Михаил Буроменский: Россия и международное право: диагноз и методы лечения

Россия активно разрушает международное право, создавая свое собственное “параллельное международное право”. Саммит большой 20-ки превратил ее в 19-ку_ но проблему не решил.

Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве между Россией и Абхазией, подписанный в понедельник в Сочи лидерами двух стран, подразумевает формирование общего пространства обороны и безопасности. Согласно Договору, этот пункт предполагает, в частности, «создание Объединенной группировки войск Вооруженных Сил РФ и Вооруженных Сил Абхазии… и формирование органов управления Объединенной группировкой войск». Этот процесс должен быть завершен «не позднее одного года со дня вступления в силу договора».

«Если одна из Сторон подвергнется агрессии со стороны какого-либо государства или группы государств, то это будет рассматриваться как агрессия также против другой Договаривающейся Стороны», — отмечается в документе. В этом случае стороны предоставляют друг другу «необходимую помощь, включая военную, а также оказывает поддержку находящимися в распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций».

Россия продолжает создавать параллельное международное право, подписывая международные договоры с несуществующими для остального мира государствами. Ссылается в этих договорах на права по Уставу ООН, которые за такими “государствами” никто кроме России не признает. Россия продолжает политику де юре и де факто военных оккупаций и аннексий, нарушая важнейшие собственные обязательства по Уставу ООН, именно те обязательства, на которых держится весь мир после второй мировой войны. Россия переиначивает, а сказать точнее – перевирает, содержание и основных понятий международного права, искажает до неузнаваемости их предназначение в международном праве. Агрессию называют защитой русскоязычного населения. Оккупацию и аннексию – воссоединением соотечественников и вхождением в состав федерации. Территорию соседнего государства – своими исконными землями. Государственные границы – административными границами. Референдумом – непонятное действо на чужой территории под контролем российской армии. Операции собственной армии на территории другого государства – забавами своих военнослужащих в отпуске. Решения Европейского суда по правам человека, чью юрисдикцию Россия признала – вмешательством во внутренние дела государства. Россия за последнее время нарушила все основные принципы международного права, содержащиеся в Уставе ООН и в Хельсинском заключительном акте 1975 года и разрушила ООНовский политико-правовой механизм поддержания мира. Именно разрушила, а не подорвала доверие. В том виде, в котором он существует сегодня, Совет Безопасности ООН уже никогда работать не сможет.

Создание Россией собственного “международного права” одна из главных опасностей после второй мировой войны. С отрицания “буржуазного” международного права начинала Советская Россия, а затем СССР в межвоенный период. Этот эксперимент в истории СССР закончился его изгнанием из Лиги Наций и работой над ошибками. После второй мировой СССР никогда не ставил под сомнение ценность международного права и его пользу для самого себя, хотя и не особенно это право уважал. Цинизм в использовании Советским Союзом международного права всегда имел определенную границу. И этой границей были зоны влияния, о которых договорились в 1945-м. Ответный цинизм тоже сохранял рамки, что позволяло компромиссно развивать международное право. Фактическое отрицание Россией существующего международного права делает его механизмы крайне неэффективными, что в России прекрасно понимают и отдают отчет в своих действиях по его подрыву.

При этом Россия угрожает всему миру оружием за любые сомнения в признании за нею права захватывать территории других государств. Такие угрозы прозвучали по Крыму. Теперь угроза звучит в адрес “государства или группы государств” в российско-абхазском договоре. Очевидно стоит ожидать подобные недвусмысленные заявления по Приднестровью, Абхазии и, возможно, ЛНР и ДНР.

Становится совершенно очевидным, что традиционного политического решения конфликта России с миром так же не существует, как не существует его международно-правового решения. Россия готовится к очередной агрессивной войне. К шестой (!) агрессии за 23 года после развала СССР. Россия не готова к большим войнам, но вполне готова к локальным войнам рядом со своими границами, готова поддерживать такие войны в других странах. Ни экономическая разруха и санкции, ни людские жертвы, ни угрозы международному имиджу Россию не пугают. Наоборот, там уверены, что именно путем военного запугивания и провоцирования локальных войн Россия добьется уступок и мирового лидерства. Россия готовится не только к холодной войне.

Кризис может продлиться неопределенно долгое время – от года и более. Россия уже никогда не выйдет из этой войны такой , какой она была и есть. И точно так, как судьбы Германии начали решать в начале 1942, а не в 1945, судьбу России нужно начать решать сейчас. Россия должна быть разделена с учетом ее любимого принципа самоопределения. Опыт плебисцитов после первой мировой войны доказывает эффективность таких решений под международным контролем и гарантиями. Наиболее сложным является решение вопроса о ядерном оружии. Оно должно быть первоначально максимально локализовано и поставлено под международный контроль. Опыт принятия таких решений после распада СССР у мирового сообщества имеется. Демократизация новосозданных государств под жестким международным контролем с обязательной десоветизацией и депутинизацией (по примеру денацификации). Должно быть исключено повторение у России “версальского синдрома”. Временное установление международного контроля над российскими энергетическими ресурсами. Принятие решения о международной уголовной ответственности российского руководства за развязывание пяти агрессивных войн в конце 20-начале 21 века. Поскольку Международный уголовный суд не обладает юрисдикцией в отношении преступления агрессии, необходимо принятие специального решения. Государство-агрессор должно понести международно-правовую ответственность. Все сказанное находится в области международного права и может быть решено на основе международного права.

заведующий кафедрой международного права Национального юридического университета им Ярослава Мудрого, член-корреспондент Национальной академии правовых наук Украины, доктор юридических наук, профессор

Михаил Всеволодович Буроменский

Источник