Социология. Внешнеполитический курс глазами харьковчан

Компания «Украинский социологический стандарт» провела исследование общественного мнения на тему «Внешнеполитический курс глазами харьковчан». Полевой этап проходил с 12 по 20 октября в городе Харьков. Данное исследование позволило понять настроения харьковчан относительно вектора внешнеполитического курса Украины в контексте возможной интеграции в Таможенный союз или подписания договора об ассоциации с ЕС.

800 харьковчан в возрасте от 16 лет были отобраны для участия в уличном экспресс-опросе. Квотами выступили пол, возраст и район проживания. Опрос проходил в 34 точках с наибольшей проходимостью, которые были распределены равномерно по всем районах Харькова.

Основной вопрос в анкете звучал так: «Сейчас на повестке стоит вопрос об интеграции Украины в международные объединения, такие как Евросоюз и Таможенный союз. Какой путь более правильный для Украины?». Он предусматривал 5 вариантов ответа:
 интеграция в Евросоюз (ЕС);
 интеграция в Таможенный союз (во главе с Россией);
 не нужно никуда интегрироваться, нужно идти собственным путем;
 другое (укажите, что именно);
 затрудняюсь с ответом.

Большинство харьковчан считает более правильной интеграцию Украины в Таможенный союз. Такой вариант ответа выбрали 34,1% респондентов. Однако их мнение не является подавляющим. Сторонников сближения с ЕС оказалось 23,9%, а приверженцев «собственного пути» – 21,8%. Еще 1,8% респондентов выбрали вариант «другое», а 18,4% затруднились с ответом. Причем вариант «другое» чаще всего предусматривал «многовекторность».

diagramma_integraciya

Мнение харьковчан показало зависимость от возраста. Так, респонденты возрастом до 35 лет более приемлемым для страны внешнеполитическим курсом считают вступление в Евросоюз, тогда как у людей 36 лет и старше больше поддержки набирает вариант «интеграция в Таможенный союз (во главе с Россией)». Зависит от возраста респондента и процент затруднившихся с ответом – у респондентов в возрасте 16-45 лет он равномерно показывает себя в промежутке 22-25%, тогда у людей старше 46 лет проявляет себя меньше. Нельзя не отметить и стабильность показателя «никуда не нужно интегрироваться» практически у всех возрастных когорт.

Женщины чаще выбирали вариант с евроинтеграцией, тогда как мужчины напротив статистически чаще склонны были называть вариант с Таможенным союзом или третий вариант (никуда не нужно интегрироваться), или свой вариант. Женщины чаще склоны были затрудняться с ответом.

В зависимости от района проживания респонденты распределились следующим образом: Дзержинский, Ленинский, Октябрьский и Московский показали в различной степени приверженность к варианту – «интеграция в ЕС». При этом в Московском районе вариант «никуда не нужно интегрироваться» всего чуть-чуть не дотягивал до проевропейского варианта. В Киевском районе вариант «в Таможенный союз» выбирали чаще, чем вариант «в ЕС», однако еще чаще выбирали опять же вариант развития по третьему пути. Если добавить достаточно внушительный показатель приверженности к этому самому третьему пути в Дзержинском районе, то стоит согласиться с предположением, что разделение города на более «интеллигентный Север» и более «промышленный Юг» проявило себя именно в усиленном запросе на третий, собственный путь со стороны жителей трех северных районов.

Респонденты с неоконченным высшим и с полным высшим несколько чаще выбирали вариант ответа «в Евросоюз», в отличие от людей со средним и неполным средним образованием.

Вариант «в ЕС» чуть более популярным оказался среди харьковских студентов, домохозяек и временно безработных; вариант «в ТС» – у пенсионеров, руководителей предприятий и служащих. А вот специалисты гуманитарного/технического профиля, куда относятся, например, учители и врачи, руководители отделов, предприниматели и рабочие или не смогли однозначно оформить более предпочтительный для них вариант, или усиливали запрос на третий путь, или и то и то вместе.

По мнению, Дениса Подъячева, руководителя проектов компании «Украинский социологический стандарт», «за считанные недели до саммита ЕС в Вильнюсе проведенный опрос среди харьковчан относительно более приемлемого для них внешнеполитического курса показал, что для жителей первой столицы этот вопрос продолжает оставаться дискуссионным. В то же время статистически преобладающий вариант «интеграция в Таможенный союз» (34%) мог бы в Харькове набрать и больше сторонников, учитывая, что город расположен на Востоке страны и близок к границам с РФ».

Бекграунд:

Компания «Украинский социологический стандарт» была основана в 2007 году в Харькове. За это время специалистами компании было проведено около 150 маркетинговых и социологических исследований.

Отличительной особенностью компании является то, что 80% реализованных проектов приходятся на региональные исследования в рамках украинских городов-милионников (Киев, Харьков, Одесса, Донецк, Днепропетровск, Львов, Симферополь). Это лежит в основе маркетинговой политики компании, которая предусматривает реализацию проектов с учетом всех особенностей конкретного региона, что существенно повышает качество и достоверность результатов исследований.

About Nataliya Zubar 2351 Articles
Nataliya Zubar, Maidan Monitoring Information Center, Chair

3 Comments

Kommentarerne er lukkede.