Єпископ +ЄВCTРАТІЙ (Зоря) про любов до "викриття" "попів" (/)
12/04/2009 | Георгій
Мовою оригіналу...
О «Мерседесе» и правдолюбцах
Личные размышления по поводу модного тренда.
Впервые за 7 лет моей работы пресс-секретарем Киевского Патриархата «Украинская правда» поинтересовалась мнением Церкви о чем-то. Из «Сегодня» звонят регулярно, из «Коммерсанта», «Газеты по-киевски», «Блика», из «Корреспондента», со всех центральных телеканалов, даже Би-Би-Си и «Немецкая волна» интересуются ЦЕРКОВНОЙ жизнью, а «Укрправда» - НИ РАЗУ. Хотя я ее читаю почти каждый день.
Ну да ладно, это эмоции.
Когда в публикации о съезде «Нашей Украины» появилась фотография Патриарха и «Мерседеса», на котором он приехал, с соответствующими едкими комментариями, я сразу понял – будет продолжение. Я не ошибся. После «У Бога за пазухой» «вскрывать грехи церковников» стало модным трендом украинской журналистики. И правда ведь – о политиках написали уже все возможное и невозможное. Даже самые жареные факты уже никого не «цепляют», вызывая ощущение лишь новой порции компромата, который кто-то на кого-то «сливает».
Писать об экономике тоже не интересно – все и так все понимают, а чего не понимают – так и прочитав, не поймут, а поняв – нечего не смогут сделать.
А ведь СМИ нужно чем-то зацепить читателя. О «первых лицах» писано-переписано. О депутатах с министрами – тоже. Разобрали судей, прокуроров, милиционеров, адвокатов, олигархов и бизнесменов, «элиту» центральную и местную. Все уже пережевано и потому – не интересно.
А вот о попах еще не писали. О жизни их тайной, о доходах подпольных и всем прочем. А ведь духовенство – это та же общественная элита. Части народа ведь интересно знать: куда же король ходит без музыки и что там у батюшки под рясой. Вот и заинтересовались всем этим журналисты – «Не своим хотением, – как говорил персонаж Ильфа и Петрова – а волею пославшей мя жены», то есть по воле и от имени народа…
Не будем кривить душой: духовенство – часть общества. Неотъемлемая. Со всеми его достоинствами и недостатками. Есть среди нас и стяжатели, и подлецы. После советского атеизма многие не смогли побороть искушения переступить черту между проповедью о святости Церкви и ощущением личной «непогрешимости». «Раз я священник – я знаю о вере и Церкви лучше всех вас. Молитесь и смиряйтесь» - вот, вкратце, то, обо что многие споткнулись.
И поэтому поток публикаций, порочащих Церковь, ее иерархов – это попущение Божье. Напоминание нам – не расслабляйтесь. Короткая передышка заканчивается. После большевистского воинствующего безбожия нас ждет испытание западным секуляризмом. Воинствующей политкорректностью, тоталитарным плюрализмом, «свободными СМИ», готовыми затравить всякого, кто выйдет за предписанные атеизмом рамки – всем тем, что переживает христианство в пост-христианской Европе, стремление в которую для многих стало новым «светлым будущим».
Бог напоминает нам: «Блюдите, како опасно ходите!» По грехам нашим попускает нам Господь испытания. Но от этого те, через кого приходят испытания, не становятся святыми. Ведь и Иуду к апостольству призвал Христос, и Каиафа был «первосвященник лету тому», и Пилат «имел власть свыше». Однако их ЛИЧНЫЕ грехи не стали от этого меньше.
