МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Храми, монастирі та інші святі місця

07/27/2010 | stryjko_bojko
Храми, монастирі та інші святі місця

Відповіді

  • 2010.07.27 | stryjko_bojko

    Кизилташський монастир св. Стефана Сурожського

    Христианские храмы Судакского района - Кизилташский монастырь св. Стефана Сурожского.
    http://www.on-line.crimea.ua/guide/sudak_cherch1.html

    Адрес:
    Украина, 98000, Крым, г. Судак, ул. Ленина, 27 (Подворье)
    Тел: (0656–266) 34–750, +38 (050) 640-78-16
    Настоятель - игумен Никон

    Кизилташские скалы Ущелье, расположенное в 15 км от Судака в сторону Феодосии, известно под татарским названием «Кизилташ» - «кизил» - красный, «таш» - камень. Это из-за красноватого оттенка местных скал, особенно средней, той, что поменьше. Предполагается, что в VII веке эти места были летней резиденцией Св. Стефана Сурожского, архиепископа Сугдеи. Святой исповедник Стефан Сурожский – реально существовавшая личность. С его именем связывают широкое распространение христианства в Юго-Восточной Таврике. В приписке к греческому синаксарю XII-XIII вв. говорится, что «15 декабря празднуется смерть св. Стефана исповедника архиепископа Сугдейского, потому что просветил Сугдейцев и сделал их христианами».

    По причинам секретности территории в Кизилташе (сейчас - Краснокаменке) не проводились археологические раскопки, поэтому говорить о точных датах не приходится. Вокруг Кизилташского ущелья обнаружены остатки десятков средневековых поселений, большинство из них ученые относят к периоду от VIII до XV вв. Поэтому летняя резиденция архиепископа Сугдеи вполне могла здесь существовать.
    Рождение обители

    На склоне одной из скал находится клиновидная пещера, где, по преданию, молился великий защитник и почитатель икон святитель Стефан. В глубине пещеры – маленькое озерцо, в котором в 20-х годах XIX в. один татарский пастух нашёл плавающей деревянную икону Успения Божией матери. Слухи о чудесной находке распространились среди народа, в пещеру начали стекаться толпы богомольцев. Народная молва почти ежегодно приводила свидетельства об исцелении водой из чудодейственного источника, которая наиболее часто вылечивала болезни глаз, глухоту, боль в конечностях и нервные недуги. Кстати, в наше время установлено, что вода Кизилташского источника действительно обладает лечебными свойствами: она имеет гидрокарбонатный натриевый состав с минерализацией 0.86 мг/л и содержанием сероводорода 4-5 мг/л.

    Число богомольцев со временем всё увеличивалось, и в 1855 году в ущелье под скалой был основан мужской монастырь во имя исповедника архиепископа Стефана Сурожского. Обитель развивалась и росла вплоть до революции 1917 года. Маленькая пещерка в скале с целебным источником превратилась в целый скит с кельями на 50 послушников, с церковью, двумя гостиницами, разнообразными службами. В 1894 году число обитателей монастыря составляло 65 человек. Лес обратился в сад, огород, житное поле. Заработала мельница, на горах завелся табун лошадей, рогатый скот. Толпы богомольцев потекли в эти благословенные края, красоту которых люди верующие называли земным раем, а не слишком верующие - крымской Швейцарией.

    пещера Св. Стефана Сурожского Вопреки распространенному мнению, Кизилташский монастырь, будучи горным, не является пещерным. Все постройки монастыря находились на скальных террасах. Пещера с целебным источником – естественного происхождения, и еще одна пещера представляет собой ход между двумя наклонившимися скалами. Она носит название Разбойничья – по легендам, в 40-х годах 19 в. пещера служила убежищем крымскому Робину Гуду - Алиму-разбойнику. Об этом повествуют Н. Маркс и К. Арцеулов в сборнике «Легенды Крыма»

