Развитие ситуации в Беларуси в первой половине мая 2012 года: основные события и комментарии

Режим Лукашенко пытается извлечь выгоду из осложнения отношений России и США, связанного с проблемой ПРО. Маловероятно, что власть сможет решить задачу-максимум – добиться от России расширения экономической поддержки. Однако власть получает дополнительные гарантии сохранения экономической поддержки на нынешнем уровне. По крайней мере в нынешнем году Россия не будет актуализировать острые вопросы в отношениях с Беларусью.

Introduction:

Выступление Лукашенко с посланием народу и парламенту 8 мая является программой внешней и внутренней политики в 2012 году. (http://news.tut.by/politics/287942.html) И вместе с тем, учитывая состоявшиеся президентские выборы в России, программой политики на достаточно долговременный период.

Чтобы не перегружать достаточно объемный доклад, я не буду комментировать тут идею создания правительства в изгнании, с которой выступили некоторые оппозиционные политики. Оппозиция в ее нынешнем состоянии не является субъектом развития ситуации в Беларуси.

Summary:

Режим Лукашенко пытается извлечь выгоду из осложнения отношений России и США, связанного с проблемой ПРО. Маловероятно, что власть сможет решить задачу-максимум – добиться от России расширения экономической поддержки. Однако власть получает дополнительные гарантии сохранения экономической поддержки на нынешнем уровне. По крайней мере в нынешнем году Россия не будет актуализировать острые вопросы в отношениях с Беларусью.

Власть получает возможности для продолжения холодной войны с Западом. Для Лукашенко важно, чтобы вслед за А.Санниковым и Д,Бондаренко прошение о помиловании написали лица, позиционирующие себя как лидеров: Николай Статкевич, Павел Северинец, Дмитрий Дашкевич. Власть хочет получить гарантии, что какие-либо группы в составе оппозиции не испортят возможную в неблизком будущем ее игру с Западом, подобную той, которая имела место во второй половине 2010 года.

Продолжение репрессий не означает, что власть жжет мосты в отношениях с Западом. Лукашенко хочет убедить Запад, что других партнеров у него в Беларуси не будет, следует развивать сотрудничество на его условиях, не требуя существенных шагов в направлении политической либерализации.

Расчет власти строится на убеждении, что ЕС не пойдет на расширение экономических санкций.

Новые сигналы о противоречиях в отношениях России и Запада: реакция Лукашенко

На официальном уровне было объявлено, что 19 апреля Лукашенко выступит с ежегодным посланием к народу и парламенту. Однако за два дня до 19 апреля было объявлено о переносе выступления в связи с тем, что Лукашенко отклонил подготовленный проект документа и отправил его на доработку. Как пояснила пресс-служба президента, он поручил переработать ряд положений, касающихся вопросов приватизации государственной собственности и внешнеполитического курса страны.

Само послание в последнюю очередь адресовано народу. В 2011 году, когда цены выросли более в 2 раза и почти на столько же сократилась средняя зарплата, по данным независимых социологов электоральный рейтинг Лукашенко упал до отметки 20%. Тем не менее Лукашенко и в 2011 году заявлял, что на президентских выборах 19 декабря 2010 года его поддержали более 80% избирателей, а в последующий год, в связи с «некоторым ухудшением социально-экономической ситуации» свой рейтинг он оценивал в 70%.

Также далеко не первым адресатом послания является парламент. За все время существования этого института после референдума 24 ноября 1996 года парламент отклонил только один законопроект, предложенный Администрацией Президента (АП). В случаях, когда Лукашенко была нужна скорость, парламент (де-факто филиал АП) принимал законопроекты, спущенные из АП, за 3 дня.

Первыми адресатами программного документа, в котором содержатся основные идеи внутренней и внешней политики на 2012 год, являются Запад и Россия – главные внешнеполитические партнеры. Как это достаточно часто бывает в нынешней Беларуси, перенос выступления сопровождался организованной властью утечкой информации. Власть постаралась, чтобы те, кто изучают развитие ситуации в Беларуси – аналитики, дипломаты, политики, получили информацию, что Лукашенко расценил как слишком либеральные предложенные его спичмейкерами тезисы, касающиеся приватизации. И расценил как слишком конфронтационные – тезисы, касающиеся отношений с Западом.

