Буржуазия и современная физика.
04/16/2009 | Л. Ландау.
http://www.ihst.ru/projects/sohist/material/press/landau35.htm
Современная физика по своему содержанию является наиболее последовательно материалистической из всех естественных наук. Великие открытия последних десятилетий, принцип относительности и волновая механика окончательно разбили последние попытки идеалистического подхода к природе. Естественно, что такое положение находится в резком противоречии с общей идеологией современной буржуазии, которая все больше впадает в самые дикие формы идеализма.
Современная техника в такой мере зависит от физики, что всякое искажение реального содержания этой последней обошлось бы буржуазии слишком дорого, да по существу и не является для нее необходимым, так как истинное идейное содержание современной физики является достоянием незначительной группы профессионалов.
Это не означает отказа буржуазии от фальсификации той стороны физики, которая доходит до широких масс в виде популярной и полупопулярной литературы. Здесь махровым цветом расцветает всяческое мракобесие во главе с самим господом богом. Оказывается, современная физика, хотя и обходящаяся без бога, отнюдь не противоречит его существованию и даже, при достаточной наглости и невежестве автора, может стать основой для нового доказательства бытия божьего.
Особенно характерна в этом смысле Англия. Здесь упоминание имени господнего является, кроме всего прочего, для автора коммерчески чрезвычайно выгодным, так как в этом случае он может рассчитывать на хорошую рекламу со стороны буржуазной прессы, а, следовательно, на лучший сбыт книги. Но наиболее замечательным является наличие в Англии специальной фигуры, долженствующей изображать физику для широких масс.
Мне приходилось спрашивать у средних английских обывателей: кто лучший физик Англии? В ответ назывались не всемирно-известные имена Резерфорда и Дирака, а с удивлением я узнал, что величайшим физиком Англии является сэр Оливер Лодж. Очень немногие физики за пределами Англии слышали это имя. С трудом удается установить, что лет 50 тому назад Оливер Лодж действительно занимался физикой, но ничем особенно не прославился. Разгадка такой популярности заключается в том, что хотя Оливер Лодж и мало знает физику, но зато с успехом вызывает духов и даже ухитрился их сфотографировать. То, что этот, как можно прочесть в любой английской газете, "гениальный" физик одновременно занимается спиритизмом, должно служить доказательством отсутствия противоречия между физикой и таким вздором, как потусторонний мир.
Рекламирование Лоджа прессой превосходит все пределы приличия. Во время всебританского съезда физиков в 1930 г. в Бристоле газеты следующим образом описывали доклад Дирака о его сделавших эпоху в теоретической физике открытиях: "Молодой физик Дирак сделал доклад о своих довольно интересных работах, который, однако, был так сложен, что его мог понять только присутствовавший на съезде сэр Оливер Лодж". В действительности Оливер Лодж не только не понял смысла этих работ (для этого он слишком мало знает физику), но даже не мог разобрать, о чем идет речь, и в своем выступлении нес нечто совершенно невразумительное.
Я спрашивал у английских физиков, почему они терпят это неприличие. Они говорили, что, конечно, сэр Оливер Лодж ничего не понимает, но он пишет много имеющих большой успех популярных статей, чем привлекает к физике богатых жертвователей.
Ясно, что такая "популяризация" физики и есть необходимая для капиталистических стран фальсификация ее для широких масс, и именно для этого превратили Оливера Лоджа в гения.
Не следует, однако, думать, что идеализм встречается только среди псевдоученых. Сами физики не являются последовательными материалистами. Их материализм ограничивается узкой областью непосредственно научной работы, и уже их высказывания о физике содержат идеалистическую чепуху и почти ничем не отличаются от обычных рассуждений буржуазных интеллигентов. Единственным эффектом агрессивно-материалистического содержания современной физики является прочное внедрение атеизма в среду физиков. Нет практически ни одного крупного физика, который не являлся бы атеистом. Конечно, их атеизм не носит воинствующего характера, а преспокойно уживается с самым доброжелательным отношением к религии. У большинства из них даже нехватает смелости открыто признать, что религия противоречит науке.
