Нормативний акт про колабораціонізм потрібен для того, щоб уникнути самосудів

Ще відносно недавно колабораціонізм в Україні обговорювалося лише в контексті історії Другої Світової війни. Однак через останні події в країні це питання знову вийшло на перший план, особливо для жителів постраждалих Донецької і Луганської областей. Але далі розмов у ЗМІ справа поки не пішла. Тому члени громадських організацій вирішили розробити проект закону про колабораціонізм. Для цього вони звертаються до громадян України – будь-який бажаючий може прийти на круглий стіл, висловити свою думку і запропонувати свої варіанти вирішення проблеми. Нещодавно такий круглий стіл пройшов і в Сєвєродонецьку (далі – рос.).

Виталий Овчаренко

О перспективах и последствиях Закона о коллаборационизме «Восточному фарватеру» рассказал организатор круглого стола, член общественных организаций «Майдан Мониторинг» и «Платформа спільних дій» Виталий Овчаренко.

Расскажите пожалуйста о законопроекте, который вы планируете предложить: в чём его суть, и чья вообще эта была идея?

Это была идея общественных активистов из Донецкой и Луганской областей. Мы этот законопроект разрабатываем для того, чтобы люди на неподконтрольной территории смогли понять, что им грозит в случае, если они идут работать на какие-то административные должности в оккупационном российском корпусе. В этом законопроекте мы хотим чётко дать определение, что является коллаборацией и за что люди понесут уголовную ответственность, а что нет.

Поэтому и проводятся такие круглые столы: позавчера он проводился в Мариуполе, вчера в Краматорске. Мы также завтра проведём такое мероприятие в Харькове, после Нового года — в Херсоне и Львове, заключительный этап пройдёт в Киеве. На круглый стол приходя все желающие, активисты, и даже представители власти.

С каких стран Украина может брать пример в этом вопросе?

Мы изучили опыт других стран, у которых уже была подобная ситуация в истории, после Второй мировой войны, но столкнулись с тем, что опыт каждого государства является отдельным опытом каждого государства. Есть механизмы, но у всех разный опыт, его очень тяжело приспособить к Украине. Но есть краеугольные вопросы — ограничение или лишение права избираться и голосовать — то, что применялось в Германии.

Краеугольными камнем во всех донбасских городах, которые мы прошли, стоит вопрос о безнаказанности власти и правоохранительных органов, которые подходят под понятие коллаборационизма.

Есть ли какие-либо предложения, которые, вы уверены, будут включены в рекомендации к законопроекту?

Я думаю, что пока на всех трёх круглых столах звучал тезис о силовиках — мы их включим как отдельную категорию. Туда скорее всего попадут и МЧСники, так как они тоже принимали присягу. Также на всех круглых столах звучит предложение на временное ограничение в праве избираться и быть выбранными для тех людей, которые сотрудничали с оккупационными властями. Но есть небольшое разделение — лишать всех абсолютно или тех, кто сотрудничали, — над этим вопросом мы ещё будем думать.

Какие моменты наиболее сильно разделили участников круглых столов?

Наиболее сильно разделило понятие вынужденного коллаборационизма, потому что люди во всех трёх городах не могут до конца понять и определить, когда у человека был выбор, а когда нет. Всё это слишком индивидуально, и как мы будем уже исходить из этого, я пока не могу сказать.

Были на каком-либо из круглых столов предложения, о которых вы даже не слышали и не встречали раньше в международной практике?

Сегодня звучало предложение о том, что надо разрешить голосовать через интернет гражданам Украины, которые остались на оккупированной территории. Но по коллаборационизму новых идей пока нет. Вопросы, ответы и обсуждения все стандартны, на третий день я уже вижу, что в принципе все уже сложили определённое мнение. Единственное, что различается, это когда в Мариуполе нам сказали о гипотетическом анкетировании: мол, когда там будет украинская власть, то будет анкетирование и все будут друг на друга стучать.

Вы разговаривали на эту тему со многими специалистами. Есть ли различие во мнениях, скажем, какого-то юриста или депутата и других людей?

Это зависит от каждого чиновника, как он вообще реагирует на этот процесс: возможно, у него есть какие-о прегрешения, возможно, нет — так он и выражает свою позицию. Основной проблемой для юристов, с которыми мы обсуждали, было то, чтобы все вопросы не противоречили действующему уголовному кодексу и Минским соглашениям, по которым Украина взяла на себя обязательства: там есть амнистия, но она чётко не прописана.

Какие ещё законы нужно принять?

Как уже дали нам понять три круглых стола, нужен закон о выборах: часто говорилось, что тех людей, которые сотрудничали с оккупантами, но которых амнистировали, нужно лишить права избираться и выбирать. Возможно, нам по этому поводу придется внести правку. И также законопроект о труде: на всех круглых столах звучало, что сотрудничавших с той властью людей нужно лишать права занимать профессиональные должности.

Вы уверены, что ваш закон будет принят?

Нет, не уверен. Но тема актуальная, она давно звучит в обществе, и она может быть тем элементом помощи людям, которые живут на оккупированной территории. Если этот законопроект будет принят, мы точно укажем, что можно делать, а что неприемлемо для государства Украина, и таким образом мы им поможем. Это может стать одним из инструментов по деоккупации захваченных Россией территорий.

Как вы думаете, если после возвращения оккупированных районов под наш контроль ваш закон не будет действовать, возможны ли там самосуды?

Думаю, это возможно. Мы для того и лоббируем этот законопроект, чтобы избежать самосудов — когда люди будут ориентироваться не на государственные механизмы, а на силу оружия. Это один из мирных элементов по стабилизации жизни до освобождения и, тем более, после освобождения. Хватит ориентироваться на силу оружия.

Джерело: http://farwater.net/

A propos Віталій Овчаренко 449 Articles
Журналіст, громадський діяч, Донеччанин, ветеран російсько-української війни.

2 Commentaires

Les commentaires sont fermés.