МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Протоиерей Олег Ведмеденко: "Бессмертие Адама"

09/15/2010 | Олег Ведмеденко
Вопрос: Правда ли, что Господь создал Адама бессмертным? Имею в виду физическое тело. Что-то не очень верится мне в сказку о Кощее Бессмертном…

Ответ: Воистину, устами младенца глаголет истина… И вопрос этот, на первый взгляд такой наивный, в действительности весьма серьезен. На самом деле не так-то просто отойти от басен, о которых нас предостерегал еще святой апостол Павел (см. Второе послание к Тимофею, 4 глава, 3–4 стихи). Ведь широкие круги ортодоксально ориентированных верующих и сегодня верят в физическое бессмертие первых людей. Как высказался Григорий Савич Сковорода: “Верь этому грубая старина. Наш век – просвещенный!..”

В действительности же, по слову преподобного Серафима Саровского, Адам был создан “действующим живым существом, подобно иным живущим на земле одушевлённым Божьим творениям”, то есть имеющим смертное тело. Бессмертной в человеке является только душа, и то бессмертной лишь до момента сознательного отступления от своего Творца, до полного отпадения от благодати Божьей из-за хулы на Духа Святого:

“Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов (всех, кто сознательно отрекся правды, полностью отмежевался от Духа смирения и любви, упал на дно нераскаянности) – участь в озере, горящем огнем и серою (а значит, рано или поздно и выгорящем дотла); это – смерть вторая! (смерть полная и окончательная)” (Откровение, 21.8).

Святой Макарий Египетский также писал о бессмертии души, а не плоти (плоть и кровь Царства Божьего не наследуют!). Души, созданной по образу Божьему; души, как вместилища духа: “Как небо и землю создал Бог для жизни человека, так тело и душу человеческие создал Он на пребывание Себе, чтобы вселяться и упокоеваться в теле его, будто бы в доме Своём, имея прекрасною невестою любимую душу, сотворенную по образу Его…”

Тело и душа – это жилище Божье. И бессмертным является тело не физическое, а духовное – эфирное, тонкое, “тонкая оболочка души” по выражению святителя Феофана Затворника. Биологическое же тело – это “прах земной”, временная храмина, которая после исхода из нее души в прах и возвращается.

“Справедливым же почитаю, доколе нахожусь в этой [телесной] храмине, возбуждать вас напоминанием, зная, что скоро должен оставить храмину мою, как и Господь наш Иисус Христос открыл мне”, – указывает апостол Петр (Второе послание апостола Петра, 1.13-14).

“Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах (в сфере духовной, в мире невидимом, тонкоматериальном), дом нерукотворный, вечный… Итак, мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа, то… желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа”, – вторит ему Павел (Второе к Коринфянам, 5.1-8).

“Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу (то есть нужна для свершения моей миссии на земле, для служения апостольского), то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше. А оставаться во плоти (в физическом теле) нужнее для вас”, – подтверждает он (К Филиппийцам, 1.22-24).

Сказал Екклесиаст: “Ибо отходит человек в вечный дом свой… и возвратится прах в землю, чем он и был (как было это еще со времен создания первой цивилизации людей, собственно Адама), а дух (вместе с душой, точнее в сердце души и в теле духовном) возвратится к Богу, Который дал его (создал его по образу Своему)” (Екклесиаст, 12.5-7).

Земное – к земному, небесное – к небесному, как и поется во время чинопоследования похорон: “Земля, земля! Расступись, и прими сотворенное Божьей рукой (по воле Божьей, по замыслу Творца. – Авт.) тело, которое к тебе, родившей его (в соответствии с Божьим порядком, по законам природы, путем развития, эволюции. – Авт.), снова возвращается. Сотворенное по образу Божию (бессмертную душу. – Авт.) принял Творец, а ты прими это как свое…”

Итак, пусть ответом на поставленный вопрос станут слова икоса шестой песни канона православного парастаса о почивших в Боге, который и ныне поется в Церкви:

“Ты Сам Един лишь (только один Бог. – Авт.) бессмертен (бессмертен по сущности, по природе Своей. – Авт.), сотворивший и создавший человека. А мы, земные, из земли созданы (Адам – “земной”. – Авт.), и в ту же землю опять пойдем. Ты так повелел, Создатель мой, когда сказал: земля еси и в землю отъидеши. И вот все мы в нее пойдем (все, от Адама начиная, проходим путь смерти физического тела и преставления души в мир, телесным глазам невидимый. – Авт.), – надгробным рыданием творя песнь (песнь радости от рождения в новом, духовном качестве; радости от полного единения с Творцом, и обретения таким образом жизни вечной по благодати Его. – Авт.): Аллилуйя, Аллилуйя, Аллилуйя (Аллилуйя – “хвалите Господа!” – Авт.)…”

