МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

А це вам нічого на нагадує?

04/25/2003 | Тестер
Кодекс корпоративной этики: каждой компании - свой кодекс
Версия для печати
Отправить по E-Mail
Стернин Илья, Панферова Наталья
E-xecutive
В последние годы во многих крупных российских компаниях появились кодексы корпоративной этики. Что это - мода, реверанс в сторону западных инвесторов или с помощью кодекса собственник действительно стремится повысить эффективность управления компанией? Как показывает практика, этические кодексы действительно содержат ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач. В то же время единый методологический подход к созданию этических кодексов на сегодняшний день отсутствует. Первым шагом в построении такой методологической базы может явиться проведенная в статье классификация существующих кодексов корпоративной этики.
Изучение этических кодексов ведущих зарубежных и отечественных компаний показало, что зачастую они очень не похожи друг на друга. Рассмотренные кодексы имеют разный формат, разный стиль и, более того, выполняют разные задачи. Именно от поставленных задач зависит, каким будет этот документ, и как он будет работать в конкретной организации.
К истории вопроса
Этический кодекс, по сути, является сводом правил и норм поведения, которые разделяют участники группы. С помощью кодекса задаются определенные модели поведения и единые стандарты отношений и совместной деятельности.
Первыми универсальными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (например, Десять заповедей Ветхого завета). Чуть позже стали возникать частные кодексы, определяющие поведение отдельных социальных групп общества (например, Кодекс самурая "Бусидо").
Потребность в частных кодексах (например, кодексы объединений, профессий) возникла в связи с тем, что универсальных норм было недостаточно для регулирования человеческого поведения в специфических ситуациях. Частная этика конкретизировала общие нравственные принципы применительно к особенностям той или иной деятельности.
В настоящее время наиболее распространены два вида этических кодексов - профессиональные и корпоративные, которые регулируют отношения людей внутри данных групп.
В зависимости от идентичности специалиста (с организацией или с профессиональным сообществом) более значимым для него будет кодекс профессиональной или корпоративной этики.
Профессиональные кодексы регулируют отношения внутри профессионального сообщества и эффективны для "свободных профессий", где наиболее выражены профессиональные этические дилеммы. Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа - кодекс врачей. Наиболее известны этические кодексы тех профессий, где значимые этические дилеммы задаются содержанием деятельности (адвокаты, психотерапевты, журналисты, риэлторы и т.д.).
Кодексы регламентируют поведение специалиста в сложных этических ситуациях, характерных для данной профессии, повышают статус профессионального сообщества в социуме, формируют доверие к представителям данной профессии. Также кодекс усиливает значимость принадлежности к профессии, его принятие косвенно может являться обрядом инициации, актом "обращения в профессию" (например, принятие клятвы Гиппократа и допуск к лечебной работе у врачей).
Когда наиболее значимые этические дилеммы задаются организацией, деятельность сотрудников регламентируется корпоративным кодексом.
Подробнее о кодексе корпоративной этики
Первопричина этических проблем в бизнесе - противоречия в интересах заинтересованных групп. Бизнес включает в себя экономические отношения между многими группами людей: клиентами, наемными работниками, акционерами, поставщиками, конкурентами, правительствами и сообществами - заинтересованными сторонами. Для наиболее эффективного управления современный менеджер должен учитывать всю совокупность интересов, а не только интересы акционеров.
Часто заинтересованные группы выдвигают противоречивые требования.
Например, противоречие интересов компании и потребителя: возможна ли продажа товара, не соответствующего по качеству декларируемому (недобросовестная реклама)?
Компания стремится к максимально выгодному освещению своего товара и привлечению клиентов, интерес - процветание фирмы. Потребитель заинтересован в максимально объективном сообщении о потребительских качествах товара, интерес - полная информированность.
Следует отметить, что не все проблемы имеют моральный аспект. Например, вопрос, стоит ли внедрять некий новый продукт в Европе прежде, чем в США, не имеет нравственной составляющей. А вопрос о разных критериях качества (или разных нормах информационной открытости о качестве товара) для продукции одной фирмы, экспортируемой в США и страны третьего мира, уже затрагивает нравственные нормы.
Поэтому важнейшие задачи кодекса корпоративной этики - установить приоритеты в отношении целевых групп и пути согласования их интересов.
Кодекс корпоративной этики может выполнять три основные функции:
· репутационную;
· управленческую;
· развития корпоративной культуры.
Репутационная функция кодекса заключается в формировании доверия к компании со стороны референтных внешних групп (описание политик, традиционно закрепляемых в международной практике по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам и т.д.). Таким образом, кодекс, являясь инструментом корпоративного PR, повышает инвестиционную привлекательность компании. Наличие у компании кодекса корпоративной этики становится общемировым стандартом ведения бизнеса.
Управленческая функция кодекса состоит в регламентации поведения в сложных этических ситуациях. Повышение эффективности деятельности сотрудников осуществляется путем:
· регламентации приоритетов во взаимодействии со значимыми внешними группами,
· определения порядка принятия решений в сложных этических ситуациях,
· указания на неприемлемые формы поведения.
