МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

За 5 лет выпускники забывают почти всё, чему их учили (/)

06/02/2009 | Skapirus
http://focus.in.ua/society/41415

Как показывают социологические опросы, уже через три года после школы большинство выпускников сможет вспомнить лишь то, чему научились в первых четырёх классах.

В последние дни мая 427 тысяч украинских выпускников услышат последний звонок. Накануне праздника Фокус выяснял, как быстро они забудут все, чему их так долго учили в школе.

Если что и объединяет выпускников, независимо от времени и места окончания школы, так это талант легко расставаться с лишними знаниями, после того как сданы все экзамены и выставлены все баллы. Встретить неспециалиста по математике, который перескажет теорему Виета, так же нереально, как и неисторика, готового назвать дату битвы при реке Калка.

Издержки всеобуча
Как показало исследование Международного центра социальных исследований CADIS, почти две трети украинцев уже через 5 лет после выпускного помнят лишь самое элементарное: чтение, письмо, в лучшем случае умножение и деление в столбик. Редкий физик назовёт вам столицу Буркина-Фасо, а почти каждого гуманитария можно сбить с толку вопросом о правиле буравчика.

Эту тенденцию подтверждает и директор Украинского центра оценивания качества образования Игорь Ликарчук. "Я не советую взрослым людям участвовать в демонстративном прохождении тестов и решении школьных задачек", - призывает он. По мнению заслуженного работника образования Украины, большая часть бывших выпускников не смогут пройти тестирование уже через три года после окончания школы. Г-н Ликарчук вспоминает случай, когда некий академик-биолог взялся писать школьный тест перед телекамерой и провалил его.

"Знания, которые мы получили в школе, либо растворяются без остатка, либо лежат мёртвым грузом, - рассказывает психолог с 10-летним опытом работы в школе Сергей Никонов. - Хотите убедиться - сами полистайте учебники. Только не удивляйтесь, если вас поставит в тупик задачка для 3-4 класса".

20 лет спустя
В апреле 2009 года был проведён опрос 5 тысяч бывших выпускников из 10 городов Украины, окончивших среднюю школу в 1989 году.

Из них до сих пор могут:
27% - сложить дроби 3/7 и 11/17
24% - назвать дату Полтавской битвы
22% - вспомнить закон Ома
19% - назвать столицу Мадагаскара
13% - просклонять числительное 23725
Источник: Международный центр социальных исследований CADIS

Проверено на себе
Протестировать себя решили и журналисты "Фокуса", начали издалека - с учебника для 2-го класса "Я и Украина". Вопреки опасениям, всё прошло гладко: удалось быстро выполнить все задания, споткнулись лишь однажды - на вопросе "На кого похожи кролики?"

Следующий тур испытания прошёл по учебнику математики для 4-го класса. От сюжетов задачек повеяло забытым: сельхозбригады, как и прежде, собирают на полях морковь и свеклу, трактористы вспахивают гектар за гектаром, рабочие мастерят детали, а школьники высаживают леса. Впрочем, изредка встречались и более актуальные задания. Такое, например: "Гетман украинского реестрового казачества Пётр Сагайдачный умер 20 апреля 1622 года. Сколько прошло времени со дня его смерти?"

Если начальную школу удалось проскочить на одном дыхании, то контрольные задания по математике для 6-го класса заставили не по-детски задуматься. "Прямой угол следует поделить на три части так, чтобы одна часть была больше другой на 14 градусов, а третья меньше второй на 20 градусов. Вычислить градусную величину каждой части". Вместо того чтобы писать формулу, пытались изобразить на бумаге прямой угол и предположить, как будут выглядеть его части при соблюдении условий задачи. Полное фиаско.

Наплакались и с вопросами из учебника по этике для 6-го класса. Чего стоят проверочные задания к репродукции Рембрандта "Апостол Павел": "Как вам кажется, сколько лет изображённому персонажу?" и "Выглядит ли он счастливым?".

Чему-нибудь и как-нибудь
"Позорить меня будете?" - поинтересовался известный киевский галерист и музыкант Павел Гудимов, получивший аттестат зрелости в 1990 году. Тем не менее проверить знания согласился.

Для начала проходим курс информатики для 5-го класса. Задания несложные, но Гудимов справляется не со всеми. "Какой ярлык обозначает текстовый редактор? - рассматривает Павел картинки и отвечает верно. - Word". Но уже следующее задание он проваливает. Вопрос "Что означает кнопка Ж в текстовом редакторе?" вызывает колебания: то ли курсив, то ли подчёркивание, то ли полужирное написание текста.

Зато выполнять задания по математике для 10-го и 11-го классов Гудимов наотрез отказывается: "Что угодно, только не математика!" - настаивает он и радостно берётся за контрольную работу по истории Украины. Правильно отвечает на вопрос о Крещении Руси и даже называет время создания Галицко-Волынского государства. Дружит бывший львовянин и со всемирной историей. По крайней мере, о пакте Молотова-Риббентропа, нападении на Польшу в 1939 году и о фашистской Италии Павел знает всё.

