Али Керимли: Режимы, не избранные народом, уязвимы для давления извне

Али Керимли – один из наиболее опытных и авторитетных политиков Азербайджана. Он возглавляет оппозиционную Партию Народный Фронт Азербайджана. Мы говорили о наиболее актуальных проблемах его страны, а также о перспективах украинско-азербайджанских отношений.


Родился в апреле 1965 года в Саатлы, неподалеку от границы с Ираном. Закончил юридический факультет Бакинского университета. Во время учебы с группой единомышленников создал молодежную националистическую организацию «Юрт»( Дом). Был соратником лидера Народного Фронта Абульфаза Эльчибея. После победы Эльчибея на выборах президента страны в 1992 году был назначен государственным секретарем. Избирался депутатом парламента двух созывов. Под надуманным предлогом власти лишили его заграничного паспорта и права выезжать за пределы страны. Женат, есть сын и дочь. С Али Керимли мы говорили о наиболее актуальных проблемах его страны, а также о перспективах украинско-азербайджанских отношений.

1. 17 лет переговоров по Карабаху до сих пор не принесли результата. Есть ли у Вас свой рецепт для разрешения этой проблемы, для лечения психологической травмы азербайджанцев после поражения в армяно-азербайджанской войне?

Али Керимли: Несмотря на требования 4 резолюций СБ ООН, осудивших оккупацию Карабахского региона и близлежащих районов Азербайджана и требования безоговорочно покинуть названные территории, соответствующих резолюций парламента ЕС, ПАСЕ, переговоры при посредничестве Минской группы ОБСЕ ни к чему не приводят. Армения не подчиняется международному праву. А мировое сообщество не может заставить ее выполнить требования резолюций ООН и других международных организаций. Это – фиаско существующей системы международной безопасности.

А «психологической травмы азербайджанцев от поражения в армяно-азербайджанской войне» нет. Армия Азербайджана в военных действиях не только не проиграла армянам, а наоборот, одержала значительные победы. А нынешняя наша ситуация не является результатом нашего поражения или заслуженной победой Армении. Скорее всего, это результат вмешательства 3-й стороны – России и ее поддержки Армении. На первом этапе конфликта российская армия не только вооружала армию Армении и препятствовала созданию армии Азербайджана. Российские военные непосредственно принимали участие в оккупации многих городов и сел Азербайджана, в том числе Ходжалы и Шуши. Наконец, в 1992 году после избрания председателя Народного Фронта Азербайджана (НФА) Абульфаза Эльчибея президентом страны, в Азербайджане была сформирована армия. Всего за несколько месяцев 40% оккупированных земель Карабаха были освобождены. В 1993 году опять при участии спецслужб России и Ирана в Азербайджане была свергнута власть А.Эльчибея, к власти привели бывшего коммунистического лидера Гейдара Алиева. А одним из первых шагов Г.Алиева было расформирование военных подразделений – 33 батальонов, созданных во время правления НФА. Карабах снова остался без защиты, и враг, воспользовавшись этой ситуацией, захватил брошенные на растерзание районы. Так что военные победы армян были одержаны при непосредственном участии вооруженных сил России, или это были «победы» над мирным безоружным населением. Поэтому армия Азербайджана не считает себя побежденной и не несет психологической травмы поражения.

Я считаю что, решение проблемы – в демократизации Азербайджана и Армении, а также в интеграции всего Южного Кавказа в ЕС. Ни одно государство в мире не признало «независимость» Карабаха. Все государства относятся с уважением к территориальной целостности Азербайджана. Так будет и впредь. Даже при нынешнем коррумпированном, авторитарном правлении Азербайджан является сильной стороной конфликта и становится все сильнее. А после того, как в нашей стране победит демократия, эта разница резко возрастет. У Армении не останется другого шанса, кроме как принять эти реальности. А с другой стороны, перспектива вхождения в ЕС заставит Армению выбирать: быть и впредь сателлитом России, или стать действительно независимым и развитым государством. Это позволит также решить проблемы, существующие между Арменией и Турцией.

