Так или иначе, но россияне на этих выходных стали следить через социальные сети, телемарафоны, стримы, выпуски новостей государственных телеканалов за событиями с Украины. Не ясно пока, затянувшаяся акция протеста это или уже революция. Журналист Михаил Маглов, который несколько лет назад перебрался из Омска в Москву, а затем и в Киев, где сегодня происходит «что-то вроде революции», попытался объяснить читателям «Класса», почему возник новый «майдан».
29 ноября в Вильнюсе прошел саммит Восточного партнерства, на котором Молдова и Грузия парафировали договор соглашения об ассоциации с Европейским союзом. Год назад это уже сделала Украина, и все это время страна готовилась к подписанию основного соглашения, решались технические вопросы. В марте оппозиция требовала проведения выборов мэра Киева, которые уже не проводят 2 года. В связи с низкой популярностью Партии регионов добиться их не удалось, а власть перехватила повестку и начала активно говорить об евроинтеграции: местные «нашисты» митинговали под лозунгом «Молодь за евроинтеграцию!», Партия регионов митинговала за евроинтеграцию, власти города на здании Киевской рады вывешивали влаги ЕС. Оппозиция, конечно, тоже выступала за подписание соглашения, вела свои переговоры с европейскими чиновниками.
Однако в процесс «евроинтеграции» вмешался Владимир Путин. Стоит сразу сказать, что президент России сделал своей политикой всё, чтобы Украина как можно быстрее оказалась в ЕС: принуждение к таможенному союзу, запрет продажи на территории России конфет Roshen, молочной продукции, мяса, предупредительная остановка всех грузов на границе России и Украины, угрозы ввести визы с Украиной, многочисленные рассказы на таких телеканалах как «Россия 1» про «евросодом», про националистов, якобы притеснение русскоязычного населения.
Европейский союз поставил несколько условий, которые Украина должна была выполнить до подписания соглашения. В первую очередь, довести своё законодательство до европейских стандартов. Речь шла о законе «О прокуратуре» и поправках в избирательное законодательство, а также об освобождении бывшего премьер-министра и лидера оппозиции Юлии Тимошенко из тюрьмы. Янукович стал думать. В отличие от украинского народа, Виктор Федорович выбирал не между путями для страны, а думал, с кем ему удастся переизбираться на новый срок. Янукович проводил консультации с разными сторонами, посещал резиденцию Путина в Сочи, а 12 ноября прилетал на тайную встречу, которая прошла на территории военного аэродрома в России.
У большинства украинских и европейских политиков была уверенность, что Янукович подпишет соглашение с ЕС. 21 ноября после ряда провальных попыток принять необходимые законопроекты в Верховной раде, премьер-министр Николай Азаров объявил о приостановлении подготовки к подписанию соглашения. И это за неделю до саммита в Вильнюсе.
Украинцы, ментально считающие себя европейцами, восприняли это как пощечину. Европейские политики, лично пообщавшись с Виктором Януковичем на саммите в Вильнюсе, поняли, что имеют дело с человеком, который не может держать слово и в последний момент может «кинуть». В кулуарах саммита говорили, что Путин пообещал для Украины льготные кредиты и «некую сумму» лично президенту за сворачивание переговоров с Европой.
В свое оправдание киевские власти стали говорить о том, что подписание соглашения с ЕС сильно ударит по экономике Украины, и требовали от Европы помощи до 150 млрд евро. Эту сумму Янукович обосновывал проведенным исследованием Украинской академией наук. Европейцы были готовы предоставить 1 млрд и закрыть глаза на ситуацию с Юлией Тимошенко, находящейся под арестом с 5 августа 2011 года.
В ночь с 21 на 22 ноября первыми на Майдан Независимости — центральную площадь украинской столицы — вышли журналисты. Александр Аргат с местного «5 канала» вышел не один, а с флагом ЕС. Тут отдельно стоит сказать, что на протяжении последних полутора лет власти всеми силами пытались поставить под контроль независимые СМИ: был разгромлен и захвачен телеканал ТВi, близкий семье Януковича олигарх Сергей Курченко купил украинский Forbes и журнал «Корреспондент», полностью сменив редакции, участились нападения на журналистов. Только за последние дни были совершены покушения на Дмитрия Гнапа, съёмочные группы «5 канала», EuroNews, Reuters. Был прерван прямой эфир телепередачи Савика Шустера.
Люди стали собираться на Майдане. Дальше все развивалось очень быстро — свои «майданы» появились во всех городах, особенно на традиционно проевропейском западе страны. Акции поддержки украинской диаспоры прошли по всему миру. В Facebook появилось сообщество KyivHost, для тех кто едет в Киев на митинги и не может найти, у кого остановиться. На улицы вышли студенты в Киеве, Львове и Тернополе. Во Львове студенческую демонстрацию возглавил ректор Львовского университета Иван Вакарчук. После объявления всеукраинской студенческой забастовки студентов на улицах стало еще больше. Для тех, кто думает, что это происки американцев, сценарий «оранжевой революции», советую изучите историю, а именно студенческий протест в Украине в 1990 году.
Именно студенческая «Революция на граните» дала Украине нынешних политических лидеров. В ней принимали участие оппозиционные депутаты Верховной рады Олег Тягнибок (глава партии «Свобода»), Олесь Доний, Вячеслав Кириленко, Павел Розенко (партия «Удар»), а также журналист Вахтанг Капиани, музыкант группы «Океан Эльзи» Святослав Вакарчук и многие другие участники сегодняшних событий.