Народный депутат Анна Герман окончила школу в 1976 году. Больше всего любила украинскую литературу и терпеть не могла математику. "Мне до сих пор снятся кошмары, как я проваливаю экзамен", - признаётся депутат.

На вопрос "Каким было первое письменное законодательство Украины" г-жа Герман отвечает без раздумий: "Руська правда". С провокационным вопросом для второклассников "Как одним словом назвать всех, кто живёт в Украине?" депутат тоже справляется: "Украинцы". А вот дату принятия Всеобщей декларации прав человека народная избранница подзабыла. "А есть варианты ответов? - заволновалась она. - Пусть будет 1958 год". На самом деле этот документ был принят 10 декабря 1948 года.

Учись учиться
"Физика, химия, астрономия потерялись полностью, - рассказывает Фокусу хормейстер Неля Бармашенко. - География тоже испарилась. Разве что засело в голове, что Волга впадает в Каспийское море. Да и то благодаря рассказу Чехова "Учитель словесности".

У выпускницы киевской консерватории трое детей, из них двое школьниц - 8-летняя Сабина и 7-летняя Этель. "Я бы хотела видеть в программе больше спецкурсов, которые помогут детям быть независимыми от ритма современной жизни, - мечтает она. - Это может быть обучение техникам медитации или детский театр".

В отличие от жертв советского всеобуча, нынешним школьникам бывает трудно объяснить, зачем корпеть над бесполезными знаниями. 8-летнюю Соню Островую, которая учится по программе развивающего обучения "Росток", удивляет необходимость тратить силы и время на упражнения по каллиграфии. "Набирать текст в Word я и так умею, там все шрифты одинаково красивые", - парирует она все аргументы.

Психолог Виктория Островая - мать Софии - полагает, что советская система образования давала ребёнку гораздо более целостную картину мира. Хотя и не отрицает, что большую часть своих школьных знаний растеряла уже ко второму курсу института. "Пока ещё могу помочь дочери-второкласснице по всем учебным предметам, - говорит она. - Но со следующего года, говорят, по математике начнём изучать круги Эйлера, и здесь я уже не уверена в своих силах".

Между тем за последнее десятилетие акценты в среднем образовании заметно поменялись. "Перед учителем уже не стоит задача загрузить ребёнка по максимуму, - рассказывает Фокусу старший научный сотрудник Института литературы НАН Украины и автор двух десятков школьных учебников по зарубежной литературе Евгения Волощук. - Важнее научить его алгоритму получения знаний. Телешоу вроде "Самый умный" - это зрелищно, но побеждают в нём те, чья голова больше других напоминает компьютер".

Відповіді

  • 2009.06.02 | Георгій

    Re: За 5 лет выпускники забывают почти всё, чему их учили (/)

    Так, так... всe цe і я бачу в моєму амeриканському унівeрситeті. За правилами, унівeрситeт нe має права приймати тих, хто нe має диплому про закінчeння "високої школи," тобто всі мої студeнти на папeрі мають 12-річну сeрeдню шклільну освіту. Алe більшість з них нe знають дужe eлeмeнтарних рeчeй, які, на мою думку, всі люди повинні виносити зі шкільної освіти. Наприклад, практично ніхто з моїх студeнтів, за виключeнням якихось одиниць, нe знає, що означає тeрмін "потeнціал" або "eлeктрична напруга." Практично ніхто нe можe навіть і приблизно пояснити, що такe концeнтрація, або що означають вирази "розчин з концeнтрацією 1%" чи "одномолярний розчин." Запитання типу, "якщо в суспeнзії 1000 клітин на один міллілітр, і я розводжу цю суспeнзію 1:10, якою станe концeнтрація клітин в розвeдeній суспeнзії?" - викликають повний шок.

    Про "загальноосвітні" знання я взагалі і нe говорю... яка там в біса столиця Мадагаскару... :) :) :)

    Такe вражeння, дійсно, що шкільна освіта дає надзвичайно мало, або нічого - якщо дивитися на нeї, цю шкільну освіту, як на причину володіння студeнтом пeвним фактичним вантажeм. Алe чи дійсно трeба самe так дивитися на шкільну освіту - я нe знаю, цe відкритe питання, н.м.с.д.
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2009.06.02 | Трясця

      Re: За 5 лет выпускники забывают почти всё, чему их учили (/)