В нынешнее время западные компании не претендуют на участие в приватизации объектов белорусской государственной собственности. Проведение приватизации активов в 2012 году на сумму в 2,5 миллиарда долларов является условием соглашения с Антикризисным фондом Евроазиатского экономического сообщества (который полностью контролируется Россией). Продажа российским компаниям контрольных пакетов акций белорусских предприятий – сейчас это главный вопрос внешней политики России относительно Беларуси.

Объявление, что Лукашенко не устроили тезисы по приватизации, создало интригу: каково будет окончательное решение относительно приватизации крупных предприятий в 2012 году. Иными словами, сделает ли власть шаг в направлении настоящей, по мнению Кремля, интеграции.

Это выступление Лукашенко должно было состояться во время, когда в России прошли президентские выборы. Выступление Лукашенко содержит сигналы России, Путину, не только на срок 2012 года, но и на более долгосрочную перспективу. То, что скажет Лукашенко по приватизации, по отношениям с Россией, с Западом, было предназначено для его нового-старого партнера Путина на следующий срок его президентских полномочий. А, учитывая настроения Путина, авторитарные тенденции в России – и не только на его ближайший президентский срок.

Вероятно, перенос выступления Лукашенко на достаточно длительный срок был связан не только с целью создания интриги, расстановки и артикуляции акцентов, но и с целью сбора дополнительной информации. В первую очередь – информации о первых внешнеполитических шагах администрации Путина. Как правило, первые шаги, в том числе первый официальный заграничный визит, имеют существенное значение, отражают внешнеполитические приоритеты.

Первые внешнеполитические шаги Путина полностью подтвердили мнение команды Лукашенко, что:

  1. В 2012 году Россия не актуализирует острые вопросы отношений с Беларусью.

Если и будет говорить о намерении российских компаний купить белорусские предприятия, то это будет в форме скорее зондажа, чем требований.

2. Те рычаги давления на Россию, которые всегда использовала Беларусь, будут иметь эффект и во время нынешнего (и возможно, следующего) срока президентских полномочий Путина.

Накануне выступления Лукашенко проявились как минимум три важные точки уязвимости позиций России, Путина в отношениях с Беларусью:

– в течение достаточно долгого времени приоритетным направлением внешнеполитической активности России будет Украина;

– значение белорусского плацдарма для России возрастает в свете развертывания объектов ПРО США на территории восточных членов НАТО;

– Кремль возлагает основную ответственность за провал планов ускорить создание Евразийского союза на руководство Казахстана; определенное осложнение отношений России с Казахстаном – также одна из причин того, что Москва не будет актуализировать острые вопросы в отношениях с Беларусью.

Украинский вопрос

Команда Лукашенко имеет основания полагать, что главным вопросом внешней политики администрации Путина в 2012 году будут отношения с Украиной. Россия приложит усилия к тому, чтобы не допустить или, по крайней мере, максимально осложнить движение (хотя и очень долгое) Украины в ЕС.

В апреле-мае советники Лукашенко должны были донести до его мнения, что в России обсуждаются вопросы давления на Украину. В частности, в дискуссии в экспертном сообществе звучит цифра 20 миллиардов долларов – в такую сумму Украина оценивает свою газотранспортную систему. Обсуждаются действия, как заставить Украину существенно снизить эту цену. И это только первое действие по выкручиванию рук Украине, которая, к возмущению Кремля, оказалась непокорной, непокладистой и при Януковиче.

Противоречия по проблеме ПРО

Во время своей избирательной кампании Путин неоднократно заявлял, что одним из главных противоречий в отношениях с Западом, с США является размещение объектов ПРО на территории восточных членов НАТО.

3-4 мая в Москве состоялась организованная министерством обороны России международная конференция «Фактор противоракетной обороны в формировании нового пространства безопасности». В ней, в числе представителей 50 государств (в том числе 28 членов НАТО) приняли участие высокопоставленные военные из Беларуси.

