Зачистка в Харькове

19 февраля в социальных сетях харьковчан призвали прийти к 14.00 к Академии внутренних войск и помешать отправке в Киев курсантов двух старших курсов. Около здания Академии собралось человек 100, они перекрыли въезд в ворота Академии. Первый заместитель начальника Академии генерал Пеньков и другие офицеры долго уговаривали собравшихся дать возможность заехать во внутренний двор трем газонам с будками на кузове. Пеньков объяснил, что тогда курсанты будут вынуждены расчистить въезд  во двор.  «Бить будете?» – «Нет, никто вас бить не будет. Просто оттесним, и все.»

Очевидно, эти машины никакого отношения к выезду курсантов не имели. Директор ХПГ Евгений Захаров тоже попытался уговорить протестантов не мешать заезду машин. Но и с ним не согласились.

Открылись ворота, и группа курсантов со щитами и дубинками в течение двух минут вытеснила людей с проезжей части. Некоторые пытались сопротивляться, применяли газовые баллончики, курсанты пустили в ответ слезоточивый газ. Но, в общем, силу не применяли. Машины заехали, и курсанты зашли обратно.  Это произошло примерно в 15.30.

Неподалеку замаячил отряд титушек в желтых жилетах с черенками от лопат и металлическими прутьями. Но он не подходил, ждал.

Люди продолжали пикетировать здание, кричали «Слава Украине!», пели гимн. Потом стояли молча. Здесь были как студенческая молодежь,   так и женщины и мужчины в возрасте.  Несколько ребят были с  деревянными палками. Они потому казались такими  любителями, просто до смешного, в сравнении с дубинками Беркута и титушками в желтых жилетах.

И тут началось.

В 17.30 в начале улицы остановился автобус. Оттуда высадились бойцы беркута. Требований разойтись не было. Они просто молча пошли тараном на участников акции, началась «зачистка». Некоторые участники  акции в ответ стали кидать камни. Для Беркута это не стало серьезным препятствием, они шли не останавливаясь, закрывшись щитами и ими же сбивали людей, затем били их дубинками. Пикет разогнали почти мгновенно. Люди убегали, их догоняли, били или снова давили щитами. Молодого парня, уже избитого, с окровавленной головой двое бойцов Беркута прижали щитами к забору и стали угрожать. Отпустили только тогда, когда одна из наблюдавших за этим в стороне женщин  вмешалась. После этого, молодой человек, долго не мог прийти в себя, ходил по улице за  бойцами беркута и повторял: «За что? За что?».

Троих участников акции задержали. При задержании не было никаких предупреждений или объяснений, требуемых законом, как впрочем и при последующих задержаниях. Со стороны задержанных не было видно  сопротивления. К примеру, старший из них, уже немолодой мужчина, вел себя очень осторожно, выполнял все требования бойцов Беркута, стараясь не давать ни малейшего повода для агрессии. Подходить к задержанным запрещали, отгоняли людей дубинками. Задержали также журналисат СТБ Сергея Бринзу, его, сильно избитого титушками, милиционеры сами повезли в «Скорой» в больницу неотложной помощи.

Затем задержали невысокого, худого, совсем молодого парня, без какой-либо видимой провокации с его стороны. Когда наблюдатель от Харьковской правозащитной группы пыталась подойти к нему, ее стали отталкивать. На просьбы наблюдателя к парню сообщить свою фамилию и имя, чтобы ему могли потом помочь адвокаты или же связаться с родственниками, ее оттеснили сотрудники Беркута, а парню сказали: «Заткнись». Парень ответил: «У меня все хорошо…».

Как только очистили от людей территорию перед воротами, митингующие перешли на другую сторону улицы.  Подошел отряд очень агрессивных титушек, в масках, в желтых жилетах, с деревянными и металлическами дубинками. Он стали разбирать лежавшие возле ворот предметы, бить ребят в гражданской одежде, попадавшихся им под руку. Журналисты стояли в стороне, на крыльце, снимая происходящее. Один из пробегавших мимо них титушек, увидев камеру, развернулся, вырвал ее из рук журналиста, разбив о землю. Рядом стояло более десятка сотрудников милиции, никто из них не отреагировал на то, что оператору разбили камеру. Только после того как тот же нападавший стал кидаться на остальных журналистов, один из милиционеров встал между ними.  С крыльца Академии кто-то сказал: «Вы свое дело сделали! Хватит!». Эта фраза, хорошо различимая на видео АТН, брошенная в сторону титушек, когда они подобрались уже вплотную к стоявшим на ступеньках Академии  журналистам и готовились кинуться на них, многое объясняет.

