14 мая в Харькове состоялась пресс-конференция группы волонтеров Help Army. Выступили Татьяна Бедняк, Катерина Макаренко, Андрей Таубе. Их сайт http://help-army.org.ua/
Это обычные люди, которые выразили желание в сложных обстоятельствах помогать армии, самоорганизовались, скоординировались в соцсетях и свое желание реализовали. Опыт управленев, владельцев бизнесов, руководителей пришелся им как раз кстати, потому что в армии как раз проблема с управленцами.
«Мы попросили о помощи в Фейсбуке и оказалось, что помочь армии хотят очень много людей. – делится опытом Татьяна Бедняк, один из 24 координаторов. – И до сих пор поток желающих не иссякает, хотя ресурсов у людей остается все меньше. Мы просили деньги у наших друзей, у друзей друзей, у случайных людей. Постепенно выработали стратегию отчета, систему передачи материальных ценностей в армию, систему контроля адресности помощи, ее максимально быстрое использование».
Помогая армии, граждане удачно перебирают на себя функции государства и выполняют их с большей эффективностью. Этим людям не жалко своего времени, связей, контактов, денег. Помимо кураторов и координаторов, еще тысячи людей финансируют нужды армии.
Постепенно к организованной группе волонтеров присоединялись другие группы. Во избежание дубляжей группы начали координироваться. Собравшись вместе, они стали работать очень быстро и эффективно. Каждую группу представляет один координатор.
«Работа координатора заключается в том, чтобы найти военные части где есть командиры – патриоты. Нужно с ними познакомится, узнать, чем дышит военная часть, какие есть проблемы и чем мы можем помочь. – продолжает Татьяна. – Потребности оказались настолько большими, что, казалось, решить их невозможно. Десятки аккумуляторов, сотни колес, списки запчастей на 3 – 4 страницах. Мы знаем самые острые потребности, поскольку общаемся напрямую и с командирами частей и с личным составом».
С течением времени потребности менялись. В первую очередь солдат нужно було одеть, вплоть до тапочек и трусов. Потом оказалось, что в армии не на чем спать. Кровати – это огромный дефицит. Многие люди спали на поддонах. Кроме этого закупались палатки, спальные места для личного состава, буржуйки для обогрева, карематы. Затем нужно было удовлетворить нужду в продовольствии. Один из парадоксов, в армии можно закупать овощи только после сельскохозяйственного сезона. Весной картофеля для супа уже нет, не говоря уже о гарнире. Поэтому, картофель – это тот продукт, от которого в армии никогда не откажутся. Следующим в списке потребностей стоит оружие и средства обороны. Постепенно потребности меняются в сторону все более узкоспециализированного, дорогостоящего специального оборудования.
Паралельно решалась стратегическая задача – расконсервировать и отремонтировать технику, чтобы солдаты могли передвигаться. Поэтому, основной статьей закупок в первый месяц были еще и запчасти.
Сейчас наибольшая потребность в предметах личной гигиены и медикаментах.
«Общую сумму помощи назвать сложно, так как вначале, до общей координации, некоторые люди оказывали помощь напрямую. Приблизительно это сумма около 3 млн. грн.» – вспоминает Татьяна.
«Мы столкнулись с огромной проблемой: бюрократией. – утверждает Екатерина, координатор помощи пограничникам. – Всюду абсолютно устаревшие процедуры. Оказалось, что есть склады Минобороны, на которых есть все то, что мы купили за волонтерские деньги. Эти склады не могут открыть до введения военного положения. На складах находятся формы, дефицитные кровати, палатки. До нас доходит информация, что с этих складов производится незаконная продажа, так как некоротые кровати, которые были доставлены на нужды мобилизованных, были закуплены именно на этих складах. К сожалению, люди, которые участвовали в этом бояться давать свидетельские показания.
Еще одной проблемой является то, что контракты на обеспечение армии заключаются в Киеве, региональные отделения не могут отказаться и вынуждены получать некачественный товар. Берцы армейцы носят 4 недели или два дождя. Потом они разлазятся. Это не кожа и даже не качетсвенный кожзам. Это нечто похожее на картон, пропитанный краской. Берцы нужны сотнями и военные просят берцы б/у и не украинские. Те же претензии и к еде. Мы видели тушенку, которую в лаборатории не хотели брать на анализ, так как было и так очевидно, что ее нельзя есть. Тушенка была поставлена по госзаказу, договора заключались в Киеве.
Даже сейчас из Киева приходят распоряжения, какие товары должны выигрывать в тендерах. И опять же многие люди отказываются давать свидетельские показания, поэтому я призываю всех журналистов съездить на склады Минобороны и задать там все эти вопросы. Кроме этого, депутаты могут сделать депутатские запросы и расследовать тендерные поставки. Схема продажи со складов следующая: товар списывается и продается. Эти претензии относятся, в основном, к снабженцам и отделам снабжения не регионального уровня» – советует Екатерина.
Поначалу некоторые волонтеры пытались передавать помощь непосредственно в руки солдатов, так как бытовало мнение, что командирам доверять нельзя и поэтому важна именно адресная доставка.
