МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

«Вы освобождаетесь от должности настоятеля» (/)

04/07/2008 | Георгій
http://www.uaorthodox.info/ua/catalog/Publikatsiyi/Fakti_i_komentari/Moskovskaya_Patriarhiya_uzhe_ne_vpisivaetsya_v_ponyatie_TSerkov.html

6 Квітня, 2008 15:00

«Вы освобождаетесь от должности настоятеля»

После почти 15-ти лет натянутых отношений правящий архиерей Псковской епархии РПЦ архиепископ Евсевий отстранил о. Павла Адельгейма, известного пастыря и публициста, от должности настоятеля храма святых Жен-Мироносиц. Указ за № 7 был подписан архиепископом Псковским и Великолукским Евсевием 22 февраля 2008 года.

Документ цитируем дословно: «Настоящим, в связи со сложившейся непрекращающейся крайне нетерпимой обстановкой в храме Святых Жен-Мироносиц и вашим отказом от участия в заседании Псковского Епархиального суда для разрешения возникшего конфликта между вами и клириком вашего храма священником Владимиром Будилиным, учитывая также вашу открытую неприязнь к предшествующим клирикам, вы освобождаетесь от должности настоятеля храма Святых Жен-Мироносиц г. Пскова и остаетесь клириком того же храма».

Благочинный города Пскова, настоятель Троицкого собора отец Иоанн Муханов привез отцу Павлу этот указ на дом, в день его подписания. Вместе с указом привез и нового настоятеля храма – молодого священнослужителя, отца Сергия Иванова.

«Назначать или увольнять настоятелей храмов – это прерогатива правящего архиерея. И он этим правом воспользовался. Но те мотивировки, которые приводятся в указе, у меня лично вызывают большие сомнения, учитывая всю предысторию отношений отца Павла и правящего архиерея, которая тянется с 1993 года», – говорит глава приходского совета храма Жен-Мироносиц Виктор Яковлев.

В указе приведены два основания для освобождения от должности отца Павла Адельгейма: неявка в Епархиальный суд 25 декабря 2007 года и нетерпимое отношение настоятеля к клирикам храма, не только к отцу Владимиру Будилину. Комментируя указанные причины, председатель приходского совета сообщил следующее.

Во-первых, вызов в Псковский Епархиальный суд отца Павла был неканоническим или, попросту говоря, незаконным, прежде всего, исходя из «Положения о епархиальном судопроизводстве».

Во-вторых: «Насколько я знаю, священники храма Св. Жен Мироносиц, некогда служившие с отцом Павлом, не питают к нему неприязненных чувств. О снятии же отца Владимира Будилина мы просим у архиерея очень давно, в виду того, что он не просто нарушает Устав Русской Православной Церкви, он разорвал евхаристическое общение с отцом Павлом – согласно Апостольским правилам за это священника лишают сана. С просьбой о снятии отца Владимира и в Епархию, и в Москву обращался сам отец Павел, обращались приходской совет и приходское собрание. Но наши просьбы были оставлены без внимания. Несмотря на все нарушения, отец Владимир Будилин оставлен служить в храме, и продолжает исполнять роль дубины в руках правящего архиерея, постоянно досаждая отцу Павлу. И это поведение поощряется правящим архиереем», - считает председатель приходского совета храма.

У Виктора Яковлева есть основания для таких оценок: «Я могу открыто сказать свое мнение об отце Владимире – это человек, обуянный манией величия. Он считает, что сделал для храма больше всех, хотя не вбил ни одного гвоздя. Он также считает, что незаурядно духовно одарен, что обладает даром провидчества. Есть такое понятие в церкви – "младостарчество". Вот это как раз самый яркий пример неадекватной оценки и себя, и окружающих и, как следствие этой оценки, – неадекватное поведение, разрушающее приходскую жизнь».

Виктор Николаевич предположил, что в письме, адресованном архиепископу Евсевию, слышны мотивы отца Владимира Будилина.

