В истории православия за более чем тысячелетнее его развитие такого еще не было: священник – клирик Луганской епархии, митрофорный протоирей Андрей Дубина в октябре 2011 г. подал в суд иск на своих прихожан за клевету. Дом Молитвы с фарсом перерос в вертеп
«Горе вам, законники, что вы
взяли ключ разумения: но сами не вошли
и входящим воспрепятствовали…»
(Евангелие от Луки, гл.11)
Каков поп Савва, такова о нем и слава
В истории православия за более чем тысячелетнее его развитие такого еще не было: священник – клирик Луганской епархии, митрофорный протоирей Андрей Дубина в октябре 2011 г. подал в суд иск на своих прихожан за клевету.
Он предъявил к ответчикам иск «о защите чести и достоинства, возмещении морального вреда» на 5000 грн., а также потребовал наложить арест на их имущество. В качестве «доказательства» отец Андрей приложил письмо к высокопреосвященному Иоанникию, Митрополиту Луганскому и Алчевскому с перечислением собственных заслуг и прошением у него заступничества от клеветнических наветов.
Под письмом стояло более 110 подписей прихожан Свято-Пантелеймоновского храма г. Луганска. В том послании упоминались и слова Макария Оптинского: «Овца пастыря не судит», и слова Иоанна Златоуста: «Кто презирает священника, тот дойдет и до оскорбления Бога».
В свою очередь, ответчики подали возражение на исковое заявление батюшки на необоснованность его требований. Они сообщили, что деятельность настоятеля храма противоречит действующим духовным и гражданским законам. Прихожане неоднократно обращались в местную епархию о неканонических действиях в духовнической практике А.Дубины, ставя вопрос об извержении из сана этого священника.
В качестве доказательств истинности своих обращений в духовный и правоохранительные органы верующие просили пригласить в суд свидетелей, подтверждающих факты, изложенные в их документах. По мнению ответчиков, истец не обосновал взыскание с них 5000 грн., из чего состоит заявленная сумма, и не предоставил доказательств, свидетельствующих о причинении ему морального вреда и надлежащего расчета его размера.
В марте 2012 г. суд закончился, так, по сути, и не начавшись. Адвокатом А.Дубины было подано заявление об отказе истца от своих требований. Парадоксально, но ответчики были против закрытия дела! У них было достаточно фактов для того, чтобы в судебном заседании поменяться с истцом ролями. Для верующих так и осталось загадкой: зачем отец Андрей обращался в мирской суд? Это было его очередное желание заработать или стремление запугать судом своим прихожан?
У всякого попишки свои делишки
На судебный иск протоирея прихожане обратились к Митрополиту Луганскому и Алчевскому Иоанникию. В своем письме они заявили, что все являются пострадавшими от духовнической практики отца Андрея, и просят разрешить возникшую проблему на церковном суде.
Прихожане в качестве доказательства вины своего пастыря приводили примеры о нарушении им тайны исповеди, назначении всем без исключения эпитимьи (т.е. наказания) за каждый грех – по 150-500 поклонов, отлучении из-за личной неприязни от святого причастия до 10 лет, использовании оккультных (т.е. таинственных) методов «лечения», использовании для запугивания несогласных с его мнением прихожан местных криминальных «авторитетов», понуждении к принятию монашества для последующих работ в личном «монастыре» на приватизированных им землях и т.д. Такие послания от паствы в последние годы митрополит получал неоднократно, только отсутствие решения вопроса по существу лишь обостряло ситуацию.
Еще в 2005 г. к митрополиту Иоанникию обращались более двадцати верующих храма Святого Пантелеимона Целителя (на территории луганского областного онкодиспансера) с жалобой на действия протоирея Андрея Дубины, которые выражались в «фарисейском отношении к таинствам, насилию в исповедании и исполнении его “пророческих советов“, жестокости, корыстолюбии и своеволии». Молитвенники просили митрополита «отправить в запрет протоиерея А. Дубину для покаяния и спасения не только его души, но и многих, ищущих спасения в Православной Церкви».
Уже тогда прихожане удивлялись пастырской практике настоятеля своего прихода. Отец Андрей предлагал повторные крещения с переменой имени, публично разглашал подробности исповедей кающихся, объявлял других православных священников «безблагодатными», заставлял разводиться с супругом и вступать в брак с другим малознакомым человеком, менять работу и место жительства, продавать имущество и жертвовать на его храм. Нередко в качестве «жертвы» на церковь были дома, квартиры, а жертвователи становились «монахами частного монастыря».