Студенты дали массовый прилив протесту. Не только в Киеве, но и во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске выходили протестовать от 5 до 20 тысяч человек, организовано отправлялись в Киев на автобусах «группы поддержки» из регионов. «Энеджайзером» событий на Майдане в Киеве стала певица Руслана, победившая в 2004 году на «Евровидении». Дни и ночи она проводила на Майдане с протестующими, где установили палатки, баки для костров, была организована кухня и горячие напитки. На митинге выступали музыкальные группы, лидеры оппозиции Виталий Кличко, Арсений Яценюк и Олег Тягнибок, гражданские активисты, деятели культуры.
В ночь с 29 на 30 ноября отряды крымского, луганского и днепропетровского «Беркута» (аналог российского ОМОНа) произвели жестокий разгон протестующих. Сотрудники милиции просто избивали активистов на площади. В результате этого более сорока человек были госпитализированы с переломами ребер и травмами головы. Части протестующих удалось укрыться в Михайловском монастыре, куда «Беркут» войти не решился.
Это стало второй пощечиной от Януковича. Нужно пояснить, что для молодежи, доля которой чрезвычайно велика среди протестующих, точкой отсчета современной истории является «Оранжевая революция». Девять лет назад им было по 9-13 лет, их родители были на Майдане, они следили за происходящим по телевизору. Последний раз такие разгоны демонстрантов были в начале 2000-х годов, во времена кампании «Украина без Кучмы». Для них всё происходящее было впервые.
Стоит также сказать, что для активной молодежи Украины выбор представляется таковым. Первый вариант — Украина вступает в «таежный союз» (так окрестили таможенный союз его противники) с Россией. Для них это отсутствие выборов, свободы собраний, произвол милиции, цензура на ТВ, отсутствие судов, насаждение религии, большой уровень коррупции, превращение Украины в провинциальный регион большой империи. Второй вариант — Ассоциация с Европейским союзом: безвизовый режим, европейские ценности, преобладание права над государством, инвестиции, перспектива развития. Да, в Европе тоже местами не все гладко, но есть возможности развиваться, сохранив политическую независимость.
Далее события стали развиваться еще быстрее.
Акция протеста переместилась на площадь перед Михайловским монастырем и стала масштабнее. Генконсул Украины в Стамбуле Богдан Яременко осудил действия «Беркута» и предложил его командирам застрелиться. Глава администрации президента Сергей Левочкин в знак протеста подал в отставку — все эти дни на «евромайдане» в Киеве находилась его супруга. Первый секретарь посольства в Канаде подала в отставку — в Канаде проживает вторая по численности украинская диаспора. Одиозный депутат президентской Партии регионов Инна Богословская объявила о выходе из фракции и призвала президента Януковича уйти в отставку —Богословская прежде была известна как ярый критик оппозиции. Следом за ней из фракции Партии регионов вышли Давид Жвания, Николай Рудьковский и Владимир Мельниченко. С осуждением силового разгона выступили ряд генералов армии и милиции, европейские политики. В Киев приехали тысячи львовских студентов. Львовская милиция отказала разгонять акцию, а мэр Тернополя призвал жителей города ехать в Киев и на улице защищать свой евровыбор. Генеральный прокурор Виктор Пшонка признал, что протестующие на Майдане находились законно, а всю ответственность на себя взял глава киевской милиции.
1 декабря на народное вече в Киеве, которое объявили лидеры оппозиции, вышло по разным оценкам от 500 тысяч до полутора миллионов человек. Протестующие активисты собрались в парке Тараса Шевченка, прошли по Крещатику, по пути захватив здание Киеврады, дошли до Майдана Независимости и там захватили здание Дома профсоюзов. Радикальные активисты попробовали захватить администрацию президента на Банковой улице. В ход шли камни, цепи, пруты, петарды. «Беркут» отвечал светозвуковыми гранатами, слезоточивым газом и неменьшей жестокостью.
В результате пострадали десятки активистов, сотрудники милиции и несколько журналистов. Лидеры оппозиции отреклись от этого нападения, обвинив в провокации «титушек» — гопников, которых за деньги нанимает власть для организации провокаций. Ряд оппозиционных депутатов, в том числе лидер фракции «Удар», известный боксёр Виталий Кличко приходили к администрации на Банковую улицу, чтобы остановить столкновения. В здании Киеврады обосновался штаб протеста. Спикер Верховной рады Владимир Рыбак призвал сесть за стол переговоров в понедельник.
Как будут развиваться события дальше, не совсем ясно. Возможно, Виктор Янукович снимет с должности премьера Азарова и министра МВД Захарченко, сформирует новое правительство при участии оппозиции, освободит Юлию Тимошенко, возобновит диалог с Европой и подпишет соглашение об ассоциации с ЕС. Тогда у президента есть шанс досидеть до конца своего срока, говорят эксперты. Впрочем, Виктор Янукович может пойти и по другому пути: продолжить эскалацию насилия, ввести в Киеве чрезвычайное положение и пустить войска в столицу — к этому его призывает, например, Владимир Жириновский. В этом случае, говорят в Киеве, Януковича быстро сметут, так как раскол элит уже начался, а поддержка элиты имеет ключевое значение для решения конфликта. При этом протестующие в массе своей должны сохранить мирный характер акций.
С уверенностью можно сказать одно — пока Виктор Янукович думал о втором президентском сроке, в союзе с кем он мог бы выиграть выборы через год, он полностью потерял его. По соцопросам октября, еще до отказа от ассоциации и силового разгона демонстрации, Виталий Кличко побеждал Януковича во втором туре.
Михаил Маглов из Киева, специально для «Класса»
Фото: автор и Правда.com.ua