Караул устал?


В пятницу, 23 сентября 2011 года, состоялась вторая по счету попытка провести собрание по инициированию местного референдума о недоверии городским властям.

Напомню, первое собрание, которые было запланировано провести в клубе им. Леси Украинки, было отменено. Как выяснилось, в зале клуба ВНЕЗАПНО испортился потолок, и собираться в нем стало небезопасно. Вторая попытка, произошедшая через неделю, увенчалась успехом: потолок не валился, свет, как на аналогичном собрании 2005 года, не выключался, предусмотренное законом минимальное количество участников было достигнуто и даже передостигнуто.

«Внезапные» события вокруг первого собрания стали отличной рекламой для самой идеи референдума. Скажу прямо: изначально я даже не планировал посещать это мероприятие, но после всего происходящего пошел с большим интересом и с большим фотоаппаратом.

Дополнительно интерес к возможному референдуму взрос после произошедших накануне всем известных событий, в результате которых один из заместителей мэра и директор одного из коммунальных предприятий получили временную государственную жилплощадь с полным пансионом.

Итак, в назначенный час в вестибюле Одесского культурного центра, что на Стуса, прошла регистрация участников собрания. Вход был свободный: никакого фейс-контроля не наблюдалось, никаких масонских знаков, кроме паспорта с одесской пропиской, для получения мандата для голосования показывать не пришлось.

Началось собрание, которое изначально показалось мне партийным собранием городской организации «Фронта Змін». Сцена была обильно украшена символикой партии. Первый же докладчик сообщил, что великий и могучий Арсений Яценюк, узнав о всех ужасах, творящихся в Одессе, принял историческое решение: начать процесс инициирования общегородского референдума, на котором одесситы выскажут свое недоверие городскому голове.

Следующие докладчики, представляющие районные организации партии, рассказали о происходящем в городе во всех подробностях . Они раскритиковали закрытие сети столовых «Ветеран» и отмену выплат на «социальные карты одессита» («хлебные карточки»). Они констатировали, что множество данных перед выборами обещаний (например, поднять зарплаты бюджетникам и пенсии) оказались изначально невыполнимыми, потому что не находятся в компетенции города. Они обвинили городские власти в том, что программа поддержки и развития русского языка проводится с нарушениями закона и создает проблемы для горожан.

В этой связи было предложено провести два мероприятия. Во-первых, инициировать проведение городского референдума о досрочном прекращении полномочий городского головы Костусева Алексея Алексеевича. Во-вторых, вручить городскому голове Костусеву Алексею Алексеевичу памятную нашейную медаль от одесситов, по форме, размеру и тексту аналогичную крышке канализационного люка.

И в этот момент у меня в мыслях обнаружился червячок сомнения. Мне показалось, что для решения проблем города предложенной программы будет недостаточно. Пришлось воспользоваться демократичностью организаторов и на некоторое время завладеть микрофоном.

Для начала я обратил внимание организаторов и участников, что местный референдум могут инициировать только члены соответствующей территориальной громады. Арсений Петрович Яценюк, при всем уважении, членом территориальной громады Одессы не является. Референдум инициируем мы, и только мы, одесситы, здесь, на собрании, и при сборе подписей. А об Арсении Петровиче в протоколе собрания не упоминать, чтобы изначально не ставить под сомнение легитимность будущего референдума. При всем уважении, да.

Далее, я обратил внимание собравшихся на некоторую нелогичность и незавершенность предложенной идеи референдума. Помимо мэра, мы избрали сто двадцать депутатов — наших представителей, которые, по идее, должны от нашего имени и в наших интересах контролировать деятельность городских властей во главе с мэром. Случилось так, что этого контроля нет: депутаты то ли не умеют, то ли не хотят, то ли изначально не собирались защищать наши интересы. В конце концов, это на сессии горсовета проголосовали за бюджет, в котором не оказалось места для «хлебных» выплат. Это депутаты утвердили кадровый состав мэрии. Это горсовет разработал и утвердил программы, оказавшиеся сейчас под огнем критики.

Поэтому до тех пор, пока в горсовете будет вот такое большинство, мы можем выгонять и переизбирать мэра города хоть до посинения. Поэтому я предложил, помимо вопроса о проведении референдума об отставке городского головы, поставить на референдуме вопрос о прекращении полномочий депутатов городского совета.

Мое предложение вызвало некоторое замешательство среди организаторов: такой поворот событий явно не был предусмотрен изначально. Кроме того, сейчас фракция «Фронта Змін» в горсовете насчитывает 11 депутатов, двое из которых, к слову, присутствовали в зале. Предложенная формулировка означает сбор подписей за проведение референдума и об их отставке тоже. Но надо отдать должное: вопрос об инициировании референдума о прекращении полномочий депутатов был поставлен на голосование и утвержден единогласно, при двух воздержавшихся, к слову.

Что дальше?

Дальше, по закону, материалы собрания будут переданы в мэрию, и в течение десяти дней городской голова должен принять историческое решение: зарегистрировать инициативную группу и разрешить сбор подписей, или же отказать.

Безусловно, Алексею Алексеевичу может не понравится цвет чернил, которыми были заполнены списки участников собрания. Это вполне может оказаться поводом для отказа. В таком случае придется обжаловать это решение в Приморском суде (как известно, в самом Приморском суде в мире), где иск организаторов собрания может рассматриваться до второго пришествия с непредсказуемыми результатами.

Однако все может быть и по-другому. В ситуации, когда снаряды рвутся все ближе, референдум может оказаться соломинкой, за которую сильно захочет ухватиться тонущий мэр. Один раз такая ситуация уже была: в далеком 2005 году члены нашей инициативной группы референдума об отставке мэра без каких-либо проблем получили удостоверения из рук Руслана Борисовича Боделана. Ларчик открывался просто: именно в этот день судья Ярош приняла к рассмотрению приснопамятный иск гражданина Гурвица Э.И. Станет ли задержание ближайшего соратника таким же стимулом и для Алексея Алексеевича? Посмотрим.

Еще один интересный вопрос — реакция депутатов городского совета. В изначальной формулировке вопроса референдума им предлагалась сделка: мы вас не трогаем, вы нам не мешаете рубить городскую голову. Теперь же ситуация меняется. С одной стороны, перспектива досрочной отставки явно не понравится депутатам-регионалам, а также мажоритарщикам, которые могут не успеть вернуть вложенные инвестиции. С другой стороны, в числе депутатов есть немало таких, которые затаили старые обиды, которые чувствуют себя обиженными. Для них возможная перезагрузка станет шансом получить то, на что они рассчитывали или претендовали.

В любом случае, конец сентября оказался для городской власти Одессы явно нескучным. Последуют ли заним кадровые изменения, какими они будут? Надеюсь, скоро узнаем.

Думская.net

Über Людмила Ямщикова 733 Artikel
Координатор Майдан Моніторингу на півдні України (Одеська, Миколаївська, Херсонська області). Сфери компетенції: проектне мислення, громадянське суспільство, суспільний діалог, інформаційні технології.