Рюноскэ Акутагава
06/14/2009 | Tatarchuk
http://www.lib.ru/INOFANT/RUNOSKE/pigmej.txt
повністю текст.
Моя знайома ним захоплюється і ось такий конспект переслала (а я ставлю тут)
Трагизм нашего положения в том, что, пока мы то ли по
молодости, то ли по недостатку воспитания еще не смогли обрести
совесть, нас уже обвиняют в бессовестности.
Комизм нашего положения в том, что после того, как то ли
по молодости, то ли по недостатку воспитания нас обвинили в
бессовестности, мы наконец обретаем совесть.
Дети
Военные недалеко ушли от детей. Вряд ли нужно здесь
говорить, как они трепещут от радости, предвкушая героические
подвиги, как упиваются так называемой славой. Лишь в начальной
школе можно увидеть, как уважаются механические упражнения, как
ценится животная храбрость. Еще больше военные напоминают
детей, когда не задумываясь устраивают резню. Но более всего
они похожи на детей, когда, воодушевляемые звуком трубы и
военными маршами, радостно бросаются на врага, не спрашивая, за
что сражаются.
Вот почему то, чем гордятся военные, всегда похоже на
детские забавы. Взрослого человека не могут прельстить
блестящие доспехи и сверкающие шлемы. Ордена == вот что меня
понастоящему удивляет. Почему военные в трезвом состояний
разгуливают, увесив грудь орденами?
Оружие
Справедливость напоминает оружие. Оружие может купить и
враг, и друг == стоит лишь уплатить деньги. Справедливость тоже
может купить и враг, и друг == стоит лишь найти предлог. С
давних времен, точно снарядами, стреляли друг в друга прозвищем
"враг справедливости". Однако почти не бывает случаев, чтобы
увлеченные риторикой пытались выяснить, кто из них на самом
деле "враг справедливости".
Японские рабочие только потому, что они родились японцами,
получили приказ покинуть Панаму. Это противоречит
справедливости. Америка, как пишут газеты, должна быть названа
"врагом справедливости". Но ведь и китайские рабочие только
потому, что они родились китайцами, получили приказ покинуть
Сэндзю. Это тоже противоречит справедливости. Япония, как пишут
газеты... Нет, Япония вот уже две тысячи лет неизменно является
"другом справедливости". Справедливость еще ни разу не вступала
в противоречия с интересами Японии.
Оружия как такового бояться не нужно. Бояться следует
искусства воинов. Справедливости как таковой бояться не нужно.
Бояться следует красноречия подстрекателей...
Обращаясь к историй, я каждый раз думаю о музее "Юсюкан".
В его галереях старинного оружия в полутьме рядами выстроены
самые разные "справедливости". Древний китайский меч напоминает
справедливость, проповедуемую конфуцианством. Копье всадника
напоминает справедливость, проповедуемую христианством. Вот
толстенная дубинка. Это справедливость социалиста. А вот меч,
украшенный кистями. Это справедливость националиста. Глядя на
это оружие, я представляю себе бесчисленные сражения, и сердце
начинает учащенно биться. Но, к счастью или несчастью, я не
помню, чтобы мне хоть раз захотелось взять в руки это оружие.
Монархизм
Эта история относится к Франции семнадцатого века. Однажды
герцог Бургундский задал аббату Шуази такой вопрос: "Карл VI
был безумен. Как, по-вашему, следовало бы сообщить об этом
самым деликатным образом?" Аббат ответил: "Я бы сказал коротко.
Карл VI безумен". Аббат Шуази считал свой ответ одним из самых
отчаянных поступков в жизни и всегда гордился им.
Франция семнадцатого века была настолько пропитана духом
монархизма, что сохранила даже этот анекдот. Однако Япония
двадцатого века ни на йоту не уступает Франции того времени в
монархизме. Поистине он не приносит ни радости, ни счастья.