Каждый христианин более-менее хорошо знает историю о Ное и трех его сыновьях. Впервые изготовив вино, Ной напился, и пьяным обнажился в шатре. Его сын Хам увидел отца, посмеялся над ним, а потом пошел и рассказал братьям. Вы спросите – к чему это я? А к тому, что именно так работают многие современные журналисты. Ведь Хам фактически был первым СМИ, он рассказал обществу своих братьев ПРАВДУ об отце – пьяном и голом. Только вот имя «Хам» стало нарицательным…
Не только можно, но и нужно говорить правду. Обо всех, в том числе и о Церкви с ее иерархами и прочими служителями. Но делать это следует с ЛЮБОВЬЮ. Говоря даже о неблаговидных вещах, нужно делать это так, чтобы чувствовалось – критикуют не для того, чтобы унизить, а для того, чтобы исправить. Не для того, чтобы показать «пятна на солнце» и прославить свое имя, уничижая великих, а для того, чтобы на самом деле сделать мир лучше. И еще – критикуя кого-то, нужно иметь моральное право на критику.
Вот и в упомянутой статье с ее продолжением есть правда – Патриарх действительно ездит на «Мерседесе». Но правда эта сдобрена колкими репликами безымянного журналиста в адрес человека, возраст, положение и заслуги которого сами по себе уже стоят, как минимум, некоторого почтения. Однако вместо этого во вступлении журналист бравирует тем, что за критику Церкви могут и анафему наложить, но мы, мол, «не боимся». Хотя это бесстрашие до боли напоминает известную басню Крылова.
Я уверен, что писавшие о Патриархе ни разу не общались с ним ЛИЧНО. Для них тема «Мерседес Филарета» из того же ряда, что и «Мерседес Ивченко» - возможность показать «крутизну издания». Семь лет их не интересовала жизнь Киевского Патриархата. Более того – журналисты «Украинской правды» регулярно видели Патриарха на съездах партий и блоков (по крайней мере я не раз их видел в трех шагах от себя), но у них НИКОГДА не возникло желания взять у него интервью, о чем-то спросить.
И «Мерседес» они тоже вполне могли видеть. Только не хотели. Тогда им это было не нужно. А теперь вот стало нужно. Тренд такой, модный – поповские машины обсуждать.
Возможно даже не осознавая этого, такие журналисты свом трудом пытаются утвердить нынешнюю секулярную догму – «Истина в том, что никакой истины нет». Нет святости, нет авторитетов, нет правды. Не верьте никому и ничему – все, кого вы привыкли считать авторитетом, вас обманывают. Правду говорят только те, кто обличает. Мало кому известные, мало что реально сделавшие, но – умеющие желчно обличать и объяснять всем: вы делаете неправильно, а мы вас научим, как нужно. Они уже вывели на чистую воду политиков, описали подноготную бизнесменов, перемыли косточки «звездам» шоу-бизнеса. Только Церковь ими еще не научена, как ей жить правильно.
Уже не раз Церковь переживала периоды, когда ее активно желали исправить. Петр I, видя темноту духовенства, исправил его, сделав частью государственного аппарата. Чтобы над тупыми попами властвовали просвещенные европейскими новомодными огнями чиновники. Екатерина II тоже «позаботилась» о Церкви – отобрала у нее недвижимое имущество. Молитесь, мол, а мирские заботы оставьте нам.
Совет народных комиссаров тоже о Церкви «позаботился» - издал декрет об отделении ее от государства. Попутно национализировав то, что не отобрала Екатерина. А именно – ВСЕ, включая кадила с подсвечниками. Правда маленькую часть этого Церкви милостиво разрешили использовать, а вот всякое золото-бриллианты «обратили в помощь голодающим Поволжья». Попутно, правда, помогли заново создать финансовую систему государства, вконец расстроенную гражданской войной и «военным коммунизмом». И еще активно помогали братским партиям в капстранах разжигать пожар мировой революции.
Когда «изымали церковные ценности» – тоже ведь все делалось во имя «блага народа»: «Зачем вам золотые ризы на иконах и бриллианты на митрах, когда люди голодают? Отдайте все это!» Напоминали заповеди о бедности и нестяжательстве. При этом грабя и убивая. Церковь-то обобрали – только вот бедных не стало меньше, народ не стал счастливее. А в 1933-м еще и голод организовали – как раз в рамках «первой безбожной пятилетки». «Поповская свора – кулакам опора! Колхозами начисто уничтожим кулачество!»
