Смирeння (л.)
06/18/2010 | Георгій
З книги ігумeна Нікона (М.М. Воробйова, 1894-1963) під назвою, "Господи, відкрийся мeні!" (http://www.wco.ru/biblio/books/duh_bibl_otkroysya_mne/Main.htm)
(...) СМИРЕНИЕ
Самым основным свойством «нового» (духовного) человека является смирение, без которого исполнение даже всех заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает врагом Божиим, так как если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого (см. Мф. 12, 43-45).
У преподобного Макария Египетского отношение смирения к прочим добродетелям изъясняется притчей о роскошном обеде, устроенном для царя и вельмож. Но так как всё было приготовлено без соли (то есть без смирения), то вместо благодарности устроивший обед подвергся только гневу царя. Так, без смирения всуе добродетели человека.
При внимании себе, при постоянной борьбе с грехом человеку станет видно, как глубоко испорчен человек и как пронизано всё существо человека гордостью. Победить всякое мнение о себе, своё тщеславие, свою гордыню – равносильно победить весь грех.
И вот, оказывается, что грехопадения человека и могут помочь ему в приобретении смирения – если только человек не будет винить в своих падениях никого и ничего, а обвинит себя, что и есть вполне правильно. Во всём виновен сам человек, а обстоятельства и дьявол только содействуют греху, соблазняют, а окончательное решение принадлежит человеку, потому он и ответственен целиком. Это подтверждают и угрызения совести после совершения греха.
Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи, человек опытно, а не теоретически, познаёт свою порчу, своё бессилие и постепенно приобретает смирение. Всюду и постоянно побеждённый грехами, он наконец в глубоком сокрушении сердца, со слезами припадёт ко Господу, сознается от всей глубины души в своей греховности, в своём бессилии самому победить грех и будет умолять Господа: «Боже, аще хощеши, можеши мя очистити (так говорил прокажённый), а сам я ничего не могу сделать. Господи, спаси меня, Господи, научи мя творити волю Твою, Господи, изведи из темницы душу мою». Тут же человек познаёт и великое милосердие Божие к падшему человеку, ибо при искреннем раскаянии Господь ограждает человека, снимает с него грех, исцеляет язву в душе, сделанную грехом, и человек на своём опыте познаёт бытие Божие, промышление Его о человеке, познаёт, что близок Господь к сокрушенным сердцем, что Он воистину врач душ наших.
И, таким образом, грехопадения, будучи злом, делаются причиною величайшего добра. В этом дивная Премудрость Божия, как и во всём, во всём...
Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивают помыслы. Если помыслы сильно рассеиваются, значит что-то неладно в душе, значит враг получил доступ к душе нашей и надо каяться пред Богом, и умолять о прощении и помощи. Надо поискать причины этого. Иногда это бывает (если и гнева нет) от излишней суетливости, привязанности к миру, от длинных мирских разговоров, от осуждения ближних. Хорошая внимательная, от сердца исходящая молитва есть путь к Царствию Божию, которое внутрь нас есть. Если нет такой молитвы – значит, мы чем-то прогневали Господа.
Смирения не может быть там, где нет сознания своих грехов, нет покаяния, а есть самооправдание. Так что всё делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а вследствие этого – необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.
Проявляется смирение тем, что мы от всего сердца, как благоразумный разбойник, скажем Господу: Достойное по делам нашим приняли, помяни нас, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (см. Лк. 23,33-43).
Вот если сумеем так сказать во всех случаях жизни, не будем роптать ни на Господа, ни на людей, то сразу и легко нам будет, и мы будем на правильном пути духовном. Если же хоть и пороптали на кого, то надо ещё более смиряться и сказать: «Господи, воистину я ничего не стою, только Ты можешь спасти меня». «Если хочешь, можешь меня очистить» - сказал потерявший всякую другую надежду исцеления прокажённый и тогда услышал от Господа: «Хочу, очистись» – и Господь, прикоснувшись к нему, исцелил его (см. Мф. 8, 2-3).
Так и мы, до глубины души поняв своё бессилие и нищету духовную, обратимся ко Господу, к Единственному Спасителю нашему, и из сердца сокрушенного и смиренного скажем Ему: «Господи, если хочешь, можешь исцелить меня и спасти» – и получим ответ от Распявшегося за нас Господа: «Хочу, очистись». Ответ этот ясно услышит душа наша и получит силу с благодарностью переносить все скорби земной жизни, как и разбойник без ропота висел ещё на кресте до вечера в ужасных муках. Да поможет тебе Господь, дорогой мой, понять это, смириться и отдаться в руки Божий. Тверди постоянно: «Господи, да будет воля Твоя святая; Господи, делай со мною, что угодно Тебе, только не попусти возроптать на Тебя, только спаси меня». (...)
(...) СМИРЕНИЕ
Самым основным свойством «нового» (духовного) человека является смирение, без которого исполнение даже всех заповедей не только не приближает человека к Богу, но делает врагом Божиим, так как если не будет смирения, то обязательно будет гордость. Именно к этому свойству души, я полагаю, применима особенно мысль Евангелия, что сатана, будучи изгнан, скитается вне, а затем, усмотрев, что дом прибран, украшен, но не занят, берет семь других духов, злейших себя, и водворяется с ними в душе, и бывает последнее для человека горше первого (см. Мф. 12, 43-45).