«Но эта позиция в корне ошибочна! В таком случае получается, что мы не доверяем людям, от которых зависят жизни солдат, которые будут отдавать приказы. Тогда всё не имеет смысла и эта помощь тоже – говорит Татьяна. – Задача волонтера обязательно поговорить с командиром, выяснить, как он настроен, насколько он профессионал, увлечен ли своим делом, ответственный ли человек. Те командиры, с которыми мы сотрудничаем, действительно профессионалы своего дела, они достойны огромного уважения».
«Еще одна причина, по которой обязательно нужно чтобы помощь проходила через командира – это предотвращение диверсии. Особенно это касается продуктов питания» – добавляет Екатерина.
Волонтеры отмечают, что армейцы поначалу на помощь реагировали с удивлением, иногда с подозрением. Лишь со временем появилось взаимное доверие. Командиры, в основном, безгранично преданы своему делу, многие выходцы из военных династий, получили профессию «по наследству». Для них служение Отчизне – цель жизни.
«От таких людей мы видим огромную благодарность со слезами на глазах» – говорит Татьяна.
«Армия держатся на командирах – энтузиастах. Ответственные командиры среднего звена – это единственное, что сохранило нашу армию. Там, где таких командиров нет – нет и армии» – добавляет Андрей.
Андрей работает с внутренними войсками. По его наблюдениям, сегодняшние добровольцы, идущие работать в милицию, это патриоты, которые хотят, чтобы милиция защищала людей, а не власть. Сейчас эти ребята столкнулись с множеством проблем. Несмотря на то, что на них выделено финансирование, они не получают ни обмундирование, ни питание на выездах.
«Для них эта ситуация непонятна, она их смущает, так как они готовы отдать всё, а в ответ видят саботаж. Искусственно создаются проблемы, которые замедляют все процессы. Молодое поколение более адекватно, незашорено, среди них много людей, достойных служить в спецподразделениях, а их таким образом деморализуют» – недоумевает Андрей.
Помимо волонтерских пожертвований есть много коммерческих организаций, которые материально помогают армии. Многие из них предоставляют в большом количестве продукты питания, спальники, карематы, другие товары, закупают очень дорогое оборудование.
Первыми шагами для исправления ситуации, по мнению активистов, должно быть открытие складов и упрощение процедуры передачи материальных ценностей между разными структурами.
«То, что мы сейчас имеем – это неэффективные забитые склады, которыми невозможно управлять, отсутствие логистики, замороженые на этих складах финансы. Эта система себя изжила. Если Минобороны будет продолжать подобную практику, то мы всей страной будем платить налоги на содержание миллиардных складов запасов, которые стареют и становятся непригодными.
Была ситуация, когда мы купили для одной части лампы для раций, а потом узнали, что в другой части их тысячи лежат, но они не могут поделиться, так как это другой род войск» – недоумевает Татьяна.
«Сейчас военное время, решать все нужно оперативнее – добавляет Андрей. – Те законы, по которым сейчас действует армия были скопированы с советских, когда была огромная многомиллионная армия. Сейчас все компактнее, у всех есть горизонтальные связи, все понимают потребности. Нужно упростить процедуры. Часто командиры знают, что на соседнем складе есть то, что им нужно, но процедура передачи делает перемещение невозможным».
Координаторы отмечают также, что существует очень много дезинформации о недобросовестности армейцев. Такую информацию нужно тщательно проверять.
«Конечно, мы не можем подменить собой всю армейскую систему. Понятно, что ее нужно менять. Должны приходить специалисты, которые видят армейские отношения в целом, цели и задачи всей армии» – говорит Андрей.
Огромное удивление вызвал тот факт, что складской учет до сих пор ведется в амбарных книгах. Когда активисты предложили его автоматизировать, им было отказано с оговоркой, что нужно будет купить слишком много компьютеров.
«Из того, что больше всего тронуло душу. Армейцы с самого начала и до сих пор просят украинские флаги. Они их развешивают везде и просят нас развешивать в городах, на дорогах. Даже если мы не привозим флагов, они просят отдать им флаги с наших авто. Флаги мы для них закупаем ящиками – улыбается Екатерина. – Я хочу обратиться к людям с просьбой, сохранить ту степень активности, которая у нас сейчас есть и не терять веры в военных. Самое трогательное, что они просили сделать, это писать им письма от руки, потому что они очень часто попадают в информационный вакуум и им нужна поддержка. Это действительно люди, которые в нужный момент поддержат и защитят. Среди них много вдохновляющих личностей. Посылайте им хотя бы лучи счастья».
——-
Підготувала Наталя Ляшенко. Прес-конференцію проводили ІЦ “Майдан Моніторинг” та PR agency Bagels & Letters
Пожалуйста, дайте координаты. Можем оказать финансовую помощь, но только адресную. Те деньги, что собирают через СМС-ки неизвестно когда дойдут до солдат.
Все тут http://help-army.org.ua/
а что проконтролировать нельзя??? некому???
Предлагаю майдановцам взять на себя контроль за средствами,собранными для подержки армии.Это будет конкретная помощь.И привлечь к ответу команд.погран.войсками.Позор!Создаётся впечатление,что это кому-то на руку.Границу-на замок!(с Russland)