Свидетелей тех дней в живых почти не осталось. Зато «хрущевскую оттепель», страшной морозной метелью прошедшуюся по Церкви, помнят многие. Тогда тоже все начиналось с «учета доходов духовенства». А закончилось закрытием храмов и монастырей. И новым грабежом Церкви. Все платили за 1 кВт электроэнергии 2 коп. – Церковь 30 коп. Доходы духовенства облагались по ставке свыше 80%. Столько же брали со свечек. А еще добровольно-принудительные взносы в Фонд мира, составлявшие от четверти до трети всех остававшихся доходов.
Церковь это помнит. А вот журналисты, в большинстве своем родившиеся в 1970-80-х и заставшие советский атеизм уже на излете – нет. Для многих из тех, кто пишет о Церкви, она – не родная. Она – не община, неотъемлемая часть жизни, а всего лишь бюро ритуальных услуг, куда обращаются освятить-покрестить. А потом еще удивляются – почему в храмах ценники висят? Потому и висят, что большинство прихожан относятся к Церкви, как к магазину. И некоторые из этих прихожан, став священниками, чувствуют себя не пастырем, а завмагом…
Я более чем хорошо знаю отношение Патриарха к разного рода мирским благам. Мне, как его подчиненному, можно и не верить, но все же могу засвидетельствовать – любая тяга к комфорту и, тем более – роскоши, ему чужды. «Мерседес» или «Таврия» – для него без разницы. Лишь бы работала исправно и быстро привезла туда, куда надо. Дай Бог каждому, кто достигает таких вершин власти, иметь подобную отрешенность от мирских соблазнов.
«Укрправда» предлагает продать подаренный «Мерседес», а купить что-то попроще (кстати, оставлю на совести журналистов ответ на вопрос – откуда в статье появилась цена в 200 тыс. евро, если даже по приведенной ссылке столько стоят лишь тюнинговые и самые дорогие модели, к которым машина Патриарха не относится?) Конечно, можно и так. Но тогда возникает вопрос – если следовать этой логике, то тогда зачем Патриархии трехэтажный особняк в центре Киева? Его тоже можно продать, а купить офис где-нибудь на Троещине. А сколько денег можно выручить, продав иконы из Владимирского собора кисти Васнецова и Нестерова и заменив их копиями! Ведь копии ничем не хуже оригинала в плане молитвенности – зато сколько бедных станут богаче! Да и сам собор можно продать – участок на бульваре Шевченко напротив Ботанического сада стоит, наверное, немало. Тем более с историческим зданием. А молиться можно и в саду напротив – Бог ведь везде молитвы слышит! Как говорил один депутат-социалист: «Зачем Церкви земля? Для того, чтобы верить в Бога, земля не нужна. Она нужна, чтобы на этой вере зарабатывать».
Такие эксперименты над нами уже ставили. Мы это уже проходили. Награбленное буржуями отобрали и поделили. Только вот искомого всенародного счастья так и не достигли. Потому что мотивы их были ЛУКАВЫЕ. Навеянные тем, от кого две тысячи лет христиане молят их избавить.
И еще. После очередной публикации очередных «правдолюбцев» у меня всегда возникает вопрос – а напишут ли они ПРАВДУ о финансовой деятельности СВОЕГО издания/канала? Признаются ли в том, за счет чего живут, какие схемы используют для уклонения от налогов, сколько берут от «спонсоров» за размещение «правильных» публикаций? Нет, не ложных, не грубо-джинсовых, а именно – «правильных»? Критикуя всех и вся – покритикуют ли себя самих? Расскажут, откуда берутся и куда деваются деньги какой-нибудь популярной интернет-газеты – разве обществу это не интересно? Или на такое заказ не поступил от работодателей «независимых» журналистов?
***
«Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11:16-19).
«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:3-6).
Епископ ЕВСТРАТИЙ
http://www.cerkva.info/2009/12/04/o_mersedese_i_pravdoljubcakh.html
О «Мерседесе» и правдолюбцах
Личные размышления по поводу модного тренда.