Среди физиков средней руки религиозные элементы встречаются чаще, и нет ничего удивительного в том, что их известность превышает их научную ценность. В этом причина чрезвычайной популярности среди не-физиков имен Эддингтона, Джинса и аббата Лемэтра. Эддингтон и Джинс обязаны своей славой не слишком значительным (и далеко не всегда правильным) научным работам и даже не написанным ими действительно прекрасным популярным книгам, а тому, что они в этих книгах всячески связывают бога с современной физикой.
Поповствующие физики представляют исключение, но и атеисты всячески стараются запутать положение. Трудно описать все разнообразные типы идеалистических высказываний, которые можно от них услышать по поводу той же физики.
Наиболее распространен так называемый махизм. Талантливые и даже гениальные люди, прекрасно разбирающиеся в самых сложных и фундаментальных вопросах физики, с серьезным видом повторяют такую полную бессмыслицу, как то, что единственной реальностью являются наши собственные ощущения, а физика по существу только условная конструкция, не могущая претендовать на изображение реальной действительности. Особенно трогательно слово "наши". Повидимому из чувства человеколюбия, каждый махист признает право на реальность ощущений не только своих, но и всех остальных людей, хотя само существование этих людей, повидимому, оставляется под сомнением. Что касается условности, то всем физикам прекрасно известно, что их наука устанавливает соотношение между реально наблюдаемыми явлениями, и вся условность только в том и заключается, какие величины обозначить определенной буквой и в каком виде написать уравнения.
Вся эта путаница, конечно, создается только для того, чтобы легче было запутать самого себя и других не только в физических, но и в социальных вопросах, и таким "простым" образом "не заметить" всей подлости, лжи и грязи капиталистического строя.
Однако, в своей науке настоящие физики так или иначе связаны необходимостью решать реальные проблемы и не могут позволить себе роскоши слишком сильного непонимания. Гораздо свободнее они ведут себя по отношению к другим наукам. Если не считать истории, представление о которой, понятно, детски-наивное (конечно, в буржуазном стиле), то больше всех достается биологии.
Один из наиболее гениальных физиков мира, Нильс Бор, недавно выпустил книжку "Light and life" ("Свет и жизнь"), где он пытается внушить читателю, что современная физика согласуется с непознаваемостью жизни.
Нечего и говорить, что доказательства Бора не выдерживают ни физической, ни логической критики. Удивительно, что человек, так исключительно глубоко понимающий физику в научной работе, мог так компрометировать ее, когда речь идет о биологии.
Все указанное выше характеризует "нормальное" отношение буржуазии к науке. Совершенно новый подход проводится немецкими фашистами. Основные учения современной физики объявляются антинациональными и либо прямо, либо косвенно связанными с происками неарийских элементов. Поскольку физики все же необходимы для промышленности, некоторых настоящих физиков кое-как терпят, хотя большая часть их либо изгнана, либо эмигрировала. Германия, которая была раньше основным центром теоретической физики, стала теперь почти пустым местом, и немногие оставшиеся теоретики чувствуют себя очень неуверенно. Основную скрипку играют всякие около-физические элементы из бывших физиков, давно потерявшие всякий научный авторитет. Вождем немецкой физики был объявлен старый член национал-социалистической партии Иоганнес Штарк, который лет 20 тому назад проделал ряд блестящих экспериментов, однако, в дальнейшем "обиделся" на современную физику, и рассматривался всеми, как чисто анекдотическая фигура.
В своей программной речи маленький "фюрер" заявил, что будет справедлив, но строг и не потерпит никаких пропитанных неарийским духом лжеучений. Под его руководством ведется систематическая борьба с "выдуманной евреем Эйнштейном" теорией относительности, которая всячески вычеркивается даже из переиздаваемых учебников и систематически "разоблачается" в немецких физических журналах.
В новом, шестом, издании учебника физики Гримзеля о принципе относительности не упоминается вовсе. Уравнения же, выведенные Эйнштейном из принципа относительности, без которых все-таки трудно обойтись, приписываются различным лицам более арийского происхождения. Вообще же основная часть физики приписывается национал-социалистическому зубру Ленару.
Не менее подозрительно Штарк относится, конечно, и к волновой механике, арийские создатели которой, оказывается попали под влияние "спекулятивного еврейского духа".