Хотя А. Дубина вел службы в ряде больничных храмов, он запрещал обращаться к врачам, предлагая свои методы «лечения». Порой батюшка «предсказывал» своим прихожанам смерть от рака, болезни от порчи и сглаза, которые «лечил» заговорами, «вправлениями позвонков», бинтованием голов, нелепыми послушаниями, запретами и эпитимиями. Процесс исцеления А. Дубина проводил лично: закапывал нос и уши «святой» водой, «заговаривал» вино на излечение и заставлял его употреблять, требовал подробной исповеди лично у себя, ходить на его отчитки бесноватых.
В письме митрополиту Иоанникию бывшая прихожанка храма Святого Пантелеимона Целителя К. сообщала: «Только по прошествии времени, уйдя с Божьей помощью из этого храма, побывав в паломнических поездках по святым местам, я поняла, что была жертвой оккультной секты, и самое страшное то, что прикрывается весь этот шаманизм православной церковью, уводя людей от Бога и истинной веры». В другом письме Владыке верующая С. школу духовного воспитания отца Андрея сравнивала с «духовным гестапо». Она писала: «Православная церковь – это не место, где “исцеляют“ оккультными методами. Именно в этом храме – громадное количество одержимых, многие из которых стали духовно больными там благодаря методам отца Андрея, лишившись имущества по его указке».
Митрополит с 2005 г. не обращал внимания на многократные жалобы и обращения прихожан, на сомнения верующих. Лишь после обращения в июле 2011 г. в отдел религии ОГА, была организована встреча мирян с митрополитом Иоанникием. На той встрече верующие хотели получить у святого отца ответы на многие вопросы: можно ли заниматься целительская практикой на территории храма, имеет ли отец Андрей дар пророчества и целительства от Бога, являются ли храмы, находящиеся в ведении Дубины монастырями. На эти вопросы митрополит ответил отрицательно.
Монастырщина — что барщина.
В августе 2011 г. прокурору и начальнику милиции Краснодонского района от граждан В. и А. поступило заявление о том, что на территории храма с. Красное находится гражданин Т., 22 лет, уроженец Донецкой области, инвалид, которого насильно удерживают в стенах «монастыря», забрав паспорт, отобрав пенсию, заставляют выполнять непосильные функции подсобного рабочего. Граждане обратились в правоохранительные органы с просьбой принять меры к настоятелю храма А. Дубине по возврату документов и пенсии инвалиду Т.
Через некоторое время в правоохранительные органы Краснодонского района поступило обращение от гражданки Г. о том, что ее 13-летняя дочь, находясь на «послушании» в монастыре с. Красного, выполняла непосильную физическую работу, подвергалась избиениям от монахинь, в результате чего возникло нервно-психическое расстройство. Отец Андрей объяснял матери, что наказания дочери были вынуждеными, т.к. она не слушалась его и монахинь.
В дальнейшем под «зомбирование» священника попал и сын прихожанки Г. Он по совету А. Дубины продал свое жилье и дважды покупал втридорога квартиры, которые мошенническим путем были отобраны у пьющих людей. В заявлении Г. писала: «Андрей Дубина, прикрываясь священническим саном, умышленно наносит вред здоровью людей, семьям с целью подчинить самому себе, завладеть имуществом людей и поработить семьи для личного обогащения. На эти деньги он строит «храмы» и «монастыри», которые на самом деле построены на крови и костях тел и душ обманутых им людей».
Правоохранительные органы, видимо, не желая вмешиваться в церковные дела, закрывают глаза на очевидные факты нарушения прав человека, делая отписки заявителям.
А тем временем…
23.03.2012 г. состоялось заседание епархиального совета Луганской епархии УПЦ под председательством Высокопреосвященнейшего Иоанникия, митрополита Луганского и Алчевского. На заседании рассматривалась жалоба прихожанки Х. на вмешательство в ее семейную жизнь и недостойное поведение со стороны настоятеля Свято-Пантелеимоновского храма г. Луганска протоиерея Андрея Дубины. Епархиальный совет постановил указать протоиерею Андрею Дубине на поведение не соответствующее православному пастырю. Ему было рекомендовано руководствоваться в своих пастырских действиях и духовном окормлении прихожан Священным Писанием, Священным преданием и святоотеческим учением. Ввиду неоднократных предупреждений Андрея Дубины епархиальный совет применил к нему меры канонического прещения (т.е. наказания): лишил его права ношения Митры и Креста с украшениями сроком на 6 месяцев.
Такое событие, когда священнослужитель вступает в конфликт со своей паствой не часто встречается в мирской жизни. Церковная практика протоиерея Андрея значительно шире и разнообразнее, чем позволяет формат настоящей публикации. Очевидно, что описанные выше события – это лишь верхушка «айсберга», которую не желают замечать правоохранительные органы, и пытаются «замять» святые отцы. Поэтому на этой теме мы не ставим точку. В последующих публикациях будут представлены новые факты и дана им оценка лиц, непосредственно причастных к описываемым событиям.
Продолжение следует…
Олег Перетяка
Відділ моніторингу ГІ» Права Справа»