Насилие
Жизнь == сложная штука. Сделать сложную жизнь простой
способно только оружие. Потому-то цивилизованный человек,
обладая мозгами людей каменного века, и предпочитает убийство
любой дискуссий.
Власть, собственно, и есть запатентованное насилие. Чтобы
править нами, людьми, в насилии, возможно, и есть
необходимость. А возможно, и нет необходимости.
Политический гений
Традиционно считается, что политический гений == это тот,
кто волю народа превращает в свою собственную. Однако все
наоборот. Правильнее сказать, что политический гений == это
тот, кто свою собственную волю превращает в волю народа. Или по
крайней мере заставляет поверить, что такова воля народа.
Поэтому политический гений должен быть и гениальным актером.
Наполеон говорил: "От великого до смешного один шаг". Эти слова
подходят не столько императору, сколько актеру.
О том же
Народ верит в великие принципы. Политический гений и
ломаного гроша не даст за великие принципы. Лишь для того,
чтобы править народом, он надевает на себя личину борца за
великие принципы. Но однажды надев эту личину, он уже никогда
не в состояний сбросить ее. Если же попытается содрать ее
силой, то сразу же сойдет со сцены как политический гений. Даже
монарх ради сохранения короны идет на ограничение своей власти.
Потому-то трагедия политического гения всегда заключает в себе
и комичность. Такую комичность, например, содержит сценка из
"Записок от скуки", когда монах храма Ниннадзи стал танцевать,
надвинув на голову котел-треножник.
Общественное мнение
Общественное мнение всегда самосуд, а самосуд всегда
развлечение. Даже если вместо пистолета прибегают к газетной
статье.
Утопия
Совершенная утопия не появляется в основном по следующей
причине. До тех пор пока не изменится человеческая натура,
совершенная утопия появиться не может. А если человеческая
натура изменится, утопия, казавшаяся совершенной, сразу же
будет восприниматься как несовершенная.
Опасные мысли
Опасные мысли == это мысли, заставляющие шевелить мозгами.
Трагедия
Трагедия == это когда вынужден заниматься делом, которого
стыдишься. Следовательно, объединяющая все человечество
трагедия == отправление нужды.
Сильный и слабый
Сильный боится не врага, а друга. Он бестрепетно повергает
врага, но, как слабый ребенок, испытывает страх непреднамеренно
ранить друга.
Слабый боится не друга, а врага. Поэтому ему повсюду
чудятся враги.
Женщина.
Судя по словам Мэри Стопс, женщина проявляет
верность мужу тем, что по крайней мере раз в две недели
испытывает к нему влечение.
Боги
Из всего присущего богам наибольшее мое сочувствие
вызывает то, что они не могут покончить жизнь самоубийством.
О том же
Мы находим массу причин поносить богов. Но, как это ни
печально, японцы не верят и в заслуживающего поношения
всемогущего Бога.
Народ
Народ == умеренный консерватор. Общественный строй, идеи,
искусство, религия == чтобы народ полюбил их, нужно, чтобы на
них был налет старины.
О том же
Понять, что народ глуп, == этим гордиться не стоит. Но
понять, что мы сами и есть народ, == вот этим стоит гордиться.
О том же
Древние причисляли к великим принципам государства ==
сделать народ глупым. Но лишь настолько, чтобы не потерять
возможность сделать его еще глупее. Или чтобы не потерять
возможность сделать его и мудрым.
Факты
Как любят люди знать самые разные факты! Больше всего их
интересует не то, что такое любовь. Их интересует, был ли
Христос незаконнорожденным.
Искусство для искусства
Рьяные поборники искусства для искусства в большинстве
своем импотенты в искусстве. Подобно тому, как рьяные
националисты в большинстве своем люди, лишенные родины. Никому
из нас не нужно то, что мы уже имеем.
Исторический материализм
Если бы каждый прозаик должен был изображать жизнь,
основываясь на историческом материализме Маркса, то поэт должен
был бы воспевать солнце и луну, горы и реки, основываясь на
гелиоцентрической теории Коперника. Вместо слов "Солнце утонуло
на Западе" сказать:
"Земля повернулась на столько-то градусов, столько-то
минут". Вряд ли это можно назвать изящной словесностью.
