Суттєве покращення життя вже сьогодні незабаром чекає лікарів і хворих. Медичний експеримент

Медиків, що працюють в поліклініках Харкова, останній тиждень лихоманить. Причиною став виступ на місцевому ТВ заступника мера з питань охорони здоров’я Світланы Горбунової-Рубан, в якому вона розповіла про експериментальну медичну реформу, до якої готовий позачергово долучитися і Харків. Серед іншого реформа передбачає ліквідацію поліклінік і передачу їх функцій амбулаторіям та сімейним лікарям. Про паніку серед медиків стало відомо, очевидно і мерії, і та ж чиновниця пізніше вже виступила з уточненням, що це варто робити в сільській місцевості, де поліклінік нема. Що зовсім не заспокоїло медиків. А хвилюватися варто. Пропонуємо вам грунтовну статтю Харківської агеніції “Статус Кво” про непомічену пілотну реформу медицини, яка може обернутися повною катастрофою для всіх нас.

Медицинский эксперимент

Реформа здравоохранения в Украине в экспериментальном порядке стартовала еще летом, однако это мало кто заметил. Закон “О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и в Киеве” Верховная Рада приняла 7 июля, в пору отпусков. Похоже, что большинство парламентариев обратили на него мало внимания – мы не увидели ни публичного обсуждения закона, ни каких-либо протестов в связи с ним. А ведь речь идет, ни много, ни мало, о демонтаже советской системы поликлиник и замене ее семейными врачами. Если этот эксперимент в Киеве и трех областях признают удачным – его распространят на Харьков и вообще всю Украину. Более того, как заявил недавно губернатор Харьковщины Михаил Добкин, в нашей области реформа, не дожидаясь указаний “сверху”, тоже уже начата. Все возможные недоработки медицинской реформы рядовой харьковчанин, которому придется обращаться к врачу, в ближайшем будущем может почувствовать на своей шкуре. А может оказаться и так, что за громким словом “реформа” будет спрятан пшик.

Итак, суть предлагаемых перемен. Во-первых, закон выделяет учреждения оказания первичной, вторичной и третичной медицинской помощи. Первичная медицинская помощь – это поликлиники, вторичная – больницы, третичная – специализированные больницы. Закон ставит задачу заменить традиционные поликлиники центрами первичной медико-санитарной помощи и амбулаториями семейного врача. В этих амбулаториях семейные врачи будут принимать анализы, ставить диагнозы, лечить “наиболее распространенные болезни, травмы, отравления, патологические состояния” и принимать решения о направлении пациента в специализированную больницу в случае необходимости. Другими словами, амбулатории будут делать почти все то, что раньше делали поликлиники. Их нужно будет открыть в каждом районе города и области, примерный расчет для такого города, как Харьков – одна амбулатория на 2,5 тыс. населения. Помещением для амбулатории может быть даже оборудованная согласно существующим для медицинского помещения требованиям квартира.

По закону семейный врач – не просто медик, но и частный предприниматель. Он будет отвечать за все хозяйственные вопросы работы амбулатории – оплата аренды помещения, коммунальных услуг, приведение помещения в соответствие с необходимыми требованиями. В то же время семейного врача ставят в абсурдные условия – его называют предпринимателем, однако запрещают получать прибыль. Закон предусматривает, что амбулатория семейного врача является некоммерческой организацией и должна оказывать медицинскую помощь бесплатно. Это противоречие между буквой закона и суровыми украинскими реалиями сохраняет все те же предпосылки для замалчиваемой негласной коррупции в больницах, на которой держится наша медицина. Можно предположить, как это будет выглядеть: пациент приходит в амбулаторию, где все якобы бесплатно, там ему предлагают сдать взнос в какой-то благотворительный фонд, и только после этого его осматривает семейный врач. При этом, скорее всего, у амбулаторий будут постоянные нехватки всего самого необходимого, и они будут постоянно просить деньги везде, где только можно.

Закон предусматривает передачу всех городских медицинских учреждений по оказанию вторичной и третичной медицинской помощи на баланс области. Это значит, что все медучреждения, кроме амбулаторий семейного врача, будут отданы области, со всем оборудованием и машинами скорой помощи. В частных беседах городские чиновники объясняли это так: “Город оставляют с трехкомнатными квартирами, в которых будет сидеть терапевт с термометром и фонендоскопом”. Если сегодня человек, обратившийся в поликлинику, может, пусть за деньги, но сделать флюорографию или УЗИ и сдать необходимые анализы, то на что будет рассчитывать человек, обратившийся в амбулаторию? Скорее всего, там ему просто дадут направление в больницу на каждую из этих процедур. Все это серьезно утяжелит жизнь пациента. Сейчас чтобы сделать УЗИ, нужно выстоять очереди к врачу и на процедуру в одной поликлинике, после реформы нужно будет выстоять очередь к семейному врачу, получить направление на УЗИ, пойти в больницу, где оно есть, и выстоять очередь еще и  там. Тогда какой вообще смысл в такой амбулатории?