    Самым ярким и выдающимся наместником Кизилташской киновии был игумен Парфений. Удивительно разносторонний, успешный во всех своих начинаниях, о. Парфений остался в памяти крымчан не только благодаря своей подвижнической жизни и великим трудам на благо обители, но, в первую очередь, в силу своей мученической кончины. Все современники отмечали его удивительные и разнообразные способности, организаторский и хозяйственно-административный талант, неиссякаемую творческую энергию, благодаря которой ему удалось сделать то, что за всю историю монастыря никому более не удавалось. Из разрухи и нищеты, без посторонней помощи (и даже сочувствия), при фактической неграмотности насельников киновии он смог добиться результатов, заставивших ценить и уважать игумена во всей округе, прислушиваться к его советам, искать его общества. Не соглашавшегося с безнравственностью и низостью в любых их проявлениях, его, бескорыстного, по-отцовски заботливого, любили и уважали, авторитет его неуклонно рос и укреплялся. Обладая удивительно прямым и цельным характером, не желая соотноситься с личной выгодой, а порой даже с инстинктом самосохранения, о. Парфений говорил и действовал только по христианской совести. Столкновения с местными татарами, которые без зазрения совести вырубали монастырский лес, окончились трагически: настоятель обители был убит и сожжен 4 сентября 1866 г. По приговору военно-полевого суда трое из главных обвиняемых были приговорены к смертной казни. Четвертый был сослан.

    Ангел Жизнь и мученическая смерть игумена Парфения, настоятеля Кизилташской киновии, подвижника и великого труженика - пример высокого служения своему христианскому долгу. Память о нем навсегда останется в сердцах творящих добро. Отец Парфений причислен к лику святых Русской Православной церкви в августе 2000 года.

    В 1923 году монастырь был закрыт Советской властью. Сначала здесь создали детскую трудовую колонию, позже – санаторий Министерства обороны. В годы Великой Отечественной войны на территории монастыря располагалась база партизанского отряда. В ходе двух боев на территории монастырские постройки практически не пострадали, это дало им возможность послужить в качестве санатория Министерства обороны с 1945 по 1950 год.
    Жизнь за колючей проволокой

    Дорога к монастырю 29 августа 1949 года было произведено первое испытание ядерной бомбы в СССР.

    7 ноября 1950 года Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято решение об организации предприятия среднего машиностроения на территории современного поселка Краснокаменка. В 1951 году началось грандиозное строительство. Закрытые эшелоны везли в Кизилташскую долину заключенных и оборудование - лучшее в Союзе и, возможно, в мире. Оборудование отличалось исключительной надежностью. Был случай, когда на небольшом подъемнике в надписи "Испытать на 500,0 кг" стерлась запятая, и установку испытали на 5000 кг. Она поскрипела, но выдержала! С заводов Электростали доставляли сверхчистую сталь. Правительство СССР не экономило на военных нуждах.

    Когда строительство развернулось в полную силу, лагерь насчитывал около двух с половиной тысяч человек. Часть трудилась на устройстве территории и строительстве сооружений, а другие - в штольнях. Гремели взрывы - так подготавливались площадки под наземные сооружения в скальном грунте. Работа велась круглосуточно, ударными темпами. В 1953 году объект был сдан. Тех, кто работал на стройке, расстреляли. На территории бывшего лагеря заключенных сейчас находится стадион школы...

    Раскопки церкви Успения Богородицы Руководили работой прорабы - молодые специалисты, вчерашние выпускники техникумов, откомандированные для работы на объекте. Курировал работу сам Л.П.Берия, он часто даже лично посещал подобные объекты, но в Феодосии не был ни разу. Лаврентий Берия лично руководил не только строительством штолен и военного городка: по его приказу были взорваны абсолютно все строения, принадлежавшие некогда Кизилташскому монастырю. Даже находясь от штолен в стороне, даже будучи давно закрытым, обезглавленным и забытым, он все равно мешал строителям коммунизма. От монастыря не осталось даже развалин, а остатки фундаментов надежно скрыло густое крымское разнотравье.