      Ервін Шредінгер, закінчивши гімназію, не знав, що йому далі робити, бо природничі науки й математику знав блискуче, а давньогрецькою писав вірші. А суть у тому, що це була одна із жменьки елітних гімназій Австро-Угорщини, а учень був винятком, що довів, ставши згодом великим ученим. Стандартна школа із затурканими, бідними вчителями та діти, котрі мають спаскуджену крадійським суспільством свідомість, такого виходу не дадуть. І в Америці те саме. Бо, коли Обама нахабно каже, що він призначає поганого суддю до Верховного Суду лише тому, що вона небіла жінка, а білого чоловіка не варто призначати, оскільки він (білий) не знає життя кольорових верств, то із цього рая також нічогісінько не вийде.
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2009.06.02 | Георгій

        Re: За 5 лет выпускники забывают почти всё, чему их учили (/)

        Трясця пише:
        > Стандартна школа із затурканими, бідними вчителями та діти, котрі мають спаскуджену крадійським суспільством свідомість, такого виходу не дадуть. І в Америці те саме. Бо, коли Обама нахабно каже, що він призначає поганого суддю до Верховного Суду лише тому, що вона небіла жінка, а білого чоловіка не варто призначати, оскільки він (білий) не знає життя кольорових верств, то із цього рая також нічогісінько не вийде.

        (ГП) Мeні здається, тут річ нe в Обамі, а швидшe в тому, що діти і підлітки дужe змінилися, вони зовсім нe такі тeпeр, якими були ми. Чeрeз тeлeвізор, комп"ютeр і сотові тeлeфони з тeкст-мeссиджами вони тeпeр мають зовсім малeнький "attention span" - тобто проміжок часу, коли їх увага дійсно концeнтрується на чомусь. Я дeсь читав, що в підлітка 16-18 років у 1970-і - 80-і роки цeй "спeн" був дeсь 40-50 хвилин, а тeпeр він мeншe 15 хвилин (дeякі кажуть 10). Тобто традиційні "лeкції" з "наговорюванням" тим дітлахам нового, складного для них матeріалу вжe гeть втратили всякий сeнс - чeрeз 10 хвилин вони всі вжe відключeні. А пeрeважна більшість вчитeлів як у школах, так і в колeджах всe щe "читає лeкції" по 50 хвилин і більшe. І всі ті лeкції провалюються в порожнeчу.

        І другe: в амeиканських сeрeдніх школах після затвeрджeння Бушeм-молодшим акту "Нe залишимо жодної дитини позаду" ("No Child Left Behind") вчитeлі в дужe багатьох амeриканських сeрeдніх школах зовсім знизили стандарти. Дітям дозволяють приходити на заняття 2 чи навіть 1 раз на тиждeнь, і дають їм дужe лeгкі контрольні роботи типу "вгадай слова."
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2009.06.02 | Трясця

          Re: За 5 лет выпускники забывают почти всё, чему их учили (/)

          Може повернемося до європейських гімназій кінця 19 ¬ початку 20 століть? Тоді бовдури не заважатимуть працьовитим та розумним, і знов з’являться Кюрі, Склодовські, Планки, Гайзенберги, Шредінгери, Максвели, Чандрасекари та Гібси. І талановитим людям з простих родин, таким, як Резерфорд, Заболотний чи Едісон, теж буде затишно і корисно. І установиться меритократія, а тупі мажори зникнуть із наших очей на блошині ринки. Мрії, мрії...
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2009.06.02 | Skapirus

            Ви про Заболотного, в якого нещодавно вийшла стаття в Nature?(л)

            http://dx.doi.org/10.1038/nature07714
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2009.06.02 | Трясця

              Re: Ви про Заболотного, в якого нещодавно вийшла стаття в Nature?(л)

              Розумію гумор. Але може так статися, що з Володі виросте учений, подібний до Данила Кириловича. От ми з Вами посміємося!
          • 2009.06.02 | Сергій Вакуленко

            Re: За 5 лет выпускники забывают почти всё, чему их учили (/)

            Трясця пише:
            > Може повернемося до європейських гімназій кінця 19 ¬ початку 20 століть?

            Тоді треба буде забути про загальну середню освіту.
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
            • 2009.06.07 | псевдоквази

              Re: За 5 лет выпускники забывают почти всё, чему их учили (/)

              Сергій Вакуленко пише:

              > Тоді треба буде забути про загальну середню освіту.

              А може таки варто забути?
    • 2009.06.07 | псевдоквази

      Советую почитать по этой теме...

      такую вот книгу - Джон Гатто "Фабрика марионеток..." - есть в сети, поищите. Не говоря уже о том, что есть сайт, пгосвященный работам автора на английском.
  • 2009.06.07 | псевдоквази

    Браво, хорошая тема...

    которая порождает хороший вопрос: "А зачем тогда тратить 12 лет жизни на изучение всей этой бесполезной ерунды, если от этого ничего в голове не остается?" Попытка честно ответить на сей вопрос может привести к очень интересным выводам. В частности о том, что главная задача школы к каким-либо знаниям отношения не имеет...


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".