> Shooter пише:
> > Причому, весь спектр - від trial and error (в свій час в industry такі "наукові підходи" бачив, що тихо офігівав в куточку) і до абсолютної абстракції - як от з побаченого останнім часом, наприклад, рєчь одного теоретика яким макаром "to entangle" "2 Бозе-Анштайнових конденсати".
>
> Мне сказали доктора:
Тут Вам потрібно було спинитися, оскільки цього було цілком достатньо.
2009.01.07 | Torr
Re: неПогоджуюся
Shooter пише:> І фундаментальна наука потрібна, і прикладна.
>
> Причому, весь спектр - від trial and error (в свій час в industry такі "наукові підходи" бачив, що тихо офігівав в куточку) і до абсолютної абстракції - як от з побаченого останнім часом, наприклад, рєчь одного теоретика яким макаром "to entangle" "2 Бозе-Анштайнових конденсати".
а як газ перекриють "всєрьоз і надолго", то дісєрами і звітами топить будете?
2009.01.08 | Shooter
Re: неПогоджуюся
Torr пише:> Shooter пише:
>
> > І фундаментальна наука потрібна, і прикладна.
> >
> > Причому, весь спектр - від trial and error (в свій час в industry такі "наукові підходи" бачив, що тихо офігівав в куточку) і до абсолютної абстракції - як от з побаченого останнім часом, наприклад, рєчь одного теоретика яким макаром "to entangle" "2 Бозе-Анштайнових конденсати".
>
> а як газ перекриють "всєрьоз і надолго", то дісєрами і звітами топить будете?
Ви ніколи не задумувалися - що вони з тим газом робитимуть? Якщо хоча би на місяць "перекриють"? В 3-літрові банки "закатуватимуть"?
2009.01.08 | Torr
Re: неПогоджуюся
> > Shooter пише:
> Ви ніколи не задумувалися - що вони з тим газом робитимуть? Якщо хоча би на місяць "перекриють"? В 3-літрові банки "закатуватимуть"?
Shooter, питання було про корисність цієї наукової братії. Чи здатна вона вирішити енергетичну проблему? Народу потрібні кілокалорії, а не дісєри і наукові звіти.
2009.01.12 | nobel
Re: В чем не прав Арнольд -
А у тебя есть результаты уровня В.И. Арнольда? Процетируй в каких работах. Или ты написал учебник лучше А.Н. Колмогорова? Или ты считаешь что мазня Шкиля и Слепкань лучше учебника А.Н.? Ответь за свои слова!2009.01.12 | Skapirus
Шановний пане, акуратніше, Ви не верховний суддя
Нагадую, що на цьому форумі не заведено звертатися на "ти" до людей, яких Ви не знаєте особисто. Плюс вимагати щось від будь-кого.2009.01.12 | nobel
Re: Шановний пане, акуратніше, Ви не верховний суддя
Этот форум полунаучный. Вторая половина --- националистическая. То что некто позволяет критиковать ученого с мировым именем вызывает естественное возмущение. Сначала нужно показать свои достижения. Ясно почему не нравится В.И. Арнольд. Потому что он русский математик, по уровню которого в Украине нет и еще не скоро будет. Это вызывает естественную националистическую зависть. Так же как нет у нас математиков уровня Колмогорова и учебников по математике нет.2009.01.12 | loup-garou
Бажане і дійсне
nobel пише:> Этот форум полунаучный. Вторая половина --- националистическая. То что некто позволяет критиковать ученого с мировым именем вызывает естественное возмущение. Сначала нужно показать свои достижения. Ясно почему не нравится В.И. Арнольд. Потому что он русский математик, по уровню которого в Украине нет и еще не скоро будет. Это вызывает естественную националистическую зависть. Так же как нет у нас математиков уровня Колмогорова и учебников по математике нет.
Є філдсівський лауреат Дрінфельд - чл.к. НАНУ. Не применшуючи заслуг Арнольда зазначу, що Філдса він не отримував. Є Шарковський. Манін з України, хоча це рідко підкреслюється. Це з сучасних класиків. А в часи Колмогорова були Банах, Кац, Улам, Крейн, Наймарк, Стєклов, Ахієзер...
