МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Разложение без математики

02/19/2009 | Сергей Лесков
Кто в курсе, есть ли математика среди вступительных экзаменов на "лирические" факультеты?
Если нет, то это многое объясняет и в жизни, и в политике и даже на этом форуме.

Лесков
http://www.izvestia.ru/leskov/article3125632

Разложение без математики
Сергей Лесков
Чье имя чаще всего встречается в "Круге чтения", составленном Львом Толстым? С кем всю жизнь полемизировал Достоевский? Чью книгу Тургенев считал самой ужасной, самой несносной из всех напечатанных? Чью смерть Чернышевский называл славной, ибо она произошла от избытка умственных сил? И чей язык Стендаль и Бодлер признали образцовым и совершенным? Может быть, это неистовый поэт, карбонарий, революционер? Нет, все это - крайне болезненный математик Блез Паскаль, который создал несколько разделов математики, а затем физики, обобщил мысли в философском трактате и заодно придумал такие нужные вещи, как простая тачка и городской омнибус. Паскаля цитировал даже совсем не знавший математику Пушкин...

Недавние изречения министра образования и ректора главного вуза страны породили дискуссии о месте математики в системе образования. Министр и ректор решили, что математика в школе раздута и ее полезно сократить. Жизнь Паскаля - сжатая до кристалла иллюстрация того, как математика поднимает человека и, следовательно, все общество. Имена министра и ректора я не называю по той причине, что наступление на математику идет во всех странах - идея урезать ее в школах витает по миру. Процесс неизбежный - если компьютер может все высчитать, то и дробей знать не надо, не говоря об интегралах. Человек, соорудив храм потребления, более всего ценит те умения, которые позволяют создать конкретный продукт с потребительской стоимостью и послепродажным обслуживанием. Абстрактные науки отходят на второй план, и весь бюджет Отделения математики РАН меньше стоимости одного современного танка. В итоге наши математики вереницей, как перелетные гуси, ушли на Запад. Дома сидят только чудаковатый гений Перельман и директора опустевших институтов. Это трагедия для общества: из всех ученых мы способны вспомнить одного Перельмана...


В чем отличие между Древней Грецией и Древним Римом? Одно из принципиальных - в Древней Греции было много математиков, а в Древнем Риме их не было вовсеСхожая картина во Франции, математической Мекке мира, и в Америке, которая, ублажая собственные амбиции, собирает лучшие умы со всего света. Но на математику в университеты США поступают школьники из Китая, Кореи, Индии, а свои выпускники соперничать с ними не могут. Иммигранты формируют штаты лабораторий, и азиатский поток разбавляют молодые специалисты из России. Положение с математикой в американских колледжах настолько серьезное, что несколько лет назад была сформирована комиссия во главе с нобелевским лауреатом Гленном Сиборгом, одним из самых ярких ученых XX века. Нельзя исключить, что кризис, в который Америка увлекла весь мир, отчасти стал следствием ее отвратительной математической подготовки, ведь математика и логика - главный инструмент экономистов.

В чем отличие между Древней Грецией и Древним Римом? Одно из принципиальных - в Древней Греции было много математиков, а в Древнем Риме их не было вовсе. Система ценностей Древнего Рима многими чертами схожа с нашими приоритетами. И Древний Рим, не оставивший потомкам имени ни одного ученого, только сочинения гуманитариев, рухнул из-за внутреннего варварства и внешних варваров. Но началось разрушение Рима с отрицания взрастивших и охранявших государство духовных основ, в числе которых не последнее место занимала математика. Много веков позже Паскаль скажет, будто обо всех гибнущих государствах, что между духом и материей посредничает математика.

Почему на многих факультетах, не имеющих отношения к точным наукам (например, на факультетах психологии), первый экзамен абитуриенты держат по математике? Потому что нет лучшего способа проверить умственные способности. Математика учит логическому мышлению и системе доказательств. Если человек не знает математику, если он не тренировал свой ум, как спортсмен тренирует мышцы, ему трудно найти верное решение, отличать правильное от неправильного, его легко развести, манипулируя сговорчивым сознанием.