В выступлениях на конференции официальных представителей России – бывшего президента Дмитрия Медведева, секретаря Совета Безопасности Николая Патрушева, министра обороны Анатолия Сердюкова, начальника Генерального штаба Николая Макарова прозвучали тезисы, что шаги по развертыванию системы ПРО неизбежно влекут за собой ответные меры, создают предпосылки для конфронтации и затратной гонки вооружений.1

За несколько дней до конференции ряд российских высокопоставленных военных отметили, что важное место в принятии ответных мер будет уделено белорусскому плацдарму.

На территории Беларуси могут быть размещены зенитно-ракетные комплексы «С-400», способные перехватывать американские противоракеты.

Также было отмечено, что территория Беларуси – оптимальное место для размещения оперативно-тактических ракет «Искандер», предназначенных для поражения объектов ПРО, размещенных в Польше.

Ранее подобные заявления о возможности появления «Искандеров» за Бугом сопровождались заявлениями в СМИ других российских высокопоставленных военных о том, что Лукашенко – непоследовательный союзник. Поэтому Россия не передаст Беларуси современное наступательное вооружение, в том числе оперативно-тактические комплексы «Искандер».

Однако теперь в Москве почти в один голос заявляют о возможности размещения в Беларуси экспортной версии оперативно-тактических комплексов «Искандер-Э». В сравнении с комплексами «Искандер-М», которыми оснащены российские подразделения, эти комплексы имеют в два раза меньший радиус действия – около 200 км. Но этого достаточно, чтобы создать угрозу объектам ПРО, размещенным на территории Польши.

Наконец, на территории Беларуси с советского времени размещена сеть военных аэродромов, приспособленных для базирования российских дальних бомбардировщиков «Ту-22М3». Размещение в Беларуси повышает эффективность использования этих бомбардировщиков против объектов ПРО, в том числе против кораблей ВМС США, используемых в целях ПРО.

Для того, чтобы создать и поддерживать угрозу использования белорусского плацдарма, в том числе против объектов ПРО, Россия не будет актуализировать острые вопросы в отношениях с режимом Лукашенко.

Осложнение отношений России с Казахстаном

25 мая исполняется годовщина подписания договора России с Казахстаном о дружбе и сотрудничестве. Накануне инаугурации Путина среди российских политиков и в экспертном сообществе было распространено мнение, что первый официальный визит Путина состоится именно в Казахстан.

Однако накануне инаугурации Путина, которая состоялась 7 мая, было объявлено, что первый официальный визит Путин нанесет 31 мая в Беларусь. Если визит Путина в Казахстан и состоится 25 мая, этот визит будет неофициальным – ниже по рангу.

Лукашенко: «Нет ресурсов ни у России, ни у Путина, чтобы задушить Беларусь»

Долгое время после президентских выборов 19 декабря 2010 года Лукашенко воздерживался от высказываний в адрес российского руководства, которые бы вызвали недовольство в Кремле. Пытался создать у Запада впечатление, что белорусско-российские отношения развиваются самым наилучшим образом.

Команда Лукашенко посчитала нужным сказать новоизбранному Путину, что не пойдет на уступки. Спичмейкеры Лукашенко включили в его выступление ряд вполне четких сигналов, которые совершенно не понравятся Москве. Причем эти тезисы прозвучали в свойственном Лукашенко, так сказать, народно-колхозном стиле. В результате форма высказываний получилась достаточно оскорбительной для Путина.

В высказываниях Лукашенко о белорусско-российских отношениях прозвучало определенное злорадство. «Если кто-то надеется, что вот, если Путин пришел, завтра нас начнут душить, петлю на шею накинут, – не дождутся». Из высказываний Лукашенко следует, что его команда не имеет никаких иллюзий относительно целей политики администрации Путина относительно Беларуси – Путин хочет задушить Беларусь. Однако, по крайней мере, в этом году Путин «душить не будет». Потому что не имеет ресурсов, возможностей.

Лукашенко в очередной раз заявил, что Беларусь не будет выполнять обязательства перед Антикризисным фондом ЕврАзЭс (Россией) в части продажи предприятий: «Мы отказались от всяких списков предприятий, подлежащих приватизации. Но не потому, чтобы из-под полы распродать государственную собственность. Опубликование списков – это унижение для работников этих предприятий. Люди у нас на это очень болезненно реагируют. Они задают вопрос: «Мы что вам, президент, больше не нужны, что вы нас захотели продать?»