Что конкретно будет с поликлиниками после реформы, в законе не сказано. В Донецке, где реформа уже идет полным ходом, в них разместили сразу по несколько амбулаторий. Действительно, зачем искать помещение, тратить деньги на его ремонт и приведение в соответствующий вид, если есть кабинеты в поликлиниках, которые давно и успешно работают? Однако при таком подходе непонятно, зачем было вообще что-то менять, если по сути ничего не поменялось. Кроме этого, в поликлиниках сейчас оказывают медицинское обслуживание, которое выходит за рамки задекларированной в законе “первичной медицинской помощи”. А согласно закону о реформе специализированные врачи – ЛОР, офтальмолог, хирург и.д. – могут входить в штат центра первичной медпомощи только на период реализации пилотного проекта. В дальнейшем предполагается создание специальных консультационно-диагностических центров на балансе области, в которых будут работать все эти специалисты. И не совсем понятно, что будет, например, со стационарами и лабораториями в поликлиниках. Если их передадут на баланс областей, то возникнет только лишняя путаница – в одном здании бывшей поликлиники будут находиться учреждения на балансе разных ведомств. Какой в этом смысл и польза для пациента?

Закон также реформирует работу скорой помощи. После реформы будет два ее вида: экстренная и неотложная. “Если мы сегодня учим людей для вызова “скорой” набирать телефон “103”, то какой телефон будет человек набирать после реформы, мы не понимаем”, – недоумевает заместитель харьковского городского головы по вопросам здравоохранения Светлана Горбунова-Рубан. По ее словам, если человеку стало плохо дома и ухудшение его самочувствия связано с хроническими болезнями, он должен будет вызвать на дом семейного врача или неотложную помощь, существующую при центре первичной медпомощи. Если произошел какой-то несчастный случай или человеку вдруг стало плохо где-то на улице, он должен будет вызвать экстренную помощь. Предполагается, что такое разделение позволит экстренной помощи быстрее прибывать на вызов. Однако за счет чего? Только за счет того, что на некоторые вызовы экстренная скорая помощь просто не будет выезжать – вам плохо, вы звоните в “скорую”, а вам говорят: “Это не к нам. Вызывайте семейного врача по месту жительства”. Надо объяснять, к чему это приведет?

Закон предусматривает и ряд других инноваций. К примеру, он предписывает медучреждениям всех трех типов самостоятельно заключать договора медицинского обслуживания населения с распорядителями бюджетных средств. Это очень похоже на попытку возложить большую часть бремени финансирования медицины на местные органы власти. Закон декларирует создание индикаторов качества медицинских услуг, однако кто именно будет контролировать это качество, по каким критериям, какие санкции будут применены в случае предоставления некачественных медицинских услуг – все это понять из закона невозможно.

Так какова же цель реформы? Как она повысит качество медицинского обслуживания, в принципе, совершенно непонятно. В то время как весь мир идет по пути создания крупных медицинских центров, мы хотим расформировать поликлиники и создать мелкие кабинеты терапевта. Скорее всего, цель реформы изначально была другая. В самом законе одной из целей реформы названо “повышение эффективности использования бюджетных средств”, другими словами – снижение затрат на медицину. Первый заместитель главы Администрации президента Украины Ирина Акимова по этому поводу сказала следующее: “Мы знаем, что Украина по количеству койкомест почти в 1,5 раза обгоняет страны Восточной и Западной Европы, но также она превышает европейские показатели смертности, в том числе, детской. Акцент на развитии первичной медпомощи предполагает размежевание первого и второго уровня оказания помощи, потому что они будут финансироваться по разным схемам: подушевая схема на первом уровне и схема глобального бюджета на втором. Если мы хотим, чтобы во второй уровень у нас пошло больше денег, то размежевание имеет под собой глубокие объективные обоснования и причины, которые базируются, в том числе, на международном опыте”. Из ее слов можно понять, что речь идет о сокращении финансирования медицины, во-первых, за счет сокращения количества койкомест в больницах, во-вторых, за счет сокращения финансирования амбулаторий-поликлиник, большую часть которого, скорее всего, переложат на бюджеты городов.