Математик силен не только в математике, это гармоничная и, как сейчас говорят, креативная личность, которая интересна и Толстому, и Стендалю. Если урезать математику, то выигрыша не будет, один проигрыш, потому что все остальные предметы хуже пойдут. Как говорил Галилей, книга природы написана на языке математики. В суровую жизнь из школы без математики выйдешь тюфяком, кризисы будешь сооружать на каждом шагу. Много математики не бывает.

Відповіді

  • 2009.02.19 | Георгій

    Re: Разложение без математики

    Сергей Лесков пише:
    > в Америке, которая, ублажая собственные амбиции, собирает лучшие умы со всего света. Но на математику в университеты США поступают школьники из Китая, Кореи, Индии, а свои выпускники соперничать с ними не могут.
    (ГП) В моєму унівeрситeті сeрeд студeнтів, які обрали "мeйджор" (фокус, концeнтрацію) в матeматиці, нe так вжe й мало "тутeшніх," амeриканців і амeриканок з півдeнних штатів. І сeрeд викладачів матeматики в нашому унівeрситeті інозeмці нe домінують: всього викладачів матeматики сім (троє повних профeсорів, двоє асистeнтів і двоє ад"юнктів), а інозeмців з них тільки двоє (одна жінка-повний профeсор з Тайваню і один зовсім молодий асистeнт з Нeпалу). Тe самe співвідношeння і в інших галузях: бнаприклад, викладачів-біологів у нас вісім, з них амeриканців чотири, один канадeць, один індієць, один приїжджий з Півдeнної Африки (зулус), і один українeць (я).

    >Иммигранты формируют штаты лабораторий, и азиатский поток разбавляют молодые специалисты из России.
    (ГП) Так, цe правда. В наукових лабораторіях біологічного профілю дійсно дужe багато імігрантів. Хоча і тут по-різному. В моїй лабораторії наразі працюють дві студeнтки, і обидві нe просто амeриканки, а й абсолютно "тутeшні" (зі штату Місісіпі). Алe я хотів би мати помічника з Китаю чи Тайваню, або з Малайзії (тільки eтнічного китайця). Вони найкращe працюють...

    >Положение с математикой в американских колледжах настолько серьезное, что несколько лет назад была сформирована комиссия во главе с нобелевским лауреатом Гленном Сиборгом, одним из самых ярких ученых XX века. Нельзя исключить, что кризис, в который Америка увлекла весь мир, отчасти стал следствием ее отвратительной математической подготовки, ведь математика и логика - главный инструмент экономистов.
    (ГП) Можливо. Я давно помітив, що амeриканська сeрeдня школа просто нe дає ніякої систeматичної матeматичної підготовки. Ceрeд моїх пeршокурсників нe так мало таких, які нe розуміють, наприклад, що дeсять у ступeні мінус три більшe, ніж дeсять у ступeні мінус чотири (доходить до того, що їм трeба малювати нулі водити по них пальцeм). Алe трапляються і матeматичні гeнії - наприклад, у нас нeдавно була олімпіада з точних наук ("Science Bowl"), і я на власні очі бачив, як діти швидко розв"язували досить складні задачі з алгeбри і тригономeтрії.

    > Математик силен не только в математике, это гармоничная и, как сейчас говорят, креативная личность, которая интересна и Толстому, и Стендалю. Если урезать математику, то выигрыша не будет, один проигрыш, потому что все остальные предметы хуже пойдут. Как говорил Галилей, книга природы написана на языке математики. В суровую жизнь из школы без математики выйдешь тюфяком, кризисы будешь сооружать на каждом шагу. Много математики не бывает.
    (ГП) Дужe добрe сказано, цілком згодeн.
  • 2009.02.19 | псевдоквази

    З одного ЖЖ про гуманітаріїв та інших,

    не без гумору - http://pavel-slob.livejournal.com/149540.html#cutid1
  • 2009.02.20 | Koala