Человек, по слову святого Антония Великого, подобен мотыльку. Развившись в коконе телесном, он оставляет его, дабы на крыльях духа подняться к Небесным высотам богоединения. Смерти нет – есть переход. И дай Бог нам быть готовыми к нему…


www.vedmedenko.org

Відповіді

  • 2010.09.15 | Георгій

    Re: Протоиерей Олег Ведмеденко: "Бессмертие Адама"

    Наскільки я знаю, за східними отцями, Адам був сотворeний з потeнціалом для бeзсмeртя тіла. До тих пір, поки він залишався в послусі і в єдності з Богом, його тіло нe було підвладнe "силам стихій." нe підкорялося звичайним законам фізики та хімії- нe потрeбувало їжі, питва, одягу, житла, тощо. Алe коли Aдам своїм нeпослухом "відгородив" сeбe від Божих "eнeргій," його тіло стало звичайним об"єктом дії сил природи. Воно стало голодніти, відчувати холод, духоту, біль, і всe такe іншe. Як і в кожній "фізико-хімічній" систeмі, в ньому стала рости eнтропія (хаос, хвороба, вмирання). Воно стало "тлінним" (грeцькe "хойкос" або "фтартос"), "смeртним" ("тнітос"). У дeнь загального воскрeсіння мeртвих Бог "заново поставить" (грeцькe "анастасі") наші зотлілі, розкладeні на eлeмeнти-"стихії," тіла, і "обгорнe" їх у нeтління, бeзсмeртя (1 Кор. 15:53 - "δεῖ γὰρ τὸ φθαρτὸν τοῦτο ἐνδύσασθαι ἀφθαρσίαν καὶ τὸ θνητὸν τοῦτο ἐνδύσασθαι ἀθανασίαν," "ді гар то фтартон туто eндісастe афтартон, кe то тнітон туто eндісастe атанасіан"). Іншими словами, ми матимeмо наші людські тіла, ті самі, що ми їх тeпeр маємо; алe їх якості, властивості будуть абсолютно іншими, такими, що ми їх собі тeпeр і уявити нe можeмо. Cв. Павло називає їх духовними тілами (сома пнeвматікон), алe свт. Йоан Золотоустий підкрeслює, що цe нe будуть бeзтілeсні душі, а самe наші людські тіла з їх "тілeсним складом," протe з новими якостями.

    "Мы веруем также и в воскресение мертвых. Ибо будет, истинно будет воскресение мертвых. Говоря же о воскресении, мы разумеем воскресение тел. Ибо воскресение есть вторичное восстановление упавшего. Души же, будучи бессмертны, каким образом воскреснут? Ибо если смерть определяют, как разлучение души от тела, то воскресение есть, без сомнения, вторичное соединение души и тела и вторичное восстановление разрушившегося и павшего живого существа. Итак, то самое тело, которое истлевает и разрушается, восстанет нетленным. Ибо Тот, Кто в начале составил его из праха земли, может снова воскресить его, после того как оно, по определению Творца, разрушилось и возвратилось опять в землю, из которой взято. http://www.wco.ru/biblio/books/ioannd2/Main.htm XXVII (100)

    Апостол Павел говорит, что плоть воскресших людей будет не такая, как сейчас, - это будет "духовное тело" (...) Воскресение мертвых, по учению Христа, будет всеобщим, однако для одних оно будет "воскресением жизни", а для других - "воскресением осуждения" (Ин. 5:29). Святитель Григорий Палама говорит о всеобщем воскресении следующее: "Хотя в будущем сверхбытии, когда воскреснут тела праведников, воскреснут вместе с ними тела беззаконников и грешников, но воскреснут лишь для того, чтобы подвергнуться второй смерти... Смерть собственно состоит в отлучении души от божественной благодати и сочетании с грехом. Это для имеющих разум смерть, которой должно избегать, это смерть истинная и страшная. Она для благоразумных ужаснее геенны огненной... Разлучаясь с телом, (жившие по Богу) не разлучаются с Богом; по воскресении же они и телом вознесутся к Богу... Не удостоятся этого жившие здесь по плоти и не вступившие ни в какое общение с Богом в час исхода своего. Хотя и все воскреснут, но каждый, говорит Писание, в своем чине (1 Кор. 15:22)".2 http://www.wco.ru/biblio/books/alfeev2/Main.htm


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".