Донецкое средневековье. Барщина в Шахтерске

Шахтерск обсуждает студентку местного педагогического училища Татьяну Кочеткову, обратившуюся в прессу с рассказом о том, как администрация учебного заведения заставляет студентов заниматься уборкой мусора в городских парках и на территории, прилегающей к трассе Донецк – Ростов. Откровения студентки неожиданно спровоцировали переполох как в прессе, так и в городской администрации Шахтерска. Привлечение студентов к уличным работам – явление в Украине достаточно распространенное, но если раньше проблему предпочитали не замечать, то теперь о ней впервые заговорили вслух, как в СМИ, так и в чиновничьих кабинетах.

История началась после телесюжета на СТБ. Когда студентов Шахтерского педучилища, убирающих свалку строительного мусора, показали на всю страну, Таню вызвали к директору для пояснений. Она была единственной, кто не побоялся открыть журналистам всю подноготную студенческого субботника. Рассказала и о том, как заставляют мести обочину трассы вместо занятий, и о том, как вынуждают за свой счет покупать хозяйственный инвентарь, и о том, как иногородних студентов пугают отчислением в случае отказа участвовать в такой «барщине». Расплата насупила незамедлительно. У Тани забрали мобильный телефон и ноутбук, в котором хранился пароль к Таниной страничке в социальной сети. Кроме того, администрация пыталась препятствовать общению студентки с журналистами.

Директор училища Наталья Землянская отрицает любые факты давления на девушку. Говорит, журналисты не представились и хотели попасть в общежитие после 18:00, что запрещено распорядком. Журналисты педантизм не оценили и написали заявление в милицию по факту препятствования их деятельности, а также пожаловались на незаконное ограничение свободы человека. В данный момент решается вопрос о возбуждении уголовного дела.

В Шахтерском педучилище обсуждать скандал не хотели. В учебное заведение нас поначалу не пускали. Тщедушный физрук на входе объяснил нам, что никого из руководства ШПУ нет на месте, и разговаривать с нами некому.

Однако, после того, как мы пригрозили, что донесем до читателей только точку зрения пострадавшей стороны, моментально объявились директор училища Землянская, ее сын Алексей (тоже сотрудник училища) и заместитель директора. Общались, впрочем, весьма дружелюбно. Сын фиксировал общение на видеокамеру.

Наталия Землянская отвечала на вопросы, касающиеся подневольного труда учащихся и ситуации с Татьяной Кочетковой. Было заметно, что она старается максимально сгладить напряжение. По словам директора ШПУ, мобильный телефон у Татьяны отобрали потому, что она пользовалась ими во время занятий, и никаких репрессий к девушке не применяли.

Землянская также заявила, что уважает гражданскую позицию студентки, но не видит ничего плохого в том, что студенты бесплатно выполняют работу коммунальных служб, существующих за счет жителей города. Рассуждает о морали, самопожертвовании и даже приводит в пример героев Второй мировой войны – Гастелло и Матросова. Татьяну обвиняет в нежелании трудиться на благо общества. Звучит убедительно, но только для тех, кто не знает, что Таня Кочеткова – волонтер и регулярно помогает ухаживать за воспитанниками детских домов.

Как выяснилось, учащиеся убирали строительный мусор на территории заброшенной стройки, расположенной недалеко от училища. Недоделок этот разваливается с конца 80-х, но до сих пор власть города не удосужилась ни продать его, ни развалять к чертям. Гоняют на руины студентов, их не жалко.

Привлечение студентов к уборке городского мусора и развалин Землянская назвала необходимым “трудовым воспитанием”, и рассказала, что уборка проводится в связи с указом Министерства образования и директивами городских властей. Одновременно с этим Наталья Землянская подчеркнула, что участие в работе является добровольным.

