МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

(P) Митр. Cурозький Антоній (Блум) про молитву (/)

10/01/2008 | Георгій
Мeні надзвичайно сподобався цeй уривок з вeликої книги покійного владики Антонія "Бути xристиянином." Я знаходжу в його думках дeякі, що просто бeзпосeрeдньо стосуються мeнe, мого власного досвіду молитовного життя. Навeду цeй уривок повністю, мовою оригіналу (владика Антоній був наполовину росіянин, наполовину шотландeць, і жив майжe всe своє життя в Західній Європі, алe своєю рідною мовою вважав російську).

***********

О МОЛИТВЕ
Если верно то, что я раньше говорил о Церкви: что она является местом встречи, больше того – местом соединения Бога с человеком и одновременно самым чудом этого соединения, то справедливо сказать, что есть три элемента в жизни верующего и Церкви в целом, которые абсолютно необходимы. Первое – это, конечно, то действие Божие, которое нас с Ним соединяет. Я не говорю сейчас о Воплощении, а именно о таинствах, о тех действиях Господних, которые совершаются Им – над нами, но не без нас, потому что в таинствах с нашей стороны требуется открытость, вера, жажда встречи с Богом. С другой стороны, дары Божии нам предлагаются, но мы должны бороться за то, чтобы эти дары не только стали нашим достоянием, но пронизали нас до самых глубин. И поэтому если мы хотим быть членами Церкви, учениками Христа, друзьями Христа, то вступает в силу момент верности. А это означает постоянный подвиг, постоянную борьбу с самим собой, с грехом, со всеми силами зла, какие только встречаются нам в жизни. И наконец, на основании этой борьбы и дара Божия в таинствах вырастает встреча совершенно иного рода, постоянная, все углубляющаяся, которая совершается в молитве. И вот о молитве мне хочется кое-что сказать.
Мы часто думаем о молитве в уставных или формальных категориях. Часто, придя на исповедь, люди говорят, что не выполняли своего молитвенного правила или тех или других молитвенных действия. Но молитва не только в этом. Разумеется, и это играет свою роль (и к этому я вернусь), но самая сущность молитвы – это наша устремленность к Богу, устремленность к тому, чтобы встретить Его лицом к лицу. И в конечном итоге молитва – это предстояние перед Богом, которое начинается со слов и вырастает и углубляется до созерцательного молчания.
Я вспоминаю сейчас одного западного подвижника, приходского священника деревушки в центральной Франции. Он часто видел, что в храме сидит старик, – сидит, глядит перед собой и молчит. И как-то священник обратился к нему с вопросом: “Дедушка, что ты часами здесь делаешь? Губами не шевелишь, пальцы твои не бегают по четкам: чем ты занят?” И старик на него посмотрел и тихо ответил: “Я на Него гляжу, Он глядит на меня, и мы так счастливы друг с другом”. Это была подлинная встреча в глубинах молчания.
Я вспоминаю другого человека, неизвестного миру, моего духовного отца, архимандрита Афанасия (Нечаева). Перед своей смертью он мне написал: “Я познал тайну созерцательного молчания, теперь я могу умереть” – и через три дня он умер. Самая глубина молитвы заключается в том, чтобы встретить Бога лицом к лицу (я говорю сейчас не о зрении глаз, а о встрече в самых тайниках и глубинах нашей души) и с Ним там пребывать. И конечно, к этому следует стремиться, этому мы должны учиться.
Первое: мы должны учиться молчать. Мы должны научиться стать перед Богом или просто сесть перед лицом Божиим и молчать, дать всем силам воображения, всем мыслям улечься, всем чувствам успокоиться. Я вам могу опять-таки дать пример этого.
Много лет тому назад, как только я стал священником, меня послали в старческий дом. Там, между прочими, жила старушка ста одного года, которая после первого моего там богослужения подошла ко мне и говорит: “Отец Антоний, я от вас хочу совета. Я уже много-много лет постоянно повторяю молитву Иисусову и никогда не ощутила присутствия Божия. Скажите, что мне делать”. Я с готовность, с радостью ей ответил: “Найдите человека, который опытен в молитве, и он вам все скажет”. Она на меня посмотрела и сказала: “Знаете, за долгую свою жизнь я обошла всех людей, которые всё или что-нибудь знают, и ничего путного от них не услышала. Увидев вас, я подумала: он, наверное, ничего не знает, так может быть он случайно что-нибудь – простите за выражение – “ляпнет”, что мне на пользу пойдет”. Я подумал, что если уж на то пошло, то могу занять положение валаамовой ослицы. Помните историю, как пророк ехал на не угодное