    Грустная история Кизилташского монастыря, ставшего абсолютно идейно-несовместимым с советской властью, а затем исключительно тщательная послевоенная охрана территории и ее тайн породили в округе множество легенд и мифов об этом городке. Дорогу А-291, соединяющую Судак и Насыпное и проходящую неподалеку от Кизилташа, украшали знаки “Остановка запрещена”, выставленные там, где в таком запрете, с точки зрения безопасности дорожного движения, нет никакой необходимости. К автомобилистам, сделавшим несанкционированную остановку, подъезжали на мотоциклах лица в форме сотрудников ГАИ и, угрожая всяческими карами, требовали продолжать движение.

    С дороги Кизилташское ущелье не просматривается. Носители мифов склонны объяснять это “искусственными насыпями”, окружающими автодорогу, чтобы скрыть то, что происходит в “зоне”. Более компетентные эксперты предпочитают говорить не о “насыпях”, а о выемке в грунте, по которой пущено дорожное полотно. В любом случае, искусственный характер изменений рельефа признается. Пытавшиеся перебраться через “насыпь” (или выбраться из выемки), если верить легендам, пропадали. “Оттуда не возвращаются!” — принято было с придыханием говорить о “зоне” в сменявших друг друга поколениях краеведов.

    Из соображений секретности объект назывался "Предприятие почтовый ящик 105", без каких-либо географических указаний, - как и сотни других предприятий Минсредмаша. Позже почтовый адрес поселка изменился - "г. Симферополь, абонентский ящик 99", появились названия улиц. Жители городка имели симферопольскую прописку, которую поменяли в середине 60-х годов на феодосийскую. С тех пор и до последнего времени городок имел название Феодосия-13. На его территории действовал сухой закон, запрещено было иметь фотоаппараты. В 1955 году этот запрет сняли, но фотографировать разрешено было только в помещениях или так, чтобы горы и специальные сооружения не были видны в кадре.

    О монастыре в те времена мало кто знал. Но в 1994 году случилась нашумевшая история.
    Белочка

    В лесу возле Старого Крыма заблудилась семилетняя девочка.

    Вместе с родителями она приехала из Феодосии собирать грибы. Пока папа с мамой ходили по округе с корзинками, дочка сидела в машине. Потом ей наскучило, и она пошла навстречу маме. Шаг, ещё шаг, поворот за соседнее дерево - и тут Валя Сигова (так звали девочку) - поняла, что заблудилась. А леса крымские, хоть и необширные, но такие коварные... Заблудиться легко, пройти сложно, бывало, и взрослые люди терялись бесследно, а что уж говорить о перепуганном ребёнке. К счастью, Валя вспомнила, что им говорила в школе учительница на уроке Закона Божьего. О том, что когда страшно, не надо отчаиваться, а надо молиться и призывать на помощь Бога и Его Пречистую Матерь. Валя начала читать "Отче наш" и "Богородице Дево радуйся", да так со словами молитвы и заснула под деревом.

    Кизилташское ущелье с г. Сандык Проснулась Валя оттого, что на неё упала шишка. Затем другая, третья. На сосновой ветке сидела белочка. Махнув пушистым хвостиком, она как бы пригласила девочку следовать за собой. И Валя пошла. Шли они с белочкой без малого два дня. Всё это время милая зверюшка была рядом с Валей, ночью спала с нею рядышком, согревая своим тельцем, а днём вела девочку в одном ей и Богу известном направлении - среди оврагов, упавших древесных стволов, огромных замшелых и увитых плющом валунов... Такой путь и взрослому человеку непросто даётся без помощи, а единственной помощью Вале была маленькая белочка. "На какой камень она прыгнет, на тот я и становлюсь" - вспоминала потом Валя.

    К вечеру третьего дня девочка вышла на опушку леса, и там её заметили военные. Белочка, увидев людей, посчитала свою миссию выполненной и весело попрыгала обратно в лес, махнув хвостиком на прощанье. Как оказалось, за три дня Валя при помощи рыженького проводника без еды и питья прошла сорок с лишним километров.