2.У азербайджанского руководства сегодня достаточно политической воли, а у государства – военного потенциала для силового решения проблемы Карабаха и возвращения в ходе военной операции захваченных армянами земель?

Али Керимли: – Азербайджан в военном отношении по всем показателям превосходит Армению. Армия Азербайджана больше по численности и хорошо вооружена. Если начнутся военные действия, азербайджанская армия будет вести отечественную войну за освобождение оккупированных земель, а это дает моральное превосходство. Азербайджанская экономика несравненно мощнее экономики Армении. У Армении без посторонней помощи нет шанса удерживать наши земли. Но, несмотря на это, я считаю, что правительство Азербайджана упустило время и возможность вернуть оккупированные земли военным путем. Сейчас для силового решения неподходящий момент. Если со стороны Армении снова будут попытки агрессивных действий, то армия Азербайджана на этот раз должна быть готова освободить все наши территории.

3. Когда и при каких условиях возможна демократизация политического режима в Азербайджане?

Али Керимли: -Мы – Партия НФА и Общественная палата, ведем борьбу во имя коренных изменений, смены власти в стране. У азербайджанского народа в борьбе за демократию большой опыт. Мы спаслись и от российской империи в 1918 году, и от СССР в 1991 году, когда устанавливали в своей стране демократию. В обоих случаях, демократические власти были свергнуты при поддержке из-за рубежа. Многие государства установили демократию в своих странах с помощью внешних сил. Как ни парадоксально, мы, азербайджанцы 2 раза за счет внутренних ресурсов устанавливали демократическую республику, и оба раза демократия в нашей стране была побеждена внешними силами. Это можно объяснить особым геополитическим положением нашей страны. Мы – оптимисты и верим, что и в 3-й раз демократия победит в нашей стране за счет стремления самих граждан к свободе. И на этот раз сможем ее уберечь и усилить. Режим на этот раз не сможет получить серьезную поддержку из-за рубежа, так как процесс демократизации начинает охватывать даже наш трудный регион. Перемен хотят все слои и поколения азербайджанского народа. Народ Азербайджана не заслуживает того, чтобы оставаться под гнетом правящего клана вечно. Я сейчас не смогу сказать, когда конкретно и каким путем пройдут эти перемены в Азербайджане. Но я уверен, что осталось не так много времени до победы демократии в нашей стране.

4. Создание Общественной палаты, которая должна объединить усилия оппозиционных партий в Азербайджане, как-то отразилось на балансе политических сил в Вашей стране?

Али Керимли: – Мы учредили Общественную Палату до того как произошла «арабская весна» – в конце 2010 года. Нашей главной целью было мобилизовать весь демократический потенциал общества для перемен. Сейчас в Общественной Палате (ОП) собрались и действуют вместе с оппозиционными партиями значительная часть гражданского общества, молодежные организации, представители интеллигенции и свободной прессы. Мировая практика доказывает, что для победы над недемократическими режимами весь потенциал общества должен мобилизоваться. Когда в Азербайджане была создана первая демократическая республика – 28 мая 1918 года, в мире существовали лишь 25 стран, где была демократическая республика. За прошедшие 94 года многое изменилось в мире к лучшему. Теперь несвободных стран в мире около 30. К сожалению, наша страна в числе несвободных стран. Такая ситуация – большая несправедливость по отношению к нашему народу. ОП – главная альтернатива нынешнему режиму. Несмотря на многочисленные аресты и применение силы со стороны властей, в прошлом году мы провели несколько митингов протеста, которые заставили правительство поволноваться. И в этом году мы планируем митинги с требованием коренных политических перемен. Если до учреждения ОП власти не хотели даже признать существование оппозиции в стране, то после ее создания они не могут игнорировать оппозицию. Они обвиняют нас в радикализме, в нарушении стабильности.

5.Азербайджан является одним из ключевых участников прозападного и антироссийского, как считают в Москве, объединения ГУАМ. Какое из 4-х государств – участников этого объединения является самым слабым звеном? При каких условиях Азербайджан может покинуть ГУАМ?.

