Риск – неотъемлемая часть любой профессии, вне зависимости от ее специфики. Милиционер, задерживающий преступника, шахтер, спускающийся в забой, журналист, рассказывающий о событиях в «горячих точках». Каждое из этих действий несет в себе элемент непредсказуемости. Любой неблагоприятный поворот в работе – это чрезвычайная ситуация, но также частный случай. Сотрудники СМИ рискуют, как и люди, работающие в других сферах. Вопросы начинают возникать лишь тогда, когда риск, свойственный любым действиям человека, перестает быть чем-то чрезвычайным и становится закономерностью.
По данным исследования Института массовой информации (ИМИ) только за первый месяц 2014 года в Украине было зафиксировано 82 нападения с избиениями на журналистов, 13 киберпреступлений против СМИ, 5 фактов цензурирования, 8 арестов, трое журналистов вынуждены скрываться. И это только начало года, для сравнения – за весь 2012 год было зафиксировано 65 случаев нападения и избиения журналистов. Должны ли эти данные трактоваться как начало открытых, незавуалированных репрессий? Если да – то чего стоит ожидать журналистам, от кого именно, кто станет следующей жертвой?
Свобода слова под угрозой: digital-костры, кулаки и другие аргументы «неизвестных» оппонентов
Лучше всего ситуацию можно проследить, используя красноречивые примеры из вотчины современного антифашизма, колыбели стабильности, родины гаранта этой самой стабильности, которая к тому же давно привела местных жителей к благополучию. Речь идет о Донецкой области.
С 1917 в Донецке (тогда еще – Юзовке) появляются первые издания, которые «просвещали» дончан. Как бы парадоксально это не звучало, но тот самый информационный свет исходил из так называемых «темников» – своеобразных инструкций того каким образом нужно давать оценку политическим событиям. Чего стоят одни названия «Донецкий коммунист», «Диктатура труда», «Социалистический Донбасс». Газета, издававшаяся под этими названиями, и сейчас функционирует, продолжая «освещать» события региона. Названия трансформировались, а вот содержание – разве что формально. Схема подачи информации не менялась десятилетиями – официальные сведения, никаких вопросов, постоянный контроль над возможным инакомыслием в редакционном строю. Эта ситуация пошатнулась только в «нулевых» с постепенным освоением дончанми просторов Интеренета. Открытый доступ к информации – ночной кошмар любого из чиновников, причастных к манипуляциям и должностным злоупотреблениям. Поэтому современные digital-костры разжигают для журналистов интернет-изданий с особой тщательностью.
В Донецке не раз можно было услышать призывы депутатов от Партии регионов закрыть независимое информационное агентство «Новости Донбасса».
В Донецком облсовете призвали закрыть «Новости Донбасса»
Так же как и в адрес всеукраинских информационных ресурсов.
Донецкий депутат Левченко призвал закрыть 5 канал – видео
От слов «регионалы» перешли к конкретным действиям. Официальной частью плана по истреблению украинских независимых и оппозиционных СМИ можно назвать законы 16 января, которые журналисты назвали диктаторскими. Власть попыталась узаконить наказания для инакомыслящих – участников массовых акций протеста, сделав возможным привлечь к ответственности, в том числе уголовной, не только митингующих с Евромайдана но и неугодных журналистов и даже пользователей социальных сетей. Часть этих законов были отменены, но только после массовых выступлений украинцев против установления официальной диктатуры.
На улицы с плакатами вынуждены были выйти и журналисты. В Донецке у памятника Шевченко акцию провела общественная организация Донецкий институт информации. Журналисты держали в руках пустые плакаты – символ неприятия установления диктатуры в Украине, путем утверждения подобных законов.
Акция донецких журналистов в поддержку избитой Татьяны Черновол
Журналисты Новости Донбасса вышли с пустыми плакатами против цензуры в СМИ
Но есть и неофициальные методы воздействия на журналистов. Об этом красноречиво свидетельствуют цифры опубликованные ИМИ. Сегодня независимость СМИ находится под прицелом. Свободу слова уничтожают при помощи таких аргументов как кулаки, биты и другие подручные средства. Неизвестные нападают на журналистов в Донецке и избивают их прямо во время исполнения служебных обязанностей, причем не случайно, а целенаправленно. За всем этим со стороны наблюдают милиционеры.