Богу дело, и не видел, как посреди дороги стоит ангел с мечом и не пускает его; а ослица видела, обернулась к Валааму и сказала: если хочешь идти дальше, иди один, я не хочу умереть от меча ангельского... И вот я решил: хорошо, если ослица могла заговорить, попробую и я, как ослица, что-нибудь сказать. И сказал старушке: “Как вы думаете – когда может Бог успеть что-нибудь вам сказать или проявить Свое присутствие, если вы все время говорите?” – “А что же делать?” – “А вот что сделайте. Завтра утром встанете, уберетесь, уберите свою комнату, затеплите лампаду перед иконами, затем сядьте так, чтобы видеть иконы и лампаду, и открытое окно (дело было летом), и фотографии любимых людей на камине; возьмите спицы и шерсть и вяжите молча перед лицом Божиим, и не смейте ни одной молитвы говорить, сидите смирно и вяжите”. Она на меня посмотрела, я бы сказал, больше с недоверием, чем с надеждой, и ушла. На следующей неделе я должен был там снова служить, и огляделся, надеясь, что ее нет, а то мне от нее достанется. Она была!.. После службы она подошла и говорит: “Отец Антоний, а знаете – получается!” Я спросил: “Чтó получается?” – “Я сделала то, что вы сказали. Села молча вязать, вокруг было тихо; потом я стала слышать звяканье спиц, и этот звук как бы углубил чувство молчания вокруг меня. И чем больше я ощущала молчание, тем больше ощущала, что оно – не просто отсутствие шума, а что в нем есть нечто иное, что в сердцевине этого молчания какое-то присутствие. И вдруг я почувствовала, что в сердцевине этого молчания – Сам Господь. И тогда я поняла, что могу молиться словами или не молиться – все равно: я с Ним. Он на меня глядит, я гляжу на Него, и так хорошо нам вместе”. Здесь ее опыт совпал с опытом того простого крестьянина из французской деревушки, о котором я говорил ранее. И после этого она знала, что если хочет молиться и почувствовать, сознать присутствие Божие, то ей достаточно самой замолчать до момента, когда она пробьется через тот шум мыслей, беспорядок чувств, который иначе в ней качествовал, – и почувствует, что теперь она может говорить с Богом, потому что она перед Его Лицом. Это очень важный момент, и мы все должны этому учиться. То, что я говорю – не моя выдумка: об этом подробно и очень ярко пишет святитель Феофан Затворник.
Однако мы не можем жить постоянно такой молитвенной жизнью; есть и другие моменты. Мы читаем молитвы, и эти молитвы читать необходимо, потому что мы не можем, при нашем малом духовном опыте, довольствоваться таким созерцательным состоянием. Мы не доходим до него сразу, нам нужна поддержка – и нам даны утренние молитвы, вечерние молитвы, богослужение, акафисты и т.д. Как мы с ними должны поступать?
Мне часто говорят: “Я читаю утренние, вечерние молитвы и не могу отозваться на все, что там сказано”. Я всегда указываю говорящему: “Как ты можешь ожидать, что будешь отзываться на все, что там сказано? Ты посмотри: над каждой молитвой стоит имя какого-нибудь святого: Василия Великого, Симеона Метафраста, Иоанна Златоустого и т.д. Неужели ты можешь мечтать о том, чтобы, переходя из молитвы в молитву, пережить, как бы соединиться с опытом всех этих святых, то есть вместить в себя молитвенный опыт пяти или десяти святых, которые написали или составили эти молитвы?”
Я напрасно выразился “написали или составили”. Молитвы, которые у нас есть, будь то псалмы, будь то содержание нашего молитвослова, не были “написаны”, никто не сидел перед письменным столом и не сочинял молитвы. Это крик души, который вырвался, как кровь льет из раны, в момент либо восторга, либо покаяния, либо отчаяния или боли, либо надежды; все эти чувства святой потом запечатлел на бумаге, чтобы не забыть то, что с ним в какой-то момент случилось. И если мы хотим молиться молитвами святых, мы должны, во-первых, их читать честно, то есть приступая к молитве, обратиться к святому и сказать ему: “Святой Василий.., святой Иоанн.., святой Симеон..! Я буду употреблять твои молитвы, но я не в состоянии их вместить. Я буду их повторять всей честностью своей, всем своим умом, всем пониманием, а ты возьми их и вознеси с твоей собственной молитвой к престолу Божию!”. Это уже начало нашего общения с данным святым и с тем, что он заложил в свою молитву. А он в эту молитву заложил свое знание о Боге, свое знание о себе самом, свой опыт жизни, свою нужду, – все это он влил в молитву. И когда мы будем читать эту молитву, некоторые ее моменты будут нам понятны и близки, потому что они всечеловечны, а некоторые будут для нас закрыты и непонятны, нам не под силу будет сказать от себя самих некоторые слова, произнесенные святым совершенно правдиво из глубин своего опыта.
