Протоиерей Олег Ведмеденко: "Преображение"
08/17/2010 | Олег Ведмеденко
Полное название праздника – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Посему-то в народе данное торжество именуется также праздником Спаса. Отмечается оно ежегодно в один и тот же день – 19 августа (6-го по старому стилю).
О событии, коему посвящен сей праздник, упоминается в Евангелии от Матфея, 17 глава:
“По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
и преобразился пред ними (изменился, принял иной вид): и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шатра, палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых...”
Из библейского текста мы видим, как Иисус Христос явил ученикам славу Свою. Для чего была показана эта слава Господня? Если рассматривать буквальный аспект события, то Спаситель совершил это для того, чтобы укрепить веру апостолов, отдалить их от помыслов земных. К тому времени ученики Христовы еще не понимали сполна ту великую миссию, которая была возложена на их Учителя. Они питали надежду на то, что Иисус Христос пришел на землю, дабы стать царем, чтобы возглавить национально-освободительное движение и, победив всех врагов Израиля, сесть на царский трон. Сами же надеялись занять высокие должности при дворе нового Мессии-царя.
Тогда еще ученики не разумели, что царство Его – не от мира сего. Не разумели даже и после того, как за шесть дней до Своего преображения Он открывал им, что должен идти в Иерусалим, и пострадать много, и убитому быть, и воскреснуть. Это непонимание миссии Христовой на земле побуждает даже апостола Петра возражать Иисусу: “Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!..” Таким образом, ученики Христовы, в определенной мере, думали тогда еще не о Божьем, но о человеческом. Сие подтверждают и евангельские стихи, предваряющие событие преображения Господня:
“Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое!” (От Матфея, 16 глава, 21-23 стихи).
И вот, дабы укрепить их, Господь преображается на горе. В момент преображения являются ученикам проводник закона Божьего Моисей, и пророк Илия, олицетворяющие собой “закон и пророки”, то есть все Писания Ветхого Завета. Это они свидетельствовали о приходе на землю Бога Слово в подобии грешного тела – Сына Божьего во плоти. Это они говорили о приходе Спасителя нашего, истинного Агнца непорочного, Который возьмет на себя грех мира – подлинного Сияния Отчего Естества, творца и исполнителя Закона и Пророков.
Каково значение преображения Господнего для нас с вами? Все, что написано в Библии – написано для нас, и является программой развития всей Церкви и каждого ее члена в частности. Христос – это “путь, и истина, и жизнь”. Он явил нам путь истины – путь смирения: покаяния, самоотречения и любви, ведущий в жизнь вечную. И на этом пути мы призваны преобразиться, как преобразился Господь! “Одежда” – праведность наша – должна сделаться “белой, как свет”. “Лицо” – воля наша – должно “как солнце просиять” терпением, любовью, миром, добротой, радостью духовной. “Свет праведных – весело светит”, – читаем в Притчах Соломоновых, 13 глава, 9 стих. “Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня” (там же, 4 глава, 18 стих). “И дано было ей (жене Агнца, здесь – церкви Христовой) облечься в виссон чистый и светлый (виссон – тонкая белая дорогая льняная одежда); виссон же – есть праведность святых” (Откровение святому Иоанну Богослову, 19 глава, 8 стих).
Праздник Преображения существовал уже в IV веке, как это видно из многих поучений, читаемых в этот день. До нас дошли проповеди святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоустого. Существование праздника в четвертом веке показывает, что дату учреждения его первыми христианами следует искать еще раньше – в предыдущих трех веках.
В VII столетии святые Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский сложили ряд стихир и каноны праздника, коими православная церковь прославляет данное событие и в наше время.
Богослужение торжества Спаса имеет ту особенность, что после завершения литургии – благословляются и освящаются принесенные верующими в храм виноград и прочие плоды: яблоки, груши, сливы и т.п. Праздник Преображения избран для благословения плодов потому, что в Иерусалиме, откуда заимствован устав восточной церкви, именно на ту пору созревал виноград, который, собственно, и принято освящать в сей день (виноград – символ церкви Христовой, знак принесения Богу духовных плодов). Благословляя принесенные плоды, Церковь также навевает мысль о том, что в ней, как в обществе священном, все – от человека и до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение.
Тропарь (основная песня) праздника: “Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, сколько им можно было. Да воссияет и нам грешным свет Твой предвечный. Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе”.
www.vedmedenko.org
О событии, коему посвящен сей праздник, упоминается в Евангелии от Матфея, 17 глава:
“По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,
и преобразился пред ними (изменился, принял иной вид): и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шатра, палатки): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.
Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.
И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.
Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.
Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.
И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых...”
Из библейского текста мы видим, как Иисус Христос явил ученикам славу Свою. Для чего была показана эта слава Господня? Если рассматривать буквальный аспект события, то Спаситель совершил это для того, чтобы укрепить веру апостолов, отдалить их от помыслов земных. К тому времени ученики Христовы еще не понимали сполна ту великую миссию, которая была возложена на их Учителя. Они питали надежду на то, что Иисус Христос пришел на землю, дабы стать царем, чтобы возглавить национально-освободительное движение и, победив всех врагов Израиля, сесть на царский трон. Сами же надеялись занять высокие должности при дворе нового Мессии-царя.
Тогда еще ученики не разумели, что царство Его – не от мира сего. Не разумели даже и после того, как за шесть дней до Своего преображения Он открывал им, что должен идти в Иерусалим, и пострадать много, и убитому быть, и воскреснуть. Это непонимание миссии Христовой на земле побуждает даже апостола Петра возражать Иисусу: “Будь милостив к Себе, Господи! Да не будет этого с Тобою!..” Таким образом, ученики Христовы, в определенной мере, думали тогда еще не о Божьем, но о человеческом. Сие подтверждают и евангельские стихи, предваряющие событие преображения Господня:
“Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое!” (От Матфея, 16 глава, 21-23 стихи).