Донецкого журналиста Татьяну Заровную поджидал антимайдановец, который бросил в нее яйцом, когда она снимала митинг
Сейчас давление на независимых журналистов проявляется во всех возможных формах: запугивания, физическое воздействие, DoS-атаки, глушение сигналов для невозможности проведения прямых трансляций с места событий, информационные интервенции, перекупка изданий, создание точных копий независимых и оппозиционных интернет-ресурсов с целью подмены информации на них.
Самым последним из инноваций в этой сфере стало табу на возможность аренды офиса. С этими техническими проблемами на днях столкнулись журналисты «Новости Донбасса», которым «любезно» предоставили неделю для того, чтобы освободить снимаемое не первый год помещение и найти другое.
Выходит, нет сегодня в Донецке места для того, чтобы осуществлять независимые проекты о правах человека, журналистские расследования, касающиеся власти и их собственности. Свобода слова загоняется в подполье, журналисты столкнулись с тем, что для их работы в таком большом городе просто нет места. По словам главного редактора «Новости Донбасса» Алексея Мацуки, коллектив издания связывает произошедшее с освещением событий Евромайдана в Донецке.
Но давление на журналистов это лишь часть глобальных планов полного контроля над происходящим в стране.
Общественные организации – новые жертвы репрессивной системы
Евромайдан стал катализатором обменных процессов в организме системы. Именно он сорвал маски со многих участников общественной жизни страны. И именно сопротивление бессрочной акции определенной группы лиц, перманентное игнорирование ее и систематические вспышки агрессии в отношении Евромайдана, оголили репрессивный нерв системы. В жернова борьбы со свободой слова и проявлением гражданской позиции попали не только представители СМИ, активисты, но и независимые общественные организации.
Так, вчера на своей странице в Facebook исполнительный директор Центра политологических исследований Сергей Штукарин заявил о давлении на его организацию со стороны администрации Донецкого национального университета, который лишает центр помещения и пытается присвоить себе технику их и другие средства.
Студенты-политологи отмечают, что сотрудничество университета и Центра предоставляло им возможность участвовать в различных семинарах, дискуссиях, общение с иностранными учеными, а также Центр предоставлял возможность пройти стажировку в европейских ВУЗах. По словам сотрудников, основание для давления и выселения – общественная позиция, относящаяся к появлению Евромайдана, высказанная в заявлениях лидеров НГО области, а также создание участниками Центра коалиции за гражданские свободы (civilliberty.dn.ua).
Администрация ДонНУ выгнала общественную организацию из-за Евромайдана
«Как говорил Мартин Лютер Кинг, цитируя любимый спиритуал, free at last, free at last. Университет, в котором с 1992 года находился Центр политологических исследований, решил что наша общественная активность мешает ему зомбировать студентов, готовя электорат для правильной партии», – написал в своем профиле Штукарин.
Кому выгодны эти действия и кто станет следующей жертвой?
Пока все это происходит в реальности, а не на страницах романов и статей Оруэла, местная власть продолжает рассказывать дончанам о стабильности, антифашизме и псевдозащите ДонОГА, рупор власти остается неизменным – газеты и телевидение, программы и тексты которых создаются за счет средств налогоплательщиков.
Кому принадлежат СМИ Донецка – инфографика
Напомним, пропаганда в пользу власти обходиться украинцам недешево. Каждый месяц сотни тысяч гривен уходят на содержание коммунальных СМИ и оплачивают это простые украинцы, госслужащие, пенсионеры.
Во сколько налогоплательщикам обходится пропаганда в донецких СМИ?
И очевидно, что единственными проигравшими в этой информационной борьбе окажутся потребители того информационного продукта, который им навязывает власть.
Реализация права на свободу слова дается украинским журналистам нелегко. На сегодняшний день единственное, что остается представителям СМИ это солидарность, которая должна переступить границы между провластными, независимыми и оппозиционными изданиями.
Но что вызывает настоящую тревогу так это враждебность свободе, выказанная со стороны некоторых граждан. Сейчас расплата за возможность показать реальность такой, какова она есть касается журналистов, тех, кто находится между украинцами и властью. Но по ком станет звонить колокол, когда эта буферная зона будет растоптана. Как показывает история, люди, ценностные ориентации которых не продвигаются дальше достижением власти, обладанием ею и удержанием любой ценой, не станут мириться с даже минимальной формой несогласия, даже от самых преданных соратников.
Присоединяйтесь к «Новости Донбасса» в социальных сетях: Facebook, Вконтакте, Twitter (делайте отметку@novostidnua), Живом журнале, google плюс и Tumbler.