Виталий Портников: Оппозиция граждан

Те, кто еще вчера защищал необходимость сохранения оппозиционерами мандатов в парламенте, уверял и себя, и других, что, лишившись трибуны в Верховной Раде, противники власти маргинализируются и не смогут ничего противопоставить Партии Регионов. Те, кто поддержал предложение оппозиции, напротив, негодовал по поводу ее решения признать необходимость перевыборов в “проблемных” округах, считая, что оппозиционеры предали своих сторонников – в основном, между прочим, виртуальных, потому что у Центральной избирательной комиссии столпотворения не наблюдалось.

Между тем никто не хочет замечать простой логики момента – оппозиция вынуждена маневрировать между давлением власти и общественным безразличием. Поэтому она, с одной стороны, просто обязана радикализировать ситуацию, а с другой – должна делать все возможное, чтобы власть не воспользовалась этой радикализацией и не вышвырнула ее на улицу. На улице оппозицию некому будет защитить. И пока население не станет народом и не ощутит ответственности за страну, нам и придется жить с такой вот постоянно маневрирующей, наступающей и отступающей оппозицией.

В самом существовании в парламенте нет никакой самоцели, если серьезно об этом говорить. Сейчас уже мало кто помнит, что российская демократическая оппозиция существовала в Государственной Думе достаточно долго – и ни на что не могла там повлиять, ну совершенно ни на что. Именно эта невлиятельность и стала причиной разочарования ее “ядерного электората” – в результате и Союз правых сил, и “Яблоко” перестали быть парламентскими партиями. Я даже готов допустить, что они перестали ими быть вследствие фальсификаций итогов голосования, но заметим, что ни их электорат, ни вообще граждане, отстаивающие честные выборы, не стали против этого выступать. Если наша оппозиция придет в Раду нового созыва и окажется, что она не сможет повлиять на власть, это будет начало конца. А если согласиться с правомочностью фальсификаций – то это и будет первым шагом к такой невлиятельности.

Но и в неприходе в парламент никакой самоцели тоже нет. Этот неприход имеет смысл только в том случае, если он будет опираться на серьезную общественную поддержку. В свое время центральноевропейские диссиденты были заворожены концепцией Адама Михника, предлагавшего в тексте “Новый эволюционизм” самоорганизацию общества вне структур тоталитарного государства. Конечно, ситуация в современной Украине не тождественна Польше 70-х, но даже те, кто не отождествляет себя с государством Януковича, к такой самоорганизации явно не готовы.

Именно поэтому остается сделать вывод – возможно, не очень утешительный, но определяющий наше будущее. Важно не то, будет ли оппозиция в парламенте или за его стенами. Важно то, станут ли настоящей оппозицией к власти сами граждане. Только тогда в действиях оппозиции появится смысл, у ее лидеров – настоящий, а не телевизионный авторитет и только тогда власть с оппозицией будет по-настоящему считаться.

Джерело