МАЙДАН - За вільну людину у вільній країні


Архіви Форумів Майдану

Протоиерей Олег Ведмеденко: "Да убоится жена… 3. Вера. Надежда"

11/12/2010 | Олег Ведмеденко
Какую надежду оставил Господь людям после лишения их райской жизни? В книге Бытия читаем:

“И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей.
И вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту” (Бытие, 3 глава, 14-15 стихи).

“Оно будет поражать тебя в голову…” “Оно” – “семя жены”, рождённый от Духа Святого и Марии Девы Сын Божий, сотрёт сатане голову, уничтожит идею зла во вселенной... И с этого дня уже вера в приход Спасителя, вера в приход на землю Бога во плоти, Господа нашего Иисуса Христа, вера в спасающую миссию Сына Божьего стала питать надеждой сердца ветхозаветных праведников. Эту надежду пронесли через всю свою жизнь праведные сыны Адама и Евы – Авель и Сиф; потомки Сифа – Енох и Ной; потомки Ноя – Авраам, Исаак и Иаков, получивший за свою веру от Господа имя “Израиль”, то есть победитель. Верою жили праведные наследники Израиля – Иосиф, Моисей, судьи, пророки и цари Божьего народа. Пока не наступила полнота времени, и не пришёл Искупитель… Как сказано в Евангелии от Иоанна: “Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (От Иоанна, 3.16).

Иисус Христос своей смиренной жизнью, смертью на кресте и воскресением показал человечеству путь спасения, явил дорогу к счастью, к вечной жизни, к Небесному царству. “Верою спасётесь…” – свидетельствует Господь. Верою смиренной, утверждённой делами любви... Распять в себе грех вместе с Христом (т.е., смирением Христовым), умереть для греха вместе с Иисусом (очиститься благодатью, которая через смирение), а затем и воскреснуть в жизнь вечную вместе с Ним (обрести желанную свободу духа) – вот путь истинного христианина. Вера в истинность этого Богом начертанного пути даёт нам надежду на восстановление предвечной гармонии: гармонии в человеке, в природе, гармонии между человеком, природой и Творцом.

Сказал Господь: “Ни одна йота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё” (От Матфея, 5.18). Не прейдёт ни одно слово из Священного Писания, пока не исполнится заповеданное: пока не придет царство Божие “как на небе, так и на земле”, не воцарится Господь в наших сердцах. Царство Небесное – царство благодати, держава мира, желанная страна свободы – внутри нас. Как закваска, которую женщина кладёт на три меры муки, – так возрастает свет истины Христовой, дух смирения и любви в нас, “доколе не вскиснет всё”. Доколе Святой Дух не наполнит наше сердце, так что не останется в нем места для тьмы гордыни и нелюбовности. И тогда-то и “исполнится все”. Тогда подзаконная заповедь “Да убоится жена мужа своего” заменится подблагодатной:

“Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе…” (Послание апостола Павла к Галатам, 3.26-28).

Все вы “одно” в вере, все вы “одно” в совершенстве, все вы “одно” в любви!.. А когда любовь царствует в семье – то уже нет разделения. Тогда нет места господству мужа над женой, нет неравенства, ибо:

“Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Любовь никогда не перестаёт…” (Первое к Коринфянам, 13.4–8).

Но пока это ещё не так, пока не царствует ещё Божья любовь в семье, пока мы ещё не имеем права называться “сынами Божиими через веру в Христа Иисуса”, потому что не имеем еще той веры (живой, действенной, смиренной веры, действующей любовью). Пока не раскрыли сердца свои перед Тем, Кто стучит, – не доверились, не отдались Ему полностью. Пока еще не водимы духом Божьим, духом Любви, и ходим не за духом, а за плотью, думаем не о духовном, а о телесном, – то и не удивляемся тому разделению, которое имеем в семьях своих. Потому что хотя семья и является “одной плотью”, но в теле несовершенном закономерно существует неравенство. А в неравенстве этом женская половина объективно должна подчиняться мужской. И в этом Божественная мудрость, на первый взгляд, возможно, и непонятная, и неприемлемая.

Если рассматривать человеческую натуру с позиции психологии, то можно увидеть некоторую разницу в ментальности полов. А именно: мужской ум более аналитический (логически мыслящий), нежели женский. И речь здесь не об уровне интеллекта, но об умственном характере человека (“менталитет” – от латинского mens, mentis – разум, мышление: образ мыслей, мировоззрение, психология отдельной личности, пола, национальности, социальной группы). Женщина же по природе – более эмоциональна, более чувствительна, чем мужчина.

В качестве примера, приведем такую ситуацию. Если семья будет идти над пропастью, и ребёнок, поскользнувшись, вдруг сорвётся в неё, то мать не задумываясь бросится за ним с кручи. Отец же – не факт. И не потому что не любит ребёнка, а потому, что мужской ум более рационален. Он сразу проанализирует ситуацию и поймёт, что, бросившись в пропасть, и ребёнка не спасёт, и сам погибнет. Женщина же ничего этого анализировать не станет, ибо ментальность её более эмоциональна, и материнские чувства в тот момент, наверное, превысят голос разума. Поэтому в библейском языке мужчина символизирует собою разум, женщина – чувства; мужчина – веру, женщина – жизнь; мужчина – жреца, пастыря, Христа, женщина же – мирянина, общину, церковь.

Таким образом, когда читаем: “Жёны, повинуйтесь своим мужьям”, то следует понимать, что кроме буквального содержания, эта фраза значит и то, что наши чувства, наши эмоции должны подчиняться разуму; что жизнь наша всегда должна руководиться верою; что церковь должна служить лишь единому Богу.

Впрочем, не отбрасываем и буквального значения этих слов, и помним, что смирение жены – это основа согласия в семье, и “Досада, стыд и большой срам, когда жена будет преобладать над своим мужем” (Сирах, 25.22). Итак, “Да убоится жена…” Хотя лично мне более импонирует перевод отца Ивана Хоменко: “Пусть же каждый из вас любит свою жену, как себя самого, а жена – пусть уважает своего мужа...”

www.vedmedenko.org

Відповіді

  • 2010.11.12 | Георгій

    Re: Протоиерей Олег Ведмеденко: "Да убоится жена… 3. Вера. Надежда"

    Олег Ведмеденко пише:
    >Тогда подзаконная заповедь “Да убоится жена мужа своего”
    (ГП) Отчe, в якому сeнсі цe "підзаконна" заповідь? Аджe вона з Нового Завіту (Ефeсян 5:33, "ἡ δὲ γυνὴ ἵνα φοβῆται τὸν ἄνδρα").

    >заменится подблагодатной:

    > “Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.
    > Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе…” (Послание апостола Павла к Галатам, 3.26-28).
    (ГП) Мeні здається, цією цитатою часто зловживають. Вона насправді нe означає, що в Божому Царстві всі однакові. Цe своєрідний "антифон" Cтарому Завітові. Для того, щоби увійти в Завіт ("Б'ріт") з Ягвe у Cтарому Завіті, людина повинна була бути єврeєм, чоловічої статі, і народжeнною вільною (нe рабом).


Copyleft (C) maidan.org.ua - 2000-2024. Цей сайт підтримує Громадська організація Інформаційний центр "Майдан Моніторинг".