Между тем, за прошедший год отец Владимир не служил в храме почти 7 месяцев. Почти полгода отец Павел служит в храме один. Конечно, отцу Павлу хотелось иметь хотя бы один выходной в неделю, учитывая, что в 2008 году он отметит 70-летие, но лучшее, что можно было для него сделать – это оставить и приход, и настоятеля в покое. «Несмотря на возраст, на состояние здоровья отец Павел выдерживает такие нагрузки с Божьей помощью. Он справляется и с административными, и с преподавательскими и, главное, с пастырскими обязанностями. По-моему личному впечатлению, отец Павел именно в последнее время набрал очень мощную пастырскую силу. Но – был избран другой путь. Отца Павла сняли с настоятельства», – констатирует Виктор Николаевич.

Многие прихожане, узнав о решении правящего архиерея, плакали. Это не просто обида: указ архиерея воспринят ими как глубокое личное оскорбление и унижение. При том, что службы, которые прошли в храме в минувшую субботу вечером и в воскресенье утром, прошли, как подобает. «Я даже порадовался, что два священника общаются в алтаре так, как должно, с полным взаимным уважением и вниманием. Вместе причастились Святых Тайн, совершая Божественную литургию. Но при этом было чувство какой-то дикой дисгармонии. Не нормально, не естественно, когда молодой священник (отцу Сергию – 28 лет) поставлен над маститым протоиереем, который пользуется любовью и уважением не только своих прихожан, но и в православном мире. Отец Сергий служит 7 лет. В следующем году исполняется 50 лет священству отца Павла. Для молодого начинающего пастыря общение с отцом Павлом могло бы стать уникальной возможностью многому научиться», – говорит председатель приходского совета.

Главное опасение прихожан связано теперь с вопросом дальнейшего существования православной школы регентов при храме, в которой сейчас 42 учащихся, родители которых привели их туда сознательно. Понятно, что школа маленькая и поэтому дорогая. Деловые качества нового настоятеля храма Свв. Жен Мироносиц прежний настоятель уже оценил, они очень высокие. Отец Сергий прекрасно умеет считать деньги, а школа, безусловно, убыточна. Как решится ее судьба, никто сейчас не возьмется предсказать.

«Не дав ничего, Вы отняли всё»

Сам отец Павел в устном комментарии к ситуации был предельно краток: «Моя позиция заключается только в том, что я не совершил никакого правонарушения, и архиерей при всем своем желании не может меня ни в чем упрекнуть».

Узнав об указе правящего архиерея, отец Павел написал письмо в Псковскую Епархию, Его Высокопреосвященству, Высокопреосвященному Евсевию, архиепископу Псковскому и Великолукскому. С разрешения отца Павла мы публикуем письмо:

«Ваше Высокопреосвященство!

Необоснованные репрессии, которыми Вы преследуете меня последние 15 лет, продолжил Указ № 7. Без вины казнили большевики моих дедов и родителей. Без вины меня осудили и изувечили в тюрьме. Суд нас оправдал. Их посмертно, а меня через 40 лет. "Дополняйте же меру отцов ваших" (Мф. 23, 32).

Со временем Ваш Указ осудят, как образец беззакония. Как мой судебный приговор, Указ содержит клевету. Вопреки письменным свидетельствам и живым свидетелям, Указ без исследования обвиняет меня в "нетерпимой обстановке".

1. Вы не смогли назвать мой конкретный проступок. Такового не было.

В храме Святых Жен Мироносиц не было скандалов. Полгода моего ежедневного служения проходили в мирной обстановке. Священник Владимир Будилин прекратил евхаристическое общение с настоятелем, искажал чин Литургии и других Таинств, срывал богослужения, полгода не появляется в храме без уважительной причины. Это изложено в докладных, которые Вы игнорировали годами. "Нетерпимую обстановку" создаёт Ваше снисхождение к нарушению пастырского долга и христианской этики. Вы осудили и сняли настоятеля за свои собственные упущения.