2009.01.12 | nobel
Re: Бажане і дійсне
Шарковский доказал одну теорема, которая стала классической. Безусловно он достоин быть академиком НАНУ (хотя его долго не избирали), он это не уровень Арнольда, также как и Дринфельд, хотя это гордость украинской науки и только член-кор. Он сбежал от геноцида украинского народа 90-х, который проводился режимом черновола---ющенко, в солнечное Чикаго.2009.01.12 | texas aggie
Re: Бажане і дійсне
Дрінфельд на диво довго залишався у Харкові. Казати, що він утік від "геноциду" буде перебільшенням. Чи слабший, чи сильніший він за Арнольда - питання до дискусії.А взагалі зовсім не бачу причини, чому не можна геніального вченого критикувати, тим більше за публіцистичні статті.
2009.01.12 | Сергій
Угу, Арнольд такий же ісконно русскій математик, як і
Дрінфельд - український. Обидва євреї. Один утік в США, а другий ще не встиг.2009.01.12 | texas aggie
Re: Угу, Арнольд такий же ісконно русскій математик, як і
Щоб Дрінфельда переконати приїхати у Чікаго, потрібно було запропонувати чи не безпрецедентні умови. Так що "утік" не зовсім точно відображає, що відбулося.Так само і Арнольд, якби захотів, то отримав би позицію де завгодно. Тому "не встиг" теж не до речі.
До речі батько Дрінфельда хороший математик, і без сумніву український. Чи вважає себе молодший Дрінфельд українцем я не знаю, але ми його таким повинні вважати.
2009.01.12 | nobel
Re: Угу, Арнольд такий же ісконно русскій математик, як і
Конечно же Арнольд русский математик, тем более это видно из статьи, а еще больше от той искренней его заботе о русском образовании. Также Дринфельд украинский математик, член нашей Академии. С.Н. Бернштейн, Ахиезеры и многие другие евреи больше украинцы чем черновилы и другие свидомиты, потому что своими всемирно известными работами прославили нашу территорию на весь мир.2009.01.12 | loup-garou
Про свідомітів
nobel пише:> Конечно же Арнольд русский математик, тем более это видно из статьи, а еще больше от той искренней его заботе о русском образовании. Также Дринфельд украинский математик, член нашей Академии. С.Н. Бернштейн, Ахиезеры и многие другие евреи больше украинцы чем черновилы и другие свидомиты, потому что своими всемирно известными работами прославили нашу территорию на весь мир.
Погоджуюсь, за виключенням топтання Чорновола - ніяких спеціальних почуттів у мене до нього немає, але у великому начальстві він все-таки ніколи не бував, та і Україну батьківщиною слонів не оголошував.
Дрінфельд vs Арнольд - дуже спірне питання. НМД це вже той рівень, де порівнювати безглуздо.
Відносно чікагського сонечка теж не все так просто. Той же Арнольд для підтримки штанів просидів в ун-ті Париж 9 всі 90і, аж до заслуженої пенсії. Всі російські філдсівські лауреати - за виключенням Перельмана і, можливо, Новікова - теж давно працюють за кордоном. Їх же не свідоміти випхали. Вчоні як тікали з СРСР в 70х, так і зараз продовжують.
Певна частина націоналістичної публіки безумовно придурочна - власне, через придурочність вони найбільше на виду. Але більшість, я впевнений, пишається Гамовим, Боголюбовим, Ландау, що в різні періоди свого життя жили чи працювали в нашій державі. І навіть Шолом Алейхемом чи Булгаковим, незважаючи на відношення останнього до України.