Исходя из всего этого странно, что о реформе медицины практически ничего не говорит оппозиция, хотя это могло стать прекрасным поводом для критики власти и еще одной темой для проведения акций протеста. Народный депутат от Блока Юлии Тимошенко Наталья Королевская, отвечая на вопрос “SQ” о реформе, ничего о реакции оппозиции на реформу не сказала, хотя саму реформу протокольно раскритиковала: “В чем реформа? В том, кто будет делить бюджетный поток. Качество медицины от этого не изменится. Я была в Днепропетровске, общалась с мэром Винницы, особых радужных настроений там не испытывают. Это технологическое переформатирование, а не реформа”.

По словам С.Горбуновой-Рубан, предлагаемая реформа – сельская. “Это сельская форма работы с населением – приближение амбулатории к населенному пункту. Мы пока не нашли в этой реформе моментов, рациональных для большого города”, – заявила она. Тем не менее, Донецк и Днепропетровск уже рапортуют о положительных результатах внедрения реформы. На заседаниях Ассоциации городов Украины бунтует только мэр Винницы, выступая с критикой реформы. Что касается Киева, то там, кроме разделения “скорой помощи”, пока мало что поменялось, поскольку у Киева столичный статус и все медицинские учреждения там по-прежнему находятся на балансе городской государственной администрации.

Сама по себе реформа еще и затратна – на пилотный проект уже выделено более 300 млн.грн. Кроме всего прочего, деньги понадобятся на переобучение терапевтов в семейных врачей. К примеру, Харькову нужно будет почти 600 таких врачей, на их подготовку уйдет 1,5-2 млн.грн.

Говорят, что два переезда -все равно, что один пожар. Реформа здравоохранения в том виде, в каком ее предлагают, напоминает хаотичный переезд всей медицинской отрасли, причем, куда она движется – непонятно. Что при этом будет, например, с налаженной системой сопровождения больных эндокринными заболеваниями от поликлиники до специализированных больниц или с выдачей инсулина никого, похоже, не волнует.

Но главное – в заявленных изменениях не видно тех моментов, которые собственно и делали бы их настоящей реформой.  Реформа – это медицинское страхование, повышение зарплаты врачей (в законе на это даны только туманные намеки), искоренение коррупции в больницах, доступность медицинского обслуживания любого уровня для самых бедных слоев населения. А пока мы видим  просто очередной эксперимент, цели которого сомнительны, а результаты могут быть даже опасны.

1 Comment

  1. У Маріуполі,– вже отримані перші “позитивні” результати експерименту!

    В Мариуполе медики уже начинают сами назначать цены

    В Мариуполе главные врачи центров первичной медико-санитарной помощи будут сами устанавливать тарифы на медицинские услуги. Именно такое смелое решение приняла сегодня сессия Мариупольского городского совета, руководствуясь постановлением Кабинета Министров и реформированию системы здравоохранения, которая стартует в Мариуполе с нового года.

    Платить по тарифы мариупольцам придется за пять видов медицинских услуг: зубопротезирование, подбор контактных линз, услуги молочной кухни, транспортировку по желанию больного в другие лечебные учреждения и ортопедическую помощь.

    “Главврачи каждого центра медобслуживания будут сами просчитывать тарифы по этим видам медицинского направления в зависимости от наличия и уровню оснащенности медоборудования”, – сообщил начальник управления здравоохранения горсовета Александр Железняк.

    “Пока трудно назвать конкретные цифры, пока никто даже предварительные расчеты не делал. Однако прежде чем тарифы вступят в силу, их должен утвердить исполком”, – сказал Железняк.

    Он также сообщил, что платными медицинские услуги будут не только для мариупольцев. Лечиться за деньги предстоит всем иностранцам, которые решат обратиться за помощью к врачам, в том числе и во время Евро-2012.

    На основании проекта решения, который единогласно одобрен сессией горсовета, тарифы на медицинские услуги в Мариуполе будут рассчитываться с учетом граничного уровня рентабильности до 30% от себестоимости услуг для местного населения и 40% – для иностранцев без учета лекарственных средств и материалов.

    Согласно медицинской реформе, пилотный проект которой внедряется на территории всей Донецкой области, в Мариуполе должны заработать 6 центров первичной медико-санитарной помощи. Пять из них уже созданы и главврачи назначены.

    Ну, теперь заживем. И бедные врачи наконец-то снова заживут по-человечески. И все будут здоровы, что богатые, что бедные. Буквально абсолютно.

    http://govorit.donetsk.ua/v-mariupole-mediki-uzhe-nachinayut-sami-naznachat-tseny.html

Los comentarios están cerrados.