Огю Сорай
Жаль, что Огю Сорай, жуя поджаренные бобы, поносил
древних. И хотя я был убежден, что он ел поджаренные бобы из
экономий, зачем нужно было поносить древних, понять не мог. Но
теперь я пришел к мысли: ругать древних было гораздо
безопаснее, чем современников.
Женщина для нас, мужчин, поистине сама жизнь. Например,
она источник всех зол.
Слова одного японца
Дайте мне Швейцарию. Или хотя бы свободу слова.
Некий умник
Он был убежден, что негодяем мог бы стать, но идиотом
никогда. Прошли годы == негодяем он так и не смог стать, а
идиотом стал.
Некий левак
Он был левее ультралевых. И поэтому презирал ультралевых.
Гордыня
Больше всего нам хочется гордиться тем, чего у нас нет.
Вот пример. Т. прекрасно владеет немецким. Но на его столе
всегда лежат только английские книги.
Идол
Никто не возражает против низвержения идолов. Но в то же
время не возражает и против того, чтобы его самого сделали
идолом.
О том же
Однако никто не может создать идола. Исключая, разумеется,
судьбу.
Самоистязание.
Самый яркий симптом самоистязания == видеть во всем ложь.
Нет, не только это. Еще и не испытывать ни малейшего
удовлетворения от того, что видишь ложь.
Взгляд со стороны
Испокон веку самым большим смельчаком казался самый
большой трус.
Существует знаменитое изречение Паскаля == Нос Клеопатры:
будь он покороче, облик земли стал бы иным. Однако влюбленные
редко видят подлинную картину. Наоборот, однажды влюбившись, мы
обретаем непревзойденную способность заниматься самообманом.
Антоний тоже не исключение == даже если бы нос Клеопатры
был короче, он бы вряд ли это заметил. А если бы и заметил,
нашел бы массу других достоинств, восполняющих этот недостаток.
повністю текст.
Моя знайома ним захоплюється і ось такий конспект переслала (а я ставлю тут)
Трагизм нашего положения в том, что, пока мы то ли по
молодости, то ли по недостатку воспитания еще не смогли обрести
совесть, нас уже обвиняют в бессовестности.
Комизм нашего положения в том, что после того, как то ли
по молодости, то ли по недостатку воспитания нас обвинили в
бессовестности, мы наконец обретаем совесть.
Дети
Военные недалеко ушли от детей. Вряд ли нужно здесь
говорить, как они трепещут от радости, предвкушая героические
подвиги, как упиваются так называемой славой. Лишь в начальной
школе можно увидеть, как уважаются механические упражнения, как
ценится животная храбрость. Еще больше военные напоминают
детей, когда не задумываясь устраивают резню. Но более всего
они похожи на детей, когда, воодушевляемые звуком трубы и
военными маршами, радостно бросаются на врага, не спрашивая, за
что сражаются.
Вот почему то, чем гордятся военные, всегда похоже на
детские забавы. Взрослого человека не могут прельстить
блестящие доспехи и сверкающие шлемы. Ордена == вот что меня
понастоящему удивляет. Почему военные в трезвом состояний
разгуливают, увесив грудь орденами?
Оружие
Справедливость напоминает оружие. Оружие может купить и
враг, и друг == стоит лишь уплатить деньги. Справедливость тоже
может купить и враг, и друг == стоит лишь найти предлог. С
давних времен, точно снарядами, стреляли друг в друга прозвищем
"враг справедливости". Однако почти не бывает случаев, чтобы
увлеченные риторикой пытались выяснить, кто из них на самом
деле "враг справедливости".