Опять-таки, могу вам дать пример. Как-то я, когда был юношей, “насмерть” поссорился с одним своим товарищем. Я пришел к отцу Афанасию, спрашиваю: “Отец Афанасий, что мне делать? Я поссорился с Кириллом и не могу ему простить то, что он мне сделал. Но в молитве Отче наш говорится: “Прости, как я прощаю”. Что мне делать?” Отец Афанасий на меня спокойно посмотрел и сказал: “Дойдешь до этого места – скажи: “Не прощай меня, потому что я Кириллу простить не могу”... – “Я не могу этого сказать!” – “Ничего другого сделать нельзя”. Я попробовал, дошел до этого места и не мог этих слов произнести. Вернулся к отцу Афанасию. “Ну, – говорит он, – если ты не можешь честно сказать этих слов, то перескочи через это прошение”. Я попробовал: невозможно! Это прошение гранью стоит между моим спасением и моей погибелью. Вернулся снова к отцу Афанасию. Он говорит: “И что, тебе страшно, что ты погибаешь? Тогда вот что попробуй сделать. Скажи: “Господи, я очень хотел бы простить Кирилла, да не могу. Можешь ли Ты меня простить постольку, поскольку я хотел бы ему простить?” Я попробовал – и это получилось. А потом постепенно, переходя из одного оттенка к другому, я вдруг увидел: какое безумие! Конечно, я могу простить Кириллу! Он передо мной даже и не виноват, мы оба друг перед другом виноваты!.. Я сначала с ним примирился, а потом оказался в состоянии свободно, спокойно говорить эти Божественные слова, решающие нашу судьбу, являющиеся как бы Красным морем, через которое мы должны пройти из рабства в Обетованную землю.
Значит, следует читать молитвы честно, и когда мы не можем чего-то произнести совершенно честно, мы должны Господу сказать: “Я произнесу слова святого, который написал эту молитву, но от себя я не могу их сказать. Помоги мне когда-нибудь дорасти до этой меры!”. Но дорасти до этой меры невозможно, если мы будем просто эти молитвы твердить, никогда к ним не возвращаясь. И надо сделать две очень важные вещи. Во-первых, то, что святой Феофан Затворник нам предписывает: продумывать и прочувствовать каждую молитву не в момент, когда мы совершаем наше молитвословие, а в моменты, когда мы можем сесть спокойно, прочитать эту молитву, вдуматься в нее и ставить перед собой вопрос: вот что такой-то святой знал о Боге, о себе, о жизни; что я знаю об этом?.. И прочувствовать, довести до своего сознания, до своего сердца и как бы до глубин своих воспоминаний, из глубин своего сердца вывести на поверхность все то, что соответствует словам этой молитвы. Так что когда я буду читать ее перед Богом, весь духовный и человеческий опыт, собравшийся во мне, был бы вызван наружу словами этой молитвы. Тогда каждая молитва начнет оживать, делаться моей молитвой; вокруг каждого слова будут кристаллизоваться моменты моего собственного опыта.
И второе мы должны непременно делать. Некоторые молитвы могут служить как бы программой жизни. Например, в вечернем правиле есть двадцать четыре короткие молитовки святого Иоанна Златоустого. Он их предполагал на каждый час дня. Мы их читаем вечером, если можно так выразиться, “оптом”. Но мы можем, например, на каждый день выбрать одну из этих молитв и посвятить ей пусть не целый день, но полдня или несколько часов. “Господи, в покаянии приими мя”. Вот, продумай, прочувствуй, что значит покаяние. И когда продумаешь и прочувствуешь, посвяти хотя бы несколько часов этого дня тому, чтобы учиться каяться. Есть другие молитвы: “Господи, даждь ми слезы, и память смертную, и умиление... Господи, даждь ми целомудрие, послушание и кротость...” . Если взять каждое из этих слов и поставить себе правилом: в течение одного дня (большей частью мы на это не способны, но хоть несколько часов или полдня) я против этого грешить не буду, я буду выполнять все, что содержится в этом слове, – то каждая молитва начнет оживать. И когда я буду становиться на молитву перед Богом, я буду не просто твердить молитвы святых, а буду словами святых возносить Богу свою молитву. И тогда получается то, что один мальчонка как-то сказал своей матери, после того как она его заставила вычитать вечерние молитвы: “Мама, теперь что мы намолитвословили, давай-ка в свое удовольствие помолимся Богу, скажем Ему сами то, что мы о Нем чувствуем или что нам хочется Ему сказать”. Вот, с этого бы нам начать.