Приказ Министерства

Ответив на вопросы журналистов, Наталья Землянская сослалась на спешку и ушла в здание училища. Как выяснилось позже, женщину вызвали в горотдел милиции для дачи показаний.
Добродушный тон и заверения в том, что репрессий к фигурантам инцидента не последует, в последствие оказались липой. Вечером стало известно, что крайней во всей этой истории пытаются сделать классную руководительницу Татьяны Кочетковой – Екатерину Климову, занявшую в конфликте сторону девушки. Женщине уже вынесли строгий выговор, против нее настроена администрация училища.

Атмосфера в ШПУ и впрямь не самая радужная. Студенты либо боятся камеры и отказываются от комментариев, либо слово в слово повторяют точку зрения администрации. Не на камеру признаются, что все сказанное Татьяной, а также репрессии по отношению к ней – правда. Вот запись разговора с одним из студентов училища, пожелавшим, чтобы его лицо не показывали. На условиях анонимности он пообещал рассказать много интересного о фактах коррупции в ШПУ.

Во второй половине дня Наталью Землянскую, Татьяну Кочеткову и ее группу вызвали в милицию для дачи показаний. Девушка держалась молодцом и стояла на своем, не боялась высказывать свою позицию журналистам.

Месяц назад у Тани умер отец, и можно только догадываться, каково сейчас приходится студентке.

Таня родом из Харцызска. В родном городе она состоит в молодежной организации «Шаг вперед», занимается волонтерством в детских домах, мечтает открыть приют для животных. Из Харцызска Таню приехали поддержать несколько человек.

Друзья рассказали, что совместно с Таней принимали решение о том, чтобы предать огласке порядки в ШПУ. Ребята хотят бороться с использованием подневольного труда студентов. Их возмущает, что Таню называют лентяйкой, поскольку девушка зарекомендовала себя в организации, как трудолюбивый и ответственный человек.

Городские власти Шахтерска занимают сторону администрации училища. Заместитель мэра Шахтерска Константин Зинченко считает, что ничего плохого в подневольном дармовом труде несовершеннолетних нет.

Министерство образования также поощряет эксплуатацию студентов, что подтверждает официальный документ. Очевидно, министр Табачник, любивший в свое время порассуждать о «лакейском менталитете» жителей западной Украины, решил для равновесия примерить роль лакеев и на жителей восточных областей. Впрочем, если «лакеи» из Галичины хотя бы получают за свой труд зарплату в евро, жители Донбасса фактически отрабатывают барщину – бесплатно вкалывают на городских чиновников. К сожалению, такая практика касается не только Шахтерска – студентов с лопатами и граблями можно встретить по весне и на улицах областного центра. Во всех случаях подростков выгоняют на уборку под угрозой проблем с учебой.

История Тани Кочетковой еще не закончилась и скорее всего, скандал продлится еще долго. Не смотря на заверения директора училища о том, что инцидент исчерпан, против девушки продолжается негласная война. Любой материал в интернете, где рассказывается о конфликте в ШПУ, моментально обрастает ругательными комментариями в адрес строптивой студентки. Как правило, все они отправляются с одного и того же адреса. Один их авторов таких комментариев – Мария Петкова, преподаватель английского языка в Шахтерском педучилище. Ее IP-адрес 95.135.51.56 засветился сразу в нескольких блогах донецких журналистов. Не зная о том, что IP виден, Петкова оставляла комментарии от имени студентов педучилища. Вот один из примеров ее творчества.

Наша Таня громко плачет, убирала после собачек. Если таня громко плачет – довыёёёё значит!!!!!!!

http://frankensstein.livejournal.com/289354.html?thread=11304266#t11304266

Остается надеяться, что здравый смысл в конечном счете восторжествует над эмоциями, и девушку оставят в покое, предоставив ей возможность нормально закончить училище. Что же касается использования бесплатного труда студентов чиновниками, то здесь говорить о возможной победе над советским пережитком пока еще рано. Ведь корень проблемы лежит не в отдельно взятом училище, а в устоявшейся системе, строят которую с самого верха – из министерских кресел.

http://frankensstein.livejournal.com/290072.html

 

Über Nataliya Zubar 2360 Artikel
Nataliya Zubar, Maidan Monitoring Information Center, Chair