Али Керимли: – Главным для государств-членов ГУАМ является стремление упрочить свою независимость. Для этого они пытаются интегрироваться в евроатлантическое пространство. По оценке ЕС, в рамках Программы Восточного Партнерства ЕС самых серьезных успехов в этом достигла Молдавия. Грузия в этой сфере была на 2-м, а Украина на 3-м месте. К сожалению, наша страна в этом списке заняла 5-е место (на 4-м была Армения, которая не является членом ГУАМ), и превратилась в слабое звено в ГУАМ. Как правило, внешняя политика каждого государства это продолжение внутренней политики. Так как нынешнее авторитарное руководство Азербайджана отказывается де-факто от действий в направлении евроинтеграции. В противостоянии грядущим демократическим переменам азербайджанское правительство надеется на помощь только России и уже не считает ГУАМ важным. Но, не смотря на это Азербайджан не выйдет из ГУАМ.

6.Как Россия может повлиять на позицию Азербайджана в создании нефтетранспортного коридора от Каспия до Балтики через Грузию, Черное море, Украину и Польшу?.

Али Керимли: – Азербайджан и Россия как производители нефти, газа являются естественными конкурентами на энергетическом рынке. Россия старается усиливать свою позицию на энергорынке Европы и использовать свое превосходство в политических целях. Москва с ревностью относится ко всем проектам, которые снижают энергетическую зависимость Европы от нее, в том числе к проекту, о котором вы упомянули. В интересах Азербайджана самостоятельно доставлять свою нефть и газ на мировой рынок и диверсифицировать пути транспортировки. Создание «нефтетранспортного коридора» из Баку через вашу страну до Балтики соответствует интересам обеих стран. Сопротивление России этому и другим подобным проектам будет постепенно преодолено. С одной стороны в России углубляются демократические процессы, с другой – инициативы самой Европы по снижению энергетической зависимости от России приведет к тому, что и Россия будет вынуждена действовать по общим правилам энергетического рынка. Здесь определяющим фактором должны быть не политические требования, а экономическая выгода. Если кто-то надеется держать других в долговременной энергетической зависимости, это недальновидная, безрезультативная политика.

7.Усиление авторитарных тенденций в Украине повлияло на отношения Киева и Баку? Возможны ли партнерские и добрососедские отношения между авторитарными режимами в Азербайджане и в Украине?

Али Керимли: – Демократические силы Азербайджана видят Украину своим стратегическим партнером. Мы хотим, чтобы Украина стала демократической, развитой, сильной. Верю, что чем больше будет демократии в наших странах, тем глубже будут наши партнерские отношения. Демократы находят общий язык, впрочем, как и авторитарные лидеры проявляют солидарность. Поэтому можно предположить, что усиление давления на оппозицию в Украине в последние 2 года по душе нашей авторитарной власти. Но, чтобы не раздражать российское правительство, Азербайджан не станет это демонстрировать.

8. Видите ли Вы признаки улучшения отношений Азербайджана и России в 2011 и в нынешнем году? Какие инструменты давления на Азербайджан есть у Кремля сегодня?

Али Керимли: – Несмотря на то, что на энергетическом рынке существует конкуренция между Азербайджаном и Россией, внешне в азербайджано-российских отношениях сейчас не прослеживается серьезных проблем. К сожалению, Россия все еще заинтересована сохранить вокруг себя полосу авторитарных государств. В основе доброго отношения к власти Алиева преобладает именно это желание. Я уверен, что такая политика России является ошибочной даже с точки зрения ее национальных интересов. Продолжение политики конфронтации с демократическими государствами и защита недемократических режимов не служит развитию России. В голосовании по сирийскому вопросу в Генеральной Ассамблее ООН Россию и Китай поддержали только 10 государств, и какие же это государства! Какую пользу может принести России нахождение в кругу изолированных, во всех смыслах отсталых стран… Что касается возможностей влияния России на Азербайджан, их пока немало. Ведь режимы, не избранные народом, всегда уязвимы для давления извне.