Японские рабочие только потому, что они родились японцами,
получили приказ покинуть Панаму. Это противоречит
справедливости. Америка, как пишут газеты, должна быть названа
"врагом справедливости". Но ведь и китайские рабочие только
потому, что они родились китайцами, получили приказ покинуть
Сэндзю. Это тоже противоречит справедливости. Япония, как пишут
газеты... Нет, Япония вот уже две тысячи лет неизменно является
"другом справедливости". Справедливость еще ни разу не вступала
в противоречия с интересами Японии.
Оружия как такового бояться не нужно. Бояться следует
искусства воинов. Справедливости как таковой бояться не нужно.
Бояться следует красноречия подстрекателей...
Обращаясь к историй, я каждый раз думаю о музее "Юсюкан".
В его галереях старинного оружия в полутьме рядами выстроены
самые разные "справедливости". Древний китайский меч напоминает
справедливость, проповедуемую конфуцианством. Копье всадника
напоминает справедливость, проповедуемую христианством. Вот
толстенная дубинка. Это справедливость социалиста. А вот меч,
украшенный кистями. Это справедливость националиста. Глядя на
это оружие, я представляю себе бесчисленные сражения, и сердце
начинает учащенно биться. Но, к счастью или несчастью, я не
помню, чтобы мне хоть раз захотелось взять в руки это оружие.
Монархизм
Эта история относится к Франции семнадцатого века. Однажды
герцог Бургундский задал аббату Шуази такой вопрос: "Карл VI
был безумен. Как, по-вашему, следовало бы сообщить об этом
самым деликатным образом?" Аббат ответил: "Я бы сказал коротко.
Карл VI безумен". Аббат Шуази считал свой ответ одним из самых
отчаянных поступков в жизни и всегда гордился им.
Франция семнадцатого века была настолько пропитана духом
монархизма, что сохранила даже этот анекдот. Однако Япония
двадцатого века ни на йоту не уступает Франции того времени в
монархизме. Поистине он не приносит ни радости, ни счастья.
Насилие
Жизнь == сложная штука. Сделать сложную жизнь простой
способно только оружие. Потому-то цивилизованный человек,
обладая мозгами людей каменного века, и предпочитает убийство
любой дискуссий.
Власть, собственно, и есть запатентованное насилие. Чтобы
править нами, людьми, в насилии, возможно, и есть
необходимость. А возможно, и нет необходимости.
Политический гений
Традиционно считается, что политический гений == это тот,
кто волю народа превращает в свою собственную. Однако все
наоборот. Правильнее сказать, что политический гений == это
тот, кто свою собственную волю превращает в волю народа. Или по
крайней мере заставляет поверить, что такова воля народа.
Поэтому политический гений должен быть и гениальным актером.
Наполеон говорил: "От великого до смешного один шаг". Эти слова
подходят не столько императору, сколько актеру.
О том же
Народ верит в великие принципы. Политический гений и
ломаного гроша не даст за великие принципы. Лишь для того,
чтобы править народом, он надевает на себя личину борца за
великие принципы. Но однажды надев эту личину, он уже никогда
не в состояний сбросить ее. Если же попытается содрать ее
силой, то сразу же сойдет со сцены как политический гений. Даже
монарх ради сохранения короны идет на ограничение своей власти.
Потому-то трагедия политического гения всегда заключает в себе
и комичность. Такую комичность, например, содержит сценка из
"Записок от скуки", когда монах храма Ниннадзи стал танцевать,
надвинув на голову котел-треножник.
Общественное мнение
Общественное мнение всегда самосуд, а самосуд всегда
развлечение. Даже если вместо пистолета прибегают к газетной
статье.
Утопия
Совершенная утопия не появляется в основном по следующей
причине. До тех пор пока не изменится человеческая натура,
совершенная утопия появиться не может. А если человеческая
натура изменится, утопия, казавшаяся совершенной, сразу же
будет восприниматься как несовершенная.
Опасные мысли
Опасные мысли == это мысли, заставляющие шевелить мозгами.
Трагедия
Трагедия == это когда вынужден заниматься делом, которого
стыдишься. Следовательно, объединяющая все человечество
трагедия == отправление нужды.