Само собой разумеется, что вокруг Штарка и ему подобных широко развернулась всякая псевдофизика, ставятся нелепые опыты, долженствующие подтверждать различные невежественные идеи. Статьи этого рода за пределами Германии, конечно, никем не читаются.
Приведенные здесь примеры достаточно обрисовывают отношение буржуазии к современной физике.
Совершенно иначе относится к науке победивший пролетариат. Партия и правительство предоставляют небывалые возможности для развития физики в нашей стране. В то время, как буржуазная физика черпает свои кадры из узкого круга буржуазных интеллигентов, которым занятие наукой по карману, только в Советском Союзе могут быть использованы все действительно талантливые люди, которые в противоположность выдвигаемой буржуазией теории, встречаются среди трудящихся не реже, чем среди эксплоатирующих классов. Только государственное управление наукой в состоянии обеспечить подбор действительно талантливых людей и не допускать засорения научных учреждений различными непригодными для научной работы "зубрами" от науки, по существу тормозящими ее развитие.
Наши научные учреждения не зависят от благотворительности "культурных" капиталистов. Наконец, только у нас возможна организация популяризации настоящей нефальсифицированной науки для широчайших масс. Практическое выполнение на базе этих возможностей тех грандиозных задач, которые поставлены партией перед физикой, целиком ложится на нас, физиков Советского Союза. Очень мало сделано нами до сих пор. Научные институты в стороне от вузов и не интересуются подготовкой кадров. Не лучше они относятся к подбору и подготовке собственной аспирантуры. Профессионалы не занимаются вопросами популяризации физики, в результате чего это дело остается в руках невежественных борзописцев типа В.Е.Львова.
Такое положение не должно продолжаться. Страна требует от нас активной работы по социалистической реконструкции науки. Мы обязаны сейчас мобилизовать все свои силы на построение лучшего в мире физического вуза, на воспитание лучшего в мире состава физиков-исследователей и на создание самой богатой и здоровой популярной литературы.
Это – задача не одного года, но для ее выполнения есть все возможности и мы обязаны ее разрешить.
Источник: Л.Ландау. Буржуазия и современная физика
// Известия ВЦИК, 23 ноября 1935 г., с.2.
Современная физика по своему содержанию является наиболее последовательно материалистической из всех естественных наук. Великие открытия последних десятилетий, принцип относительности и волновая механика окончательно разбили последние попытки идеалистического подхода к природе. Естественно, что такое положение находится в резком противоречии с общей идеологией современной буржуазии, которая все больше впадает в самые дикие формы идеализма.
Современная техника в такой мере зависит от физики, что всякое искажение реального содержания этой последней обошлось бы буржуазии слишком дорого, да по существу и не является для нее необходимым, так как истинное идейное содержание современной физики является достоянием незначительной группы профессионалов.
Это не означает отказа буржуазии от фальсификации той стороны физики, которая доходит до широких масс в виде популярной и полупопулярной литературы. Здесь махровым цветом расцветает всяческое мракобесие во главе с самим господом богом. Оказывается, современная физика, хотя и обходящаяся без бога, отнюдь не противоречит его существованию и даже, при достаточной наглости и невежестве автора, может стать основой для нового доказательства бытия божьего.
Особенно характерна в этом смысле Англия. Здесь упоминание имени господнего является, кроме всего прочего, для автора коммерчески чрезвычайно выгодным, так как в этом случае он может рассчитывать на хорошую рекламу со стороны буржуазной прессы, а, следовательно, на лучший сбыт книги. Но наиболее замечательным является наличие в Англии специальной фигуры, долженствующей изображать физику для широких масс.
Мне приходилось спрашивать у средних английских обывателей: кто лучший физик Англии? В ответ назывались не всемирно-известные имена Резерфорда и Дирака, а с удивлением я узнал, что величайшим физиком Англии является сэр Оливер Лодж. Очень немногие физики за пределами Англии слышали это имя. С трудом удается установить, что лет 50 тому назад Оливер Лодж действительно занимался физикой, но ничем особенно не прославился. Разгадка такой популярности заключается в том, что хотя Оливер Лодж и мало знает физику, но зато с успехом вызывает духов и даже ухитрился их сфотографировать. То, что этот, как можно прочесть в любой английской газете, "гениальный" физик одновременно занимается спиритизмом, должно служить доказательством отсутствия противоречия между физикой и таким вздором, как потусторонний мир.