2009.01.12 | Гитлер
Re: Угу, Арнольд такий же ісконно русскій математик, як і
Согласен. Еврей не может быть украинским или русским ученым, только еврейским. Займитесь вычитанием из рядов, партайгеноссе. Свет Нюрнберга поможет Украине!2009.01.12 | nobel
Re: Угу, Арнольд такий же ісконно русскій математик, як і
Никто и не осуждает Дринфельда за то что он уехал. Скоро эти видомиты до такого доведут страну, что уедут все, кроме дебилов с одной извилиной, которые будут знать только про голодомор и ничего больше. Относительно Булгакова, то он хорошо относился к Украине, просто ненавидел националистов, ведь в ту пору Украина была не более чем проектом, активно поддерживаемом немцами и умными большивиками2009.01.12 | texas aggie
Re: Угу, Арнольд такий же ісконно русскій математик, як і
Виїжджати почали ще при Радянському Союзі. Антисемітизм існував також ще при Радянському Союзі. Крейна "вижили" із Києва не при незалежній Україні. Один із найсильніших геометрів світу (Громов) не зміг собі знайти місця в Союзі. Звичайно, сучасній владі в Україні наука не потрібна (точніше кажучи, вони не знають, що це таке). Але те ж саме можна сказати і про сучасну Росію.2009.01.12 | Torr
Re: Угу, Арнольд такий же ісконно русскій математик, як і
texas aggie пише:> Виїжджати почали ще при Радянському Союзі. Антисемітизм існував також ще при Радянському Союзі. Крейна "вижили" із Києва не при незалежній Україні. Один із найсильніших геометрів світу (Громов) не зміг собі знайти місця в Союзі. Звичайно, сучасній владі в Україні наука не потрібна (точніше кажучи, вони не знають, що це таке). Але те ж саме можна сказати і про сучасну Росію.
А чи можете спрогнозувати коли Росія на технічному рівні виродиться в країну 3-го світу?
2009.01.12 | texas aggie
Re: Угу, Арнольд такий же ісконно русскій математик, як і
Torr пише:> А чи можете спрогнозувати коли Росія на технічному рівні виродиться в країну 3-го світу?
Не знаю, я не футуролог Крім того, зараз технологію можна і купляти. У країн Перської затоки особливої науки, наприклад, ще немає, і вони від цього не страждають. (Хоча сучасні університети вони вже почали створювати.)
2009.01.12 | Сергій
Єврей може бути російським ученим, але ніяк не русскім.
Відчуйте різницю.2009.01.12 | Сергій
Не розумію вашої реакції! Чому бути єврейським ученим гірше ніж
"русскім"? Та й нік фашистський собі вибрали. Ви антисеміт?2009.01.13 | Гитлер
Брату по Партии
Из тьмы Вальгалы я подал вам братскую руку, партайгеноссе, а модератор меня забанил. Так держать, знаток евреев и разницы между ними и нами, арийцами. Продолжайте вычислять четвертинки, осьмушки и шестнадцатюшки. Это пригодится при случае.2009.01.18 | псевдоквази
Re: В чем не прав Арнольд -
nobel пише:> А у тебя есть результаты уровня В.И. Арнольда?
Нету. А об уровне Арнольда судить не могу - не математик-с!
И что, раз Арнольд - академик, так он прав во ВСЕМ? Забавно мыслите, пан Нобель! Академик - не икона, ИМХО. А то, что Вам во всем мерещаться козни националистов - так это идет по медицинской части, а не по научной.
>Процетируй в каких работах.
РусскЫй забываем?
>Или ты написал учебник лучше А.Н. Колмогорова?
А зачем? Лучше написали уже многие. Хотя бы потому, что хуже написать трудно (см. слова того же Арнольда об этом произведении). Но если постараться, то можно -
>Или ты считаешь что мазня Шкиля и Слепкань лучше учебника А.Н.?
Чума на оба этих дома! Если сильно постараться, так можно еще хуже. Но это надо быть академиком. А у меня на это бабла не хватит.
Кстати, Вам не довелось видеть Колмогорова как преподавателя? Я разок сподобился по молодости лет... печальное зрелище, скажу я Вам...
>Ответь за свои слова!
Охладитесь, судья самодеятельный!