2. Отказ от епархиального суда канонически обоснован: нельзя судить без обвинения. "Положение о епархиальном суде" (Положение, 5, 1) не допускает суд, если нет события преступления и обвинения, поскольку епархиальный суд рассматривает обвинения, влекущие лишение сана и отлучение от Церкви.

Вместо беззаконного суда Вы могли пригласить на беседу, но не захотели.

3. "Открытая неприязнь к предшествующим клирикам" – ложное обвинение.

За 20 лет моего настоятельства в Мироносицком храме служили:

1. Архимандрит Елевферий Попов, ныне настоятель Успенского храма.

2. Священник Владимир Георгиев, ныне настоятель двух городских храмов.

3. Протоиерей Михаил Мельник, ныне настоятель Воскресенского храма

4. Протоиерей Евгений Найдин, ныне настоятель Матвеевского храма.

Это же кузница настоятелей! Все ушли с повышением, с каждым я сохранил добрые отношения.

Вы отняли храм, который я построил в Богданово.

Без вины уволили меня из Матвеевского храма.

Без вины отняли Мироносицкий храм, поднятый из руин моими руками.

Обрекли на уничтожение православную школу регентов и сиротский приют.

Не дав ничего, Вы отняли всё.

Личную неприязнь Вы мне высказали на первой аудиенции в марте 1993 г., не скрывая последствий, которые преследуют меня 15 лет. Лишение настоятельства – не последний удар. Какая казнь ожидает священника за 50 лет беспорочного служения Церкви? Разве можно осудить невиновного? За что?

Величайший пример – Христос Спаситель. Он спросил: "Кто из вас обличит Меня в неправде?" (Ин. 8, 46). Пилат подтвердил: "Я не нахожу никакой вины в Этом Человеке" (Лк. 23, 4).

Но "искали архиереи и книжники, как бы взять Его хитростью и убить" (Мк. 14, 1). "И распяли Его" (Мк. 15, 25).

Вот и я восхожу на свою маленькую Голгофу и молюсь о Вас великой молитвой, которую Господь произнёс о Своих распинателях: "Отче, отпусти им, ибо не ведают что творят" (Лк. 23, 34).

Несмотря на все понесённые от Вас обиды, с любовью во Христе,

свящ. Павел Адельгейм».

«То, что творится – это и сокрушает в человеке веру»

Несложно предположить, каковы могут быть последствия этого письма для отца Павла. Но главное испытание ожидает все-таки не правящего архиерея и даже не отца Павла, а прихожан церкви Свв. Жен-Мироносиц.

«То, что творится – это и сокрушает в человеке веру. Особенно у тех, кто только начинает свой путь, кто только становится на путь Богоискательства. Они близко к сердцу принимают всё, и не в последнюю очередь – личные человеческие качества священника, с которым встречаются. Любая неблаговидность в служителе церкви ударяет по их вере», – со сказанным Виктором Николаевичем Яковлевым невозможно не согласиться.

Надо обладать просто нечеловеческой уверенностью в обоснованности действий в отношении притесняемого (15 лет!) священника, чтобы подвергать чужую пробуждающуюся веру подобному испытанию.

Впрочем, у Владыки, вероятно, есть основания для подобной уверенности. Через четыре дня после выхода Указа № 7, информационная служба Псковской епархии распространила следующее сообщение: «25 февраля, в день памяти святителя Московского Алексия, всея России чудотворца (1378 г.), Небесного покровителя Святейшего Патриарха Алексия II и празднования иконе Божией Матери Иверская на торжественном приёме, который состоялся по случаю тезоименитства, после Божественной литургии в Патриарших палатах Храма Христа Спасителя, Святейший Патриарх Алексий по традиции удостоил ряд архиереев церковных наград и орденов. В числе награждённых был и Правящий Архиерей Псковской епархии Владыка Евсевий, которого Патриарх возвел в сан митрополита».

«Это нечто, искажающее саму природу Церкви Христовой»

Частное письмо отца Павла, отправленное им несколько дней назад одному из его друзей.

«Дорогой N.!