    Пушистый лесной проводник вывел Валю не просто к военной части. Девочка оказалась на месте, где некогда стояли монастырские стены. Сейчас остаётся лишь гадать: или Господь Бог указал маленькой обитательнице леса вести девочку, или то Ангел-хранитель явился в образе белочки. Но случившееся чудо возымело действие: о Кизилташском монастыре вспомнили и заговорили.
    Возрождение обители

    Вид на монастырь Архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь обратился с письмом к главнокомандующему ВМС Украины о передаче епархии церковных построек, принадлежавших военной части В-2327. Надо сказать, что к тому времени ядерные боеприпасы уже были вывезены из Кизилташа, и после раздела флота в освободившиеся горные кварталы завезено обычное оружие, которое Министерство обороны Украины усердно охраняло и охраняет по сей день.

    21 марта 1995 г. последовал утвердительный ответ. В июле того же года в Кизилташ был направлен в качестве офицера-священника Николай Демьянюк. Ему было поручено не только заниматься вопросами духовно-нравственного воспитания военнослужащих поселка Кизилташ, но и решением вопросов отвода участка земли для возрождения обители. В течение нескольких лет Николай Демьянюк являлся единственным на Украине действующим священником и одновременно действующим офицером Украинской армии.

    Монастырь был возрождён в 1997 году. В 1998 году священник Николай принял монашеский постриг под именем Никон, а в 2002 году он был возведен в сан игумена.

    На окрестных скалах стоят кресты. Раньше их было четыре – они указывали паломникам дорогу в монастырь. Сейчас их пока что только два. Когда один из крестов поднимали на вершину, то взяли с собой воду и цемент, чтобы закрепить покрепче. А когда поднялись – увидели в скале расщелину, как будто для креста и предназначенную. Будучи поставленным для примерки, крест настолько плотно объединился со скалой, что его даже не удалось развернуть. Скала как будто втянула крест в себя. Так и остался он стоять немного покосившись.

    В день, когда ставили крест, к вечеру игумен Никон вернулся на подворье монастыря в Судак. Звонок. Командир части. «Вы знаете, у нас тут Северное сияние…» Отец Никон в тот вечер из Судака приехать не смог. А сияние вокруг креста наблюдал весь военный городок…

    В настоящее время число братий монастыря – 3 человека (вместе с наместником о. Никоном). Центральный храм монастыря освящен во имя Всех Печерских святых. Подворье монастыря – Покровская церковь в Судаке. Медленно, с большим трудом, монастырь обустраивается. У входа на территорию монастыря поставлена скульптура ангела. К пещере св. Стефана Сурожского построена новая лестница. Рядом с монастырским колодцем, из которого вода не уходит даже в самую сильную засуху, устроена площадка для отдыха. Фундаменты взорванной церкви Успения Пресвятой Богородицы вскрыты раскопками. Исследования показали, что фундамент настолько крепок, что на нем возможно повторное строительство.

    Строится храм И еще в монастыре ведется строительство нового храма, который предполагается освятить во имя святого Серафима Саровского. В небе над возрождаемым из руин монастырем часто можно увидеть парящего орла: эти птицы поселились на соседних скалах вскоре после того, как были подписаны документы об отводе земли под монастырь. Так и живут здесь, летают…

    Все больше паломников приходят в святую обитель, хотя дорога к ней, ведущая через военную часть, закрыта. Возрожденный Кизилташский монастырь непосредственно граничит с территорией воинской части, и отделен от нее плотным заграждением из колючей проволоки. Верующим приходится пользоваться обходной тропой. с января 2009 года указом Министра обороны Украины Ю.И.Еханурова категорически запрещен проход и проезд по территории части не только для паломников, но и для братии монастыря. Тоненькая горная тропинка осталась единственной нитью, связывающей монастырь с внешним миром.

    А что же военный городок «Феодосия-13»? 28 июля 2007 свой первый день рождения отметил поселок Краснокаменка. С этой даты принято считать, что бывший военный городок стал обычным населенным пунктом, расположенным в живописном ущелье Кизилташ. Приехать сюда можно из Феодосии обычным рейсовым автобусом, на котором прикреплена табличка с безликим названием «Урочище».
  • 2010.07.28 | stryjko_bojko

    Храми, монастирі Одеси

    http://www.odessa.ua/gallery/churches/

















Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".