Говоря о конкретных предприятиях, 15 мая первый вице-премьер Владимир Семашко заявил, что «Беларусь никогда, ни при каких условиях не продаст контрольный пакет акций «Беларуськалия». По его словам, «это было бы преступление против государства». Также Семашко отметил, что Беларусь не продаст какой-либо российской компании контрольный пакет акций Минского автомобильного завода.

Относительно белорусско-российских отношений, у Лукашенко есть основания для оптимизма не только в нынешнем году. Он может рассчитывать, что Путин надолго увязнет в Украине, долго будет актуальной проблема размещения объектов ПРО и т.д.

Лукашенко европейцам и американцам: «Нас невозможно сломать, нас можно только похоронить»

8 мая Лукашенко заявил: «Давайте будем откровенны, когда у нас были очень высокие цены на энергоносители, Россия поняла: еще год такой политики в отношении Беларуси, и Беларусь больше никогда не будет на стороне России. Поэтому аккуратненько отступили. Вы хотите сказать, что Путин второй раз на эти грабли наступит? Нет».

 

Он лукавит. По всей видимости, его команда очень хорошо понимает, что главный рычаг ее давления на Россию – это возможность улучшить отношения, развивать сотрудничество с Западом. Несмотря на провал попытки улучшить отношения с Западом, которую Лукашенко предпринял во второй половине 2010 года, отчасти эта политика была успешной – ему удалось убедить Россию, что он может изменить ситуацию в отношениях с Западом. Поэтому Кремль пошел на уступки, в том числе по энергоносителям. Заплатил неоправданно большую, по мнению экспертов, цену за «Белтрансгаз».

8 мая Лукашенко заявил, что не пойдет на уступки перед Западом, призвал к диалогу на его условиях. «Сломать, наклонить, коленом наступить на нас или всей ногой на горло. Бесперспективно!»

В выступлении он не делал каких-либо заявлений о судьбе политических заключенных, однако поручил правительству «оперативно подготовить проект закона об амнистии, которую мы сможем приурочить к нашему главному государственному празднику – Дню Независимости».

Ряд коллег высказали мнение, что, вероятно, власть освободит и политических заключенных к 3 июля. Валер Карбалевич отметил: «С одной стороны Лукашенко выполнит требования ЕС, а с другой – общественное внимание к освобождению политзаключенных будет не так привлечено, поскольку они «растворятся» среди двух-трех тысяч других заключенных. И можно будет заявить, что они выпущены уже не по личному решению президента, а по закону».

Я хотел бы ошибиться на этот счет, но у меня не такой оптимистичный прогноз относительно освобождения политических заключенных в нынешнем году.

Выступая 8 мая, Лукашенко возложил на оппозицию ответственность за срыв диалога между властью и Западом во второй половине 2010 года. «Мы развивали так называемое гражданское общество, поддерживали общественный диалог, обеспечивали прозрачные и свободные условия для проведения выборов, полную свободу для кандидатов… Мы рассчитывали углублять диалог с Европой, США, развивать так называемое гражданское общество, совершенствовать политическую систему, но Запад и «пятая колонна» решили по-другому – они не просто отказались от диалога, а начали атаку на страну через давление и санкции».

Лукашенко заявлял, что условием освобождения политических заключенных является прошение о помиловании. Вероятно, подобный шаг он рассматривает как определенную гарантию того, что лидеры площади декабря 2010 года уже не испортят ему его игру: за ними не пойдут люди. А атмосфера страха, которую он создал и поддерживает в обществе, не даст вырасти другим лидерам.

1 В частности, Патрушев заявил, что уже к 2020 году европейский эшелон американской ПРО будет иметь возможность перехватывать российские ракеты. По словам генерала Макарова, американские военные продолжают ускоренными темпами совершенствовать информационные и огневые средства этой системы – наращивают радиус их действия, увеличивают скорость ракет-перехватчиков, повышают точность наведения. Тем временем места базирования противоракет приближаются к российским границам.