Становится тяжело жить. Материально мы пока ещё живём терпимо, даже несмотря на нагрузку в лице 8 инвалидов, повисших на наших плечах. Тяжело соприкасаться с цинизмом, ставшим нормой церковной и гражданской жизни. Московская Патриархия уже не вписывается в понятие «Церковь», это нечто, искажающее саму природу Церкви Христовой. От непомерно разрастающейся власти и своей безответственности иерархия деградирует в раковую опухоль, постепенно убивающую все здоровые клетки организма церкви. Всякая критика становится бессмысленной, поскольку всем всё очевидно, даже вопросов нет, а изменить ничего нельзя. Епископ закусил удила и наплевал на свой авторитет и своё лицо, живёт в состоянии злобы и самолюбования. Наша ситуация в храме вызывает у народа слёзы. Ведь он не только меня, но народ оскорбил, и даже этого не замечает и не понимает.

В качестве хозяина в храм назначен «терминатор» разрушить приход. Он сохраняет в Соборе место, а сюда назначен настоятелем «в командировку» на 6 месяцев. Такие командировки он получает периодически. В прошлом году его послали развалить приход о. Андрея Давыдова по соседству с нами на радиозаводе. Иоанно-Предтеченский храм давно мозолил глаза Евсевию. О. Андрей Давыдов ушёл в другую епархию, в Суздаль, все его прихожане разбрелись кто куда: часть пришли в наш храм, часть в храм вмч. Анастасии Римлянки на Октябрьском. В прежнем храме не остался никто. Богоcлужения там бывают нерегулярно, приезжает время от времени иеромонах из Крыпецкого м-ря.

Сам о. Сергий Иванов (наш новый настоятель) рассказывает, что Евсевий держит его в Соборе специально для таких «подвигов». Его посылают в крепкие приходы, где настоятель с прихожанами «другого духа». Иванов разваливает приход в течение нескольких месяцев, чтобы ничто не уцелело, и уезжает служить обратно в Собор. Народ сперва плачет, а потом идут к епископу просить себе священника — как без богослужения жить? Епископ оказывает им благодеяние, чтобы они оценили его любовь и милость — посылает священника, который начинает заново создавать приход. Всё это имеет финансовую подоплёку. Возможно, прежний священник платил слишком скудный ясак, вот и потерял всё.

Школа наша, конечно, развалится. Возможно, мы дотянем до выпуска: в этом году у нас 11 класс, и мы хотели бы, чтобы они доучились и получили у нас свои аттестаты зрелости. Новый учебный год наверняка не начнётся.

От моего инвалидного приюта Иванов отказался сразу. Я попросил оплатить хотя бы коммунальные расходы: газ, свет, воду. Он отказал.

Регент Закревский ушёл в знак протеста, хор распался, богослужение не обеспечено ни чтецами, ни певцами. На воскресные службы кто-то приходит. Сегодня на «Благословенно Царство» ответил один голос «аминь», и так пелась Великая ектения, потом подошли несколько певчих. По субботам поют ученики, в прочие дни — пусто. Постепенно основная масса людей разойдётся по другим храмам.

Иванов без всякого образования, — ни светского, ни духовного, а главное, его не интересует ни богослужение, ни церковные вопросы, по большому счёту, и сам приход — на его долю церковных денег хватит. Ничего не приобретает, только продаёт всё, что собрано в храме. Это живая икона нашей российской экономики.

Иванов говорит проповеди минут по 10, но по содержанию это какой-то лепет. Да ещё плохая дикции и говорит так тихо, что я сегодня, как ни напрягался, не смог разобрать ни одного слова. Раза два расслышал слово «Бог» и ещё какое-то слово. Больше ничего не понял.

У нас тут несколько статей в газетах и много писем властям светским и духовным с просьбой не губить приход. Епископ только ухмыляется.

Храни вас Бог, с любовью — Павел»

Публикация подготовлена по материалам

«Портала-Credo.Ru» и «LiveJournal»

Відповіді



Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".