Впервые за 7 лет моей работы пресс-секретарем Киевского Патриархата «Украинская правда» поинтересовалась мнением Церкви о чем-то. Из «Сегодня» звонят регулярно, из «Коммерсанта», «Газеты по-киевски», «Блика», из «Корреспондента», со всех центральных телеканалов, даже Би-Би-Си и «Немецкая волна» интересуются ЦЕРКОВНОЙ жизнью, а «Укрправда» - НИ РАЗУ. Хотя я ее читаю почти каждый день.
Ну да ладно, это эмоции.
Когда в публикации о съезде «Нашей Украины» появилась фотография Патриарха и «Мерседеса», на котором он приехал, с соответствующими едкими комментариями, я сразу понял – будет продолжение. Я не ошибся. После «У Бога за пазухой» «вскрывать грехи церковников» стало модным трендом украинской журналистики. И правда ведь – о политиках написали уже все возможное и невозможное. Даже самые жареные факты уже никого не «цепляют», вызывая ощущение лишь новой порции компромата, который кто-то на кого-то «сливает».
Писать об экономике тоже не интересно – все и так все понимают, а чего не понимают – так и прочитав, не поймут, а поняв – нечего не смогут сделать.
А ведь СМИ нужно чем-то зацепить читателя. О «первых лицах» писано-переписано. О депутатах с министрами – тоже. Разобрали судей, прокуроров, милиционеров, адвокатов, олигархов и бизнесменов, «элиту» центральную и местную. Все уже пережевано и потому – не интересно.
А вот о попах еще не писали. О жизни их тайной, о доходах подпольных и всем прочем. А ведь духовенство – это та же общественная элита. Части народа ведь интересно знать: куда же король ходит без музыки и что там у батюшки под рясой. Вот и заинтересовались всем этим журналисты – «Не своим хотением, – как говорил персонаж Ильфа и Петрова – а волею пославшей мя жены», то есть по воле и от имени народа…
Не будем кривить душой: духовенство – часть общества. Неотъемлемая. Со всеми его достоинствами и недостатками. Есть среди нас и стяжатели, и подлецы. После советского атеизма многие не смогли побороть искушения переступить черту между проповедью о святости Церкви и ощущением личной «непогрешимости». «Раз я священник – я знаю о вере и Церкви лучше всех вас. Молитесь и смиряйтесь» - вот, вкратце, то, обо что многие споткнулись.
И поэтому поток публикаций, порочащих Церковь, ее иерархов – это попущение Божье. Напоминание нам – не расслабляйтесь. Короткая передышка заканчивается. После большевистского воинствующего безбожия нас ждет испытание западным секуляризмом. Воинствующей политкорректностью, тоталитарным плюрализмом, «свободными СМИ», готовыми затравить всякого, кто выйдет за предписанные атеизмом рамки – всем тем, что переживает христианство в пост-христианской Европе, стремление в которую для многих стало новым «светлым будущим».
Бог напоминает нам: «Блюдите, како опасно ходите!» По грехам нашим попускает нам Господь испытания. Но от этого те, через кого приходят испытания, не становятся святыми. Ведь и Иуду к апостольству призвал Христос, и Каиафа был «первосвященник лету тому», и Пилат «имел власть свыше». Однако их ЛИЧНЫЕ грехи не стали от этого меньше.
Каждый христианин более-менее хорошо знает историю о Ное и трех его сыновьях. Впервые изготовив вино, Ной напился, и пьяным обнажился в шатре. Его сын Хам увидел отца, посмеялся над ним, а потом пошел и рассказал братьям. Вы спросите – к чему это я? А к тому, что именно так работают многие современные журналисты. Ведь Хам фактически был первым СМИ, он рассказал обществу своих братьев ПРАВДУ об отце – пьяном и голом. Только вот имя «Хам» стало нарицательным…
Не только можно, но и нужно говорить правду. Обо всех, в том числе и о Церкви с ее иерархами и прочими служителями. Но делать это следует с ЛЮБОВЬЮ. Говоря даже о неблаговидных вещах, нужно делать это так, чтобы чувствовалось – критикуют не для того, чтобы унизить, а для того, чтобы исправить. Не для того, чтобы показать «пятна на солнце» и прославить свое имя, уничижая великих, а для того, чтобы на самом деле сделать мир лучше. И еще – критикуя кого-то, нужно иметь моральное право на критику.