Рекламирование Лоджа прессой превосходит все пределы приличия. Во время всебританского съезда физиков в 1930 г. в Бристоле газеты следующим образом описывали доклад Дирака о его сделавших эпоху в теоретической физике открытиях: "Молодой физик Дирак сделал доклад о своих довольно интересных работах, который, однако, был так сложен, что его мог понять только присутствовавший на съезде сэр Оливер Лодж". В действительности Оливер Лодж не только не понял смысла этих работ (для этого он слишком мало знает физику), но даже не мог разобрать, о чем идет речь, и в своем выступлении нес нечто совершенно невразумительное.
Я спрашивал у английских физиков, почему они терпят это неприличие. Они говорили, что, конечно, сэр Оливер Лодж ничего не понимает, но он пишет много имеющих большой успех популярных статей, чем привлекает к физике богатых жертвователей.
Ясно, что такая "популяризация" физики и есть необходимая для капиталистических стран фальсификация ее для широких масс, и именно для этого превратили Оливера Лоджа в гения.
Не следует, однако, думать, что идеализм встречается только среди псевдоученых. Сами физики не являются последовательными материалистами. Их материализм ограничивается узкой областью непосредственно научной работы, и уже их высказывания о физике содержат идеалистическую чепуху и почти ничем не отличаются от обычных рассуждений буржуазных интеллигентов. Единственным эффектом агрессивно-материалистического содержания современной физики является прочное внедрение атеизма в среду физиков. Нет практически ни одного крупного физика, который не являлся бы атеистом. Конечно, их атеизм не носит воинствующего характера, а преспокойно уживается с самым доброжелательным отношением к религии. У большинства из них даже нехватает смелости открыто признать, что религия противоречит науке.
Среди физиков средней руки религиозные элементы встречаются чаще, и нет ничего удивительного в том, что их известность превышает их научную ценность. В этом причина чрезвычайной популярности среди не-физиков имен Эддингтона, Джинса и аббата Лемэтра. Эддингтон и Джинс обязаны своей славой не слишком значительным (и далеко не всегда правильным) научным работам и даже не написанным ими действительно прекрасным популярным книгам, а тому, что они в этих книгах всячески связывают бога с современной физикой.
Поповствующие физики представляют исключение, но и атеисты всячески стараются запутать положение. Трудно описать все разнообразные типы идеалистических высказываний, которые можно от них услышать по поводу той же физики.
Наиболее распространен так называемый махизм. Талантливые и даже гениальные люди, прекрасно разбирающиеся в самых сложных и фундаментальных вопросах физики, с серьезным видом повторяют такую полную бессмыслицу, как то, что единственной реальностью являются наши собственные ощущения, а физика по существу только условная конструкция, не могущая претендовать на изображение реальной действительности. Особенно трогательно слово "наши". Повидимому из чувства человеколюбия, каждый махист признает право на реальность ощущений не только своих, но и всех остальных людей, хотя само существование этих людей, повидимому, оставляется под сомнением. Что касается условности, то всем физикам прекрасно известно, что их наука устанавливает соотношение между реально наблюдаемыми явлениями, и вся условность только в том и заключается, какие величины обозначить определенной буквой и в каком виде написать уравнения.
Вся эта путаница, конечно, создается только для того, чтобы легче было запутать самого себя и других не только в физических, но и в социальных вопросах, и таким "простым" образом "не заметить" всей подлости, лжи и грязи капиталистического строя.
Однако, в своей науке настоящие физики так или иначе связаны необходимостью решать реальные проблемы и не могут позволить себе роскоши слишком сильного непонимания. Гораздо свободнее они ведут себя по отношению к другим наукам. Если не считать истории, представление о которой, понятно, детски-наивное (конечно, в буржуазном стиле), то больше всех достается биологии.
Один из наиболее гениальных физиков мира, Нильс Бор, недавно выпустил книжку "Light and life" ("Свет и жизнь"), где он пытается внушить читателю, что современная физика согласуется с непознаваемостью жизни.
