МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Протоиерей Олег Ведмеденко: "Да убоится жена…"

10/20/2010 | Олег Ведмеденко
Вопрос читателя: Неравенство мужа и жены – дано ли оно Богом? И справедливо ли это: “Да убоится жена”?

Ответ: Когда священник совершает венчание в таинстве брака, то обязательно читается отрывок из Послания святого апостола Павла к ефесянам, в котором, в частности, есть и такие слова:

“Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела… Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь…
Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть… Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа” (К Ефесянам, 5 глава, 22–33 стихи).

Как видим, сказано однозначно: мужья – любите своих жён, жёны – повинуйтесь своим мужьям. Возникает закономерный вопрос (как правило, у женщин – мужчин такое положение вещей, разумеется, полностью удовлетворяет): не слишком ли категорично сказано? И где же тогда справедливость? Ведь “одна плоть” – значит одинаковые, равные? Как понять такое разделение, и действительно ли Господь допустил здесь некую “дискриминацию по половым признакам”? Как связать это с тем, что Бог, как сказано в Писании, “не взирает на лица” (то есть одинаково ко всем справедлив)? Попробуем вместе разобраться в этих непростых вопросах, опираясь на основу основ мудрости, Книгу книг – Священное Писание, Библию. Для этого вернёмся в те давние времена, когда сотворил Бог человека – точнее первую цивилизацию людей, символически изображённую в Писании в образах Адама (“Адам” – означает земной) и Евы (“Ева” – жизнь).

В первой книге Библии, Бытии, читаем:

“И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотами, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их…
И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему…
И навёл Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.
И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привёл её к человеку.
И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою: ибо взята от мужа. Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть…
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле…” (см. Бытие, 1.26–28; 2.18–24).

Даже если рассматривать буквальный смысл приведённых стихов, то и здесь каждое слово пронизано глубокой символикой. Нас интересует: допустил ли Бог неравенство при сотворении мужчины и женщины? Нет! Не случайно же женщина создана именно “из ребра” Адама. “Из ребра” – то есть из бока, как равная ему. В данном случае ребро Адамово играет роль аллегории и служит эмблемой равенства, единосущности, единства в гармонии любви.

“Кость от костей…” Если бы жена была создана из “кости”, например, ноги, – то муж мог бы сказать: Склонись к ноге моей, потому что ты из ноги моей. Если бы “кость” была взята из головы, – то жена могла бы попрекнуть: Я из головы, поэтому должна управлять. Нет. Ни с головы, ни с ноги. Из ребра! Как равная... И этот штрих не случаен на страницах Священного Писания. Впрочем, как нет в Библии случайной ни одной буквы, ни одной йоты (самого маленького значка: йота – наименьшая буква еврейского алфавита, как апостроф), потому что за каждой буквой Писания лежит глубокий морально-этический, духовно-символический и мистический смысл.

Как видим, жена была создана равной своему мужу. Откуда же явилось неравенство? Как и когда была нарушена эта Богом данная извечная гармония? Здесь нам придется перевернуть ещё одну страницу истории цивилизации – страницу начала великой драмы человечества. И название ей – грехопадение…

Мировая гармония, в которой пребывали первые люди веры, изображена в Библии в образе земного рая, Едема (“Едем”, “Еден” – приятность, наслаждение, нежность). Едем это гармония в человеке, гармония в природе, гармония между человеком, природой и Богом. Гармония, осенённая “древом жизни” – вечным законом Любви, древом благодати Божией с благословенными плодами добра, мира, счастья, дарующими жизнь вечную. И именно эти, духовные плоды с мистического древа жизни, и вкушало человечество на заре своего существования…

“И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке и поместил там человека, которого создал.
И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла…
И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.
И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь…” (Бытие, 2.8–16).

Как мы помним, Господь сотворил человека по образу Своему: “Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему…” В чём же заключается образ и подобие Божии в человеке? Не внешнее это подобие, безусловно, не физическое. Ведь, как сказано в Евангелии, “Бог есть Дух…” (см. Евангелие от Иоанна, 4.24). Следовательно, образ и подобие Божии – это понятия духовные. Бог есть Любовь – и человек создан способным любить. Бог есть Премудрость – и человек создан умным. Бог есть Сущий (Тот, Кто имеет сущность Сам в Себе, не зависящий ни от кого) – и человек, по образу Божьему, создан свободным.

Действительно, Господь создал человека не роботом-исполнителем воли Его, но свободным существом, способным самостоятельно избирать свой путь. Личностью, имеющей возможность свободно идти к свету, свободно исполнять волю Божию, свободно направлять свой жизненный путь к правде, добру и любви. Но эта свобода подразумевает и определённую ответственность, ведь человек может так же свободно избрать себе путь и во тьму; может вкушать плоды как с древа жизни, так и с древа познания добра и зла – то есть познавать добро через зло. И такое “древо” было в раю. И такую возможность Господь оставил человеку. Человеку, а не роботу. Человеку, сотворенному по образу Его…

И человек сделал свой выбор.

(Продолжение следует)

www.vedmedenko.org


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".