Корпоративная этика, кроме того, является составной частью корпоративной культуры. Кодекс корпоративной этики - значимый фактор развития корпоративной культуры. Кодекс может транслировать ценности компании всем сотрудникам, ориентировать сотрудников на единые корпоративные цели и тем самым повышать корпоративную идентичность.
Подходы к созданию этических корпоративных кодексов
Содержание кодекса компании определяется, прежде всего, ее особенностями, структурой, задачами развития, установками ее руководителей.
Как правило, кодексы содержат две части:
· идеологическую (миссия, цели, ценности);
· нормативную (стандарты рабочего поведения).
При этом идеологическая часть может не включаться в содержание кодекса.
В профессионально однородных организациях (банки, консалтинговые компании) часто используются кодексы, описывающие в первую очередь профессиональные дилеммы. Эти кодексы "вышли" из описанных ранее кодексов профессиональных сообществ. Соответственно, содержание таких кодексов в первую очередь регламентирует поведение сотрудников в сложных профессиональных этических ситуациях. В банковской деятельности, например, это доступ к конфиденциальной информации о клиенте и сведениям об устойчивости своего банка. Кодекс описывает правила обращения с такой информацией, запрещает использовать сведения в целях личного обогащения.
В первую очередь здесь решаются управленческие задачи. Дополнение такого кодекса главами о миссии и ценностях компании способствует развитию корпоративной культуры. При этом кодекс может иметь значительный объем и сложное специфическое содержание и адресоваться всем сотрудникам компании.
В больших неоднородных корпорациях сочетание всех трех функций становится сложным. С одной стороны, существует ряд политик и ситуаций, традиционно закрепляемых этическими кодексами в международной практике. Это политики по отношению к клиентам, поставщикам, подрядчикам; описание ситуаций, связанных с возможными злоупотреблениями: взятки, подкуп, хищения, обман, дискриминация. Исходя из управленческой функции, кодекс описывает стандарты образцового поведения в таких ситуациях. Такой кодекс имеет значительный объем и достаточно сложное содержание. Адресация его всем группам сотрудников в условиях значительной разницы в образовательном уровне и социальном статусе сотрудников затруднена. В то же время развитие корпоративной культуры компании требует единого кодекса для всех сотрудников - он должен задавать единое понимание миссии и ценностей компании для каждого сотрудника.
В такой ситуации используются 2 варианта кодекса - декларативный и развернутый.
"Кредо", или декларативный вариант этического кодекса используется для предъявления этических принципов с начала XX века. К таким кодексам относятся Кредо (декларация ценностей) "Джонсон и Джонсон" (1944 г.), Кодекс "Семь духов (принципов)" поведения сотрудников "Мацусита электрик" (1933 г.). Они описывают общие принципы поведения сотрудников на уровне деклараций.
По сути, декларативный вариант - это только идеологическая часть кодекса без регламентации поведения сотрудников. Например "Кредо" включает 4 развернутых ценности, "Семь духов" - семь основных принципов. При этом в конкретных ситуациях сотрудники сами должны ориентироваться, как им себя вести, исходя из базовых этических норм.
Подобные кодексы действуют и по сей день. Однако в ряде случаев сотрудникам трудно оценить этическую правомерность конкретного поступка исходя из общих принципов. Следовательно, для того, чтобы кодекс действительно работал, компании прибегают к постоянной трансляции этих принципов через пение гимна, регулярное обсуждение и другие корпоративные ритуалы. Например, начиная с 70-х годов, компания "Джонсон и Джонсон" установила практику постоянного обсуждения и критического обзора "Кредо". Во время кризиса, вызванного отравлением тайленола(1), Ларри Фостер, вице-президент компании по связям с общественностью, сказал, что у компании не было иного варианта поведения, кроме удаления тайленола с рынка. Отказаться сделать это значило нарушить "Кредо".
Итак, декларативный вариант кодекса решает в первую очередь задачи развития корпоративной культуры. При этом для предоставления кодекса международному сообществу и решения конкретных управленческих задач необходима разработка дополнительных документов.
С 80-х годов XX века распространение получил также развернутый вариант кодекса с подробной регламентацией этики поведения сотрудников (P&G, ВР). В них была зафиксирована конкретная регламентация поведения сотрудников в отдельных областях, где риск нарушений был высок или возникали сложные этические ситуации. Эти регламенты описывались в виде политик в отношении заказчиков, потребителей, государства, политической деятельности, конфликта интересов, безопасности труда.
При этом большой объем и сложность содержания таких кодексов определяют их выборочную адресацию. В большинстве компаний такие кодексы разрабатываются для высшего и среднего менеджмента и не являются всеобщим документом, объединяющим всех сотрудников.
Подходы к созданию этических кодексов
Профессиональный Декларативный Развернутый
Пример Альфа-банк, Северная торгово-промышленная палата Johnson & Johnson, Panasonic BP Amoco, P&G.
Характеристики организации Профессионально однородные организации Крупные, профессионально неоднородные организации
Содержание · Описывает профессиональные этические дилеммы, нормы и стандарты поведения · Может содержать идеологическую часть Описывает идеологию и общие правила поведения · Описывает политики в отношении ключевых групп · Регламентирует поведение сотрудников · Может содержать идеологическую часть
Основные функции Может реализовывать все три функции: репутационную, управленческую и функцию развития корпоративной культуры Реализует в основном функцию развития корпоративной культуры, частично - управленческую Реализует репутационную и управленческую функции
Кому адресован Всем сотрудникам Всем сотрудникам Преимущественно менеджменту
Формат Профессиональный язык, большой объем Понятный текст, небольшой объем Специальная терминология, большой объем