Нечего и говорить, что доказательства Бора не выдерживают ни физической, ни логической критики. Удивительно, что человек, так исключительно глубоко понимающий физику в научной работе, мог так компрометировать ее, когда речь идет о биологии.
Все указанное выше характеризует "нормальное" отношение буржуазии к науке. Совершенно новый подход проводится немецкими фашистами. Основные учения современной физики объявляются антинациональными и либо прямо, либо косвенно связанными с происками неарийских элементов. Поскольку физики все же необходимы для промышленности, некоторых настоящих физиков кое-как терпят, хотя большая часть их либо изгнана, либо эмигрировала. Германия, которая была раньше основным центром теоретической физики, стала теперь почти пустым местом, и немногие оставшиеся теоретики чувствуют себя очень неуверенно. Основную скрипку играют всякие около-физические элементы из бывших физиков, давно потерявшие всякий научный авторитет. Вождем немецкой физики был объявлен старый член национал-социалистической партии Иоганнес Штарк, который лет 20 тому назад проделал ряд блестящих экспериментов, однако, в дальнейшем "обиделся" на современную физику, и рассматривался всеми, как чисто анекдотическая фигура.
В своей программной речи маленький "фюрер" заявил, что будет справедлив, но строг и не потерпит никаких пропитанных неарийским духом лжеучений. Под его руководством ведется систематическая борьба с "выдуманной евреем Эйнштейном" теорией относительности, которая всячески вычеркивается даже из переиздаваемых учебников и систематически "разоблачается" в немецких физических журналах.
В новом, шестом, издании учебника физики Гримзеля о принципе относительности не упоминается вовсе. Уравнения же, выведенные Эйнштейном из принципа относительности, без которых все-таки трудно обойтись, приписываются различным лицам более арийского происхождения. Вообще же основная часть физики приписывается национал-социалистическому зубру Ленару.
Не менее подозрительно Штарк относится, конечно, и к волновой механике, арийские создатели которой, оказывается попали под влияние "спекулятивного еврейского духа".
Само собой разумеется, что вокруг Штарка и ему подобных широко развернулась всякая псевдофизика, ставятся нелепые опыты, долженствующие подтверждать различные невежественные идеи. Статьи этого рода за пределами Германии, конечно, никем не читаются.
Приведенные здесь примеры достаточно обрисовывают отношение буржуазии к современной физике.
Совершенно иначе относится к науке победивший пролетариат. Партия и правительство предоставляют небывалые возможности для развития физики в нашей стране. В то время, как буржуазная физика черпает свои кадры из узкого круга буржуазных интеллигентов, которым занятие наукой по карману, только в Советском Союзе могут быть использованы все действительно талантливые люди, которые в противоположность выдвигаемой буржуазией теории, встречаются среди трудящихся не реже, чем среди эксплоатирующих классов. Только государственное управление наукой в состоянии обеспечить подбор действительно талантливых людей и не допускать засорения научных учреждений различными непригодными для научной работы "зубрами" от науки, по существу тормозящими ее развитие.
Наши научные учреждения не зависят от благотворительности "культурных" капиталистов. Наконец, только у нас возможна организация популяризации настоящей нефальсифицированной науки для широчайших масс. Практическое выполнение на базе этих возможностей тех грандиозных задач, которые поставлены партией перед физикой, целиком ложится на нас, физиков Советского Союза. Очень мало сделано нами до сих пор. Научные институты в стороне от вузов и не интересуются подготовкой кадров. Не лучше они относятся к подбору и подготовке собственной аспирантуры. Профессионалы не занимаются вопросами популяризации физики, в результате чего это дело остается в руках невежественных борзописцев типа В.Е.Львова.
Такое положение не должно продолжаться. Страна требует от нас активной работы по социалистической реконструкции науки. Мы обязаны сейчас мобилизовать все свои силы на построение лучшего в мире физического вуза, на воспитание лучшего в мире состава физиков-исследователей и на создание самой богатой и здоровой популярной литературы.
Это – задача не одного года, но для ее выполнения есть все возможности и мы обязаны ее разрешить.
Источник: Л.Ландау. Буржуазия и современная физика
// Известия ВЦИК, 23 ноября 1935 г., с.2.