Анатолий Бойко: Выборы-2012: Послесловие…

К сожалению, уже абсолютно очевидно, что прошедшие выборы войдут в историю независимой Украины как наиболее грязные и скандальные после президентских выборов 2004 года.

 

Масштабный подкуп избирателей кандидатами-мажоритарщиками, применение административного ресурса,  непрозрачность финансирования избирательных кампаний партиями и кандидатами, засилье в СМИ проплаченных сюжетов и материалов, вопиющая неподготовленность членов избирательных комиссий и отсутствие должной реакции на многочисленные нарушения избирательного законодательства со стороны правоохранительных органов и судов — все это вынуждает международных и отечественных наблюдателей справедливо говорить о том, что выборы в Верховную Раду 2012 года — большой шаг назад для Украины.И дело тут не только в вопросе соответствия или несоответствия избирательного процесса международным стандартам. Очевидно другое — мы сами, украинские избиратели, или, как минимум, большая часть из нас, глубоко не удовлетворены качеством прошедших выборов. Это абсолютно четко продемонстрировала рекордно низкая явка на избирательные участки.

К сожалению, за редким исключением, мы так и не услышали от состязавшихся за наши голоса политиков чего-то действительно значимого и содержательного. Вместо того, чтобы предлагать реальные рецепты решения актуальных и насущных проблем простых украинцев и убеждать избирателя в своей способности воплотить их в жизнь, кандидаты и партии нудно мусолили заезженные тезисы о «покращенні життя вже сьогодні», о «необхідності спинити цю банду» и устраивали соревнования по количеству установленных детских площадок, розданной «гречки» и вылитой друг на друга «грязи».

«Достойным» завершающим аккордом стали вопиющие нарушения при подведении итогов голосования и немотивированное применение спецподразделений «Беркута» в Первомайске, Киеве, Каневе и других «горячих точках», внезапно возникших на карте Украины. И уж совсем «вишенкой на торте» стало беспрецедентное решение ЦИК о невозможности установить результаты голосования в «проблемных» округах. Этим решением ЦИК, вместо того чтобы, как предписано Законом, взять ответственность на себя, вытребовать из этих округов бюллетени и протоколы участковых комиссий, самостоятельно провести пересчет голосов и установить все-таки победителя, «умыла руки»,  расписалась в собственной несостоятельности и продемонстрировала полное пренебрежение к избирателям этих округов, принявших участие в голосовании.

Что делать дальше? Соответствующие выводы и планы действий….

Во-первых, в коренном изменении нуждается сама избирательная система. Во многом, именно смешанная, мажоритарно-пропорциональная, система выборов и обусловила такой неподобающий характер избирательного процесса. Конечно, в корректировке нуждаются и многие другие положения действующего избирательного закона, но сама избирательная система — это основа, которая определяет очень многое. Сегодня наиболее оптимальной для парламентских выборов в Украине является система, так называемых «открытых партийных списков». При этом варианте любой избиратель может проголосовать как за партию в целом, так и за конкретного кандидата в списке партии. В результате, независимо от того, какое место в списке конкретному политику определило подчас коррумпированное партийное руководство, именно благодаря голосам избирателей этот кандидат может с последнего места подняться на первое.

Во-вторых, возможно, необходимо вернуть графу «против всех». Но на этот раз сделать ее рычагом в руках избирателей. Рычагом перезагрузки политической системы и средством ее реального обновления.  Начать можно с того, что сделать проходной барьер в Верховную Раду «плавающим» и  приравнять его к количеству избирателей, проголосовавших «против всех». Таким образом, например, если 11 % избирателей, пришедших на выборы, не поддержали ни одного кандидата (или политическую силу), то значит партии, которые хотят пройти в парламент, должны преодолеть именно этот барьер, получить реальный вотум народного доверия. Если же процент проголосовавших «против всех» будет настолько велик, что ни одна партия не сможет преодолеть этот барьер или в Верховную Раду пройдет только одна партия – выборы признаются несостоявшимися и назначаются новые. Это простая мера может заставить политиков действительно уважать избирателей и выборы, повысить качество выдвигаемых партиями кандидатов и программ, значительно сократить количество «чернухи» и вернуть многим избирателям веру в то, что они действительно могут на что-то влиять.

В-третьих, нам необходимы настоящие политические партии, которые будут действительно заниматься политикой и представительством интересов разных групп избирателей, а не обслуживанием олигархов, властьимущих и своего руководства. Эти партии должны иметь реальные принципы, которые они готовы отстаивать не на словах, а на деле. Состоять из живых активистов, которые могут в любой момент собраться не на проплаченный, а на настоящий митинг. Практиковать прозрачные механизмы выдвижения кандидатов и формирования избирательных списков путем, например, внутрипартийных «праймериз». Обеспечивать реальную возможность для рядовых активистов влиять на принципиальные вопросы и направления развития партии. И самое главное — жить эти партии должны, в первую очередь, за счет членских взносов, пожертвований простых избирателей, в крайнем случае, поддержки малого и среднего бизнеса, но — ни как ни олигархов! Только это заставит их помнить о нас — избирателях — и реально прислушиваться к нашему мнению.

И главное — мы — избиратели — должны стать принципиально другими... Не брать «гречку», не верить в популизм, какой бы партийной окраски он ни был, не отсиживаться дома и наконец-то осознать, что если мы не сделаем наших политиков такими, чтобы нам не было стыдно за них голосовать, то этого никто и никогда вместо нас не сделает!

Да, это будет не просто и не быстро. Да, для этого нам необходимо быть более требовательными к своим избранникам, более информированными и критичными. В том числе и самостоятельно искать и анализировать информацию об импонирующих нам кандидатах и партиях, а не довольствоваться только готовыми агитационными роликами и заказными материалами в СМИ. Нам необходимо ходить на встречи с кандидатами и депутатами и там задавать им неудобные для них, но важные для нас вопросы. Ведь без спроса нет и предложения. Нам необходимо осознать, что действительно главные мы – избиратели, и что действительно это они для нас, а не мы для них, что мы в праве реально требовать от них выполнения их обязанностей и обещаний. Нам придется финансировать партии и кандидатов, которых мы поддерживаем, поскольку, как уже было сказано выше, это, очевидно, едва ли не единственный реальный рычаг влияния на политиков между выборами. Для того чтобы эффективнее влиять на политиков нам необходимо научиться объединяться и сообща проводить различные публичные акции, которые бы реально показывали им нашу готовность бескомпромиссно отстаивать свои позиции в реальном мире, а не только в социальных сетях.

И самое главное – нам необходимо начать делать это все уже завтра, а лучше — сегодня, потому что вместо нас этого никто не сделает, а мы уже и так более двадцати лет ждем «политиков нашей мечты» и «спасителей нации».

Анатолий Бойко

Über Nataliya Zubar 2360 Artikel
Nataliya Zubar, Maidan Monitoring Information Center, Chair