Протоиерей Олег Ведмеденко: "Да убоится жена… 2. Грехопадение"
10/28/2010 | Олег Ведмеденко
Когда врач предупреждает нас о том, что какая-либо тяжёлая болезнь, например СПИД, – смертельна, и что вкусив от сего плода, допустив в кровь свою гибельный вирус, мы обязательно умрём, – мы верим ему. Верим врачу, как специалисту своего дела, и нам и в голову не придёт проверять его слова на собственном опыте, практически убеждаться в истинности этого предупреждения, вкушать запретный плод. Не так случилось с первыми людьми – первой цивилизацией людей, изображённой в первой книге Библии, Бытие, в образах Адама и Евы. Хотя они и знали волю Божию, хотя и звучали в их сердцах слова Господни: “От всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него: ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрёшь”, – искушение взяло вверх над верой. Змий стародавний, который суть диавол и сатана, дух гордыни человеческой, дух злобы и лукавства – нашёл путь к человеческому разуму, посеяв недоверие к словам Творца.
В Библии этот враг и противник, этот вселенский обманщик (“диавол” – обманщик; “сатана” – противник), изображён в образе хитрого змея. Почему именно змея? И в чём она, змеиная хитрость? Неужели змея такое уж хитрое животное? Здесь мы опять наблюдаем глубокую символику Священного Писания. Хитрость змея в его гибкости, в способности тихо и незаметно заползать в душу, сея зёрна недоверия в поле сердец человеческих, – недоверия к воле Божьей, к слову Господа. В способности жалить смертельным своим жалом – жалом греха.
Лукавый змий постепенно подводит Еву к греху – к нарушению Закона, воли Божьей (грех – это и есть беззаконие), сея сомнения в истинности Божьей: а правду ли сказа Бог?..
“И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их – откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел” (Бытие, 3 глава, 1–6 стихи).
Как видим, речь здесь идёт о духовном плоде, плоде познания добра и зла, а не о яблоке или груше, или другом каком плоде фруктового дерева, как это объясняют некоторые “знатоки” Писания. Вкусить плод познания добра и зла означает познать добро через зло: познавать истинность слова Божьего, практически убеждаясь в ней путём страданий за свои грехи. Как непослушный ребёнок узнаёт истинность родительских слов после того, как обожжёт палец горячим утюгом, или порежется, – то есть “съест” тот запретный плод.
Какой же результат получил человек вследствие первородного греха? Райская гармония была нарушена. В жизнь человечества вошли стыд, страх, боль, нищета и сама смерть. Нарушилась гармония и во взаимоотношениях между мужем и женою, Адамом и Евою и по букве. Жена из равной, “из ребра взятой” подруги, из “кости от костей и плоти от плоти” мужа, превратилась в покорную мужу “половину”. Человечество и сама земля были подданы проклятию – разъединению с Богом. Адам и Ева вынули тот “клин” веры, который соединял их с Творцом неба и земли, всего видимого и невидимого, и, таким образом, прокляли себя, разъединившись с Богом (“проклинаю” – от слова “клин”: вынимаю клин, разъединяю; в отличие от “заклинаю”: связываю клином, соединяю).
“И сказал Господь жене: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав; “не ешь от него”, – проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей.
Терние и волчцы (осот) произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.
В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься” (Бытие, 3.16-19).
Райская жизнь закончилась. Нарушилась гармония в человеке, в природе, гармония между человеком и природой; нарушилась гармония и в семейных отношениях. Но Господь оставил людям чудесное обещание – обещание, давшее людям надежду. Надежду на спасение…
(Продолжение следует)
www.vedmedenko.org
В Библии этот враг и противник, этот вселенский обманщик (“диавол” – обманщик; “сатана” – противник), изображён в образе хитрого змея. Почему именно змея? И в чём она, змеиная хитрость? Неужели змея такое уж хитрое животное? Здесь мы опять наблюдаем глубокую символику Священного Писания. Хитрость змея в его гибкости, в способности тихо и незаметно заползать в душу, сея зёрна недоверия в поле сердец человеческих, – недоверия к воле Божьей, к слову Господа. В способности жалить смертельным своим жалом – жалом греха.
Лукавый змий постепенно подводит Еву к греху – к нарушению Закона, воли Божьей (грех – это и есть беззаконие), сея сомнения в истинности Божьей: а правду ли сказа Бог?..
“И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?
И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.
И сказал змей жене: нет, не умрёте; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их – откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.
И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел” (Бытие, 3 глава, 1–6 стихи).
Как видим, речь здесь идёт о духовном плоде, плоде познания добра и зла, а не о яблоке или груше, или другом каком плоде фруктового дерева, как это объясняют некоторые “знатоки” Писания. Вкусить плод познания добра и зла означает познать добро через зло: познавать истинность слова Божьего, практически убеждаясь в ней путём страданий за свои грехи. Как непослушный ребёнок узнаёт истинность родительских слов после того, как обожжёт палец горячим утюгом, или порежется, – то есть “съест” тот запретный плод.
Какой же результат получил человек вследствие первородного греха? Райская гармония была нарушена. В жизнь человечества вошли стыд, страх, боль, нищета и сама смерть. Нарушилась гармония и во взаимоотношениях между мужем и женою, Адамом и Евою и по букве. Жена из равной, “из ребра взятой” подруги, из “кости от костей и плоти от плоти” мужа, превратилась в покорную мужу “половину”. Человечество и сама земля были подданы проклятию – разъединению с Богом. Адам и Ева вынули тот “клин” веры, который соединял их с Творцом неба и земли, всего видимого и невидимого, и, таким образом, прокляли себя, разъединившись с Богом (“проклинаю” – от слова “клин”: вынимаю клин, разъединяю; в отличие от “заклинаю”: связываю клином, соединяю).
“И сказал Господь жене: Умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твоё, и он будет господствовать над тобою.
Адаму же сказал: за то, что послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав; “не ешь от него”, – проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от неё во все дни жизни твоей.
Терние и волчцы (осот) произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.
В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты, и в прах возвратишься” (Бытие, 3.16-19).
Райская жизнь закончилась. Нарушилась гармония в человеке, в природе, гармония между человеком и природой; нарушилась гармония и в семейных отношениях. Но Господь оставил людям чудесное обещание – обещание, давшее людям надежду. Надежду на спасение…
(Продолжение следует)
www.vedmedenko.org