Милиция стояла оцеплением между титушками  и митингующими. Затем титушки подошли к сотрудниками милиции, практически смешавшись с ними.  Они чувствовали себя очень уверенно, стали выкрикивать оскорбления в сторону митингующих, и бросали в них какими-то  загоравшимися на лету предметами. Один из наблюдавших за происходящим, оказался случайно возле толпы титушек. Они вслух выбирали себе человека, которого хотели бы избить. Один из них сказал «Как бы я размазал тетку, которая сейчас говорит с Беркутом».

Титушки прошли беспрепятственно сквозь строй «Беркута» и напали на митингующих, били их, даже тех, кто уже упал, и гнались за ними примерно 200 метров.

Затем титушки заметили сидящего на дереве парня с фото или видеокамерой. Он долго боялся спуститься, поскольку титушки обступили дерево. Увидев, что возле дерева появилось несколько людей в гражданской одежде, он все же решился. Тут же к нему подошел один из титушек и сказал «Наше руководство хочет с тобой поговорить. Пойдем с нами». После этого несколько титушек окружили парня и подвели его к милиционерам. Парня тут же скрутили, затолкнули в автобус, стоявший неподалеку, отобрали камеру и телефон. Наблюдателя Харьковской правозащитной группы, который хотел спросить у задержанного имя, оттеснили без всяких объяснений.

После того, как улицу перед  Академией очистил Беркут, по ней несколько раз проезжали молодые парни на велосипедах, судя по всему, случайные велосипедисты. Титушки тут же окружали их большой толпой, выкрикивая оскорбления и фразы типа  «Ну-ка, выворачивай ему рюкзак». Милиционеры не предпринимали никаких попыток вмешаться. Когда их спросили, почему они не реагируют на явные правонарушения, они ответили «Ну, захотели ребята поговорить. Хотите и Вы поговорить – идите туда».

Титушки, тем временем, не обращая никакого внимания на милицию и Беркут, вели себя нагло, вызывающе, чувствуя полную безнаказанность. Он прогуливались по улице, помахивая палками и битами,  матерились, угрожали тем, кто им не нравился. После этого уже не вызвало удивление то, что один из них свободно зашел в оцепленное милицией здание и вышел оттуда с бутылкой воды.

Страшно подумать, как теперь можно будет жить в таком городе. В городе, по улицам которого ходят такие садисты безо всяких тормозов, жаждущие насилия, изъясняющиеся исключительно матом, которым теперь можно ВСЕ. Страшно подумать, что  если они нападут на тебя, на твоего ребенка, на твоего отца,  милиция к тебе даже не подойдет. «Ну, захотели ребята поговорить, пусть говорят».

Примерно в 19.30 во внутренний двор Академии заехало 12 автобусов. Поздно вечером они повезли курсантов в Киев.

Двое адвокатов ХПГ поехали в Червонозаводский райотдел милиции, куда отвезли задержанных, их оказалось 7 человек. Туда же подъехали друзья и родственники задержанных. Приехала «Скорая», вызванная к одному из них. Ее больше часа не пускали в райотдел, затем пустили, и она увезла кого-то в больницу скорой помощи. Затем приехала вторая «скорая», ее тоже больше часа не впускали.

Адвокаты прождали больше трех часов перед входом в райотдел, но их так и не пустили к задержанным.  Сотрудники райотдела говорили об  обвинении в групповом нарушении общественного порядка (статья 293 УК), максимальная санкция до 6 месяцев ареста. Но при обвинении по этой статье такие задержания вообще незаконны!

Как только адвокаты ХПГ уехали, задержанных в час ночи перевезли в Червонозаводский суд. Здесь «Грифон» снова демонстративно не пустил приехавших в суд адвокатов ХПГ к задержанным. К ним вызвали адвокатов из офиса бесплатной правовой помощи. Задержанным присудили 15 суток административного ареста по статье 185 Кодекса об административных правонарушениях – за злостное неповиновение законным требованиям работников милиции. Давление ХПГ, заявления о преступлении сотрудников милиции, звонки сделали свое дело: власти отказались от уголовного преследования активистов.

А вот к титушкам у них претензий нет.

Анна Щербак, Харьковская правозащитная группа

http://khpg.org/index.php?id=1392887552

About Nataliya Zubar 2359 Articles
Nataliya Zubar, Maidan Monitoring Information Center, Chair