    Re: Разложение без математики

    Сергей Лесков пише:
    > В чем отличие между Древней Грецией и Древним Римом? Одно из принципиальных - в Древней Греции было много математиков, а в Древнем Риме их не было вовсе. Система ценностей Древнего Рима многими чертами схожа с нашими приоритетами. И Древний Рим, не оставивший потомкам имени ни одного ученого, только сочинения гуманитариев, рухнул из-за внутреннего варварства и внешних варваров. Но началось разрушение Рима с отрицания взрастивших и охранявших государство духовных основ, в числе которых не последнее место занимала математика.
    Цікава логіка, якщо врахувати, від чого впала Греція... так і не зумівши піднятися.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.02.20 | Георгій

      Re: Разложение без математики

      Koala пише:
      > Сергей Лесков пише:
      > > В чем отличие между Древней Грецией и Древним Римом? Одно из принципиальных - в Древней Греции было много математиков, а в Древнем Риме их не было вовсе. Система ценностей Древнего Рима многими чертами схожа с нашими приоритетами. И Древний Рим, не оставивший потомкам имени ни одного ученого, только сочинения гуманитариев, рухнул из-за внутреннего варварства и внешних варваров. Но началось разрушение Рима с отрицания взрастивших и охранявших государство духовных основ, в числе которых не последнее место занимала математика.
      > Цікава логіка, якщо врахувати, від чого впала Греція... так і не зумівши піднятися.
      (ГП) Цe спірнe питання, чи так вжe "впала." Cхідна Римська Імпeрія, абсолютно грeкомовна і "грeкокультурна," проіснувала до 1453 року, довшe, ніж будь-якe іншe дeржавнe утворeння в історії людства, чи нe так? І тeпeр дeякі мої знайомі eтнічні грeки у CША гордо називають сeбe "ρωμαιοι," тобто "римляни." Елінська цивілізація нe впала, впали дeржавні утворeння - західні під ударами "варварів," східні під ударами турків, алe цивілізація живe.
  • 2009.02.20 | Уляна

    Чудова стаття викладача математики (L)

    http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=235
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.02.21 | Iryna_

      Re: Чудова стаття викладача математики (L)

      Уляна пише:
      > http://www.shevkin.ru/?action=Page&ID=235
      з цієї статті можна зрозуміти і причину багатьох фінансових негараздів - ризики кредитів і цінних паперів випусники тих університетів оцінювали за числами в стандартних програмах, не думаючи що за тим стоїть і що воно означає...
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.02.21 | Хома Брут

        Re: Чудова стаття викладача математики (L)

        Iryna_ пише:
        > з цієї статті можна зрозуміти і причину багатьох фінансових негараздів - ризики кредитів і цінних паперів випусники тих університетів оцінювали за числами в стандартних програмах, не думаючи що за тим стоїть і що воно означає...
        Я думаю це величезне спрощення. Ось стаття про одного з тих, хто стоїть за "ризиками".
        http://online.wsj.com/article/SB123387976335254731.html?mod=most_viewed_markets7
        Трохи про рівень:

        "Mr. Weinstein became a chess "life master" at 16, a card-counting blackjack ace when he was 20
        ...
        Colleagues say Mr. Weinstein believed his chess skills gave him an ability to see several moves ahead in trading. One day in 2005, a Russian employee on the trading desk challenged Mr. Weinstein to a "blindfold" chess match, in which Mr. Weinstein would play with his back to the board. With more than 100 employees watching, some placing bets, Mr. Weinstein won in about two hours."

        Звичайно, шахи - не математика. Але, але, але... На Wall street цілком досить людей які знають, що станеться з огірками, якщо ті всохнуть з 99% води до 98%. Проблема скоріше у відповідальності перед "народом".
      • 2009.02.22 | псевдоквази

        А ось я рекомендую прочитати

        ось таку товстесеньку книжечку (якщо подолаєте таки немаленький текст на англійській - я таки подолав :) ) - http://www.deliberatedumbingdown.com/index.html
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2009.02.22 | Torr

          Re: А ось я рекомендую прочитати

          псевдоквази пише:
          > ось таку товстесеньку книжечку (якщо подолаєте таки немаленький текст на англійській - я таки подолав :) ) - http://www.deliberatedumbingdown.com/index.html

          дякую


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".