http://www.wco.ru/biblio/books/antons17/Main.htm

Відповіді

  • 2008.10.15 | Георгій

    Того ж автора, в укр. пeрeкладі (/)

    Митрополит Антоній Сурожський. Фрагмент загальної сповіді

    Ця загальна сповідь-молитва, виголошена під час Різдвяного парафіяльного говіння в грудні 1978 р.

    Господи, стою нині перед Тобою зі всією неправдою моєю і зодягнений благодаттю Твоєю; Господи, як блудного сина, як вівцю зниклу, відшукай, прости і зціли! Господи, щогодини перед Тобою грішу... Немає в мені радості про зустріч з Тобою; немає в мені старанності в шуканні Тебе!.. Боже, як легко мені в метушні житейській, в пустих думках; Господи, як важко мені в мовчанні і поклонінні, в молитві і самоті стояти перед Тобою! Боже, прости..

    Якби я любив Тебе, то шукав би Тебе щогодини, сумував би про Тебе день і ніч, радів би кожній миті самоти, аби бути з Тобою; але це не так. Господи!.. Ти мені дав життя. Ти призвав мене бути другом Твоїм, Ти зійшов на землю, ставши одним з нас, людей, рідним нам по плоті; Ти помер на хресті, в смутку зустрічаючи смерть в саду Гефсиманському;

    Господи, і у відповідь на все це я не можу принести тієї вдячності, яка дала б мені поштовх змінити життя, жити Тобою, для Тебе, для Твоєї справи любові... Боже, якби я Тебе любив, я б Тебе шукав, я б Тобі служив... І прости неправду моїх слів, коли я говорю про життя моє; Господи, підійми мене! Моє тіло пронизане благодаттю причастя Твого, все життя моє сполучене з Тобою хрещенням; Духа Твого Святого Ти послав, в дарі миропомазання зберігши мене... Боже, апостолам Твоїм Ти сказав, що ніщо не може нас відірвати від любові Твоєї: дай мені, Боже, прокинутися від смерті гріховної, від сну і від тління! Боже, позбав мене від забуття, від легкодухості, від невдячності, від закам’янілого нечуття!