Итак, каждая компания определяет собственные задачи, для решения которых она намерена использовать такой инструмент, как кодекс корпоративной этики. Но создание кодекса, естественно, не ограничивается только написанием текста документа. Существует специфика исполнения подобных документов: заставить исполнять этический кодекс нельзя. Поэтому для того, чтобы он действительно работал, еще на этапе его создания необходимо предусмотреть процедуры, включающие в процесс разработки документа по возможности всех сотрудников компании. Только при условии принятия каждым сотрудником кодекса корпоративной этики он будет реально исполняться.
Но как выполнить такую задачу в крупной корпорации? Как быть, если крупной компании нужен кодекс, выполняющий одновременно все функции: развивающий корпоративную культуру, повышающий эффективность управления, положительно влияющий на репутацию?

Відповіді

  • 2003.04.25 | Татарин

    Ой, ще й як нагадує!

    Вітаю, панове. Звісно деякі асоціації це викликає:)...
    Колись довелося побувати на зустрічі "гербалайфовців" і перше, що привернуло увагу - це практична тотожність методів впливу на аудіторію з методами Свідків Єгови та інших новомодних сектантів. Піздніше до рук потрапило щось на кшталт корпоративного кодексу вже одного з наших місцевих підприємств (доречи, досить солідного не тільки в рамках сучасної України, а і в межак колишньго Союзу). Типове промивання мозків, як на мій погляд. Фокус настільки старий та банальний, що навіть спершу викликає посмішку - який дурень на це підчепиться? Та нічого - згодом спрацьовує. Мета споконвіку була одна - влада, а це: або причетність до розподілу благ, або фізична сила, або психологічний вплив. Так от, чи блага ті не безмірні, чи розплодилося нас забагато, а ділити вже наче б то і нічого; силові "вправи" також нещодавно виконувались - набили оскомину; то, мабуть, знов черга за останнім - хождінням за ідеалами... Та хай собі, аби ж не сорок років в дорозі... Знову хтось зніматиме вершки, а решта змагатиметься одне з одним в любові до Корпорації (Партії, Логоса, Бога, Чорта - потрібне підкреслити)...
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.04.25 | Тестер

      Re: А якщо, ще додати різні чудеса...