Вот и в упомянутой статье с ее продолжением есть правда – Патриарх действительно ездит на «Мерседесе». Но правда эта сдобрена колкими репликами безымянного журналиста в адрес человека, возраст, положение и заслуги которого сами по себе уже стоят, как минимум, некоторого почтения. Однако вместо этого во вступлении журналист бравирует тем, что за критику Церкви могут и анафему наложить, но мы, мол, «не боимся». Хотя это бесстрашие до боли напоминает известную басню Крылова.
Я уверен, что писавшие о Патриархе ни разу не общались с ним ЛИЧНО. Для них тема «Мерседес Филарета» из того же ряда, что и «Мерседес Ивченко» - возможность показать «крутизну издания». Семь лет их не интересовала жизнь Киевского Патриархата. Более того – журналисты «Украинской правды» регулярно видели Патриарха на съездах партий и блоков (по крайней мере я не раз их видел в трех шагах от себя), но у них НИКОГДА не возникло желания взять у него интервью, о чем-то спросить.
И «Мерседес» они тоже вполне могли видеть. Только не хотели. Тогда им это было не нужно. А теперь вот стало нужно. Тренд такой, модный – поповские машины обсуждать.
Возможно даже не осознавая этого, такие журналисты свом трудом пытаются утвердить нынешнюю секулярную догму – «Истина в том, что никакой истины нет». Нет святости, нет авторитетов, нет правды. Не верьте никому и ничему – все, кого вы привыкли считать авторитетом, вас обманывают. Правду говорят только те, кто обличает. Мало кому известные, мало что реально сделавшие, но – умеющие желчно обличать и объяснять всем: вы делаете неправильно, а мы вас научим, как нужно. Они уже вывели на чистую воду политиков, описали подноготную бизнесменов, перемыли косточки «звездам» шоу-бизнеса. Только Церковь ими еще не научена, как ей жить правильно.
Уже не раз Церковь переживала периоды, когда ее активно желали исправить. Петр I, видя темноту духовенства, исправил его, сделав частью государственного аппарата. Чтобы над тупыми попами властвовали просвещенные европейскими новомодными огнями чиновники. Екатерина II тоже «позаботилась» о Церкви – отобрала у нее недвижимое имущество. Молитесь, мол, а мирские заботы оставьте нам.
Совет народных комиссаров тоже о Церкви «позаботился» - издал декрет об отделении ее от государства. Попутно национализировав то, что не отобрала Екатерина. А именно – ВСЕ, включая кадила с подсвечниками. Правда маленькую часть этого Церкви милостиво разрешили использовать, а вот всякое золото-бриллианты «обратили в помощь голодающим Поволжья». Попутно, правда, помогли заново создать финансовую систему государства, вконец расстроенную гражданской войной и «военным коммунизмом». И еще активно помогали братским партиям в капстранах разжигать пожар мировой революции.
Когда «изымали церковные ценности» – тоже ведь все делалось во имя «блага народа»: «Зачем вам золотые ризы на иконах и бриллианты на митрах, когда люди голодают? Отдайте все это!» Напоминали заповеди о бедности и нестяжательстве. При этом грабя и убивая. Церковь-то обобрали – только вот бедных не стало меньше, народ не стал счастливее. А в 1933-м еще и голод организовали – как раз в рамках «первой безбожной пятилетки». «Поповская свора – кулакам опора! Колхозами начисто уничтожим кулачество!»