    Боже, грішу перед Тобою щогодини і ставленням моїм до ближнього мого; чи не ти, Господи, сказав: Що зробите одному з малих цих, ви Мені зробили... Боже, Ти віриш в нас, не дивлячись на те, що все про нас знаєш – а я не вмію вірити в брата, в сестру, в ближніх моїх. Бачу лише зовнішнє, поверхневе; знаю, Боже, що Ти віриш в них, і залишаюся чужий Твоїй вірі, Твоїй непохитній про нас надії, чужий і любові. Боже, прости! Наскільки я мало люблю, як мало тих, яким відкрито моє серце, і як воно корисливе, і як багато я вимагаю від тих, хто готовий любити мене, і як мало я даю! Від свого – майже нічого; а себе – і зовсім ні! Боже, Ти поставив кожного з нас принести слово втіхи, слово кріпості, слово радості, слово істини, слово віри і слово надії, і слово любові Твоєї – і немає у нас цих слів, немає у мене цих слів. А де є слова, то немає змісту їх – вони порожні, Господи, як мідь дзвінка!.. Боже, проти ближнього мого щогодини грішу – і обманом, і лицемірством, і холодністю, і забудькуватістю, і нелюбов’ю... Грішу і матеріально, грішу і душевно – всім, Господи! І Тебе, Господи, позбавляю того, для чого Ти життя Своє віддав: грішника, що гине, пропащу вівцю не шукаю, а коли вона приходить, відкидаю; суджу і засуджую...

    Боже, Ти і від мене, і від кожного з нас чекаєш, аби ми до свого тіла, розуму, серця, волі – до всього свого єства відносилися благоговійно, тому що Ти нас створив, тому що Ти нас викупив, тому що наше тіло торкається святині у водах хрещення, в Хлібі і Вині причастя, в Тілі і Крові Твоїх... Боже, погрішив проти тіла мого недбалістю, пристрасністю! Погрішив проти розуму затьмаренням, захопленням, неуважністю! Викривленням погрішив проти серця мого, не очистивши його!.. Боже, не бачити мені слави Твоєї через потьмареність його! Не відгукується воно на Твоє слово, не тремтить Твоєю присутністю; Боже, не оживає воно, коли Ти торкаєшся до нього: воно мертве, кам’яне, холодне... Боже, живу я лише на поверхні життя душі моєї, боюся глибин, боюся піти в самоту, боюся пустелі, боюся глибини і пітьми; а Ти, Господи, чекаєш мене в глибинах... Боже, гублю я в собі людину, яку Ти створив для вічного життя, – прости і помилуй!

    І ми, Церква Христова, суспільство, зібране в Твоє ім’я, Господи, тут – то хіба ми не грішні перед Тобою? То хіба люди можуть чути істину, і бачити правду, і зустріти любов, і співчуття, і милосердя, і лагідність, і стриманість, і довготерпіння, і милість, і віру в нашому середовищі?.. Боже, Тебе судять по нас: прости нам! Ради нас хулиться Твоє ім’я... Прости нас, Господи, прости Церкву Твою, що забула слово життя і перестала жити... Боже, дмухни Духом Твоїм Святим, потряси глибини наші, віднови нас. Господи, силою Твоєю, якщо потрібно – страхом Твоїм, якщо можливо – любов’ю Твоєю...

    Господи Ісусе Христе, Боже наш, молитвами Богородиці віднови нас, прости нам, очисти нас, зціли; дай нам неміч Богоприємну, і могутність Твою дай, замість нашої помилкової сили, і зроби нас новими, Господи! Сподоби нас причаститися Твоїх Тайн не в суд і не в осудження! Дай нам так з’єднатися з пречистим Тілом і Кров'ю, аби і тілом, і душею, і духом бути з Тобою єдиними, залучаючись до вічності Твоєї і приймаючи і тимчасову, земну долю Твою... Боже, подібно до апостолів Якова та Іоана, і нам Ти говориш: Чи готові ви пити Чашу Мою і хреститися Хрещенням, яким Я хреститимуся?.. Дай нам, Боже, подібно до них, відповісти: Готові, Господи, причаститися Хресту Твоєму, і випити Чашу Твою, і зануритися в жах, через який Ти пройшов, для спасіння нашої душі і спасіння ближнього!.. Боже, прийми нас, що каємося, спаси нас!

    Пресвята Богородице, вознеси всесильну, святу молитву Твою до Сина Твого і Бога нашого, нехай спасе Тобою душі наші! Владичице, Ти повірила Богові, і в Тобі здійснилося все Ним обіцяне: благай Христа, щоб відновив нас Він в міру нашу! Нехай буде Його воля в нас, аби нам без обману, з глибин життя і душі бути здатними виголосити молитву Його, взивати до Отця небесного нашого насправді як Отцеві, будучи синами і дочками Його.

    Джерело: Портал "Православний погляд".

    http://www.cerkva.info/2008/10/15/spovid.html


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".