Сильный и слабый
Сильный боится не врага, а друга. Он бестрепетно повергает
врага, но, как слабый ребенок, испытывает страх непреднамеренно
ранить друга.
Слабый боится не друга, а врага. Поэтому ему повсюду
чудятся враги.
Женщина.
Судя по словам Мэри Стопс, женщина проявляет
верность мужу тем, что по крайней мере раз в две недели
испытывает к нему влечение.
Боги
Из всего присущего богам наибольшее мое сочувствие
вызывает то, что они не могут покончить жизнь самоубийством.
О том же
Мы находим массу причин поносить богов. Но, как это ни
печально, японцы не верят и в заслуживающего поношения
всемогущего Бога.
Народ
Народ == умеренный консерватор. Общественный строй, идеи,
искусство, религия == чтобы народ полюбил их, нужно, чтобы на
них был налет старины.
О том же
Понять, что народ глуп, == этим гордиться не стоит. Но
понять, что мы сами и есть народ, == вот этим стоит гордиться.
О том же
Древние причисляли к великим принципам государства ==
сделать народ глупым. Но лишь настолько, чтобы не потерять
возможность сделать его еще глупее. Или чтобы не потерять
возможность сделать его и мудрым.
Факты
Как любят люди знать самые разные факты! Больше всего их
интересует не то, что такое любовь. Их интересует, был ли
Христос незаконнорожденным.
Искусство для искусства
Рьяные поборники искусства для искусства в большинстве
своем импотенты в искусстве. Подобно тому, как рьяные
националисты в большинстве своем люди, лишенные родины. Никому
из нас не нужно то, что мы уже имеем.
Исторический материализм
Если бы каждый прозаик должен был изображать жизнь,
основываясь на историческом материализме Маркса, то поэт должен
был бы воспевать солнце и луну, горы и реки, основываясь на
гелиоцентрической теории Коперника. Вместо слов "Солнце утонуло
на Западе" сказать:
"Земля повернулась на столько-то градусов, столько-то
минут". Вряд ли это можно назвать изящной словесностью.
Огю Сорай
Жаль, что Огю Сорай, жуя поджаренные бобы, поносил
древних. И хотя я был убежден, что он ел поджаренные бобы из
экономий, зачем нужно было поносить древних, понять не мог. Но
теперь я пришел к мысли: ругать древних было гораздо
безопаснее, чем современников.
Женщина для нас, мужчин, поистине сама жизнь. Например,
она источник всех зол.
Слова одного японца
Дайте мне Швейцарию. Или хотя бы свободу слова.
Некий умник
Он был убежден, что негодяем мог бы стать, но идиотом
никогда. Прошли годы == негодяем он так и не смог стать, а
идиотом стал.
Некий левак
Он был левее ультралевых. И поэтому презирал ультралевых.
Гордыня
Больше всего нам хочется гордиться тем, чего у нас нет.
Вот пример. Т. прекрасно владеет немецким. Но на его столе
всегда лежат только английские книги.
Идол
Никто не возражает против низвержения идолов. Но в то же
время не возражает и против того, чтобы его самого сделали
идолом.
О том же
Однако никто не может создать идола. Исключая, разумеется,
судьбу.
Самоистязание.
Самый яркий симптом самоистязания == видеть во всем ложь.
Нет, не только это. Еще и не испытывать ни малейшего
удовлетворения от того, что видишь ложь.
Взгляд со стороны
Испокон веку самым большим смельчаком казался самый
большой трус.
Существует знаменитое изречение Паскаля == Нос Клеопатры:
будь он покороче, облик земли стал бы иным. Однако влюбленные
редко видят подлинную картину. Наоборот, однажды влюбившись, мы
обретаем непревзойденную способность заниматься самообманом.
Антоний тоже не исключение == даже если бы нос Клеопатры
был короче, он бы вряд ли это заметил. А если бы и заметил,
нашел бы массу других достоинств, восполняющих этот недостаток.