Свидетелей тех дней в живых почти не осталось. Зато «хрущевскую оттепель», страшной морозной метелью прошедшуюся по Церкви, помнят многие. Тогда тоже все начиналось с «учета доходов духовенства». А закончилось закрытием храмов и монастырей. И новым грабежом Церкви. Все платили за 1 кВт электроэнергии 2 коп. – Церковь 30 коп. Доходы духовенства облагались по ставке свыше 80%. Столько же брали со свечек. А еще добровольно-принудительные взносы в Фонд мира, составлявшие от четверти до трети всех остававшихся доходов.
Церковь это помнит. А вот журналисты, в большинстве своем родившиеся в 1970-80-х и заставшие советский атеизм уже на излете – нет. Для многих из тех, кто пишет о Церкви, она – не родная. Она – не община, неотъемлемая часть жизни, а всего лишь бюро ритуальных услуг, куда обращаются освятить-покрестить. А потом еще удивляются – почему в храмах ценники висят? Потому и висят, что большинство прихожан относятся к Церкви, как к магазину. И некоторые из этих прихожан, став священниками, чувствуют себя не пастырем, а завмагом…
Я более чем хорошо знаю отношение Патриарха к разного рода мирским благам. Мне, как его подчиненному, можно и не верить, но все же могу засвидетельствовать – любая тяга к комфорту и, тем более – роскоши, ему чужды. «Мерседес» или «Таврия» – для него без разницы. Лишь бы работала исправно и быстро привезла туда, куда надо. Дай Бог каждому, кто достигает таких вершин власти, иметь подобную отрешенность от мирских соблазнов.
«Укрправда» предлагает продать подаренный «Мерседес», а купить что-то попроще (кстати, оставлю на совести журналистов ответ на вопрос – откуда в статье появилась цена в 200 тыс. евро, если даже по приведенной ссылке столько стоят лишь тюнинговые и самые дорогие модели, к которым машина Патриарха не относится?) Конечно, можно и так. Но тогда возникает вопрос – если следовать этой логике, то тогда зачем Патриархии трехэтажный особняк в центре Киева? Его тоже можно продать, а купить офис где-нибудь на Троещине. А сколько денег можно выручить, продав иконы из Владимирского собора кисти Васнецова и Нестерова и заменив их копиями! Ведь копии ничем не хуже оригинала в плане молитвенности – зато сколько бедных станут богаче! Да и сам собор можно продать – участок на бульваре Шевченко напротив Ботанического сада стоит, наверное, немало. Тем более с историческим зданием. А молиться можно и в саду напротив – Бог ведь везде молитвы слышит! Как говорил один депутат-социалист: «Зачем Церкви земля? Для того, чтобы верить в Бога, земля не нужна. Она нужна, чтобы на этой вере зарабатывать».
Такие эксперименты над нами уже ставили. Мы это уже проходили. Награбленное буржуями отобрали и поделили. Только вот искомого всенародного счастья так и не достигли. Потому что мотивы их были ЛУКАВЫЕ. Навеянные тем, от кого две тысячи лет христиане молят их избавить.
И еще. После очередной публикации очередных «правдолюбцев» у меня всегда возникает вопрос – а напишут ли они ПРАВДУ о финансовой деятельности СВОЕГО издания/канала? Признаются ли в том, за счет чего живут, какие схемы используют для уклонения от налогов, сколько берут от «спонсоров» за размещение «правильных» публикаций? Нет, не ложных, не грубо-джинсовых, а именно – «правильных»? Критикуя всех и вся – покритикуют ли себя самих? Расскажут, откуда берутся и куда деваются деньги какой-нибудь популярной интернет-газеты – разве обществу это не интересно? Или на такое заказ не поступил от работодателей «независимых» журналистов?
***
«Но кому уподоблю род сей? Он подобен детям, которые сидят на улице и, обращаясь к своим товарищам, говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам печальные песни, и вы не рыдали. Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес. Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам» (Мф. 11:16-19).
«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел [при себе денежный] ящик и носил, что туда опускали» (Ин. 12:3-6).
Епископ ЕВСТРАТИЙ
http://www.cerkva.info/2009/12/04/o_mersedese_i_pravdoljubcakh.html
Відповіді