И вот, дабы укрепить их, Господь преображается на горе. В момент преображения являются ученикам проводник закона Божьего Моисей, и пророк Илия, олицетворяющие собой “закон и пророки”, то есть все Писания Ветхого Завета. Это они свидетельствовали о приходе на землю Бога Слово в подобии грешного тела – Сына Божьего во плоти. Это они говорили о приходе Спасителя нашего, истинного Агнца непорочного, Который возьмет на себя грех мира – подлинного Сияния Отчего Естества, творца и исполнителя Закона и Пророков.
Каково значение преображения Господнего для нас с вами? Все, что написано в Библии – написано для нас, и является программой развития всей Церкви и каждого ее члена в частности. Христос – это “путь, и истина, и жизнь”. Он явил нам путь истины – путь смирения: покаяния, самоотречения и любви, ведущий в жизнь вечную. И на этом пути мы призваны преобразиться, как преобразился Господь! “Одежда” – праведность наша – должна сделаться “белой, как свет”. “Лицо” – воля наша – должно “как солнце просиять” терпением, любовью, миром, добротой, радостью духовной. “Свет праведных – весело светит”, – читаем в Притчах Соломоновых, 13 глава, 9 стих. “Стезя праведных – как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня” (там же, 4 глава, 18 стих). “И дано было ей (жене Агнца, здесь – церкви Христовой) облечься в виссон чистый и светлый (виссон – тонкая белая дорогая льняная одежда); виссон же – есть праведность святых” (Откровение святому Иоанну Богослову, 19 глава, 8 стих).
Праздник Преображения существовал уже в IV веке, как это видно из многих поучений, читаемых в этот день. До нас дошли проповеди святых Ефрема Сирина и Иоанна Златоустого. Существование праздника в четвертом веке показывает, что дату учреждения его первыми христианами следует искать еще раньше – в предыдущих трех веках.
В VII столетии святые Иоанн Дамаскин и Косьма Маюмский сложили ряд стихир и каноны праздника, коими православная церковь прославляет данное событие и в наше время.
Богослужение торжества Спаса имеет ту особенность, что после завершения литургии – благословляются и освящаются принесенные верующими в храм виноград и прочие плоды: яблоки, груши, сливы и т.п. Праздник Преображения избран для благословения плодов потому, что в Иерусалиме, откуда заимствован устав восточной церкви, именно на ту пору созревал виноград, который, собственно, и принято освящать в сей день (виноград – символ церкви Христовой, знак принесения Богу духовных плодов). Благословляя принесенные плоды, Церковь также навевает мысль о том, что в ней, как в обществе священном, все – от человека и до растения – должно быть посвящено Богу, как Его творение.
Тропарь (основная песня) праздника: “Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, сколько им можно было. Да воссияет и нам грешным свет Твой предвечный. Молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе”.
www.vedmedenko.org
Відповіді
2010.09.01 | aragon
Re: Протоиерей Олег Ведмеденко: "Преображение"
Хто навчив християн святкувати та відмічати? Бог? Чи це вигадано людьми?2010.09.01 | Георгій
Традиція тримається з 4-го ст. (/)
Відзначають з IV ст. Одне з дванадесятих, тобто дванадцяти найголовніших після Пасхи, свят східного літургійного календаря. Припадає на Успенський піст або Спасівку, проте цього дня дозволяється споживати рибу, олію та вино.Народними назвами цього свята були Другий Спас або Яблучний Спас. Крім яблук, у цей день на церковну паперть приносять й інші плоди врожаю: горох, картоплю, огірки, жито, ячмінь тощо. Все це священик повинен після обідні благословити і прочитати над ним молитву, за що вдячні прихожани наділяють його так званими начатками — потроху від кожного сорту з принесених плодів. Освячення у цей день винограду і різних фруктів та овочів символізує розквіт і плодючість усього створеного у безкінечному царстві життя.
У давнину в день Преображення Господнього існував звичай наділяти плодами бідних та вбогих; звичаю цього дотримувалися так суворо, що коли дізнавалися про когось, хто не зробив цього доброго діла, таку людину вважали невартою уваги і припиняли з нею спілкуватися. Звичай наділяти бідних плодами садів та городів був колись мірою християнської моралі.
Колись до цього часу правовірні селяни не їли садовини, бо це вважалося за великий гріх. Якщо ж все-таки хто-небудь не втримається і з'їсть яблучко до Спаса, відспокутувати цей гріх можна було тільки тим, що сорок днів після Спаса не їсти жодного яблука. Особливо суворо дотримувалися цього правила ті, у кого вмерли діти-немовлята. Існувало повір'я, що «на тому світі» ростуть срібні дерева з золотими яблучками. Золоте яблучко дають лише тим дітям, чиї батьки дотримувалися звичая не їсти яблук до Другого Спаса.
Другий Спас — це день поминання померлих родичів. За народним віруванням, це третій вихід померлих на світ у весняно-літньому сезоні: (перший — у Страсний Четвер, другий — на Зелені Свята).
Для господарів свято символізує закінчення жнив та завершення літа. Цього дня примічали погоду. Якщо день сонячний та безхмарний — осінь буде сухою. Якщо дощовий — мокрою. Ясний день віщує морозну і заметільну зиму. Яка погода на Спаса — такою буде і Покрова (14 жовтня). У деяких місцях України в цей час могли вже починатися приморозки, тому й кажуть: «Прийшов Спас, держи рукавиці про запас!».
http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8F_%D0%93%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%94