Как украинская власть душит бизнес

В Донецком управлении государственной регистрации посетители вынуждены выстаивать многочасовые очереди и платить взятки за то, чтобы оформить документы, необходимые для занятия предпринимательской деятельностью. Вместе с юристом Виктором Яковлевым мне удалось попасть к начальнику этого управления и задать ему вопрос, отчего в его конторе происходит такой беспредел. Начальник управления Виктор Чумаченко рассказал нам, как власть Украины душит бизнес.

Из-за необходимости сдавать отчеты в конце года, наплыв посетителей существенно увеличился и создал под кабинетами настоящую давку. Многочисленные жалобы на неудовлетворительную работу организации, коррупцию и бюрократический беспредел не дают никакого эффекта. Властям, похоже, выгодна существующая неразбериха. По крайней мере, к такому выводу подтолкнул нас разговор с начальником управления Виктором Чумаченко, а также то, что мы своими глазами увидели в коридорах.

Очередь в кабинеты люди начинают занимать еще ночью. Прием граждан в управлении идет только в течение трех часов, и за это время успевают принять обычно человек 40, поэтому, чтобы прорваться в кабинеты и попасть в число счастливчиков, приходится идти на жертвы.

Для тех, у кого нет желания с ночи стоять под дверью, есть другой выход – заплатить. У входа в управление постоянно околачиваются мутные личности, предлагающие за небольшую плату подать документы регистратору без очереди и быстро получить любые необходимые выписки. Представляются деятели сотрудниками юридических фирм и даже дают визитки (один из них дал мне визитку юридической компании «Вектор»). Похоже, коррупция в госучреждении – дело открытое, из которого давно не делают никакого секрета.

В коридорах управления ждут своей очереди сотни людей. Стульев хватает далеко не всем, поэтому многие часами вынуждены стоять. Без кондиционеров в помещении очень душно. Увидев журналистов с видеокамерой, очередь оживляется.

– Такое здесь каждый день. Из 16 регистраторов работают только два, как нам говорят. Чем занимаются остальные – непонятно. Очередь занимали с двух часов ночи – иначе не пробиться.

Чтобы выяснить причину столь удручающей организации рабочего процесса в центре регистрации мы с юристом Виктором Яковлевым обратились за комментариями к начальнику управления Виктору Чумаченко, зайдя без приглашения прямо к нему в кабинет.

Поначалу чиновник был неприветлив и говорил с нами довольно резко. Наше появление явно пришлось ему не по душе.

– Вы знаете, кто я? Я чиновник, который обязан выполнять законодательство! – завил Чумаченко в ответ на наш вопрос о том, почему так сложно сдать документы в управление. Вы думаете, я могу пятнадцатью человеками организовать работу на весь город?

Виктор Яковлев тут же предложил оптимизировать работу регистраторов и не заставлять людей ждать в очередях, а просто позволить им приходить и оставлять документы на проверку или присылать курьеров, не оформляя у нотариуса доверенность Однако в ответ на это Чумаченко сказал, что на такую проверку у его людей просто не хватает времени.

– Мы работаем с посетителями только три часа. Остальное время тратим на оформление документов и их проверку! Больше принимать за один день, чем принимаем сейчас, просто не можем!

По словам Чумаченко, сложная ситуация в донецком управлении регистрации сложилась по вине Киева, который вдруг решил сменить коды видов деятельности и обязал всех предпринимателей в связи с этим до конца года внести изменения в документацию.

– Не я писал эти законы, – развел руками чиновник. – Киев всех взбаламутил, обязал до конца года все виды деятельности поменять, а сейчас поняли, что народ не успевает, и письмо сегодня прислали о том, что можно это продлить до следующего года. Нормально? Поиздевались над народом, над нами! Вы думаете, я не переживаю? Да у меня девчата тут падают!

