За 11 лет членства в ЕС Польше удалось сделать огромный прорыв
Еще в конце 90-х Польша находилась фактически на одном экономическом уровне с Украиной. Всего за 11 лет пребывания в Евросоюзе соседнее государство стало процветающим: экономика активно развивается, как следствие – уменьшилась потребность в кредитах, уровень жизни продолжает расти, снижаются цены на товары и услуги. Сегодня у Польши дефляция 1,6 процента – больше всего подешевели продукты питания. В первую очередь, это связано с перепроизводством и снижением экспорта товаров в Россию. Но бояться нечего – самым большим торговым партнером остается ЕС.
С западным соседом Украине однозначно повезло. Польша готова всесторонне поддерживать нашу страну на пути евроинтеграции – ведь важно граничить со стабильным государством. Поэтому поляки охотно делятся опытом своего преобразования.
ЕС выдал по 5 тысяч на каждого
Адам Грежгрозолка и Урсула Мажевская |
После вступления Польши в Европейский Союз ВВП страны вырос на 50 процентов. В Бюро европейских фондов мэрии Варшавы рассказали, что огромную пользу принесло участие в общем европейском рынке.
– Сразу после вступления в ЕС мы боялись, что Польша больше отдаст, чем получит, – говорит директор Бюро европейских фондов мэрии Варшавы Адам Грежгрозолка. – Но это оказалось не так. За каждый злотый, который отдали в бюджет ЕС, мы получили 3. К тому же пользовались европейскими средствами еще до вступления в ЕС. На протяжении 13 лет Польша получила 3 миллиарда евро на улучшение инфраструктуры сельских территорий и защиту окружающей среды… Таким образом мы подтянули Польшу к европейским стандартам. Еще – учились грамотно использовать средства Евросоюза. Деньги ЕС действительно позволили стабилизировать экономику.
Благодаря вступлению в Евросоюз польские предприниматели разительно увеличили свои доходы, на рынке труда появились новые рабочие места. Польша обрела инвестиционную привлекательность. Начиная с 2004 года, объем инвестиций вырос на 75 процентов.
По словам Адама Грежгрозолка, Польша не смогла бы достичь такого экономического уровня без Евросоюза. Из средств ЕС реализовано множество проектов на миллиарды злотых. Иными словами, это если бы каждый житель Варшавы получил по 5 тысяч злотых (1250 евро) из европейских средств.
Теперь главная задача – укрепиться на европейском рынке. На политику выравнивания уровня развития разных территорий Польша получит еще 82,5 миллиардов евро. Большая часть пойдет на улучшение инфраструктуры и окружающей среды сельских территорий.
Поселку город – не указ
В Польше существуют три уровня местного самоуправления – воеводства, поветы и гмины. Каждый имеет гарантированный доход и финансовую независимость друг от друга. Об этом «ДВ» рассказали и в Центре социальной коммуникации мэрии Варшавы.
– Самая мелкая единица административного деления Польши – гмина. Всего у нас около 2,5 тысяч гмин, – рассказывает заместитель директора Центра социальной коммуникации мэрии Варшавы Урсула Мажевская. – Все выборы прямые, на местах. Высший уровень управления никогда не вмешивается в дела низшего. Задачи начинают выполнять с низшего уровня. Поэтому их больше всего у гмин. Там лучше всего осведомлены о потребностях населения. Более сложные проекты реализуют поветы. А самые важные вопросы передаются воеводствам. При этом руководство страны не может отменить решение повета, гмины или воеводства. Разве что – если они противоречат законодательству. Основные же задания всех уровней – благоустройство территорий, охрана здоровья, соцзащита населения, развитие культуры и спорта.
По словам Урсулы Мажевской, доходы каждого уровня состоят из 4-х частей – процент от налога с доходов местных жителей, госфинансирование заданий, собственные доходы населенного пункта, местные налоги на недвижимость, транспорт и собственность.
Таким образом, Польша развивается равномерно на всех уровнях – будь то сельская местность или мегаполис.
Как «выводили» коррупцию
До реформ в Польской Народной Республике, как и в других странах восточной части Европы, существовала коррупция. Она возникла в основном из-за дефицита товаров. Если нужно что-то купить – давай взятку. А вообще коснулась разных сфер жизни. Ситуация усугублялась до конца 90-х. Тогда начали серьезно задумываться, как же ее изменить. Появилось много публикаций журналистов-расследователей, которые предавали огласке коррупционные схемы. В это же время приняли два важных закона. Один запрещал финансирование политических партий из частных средств, другой – разрешал доступ к публичной информации. Тогда неправительственные организации открыто начали противодействовать коррупции. Одной из таких был Фонд им. С. Батория, где учредили антикоррупционную программу.
– На протяжении нескольких лет Польша активно боролась с коррупцией, – рассказывает представитель Фонда им. С. Батория Гражина Копиньская. – В стране было создано Центральное антикоррупционное бюро (ЦАБ), которое занялось следственной работой. Наряду с этим в полиции появился специальный отдел по вопросам борьбы с коррупцией, а в прокуратуре – отдел по вопросам борьбы с коррупцией и организованной преступностью. Подобную работу также вела налоговая служба и Агентство внутренней безопасности. Иногда службы не могли до конца разобраться, кто чем занимается.
Сегодня ЦАБ обязано контролировать действия всех структур, которые занимаются борьбой с коррупцией. Поскольку ее уровень в Польше удалось существенно снизить, то количество задач уменьшилось. По словам директора программы «Ответственное государство» Фонда им. С. Батория Гжегожа Маковски, их неправительственная организация выступает за изменения законодательства Польши, чтобы деньги, выделяемые на борьбу с коррупцией, более эффективно использовались.
Судам тоже нужен суд
В польских судах коррупции и раньше не существовало. Однако, для усиления прозрачности, после вступления в ЕС учреждена специальная структура – Государственный Совет судопроизводства.
– Наша организация стоит на страже независимости судов и судей, – говорит вице-президент Государственного Совета судопроизводства Петр Рачковский. – В нее входит 25 членов. В их числе – представитель президента, министр юстиции, судьи, депутаты разных уровней… Совет рассматривает личные дела судей, утверждает выборы на все должности в судах, а также перевод судей на особое положение в связи с возрастом.
Кроме того, здесь работает комиссия дисциплинарной ответственности судей. Каждый год они обязаны предоставлять информацию о своем имуществе и имуществе своих родственников. Если не сделать этого в срок, автоматически начинается карательная процедура. Таким образом, государству известно, как изменяется доход судьи с первого дня его работы.
Но самое главное, что делает работу судов Польши прозрачной, это сотрудничество со СМИ. Присутствие журналиста необходимо в работе каждого суда, это обязательное условие. СМИ информируют о том, что происходит на заседаниях, ведут просветительскую работу и выполняют функцию общественного контроля.
В Государственном Совете судопроизводства Польши
Мы только прокладываем свой путь в Европу. Опыт Польши для Украины действительно показателен. О «дресс-коде» мы уже знаем. Теперь предстоит ликвидировать коррупцию, укрепить экономику и демократизировать судебную систему. И здесь советы знающей стороны весьма полезны. Однако нужно усвоить самое важное – как бы нас ни поддерживали западные соседи, принимать решения и действовать придется самостоятельно. За нас это не сделает никто.