У преподобного Макария Египетского отношение смирения к прочим добродетелям изъясняется притчей о роскошном обеде, устроенном для царя и вельмож. Но так как всё было приготовлено без соли (то есть без смирения), то вместо благодарности устроивший обед подвергся только гневу царя. Так, без смирения всуе добродетели человека.
При внимании себе, при постоянной борьбе с грехом человеку станет видно, как глубоко испорчен человек и как пронизано всё существо человека гордостью. Победить всякое мнение о себе, своё тщеславие, свою гордыню – равносильно победить весь грех.
И вот, оказывается, что грехопадения человека и могут помочь ему в приобретении смирения – если только человек не будет винить в своих падениях никого и ничего, а обвинит себя, что и есть вполне правильно. Во всём виновен сам человек, а обстоятельства и дьявол только содействуют греху, соблазняют, а окончательное решение принадлежит человеку, потому он и ответственен целиком. Это подтверждают и угрызения совести после совершения греха.
Борясь с грехом, живущим в себе, и постоянно впадая в те или другие грехи, человек опытно, а не теоретически, познаёт свою порчу, своё бессилие и постепенно приобретает смирение. Всюду и постоянно побеждённый грехами, он наконец в глубоком сокрушении сердца, со слезами припадёт ко Господу, сознается от всей глубины души в своей греховности, в своём бессилии самому победить грех и будет умолять Господа: «Боже, аще хощеши, можеши мя очистити (так говорил прокажённый), а сам я ничего не могу сделать. Господи, спаси меня, Господи, научи мя творити волю Твою, Господи, изведи из темницы душу мою». Тут же человек познаёт и великое милосердие Божие к падшему человеку, ибо при искреннем раскаянии Господь ограждает человека, снимает с него грех, исцеляет язву в душе, сделанную грехом, и человек на своём опыте познаёт бытие Божие, промышление Его о человеке, познаёт, что близок Господь к сокрушенным сердцем, что Он воистину врач душ наших.
И, таким образом, грехопадения, будучи злом, делаются причиною величайшего добра. В этом дивная Премудрость Божия, как и во всём, во всём...
Смирение обладает силой собирать помыслы в памятование о Боге, а немирствие, тщеславие, гордость рассеивают помыслы. Если помыслы сильно рассеиваются, значит что-то неладно в душе, значит враг получил доступ к душе нашей и надо каяться пред Богом, и умолять о прощении и помощи. Надо поискать причины этого. Иногда это бывает (если и гнева нет) от излишней суетливости, привязанности к миру, от длинных мирских разговоров, от осуждения ближних. Хорошая внимательная, от сердца исходящая молитва есть путь к Царствию Божию, которое внутрь нас есть. Если нет такой молитвы – значит, мы чем-то прогневали Господа.
Смирения не может быть там, где нет сознания своих грехов, нет покаяния, а есть самооправдание. Так что всё делание спасения сводится к сознанию своих грехов, своей негодности для Царствия Божия, а вследствие этого – необходимости постоянно умолять Господа: «Боже, милостив буди мне, грешному». Так молиться учил Господь и в притче о мытаре. Все мы мытари по грехам, а смирения мытарева и покаяния нет.
Проявляется смирение тем, что мы от всего сердца, как благоразумный разбойник, скажем Господу: Достойное по делам нашим приняли, помяни нас, Господи, когда приидешь в Царствие Твое (см. Лк. 23,33-43).
Вот если сумеем так сказать во всех случаях жизни, не будем роптать ни на Господа, ни на людей, то сразу и легко нам будет, и мы будем на правильном пути духовном. Если же хоть и пороптали на кого, то надо ещё более смиряться и сказать: «Господи, воистину я ничего не стою, только Ты можешь спасти меня». «Если хочешь, можешь меня очистить» - сказал потерявший всякую другую надежду исцеления прокажённый и тогда услышал от Господа: «Хочу, очистись» – и Господь, прикоснувшись к нему, исцелил его (см. Мф. 8, 2-3).
Так и мы, до глубины души поняв своё бессилие и нищету духовную, обратимся ко Господу, к Единственному Спасителю нашему, и из сердца сокрушенного и смиренного скажем Ему: «Господи, если хочешь, можешь исцелить меня и спасти» – и получим ответ от Распявшегося за нас Господа: «Хочу, очистись». Ответ этот ясно услышит душа наша и получит силу с благодарностью переносить все скорби земной жизни, как и разбойник без ропота висел ещё на кресте до вечера в ужасных муках. Да поможет тебе Господь, дорогой мой, понять это, смириться и отдаться в руки Божий. Тверди постоянно: «Господи, да будет воля Твоя святая; Господи, делай со мною, что угодно Тебе, только не попусти возроптать на Тебя, только спаси меня». (...)
Відповіді
2010.06.20 | selu
Смирeння пояснюється похожденням
Як поєднання слів "съмЪренъ" від миру та "съмиренъ" від міри. Тому українське смирення російського бєспрєдєла не терпить.2010.06.21 | Георгій
Re: Смирeння пояснюється похожденням
Англійською дужe добрe, "humility." Прикмeтник "humble."