В процессе диалога чиновник распалялся все больше, и в конце концов перешел на более задушевную беседу:

– Наш старый закон о регистрации был одним из лучших в Европе! На сегодняшний день в этот закон внесли 38 изменений. Вы думаете оно направлено было на упрощение? Да хрен там! Все на усложнение. Мы тут за выходные собрались и своими силами переписали этот закон, внесли поправки. Через Центр законодательных инициатив отправили в Киев. Вы думаете, эти предложения кто-то читал? Отменили свидетельство о регистрации! Это же вообще чокнуться можно! Теперь на каждую сделку вы должны идти и брать «вытяги» в управление. Это же невыносимо. У людей останавливается бизнес, целая торговая сеть не может начать работу!

Слова Чумаченко – не просто банальное желание чиновника выгородить себя и перевести стрелки. В них действительно есть изрядная доля истины. Последние действия правительства и законодателей в самом деле трудно назвать чем-то иным, кроме как издевательством над предпринимателями и здравым смыслом.

До недавних пор в Украине действительно существовала норма, согласно которой регистрация предпринимательской деятельности подтверждалась свидетельством. Но в 2011 году власти отменили выдачу такого свидетельства. Якобы для того, чтобы облегчить жизнь предпринимателям, но на самом деле все получилось, как всегда, наоборот.

Свидетельство имело голограмму, печаталось на специальной бумаге, но его стоимость входила в регистрационный сбор. Отменив свидетельство, власть нехитрым образом нашла еще один источник пополнения бюджета, поскольку размер регистрационного сбора не изменился, а за счет того, что отпала необходимость изготавливать свидетельства, государство стало получать дополнительный доход. Кроме того, имея свидетельство, предприниматели при необходимости подтверждения факта регистрации всегда могли предоставить его фотокопию, заверенную печатями.

После отмены свидетельства людей обязали брать выписки из реестра чуть ли не для осуществления каждой сделки. Конечно же, такие выписки тоже выдаются не бесплатно. Срок действия их составляет тридцать дней. Все обустроено таким образом, чтобы люди постоянно ходили в управления за новыми документами и платили деньги, как государственным чиновникам, так и различным коррупционным посредникам у входа, «решающим вопросы» за навар.

Есть и еще одно подтверждение того, кому выгодна нынешняя ситуация. В помещении управления регистрации оборудована касса банка, через которую можно осуществить необходимые платежи за услуги. У кассы все время толпится народ. Минимальная сумма комиссионных, которая взимается банком за каждый платеж, составляет 6,00 грн. Увеличение количества платежей приносит дополнительный доход банку, через который эти платежи проходят. Все бы ничего, да только обосновался в госконторе «УкрБизнесБанк», который, как известно, контролирует старший сын президента Януковича.

Таким образом, выясняется удивительная и вместе с тем – очень простая вещь. Создание бюрократических баррикад, увеличение давления на бизнес и рост количества всевозможных мелких платежей напрямую обогащают «семью» президента. Не нужно даже вскрывать никаких коррупционных схем. Все слишком очевидно.

Не удивительно, что власти в Киеве не реагируют ни на просьбы предпринимателей, ни на публикации в СМИ, ни даже на законодательные инициативы самих сотрудников государственного управления регистрации. Ситуация, в которую поставили малый бизнес Украины, приносит им немалые барыши, поэтому, как видно, чиновники и дальше будут всеми силами создавать на пути предпринимателей искусственные препятствия, придумывая ненужные поправки к законам и лишние поборы. Предпринимателям же, само собой, не остается ничего другого, как уходить в тень и работать под черным флагом. Ведь другого способа избежать бюрократического ада и не разориться на взятках пока попросту не существует.

Написал для Острова

Джерело

3 Comments

  1. Эта ситуация наблюдается и в других городах, например в Одессе. Чтобы попасть нужно записаться, получить талончик, участвовать в перекличке и т.д.
    У ускорителей, например, подать ф.6 стоит 200 грн, поменять КВЕДы 300 грн.
    Излагаю только факты, потому что любое отклонение от них выражается исключительно нецензурно.

  2. где союз предпренимателей?или профсоюз?выйти на акции протеста,поставить свои условия,причем справедливые!в межигорье всем!Предприниматели-ОБЬЕДИНЯЙТЕСЬ

  3. А оце черга в обласне управління статистики за довідками для організацій.
    httpv://www.youtube.com/watch?v=1neen7dbIXU

Kommentarerne er lukkede.