Какой может быть юридическая оценка договоренностей, возникающих у жертвы вооруженной агрессии с агрессором в условиях продолжающейся агрессии?
Любой учебник международного права содержит в качестве примера юридической ничтожности Мюнхенское соглашение о передаче Германии Судетов. Гитлер тогда грозил Чехословакии бомбардировками Праги. И Бенеш вынужден был сдаться.
Чем отличаются юридически Минские соглашения от Мюнхенских? Только тем, что в первом случае нет даже международного договора? – ведь Минское соглашение – это не международный договор. Но не только. Степень военной угрозы в отношении Украины была не вероятной, как у Чехословакии перед Мюнхеном, а реальной, то есть состоявшейся и продолжающейся.
Поэтому Минское соглашение – это политическая договоренность, возникшая в условиях не спровоцированной военной агрессии со стороны России, с продолжающимся применением с ее стороны военного давления, что само по себе, международное право не приемлет. Поэтому и юридических последствий для Украины из этой договоренности возникать не может.
А вот для государства-агрессора такие последствия возникают. Возникают потому, что агрессор обязан не просто прекратить акт агрессии, но и устранить все предпосылки и последствия правонарушения.
Минское соглашение – не более, чем ситуативная политическая договоренность для немедленного прекращения совершающегося международного преступления – агрессии. Поэтому соглашение ни при каких условиях не может посягать на суверенитет жертвы агрессии. В свою очередь, Германия и Франция, как участники переговоров, должны обеспечить соблюдение Россией, как агрессором, условий прекращения вооруженного конфликта. И эти действия агрессора не могут быть поставлены в зависимость от исполнения Украиной условий, выдвигаемых агрессором.
Прекращение вооруженной агрессии не может быть поставлено в зависимость от территориальных, экономических или политических требований государства-агрессора. В ином случае утрачивают смысл все антивоенные достижения международного права в ХХ веке.