      Тоді виходить "повний пердимонокль".
    • 2003.04.25 | Анатолій

      Марна справа, християни себе не побачать! (-)

      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2003.04.25 | Franko

        Анекдот про пана Анатолія (доброзичливий :-)

        Іде пан Анатолій по вулиці, до нього підходять двоє в стельку п'яних хлопців, показують на дерево і питаються:
        -- Скажіть, будь-ласка, скільки там дерев: одне чи два?
        Пан Анатолій дивиться, похмуро мовчить, а потім відповідає:
        -- Дерево одне. АЛЕ І ЗА НИМ ЮДЕОХРИСТИЯНИ НЕ СХОВАЮТЬ СВОЇХ ЗЛОЧИНІВ ПРОТИ УКРАЇНИ!!!!

        :)

        До речі, пропоную встановити термінологію... Тут одні вживають словосполучення "юдохристияни", інші -- "юдеохористияни". Ще дехто пише через дефіс. Якось негарно виходить, що кожен по-своєму. А ще часами ви забуваєтеся і пишете просто "християни". Пропоную Вам запропонувати якийсь еталон, тільки не сподівайтеся, що адміністрація Майдану внесе його в правила ;)

        Без вас було б сумно на релігійному форумі! Залишайтеся й надалі!

        З щирою повагою і любов'ю Franko
        згорнути/розгорнути гілку відповідей
        • 2003.04.25 | Тестер

          Re: Анекдот про пана Франка(язвітєльний :-)

          Після лекцій, семінарів, практичних занять і компютеросидіння в Інтернеті вийшов Франко прогулятись і випити гальбу пива.
          Вийшов на вулицю, а там весна. Сонечко світить, ласкаве таке, пташечки співають, травка і дерева зеленіють, квіточки розпускаються.
          Дівчатка напівроздіті очима світять, закликають.
          І сумно стало нашому Інтернет-рицарю Франку. Марійка далеко, чужих жінок бажати не можна по закону християнському. А молоде здорове тіло чогось дико хоче і спокушає до гріховного. Потупивши вниз очі, щоб не спокушатись тими гарними ніжками та сідничками, як персики, брів Франко по вулиці і роздирали його протиріччя.
          І тут, піднявши очі до Господа, він поблагав. В голові з компютерною швидкістю промайнули тексти Всіх святих писаній. Про резинову жінку там нічого не сказано.
          Франко рішуче направив свої стопи до секс-шопи. ;-)
          згорнути/розгорнути гілку відповідей
          • 2003.04.25 | Franko

            Дякую, але це не про мене :-)

            По-перше, я вже давно повернувся додому до Марічки. По-друге, в неї ТАКА фігура, що бажання по відношенню до інших дівчат якось самі по собі в'януть :)

            Чого, якщо ще не маєте, і Вам бажаю :)
            згорнути/розгорнути гілку відповідей
  • 2003.04.25 | Георгій

    Це може здатися парадоксальним, але...

    ... християни не мають ніякого "кодексу." Як сказав апостол Павло, заповіді староєврейського Закону були прибиті до хреста разом з Христом і "зотліли." Ми живемо не буквою законів, а тим, що підказує нам наше серце. --ГП
    згорнути/розгорнути гілку відповідей
    • 2003.04.25 | Адріана

      Re: Це може здатися парадоксальним, але...

      АМІНЬ!
    • 2003.04.25 | Тестер

      Re: В кожному соціумі, починаючи з сім"ї є пр...

      равила і закони співжиття. Якщо ви не сповідуєте їх, переходьте в другий. Хочете жити один - на "необитаемій остров"!
      Так що тут, Ви неправі, Пане Георгію
      згорнути/розгорнути гілку відповідей
      • 2003.04.25 | Георгій

        Правильно, але...

        ... для християнина ці правила не написані буквами в книжці і не такі, що "один раз і для всіх." Вони "написані" всередині, в "серці" людини, і базуються на любові. Ми не крадемо, не вбиваємо, не чинимо перелюбу, не заздримо, тощо, не тому, що той чи інший параграф тієї чи іншої книжки говорить нам це, а тому, що ці дії несумісні з любов"ю.


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".