Крым и религиозные права

Помимо трудностей с гражданством и связями с материковой Украиной, немало проблем у крымчан может возникнуть также в таком деликатном вопросе как вера.

По официальной статистике на начало 2014 года на территории Крыма действует 2083 религиозные организации, из которых 674 пользуются правом религиозной деятельности без регистрации юридического лица. Ещё 137 зарегистрированные религиозные организации находятся в городе Севастополь.

Однако право на свободу вероисповедания в Крыму находится под серьезной угрозой.

Это связано не только с беспределом самопровозглашённой власти, которая отличилась похищением священника-капеллана о. Николая Квича в Севастополе с последующим обыском его личного жилья и 8 часовым допросом, описью имущества одного из храмов Киевского Патриархата, а также угрозами в адрес других украинских священников и членов их семей.

Известно, что трое греко-католических и двое православных священников УПЦ КП уже покинули Крым. Всё духовенство УГКЦ и Киевского Патриархата было вынуждено вывезти с полуострова свои семьи. Из-за разного рода угроз и трудностей полуостров уже покинули некоторые пасторы евангельских церквей и римско-католические служители. Сразу после российской оккупации в Крыму также усилилось проявление антисемитизма, что выразилось в надписях вандалов на синагоге в Симферополе с угрозами в адрес евреев.

Crimea Ukraine church temple russian force army @MVasin Крым и религиозные права

Помимо этого проблемой для крымчан станет российское законодательство.

Итак, сравним основные позиции законов о свободе совести и религиозных объединениях Украины и России.

Права граждан в сфере свободы вероисповедания

Украина

Россия

Все религии, вероисповедания и религиозные организации равны (статья 5 закона) Особая роль православия. Признанными религиями названы христианство, ислам, буддизм, иудаизм (преамбула закона)
Уведомление госорганов о создании религиозной общины не является обязательным (статья 8) Религиозная группа может действовать без регистрации. Но граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления (статья 7)
Устав религиозной общины могут зарегистрировать образовавшие её граждане в количестве не менее 10 человек, достигшие 18-летнего возраста (статья 14) Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами местного самоуправления, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания, выданное указанной организацией.
Плата за регистрацию религиозной организации как юридического лица не предусмотрена. За государственную регистрацию религиозной организации, изменений в её устав взимается государственная пошлина (статья 11): создание юридического лица – 4000 руб. (~1200 грн.), за гос. регистрацию изменений в устав или ликвидацию юридического лица – 800 руб. (~240 грн.)
Украинское законодательство не использует понятие экстремизм. Вместо этого ответственность наступает за конкретное нарушение для конкретного человека. Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются …действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности (п.2 статья 14)

Эти немногие примеры демонстрируют желание российских властей более строго контролировать религиозную сферу. Особенно это проявляется в Федеральном Законе «О противодействии экстремистской деятельности» и смежных с ним, согласно которых под запрет могут попасть как сама религиозная община, так и её литература, или веб-сайт.

Требование о 15-летнем стаже для религиозной организации и подавно является дискриминационным для нынешних крымских общин. Ведь те из них, которые зарегистрировалась после 1998 года, уже не смогут быть независимыми общинами. С позиции российского закона, они должны будут или прекратить существование, или войти в состав одного из действующих российских религиозных объединений.

К слову, недавно появилась информация о том, что Российский союз евангельских христиан-баптистов получил указание присоединить к себе все общины христиан-баптистов Крыму. Вероятно, подобные распоряжения получили и другие конфессии.

Особенно ярко характеризует ситуацию в Крыму приглашение крымских татар использовать их мечети для молитв и богослужений христианами, если они почувствуют опасность в своих храмах или их попросту у них отберут на волне очередной “национализации”. Причем о таком предложении заявил не Меджлис, а пресс-секретарь Киевского Патриархата, как о возможном варианте обеспечения прав верующих украинцев в Крыму.

Ко всему прочему, в прошлом году Путин подписал довольно противоречивые правки в Уголовный кодекс РФ и в Кодекс РФ об административных правонарушениях, направленные на противодействие оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан. Учитывая преамбулу российского закона о свободе совести не трудно догадаться, чьи чувства будут защищаться в первую очередь.

Но всё же хочется верить, что на фоне миграционных, финансовых и других трудностей, связанных с российской оккупацией, в Крыму всё же сохраниться свобода вероисповедания и межконфессиональный мир. На мой взгляд, этому может содействовать усиленный международный мониторинг со стороны ООН, ОБСЕ и Совета Европы за соблюдением фундаментальных прав человека на полуострове.

Максим Васин, юрист