Памяти Григория Померанца

С прсикорбием сообщаем, что вчера умер замечательный философ, культуролог и публицист, оказавший огромное влияние на мировоззрение советской либеральной интеллигенции в целом и советское правозащитное движение в частности, один из наиболее известных авторов самиздата, участник Второй мировой войны и узник сталинских лагерей, Григорий Соломонович Померанц. Он чуть-чуть не дожил до своего 95-летия. Померанц сохранил ясность ума и память и до последних дней активно и плодотворно работал, писал новые тексты.

В электронной библиотеке ХПГ можно найти статьи Померанца и его замечательные воспоминания “Записки гадкого утенка”.

Да, он был одним из властителей дум, человеком, который определял развитие мировоззрения нескольких поколений. Его еще и далеко не все понимали, настолько он был глубже, больше и видел дальше.

Он впервые стал широко известен после выступления в Академии наук с докладом “Нравственный прогресс исторической личности” в 1967, что ли, году. Эта статья – один из чемпионов самиздата. Я сам ее перепечатывал дважды, сначала школьником, потом студентом. А в 1972 году познакомился с ним и его женой Зинаидой Миркиной. Общение с ними – одно из самых ярких воспоминаний. В 70-80-е годы мы довольно часто виделись, они бывали и у меня в гостях в Харькове. А в последние 20 лет – увы, редко.

Главная его работа, конечно, “Сны Земли”, куда, в частности, вошла полемика с Солженицыным. Все хотел перечитать, да времени нет.

У меня есть немало его неизданных текстов, буду, видимо, делать сборник.

 Евгений Захаров

 

Сумна новина прийшла з Росії: Григорій Померанц – блискучий сучасний мислитель залишив цей світ. Григорію Померанцу було 95 років. Його кончина є великою втратою не тільки для Росії, але і для всього людства. Будучи глибоко релігійною в його власному розумінні людиною, зовні дуже спокійна людина, він зіграв дуже важливу роль у створенні гуманістичного підходу до бід сучасного суспільства. Для всіх нас, кому пощастило знати його особисто це крім усього і трагічна втрата.
Мир праху його.

З глибокою скорботою,
Андрій П. Григоренко

 

ПОМЕРАНЦ ГРИГОРИЙ СОЛОМОНОВИЧ (13.03.1918, Вильно (ныне – Вильнюс), Литва — 16 февраля 2013, Москва)

 

С семи лет живет в Москве. В 1940 окончил Московский институт философии, литературы и искусства (МИФЛИ), отделение русской литературы, занимался творчеством Ф.М.Достоевского. Студенческая работа П. о Достоевском была оценена преподавателями как антимарксистская.

В 1941 пошел на фронт добровольцем, был ранен.

Арестован в 1949; подготовленная им и изъятая следствием кандидатская диссертация была уничтожена как “документ, не относящийся к делу”. Осужден на 5 лет по ст. 58-10 УК РСФСР. В 1950-1953 в Каргопольлаге (Архангельская область, РСФСР). Освобожден по амнистии (в 1958 реабилитирован).

В 1953-1956 сельский учитель в Донбассе (Украина). Вернувшись в Москву, работал библиографом, стал сотрудником Библиотеки общественных наук (ФБОН). В 1959 умерла первая жена П., И.И. Муравьева, память о которой долгое время вдохновляла философское и литературное творчество П.

К  1953-1959 относятся первые эссе П. (“Пережитые абстракции”) — работы, построенные в традиционной форме философского диалога, но аранжированные современными реалиями сталинского концлагеря.

Венгерские события 1956 и травля Бориса Пастернака произвели на П. сильное впечатление, вызвав мысли о прямом, политическом противостоянии режиму (вплоть до эксперимента с подпольем и участия в вооруженной борьбе, если таковая стихийно начнется). В 1959-1960 вокруг П. образуется нечто вроде философско-исторического и политэкономического семинара (“слегка законспирированного, но без всякой организации”). Среди участников семинара — многие активисты «Маяковки», в частности — Владимир ОСИПОВ. Опыт этого философско-политического полуподполья был оценен П. как отрицательный. Между тем состоявшееся в 1960 знакомство с Александром ГИНЗБУРГОМ,   Натальей ГОРБАНЕВСКОЙ, Юрием ГАЛАНСКОВЫМ открывало иную перспективу:  неподцензурную деятельность, главное в которой  – “совершенная открытость и свобода от страха”. Новое настроение было связано с журналом “Синтаксис” (Москва), со свободным и творческим духом, царившем и среди новых знакомых,   и среди художников-«лианозовцев», с которыми П. общался в это же время. В составлении “Синтаксиса” П. принимал определенное участие.

Большое значение для формирования мировоззрения П. имела встреча в 1961 с З.А. Миркиной, ставшей его женой. По словам П., его собственные «взгляды и взгляды Зинаиды Александровны развивались в постоянной перекличке и могут рассматриваться как одно целое».

Начиная с 1962, П. публикует в научных изданиях статьи по востоковедению и сравнительной культурологии (в центре его интересов – духовная жизнь Индии и Китая), выступает с докладами и лекционными курсами в различных научных учреждениях и высших учебных заведениях. Одновременно он пишет ряд эссе на культурно-исторические и  социально-политические темы, получившие широкое распространение в Самиздате. Сильный резонанс вызвали эссе “Квадрильон” и “Нравственный облик исторической личности”), вошедшие в 1966 в самиздатский альманах “Феникс”. В 1967-1968 оба  эссе перепечатаны за рубежом,   в журнале “Грани”.

П. поддерживает отношения с инакомыслящими различных  направлений, участвует в неофициальных научных семинарах. В 1970 посещал семинар, собиравшийся на квартиреВалентина ТУРЧИНА. Позднее Андрей САХАРОВ говорил об этом семинаре в своих «Воспоминаниях»: «Наиболее интересными и глубокими  были доклады Григория Померанца – я впервые его тогда узнал и  был глубоко потрясен его эрудицией, широтой взглядов и “академичностью” в лучшем смысле этого слова<…>Основные концепции Померанца..: исключительная ценность культуры, созданной  взаимодействием усилий всех наций Востока и Запада на протяжении тысячелетий, необходимость терпимости, компромисса и широты мысли, нищета и убогость диктатуры  и тоталитаризма, их историческая бесплодность, убогость и бесплодность узкого национализма, почвенности».

В 1968, после того, как П. поставил свою подпись под письмом в защиту А.Гинзбурга  Ю.Галанскова и др. (см. “процесс четырех”), его лишают возможности защитить диссертацию в Институте стран Азии.

В 1972 в Мюнхене работы П. выходят отдельным изданием (“Неопубликованное”). С 1976 прекращается публикация научных статей П. в советских изданиях. В то же время его работы широко распространяются в самиздате и перепечатываются в зарубежной эмигрантской печати, в т.ч. в журналах “Континент”“Синтаксис” (Париж)“Страна и мир”. Во второй половине 1970-х П. публикует свои эссе в самиздатском журнале “Поиски”. Все написанное подписывает собственным именем, не прибегая к псевдонимам.

 В своих публицистических работах П. защищает идеи личной свободы и европейского демократизма, выступает противником идолов “крови и почвы”, новой волны национализма. Последовательное и энергичное отстаивание этой позиции  сделало его одним из наиболее заметных оппонентов право-консервативного течения в диссидентстве. Особенное значение имела многолетняя полемика П. с Александром СОЛЖЕНИЦЫНЫМ (“Человек ниоткуда”, “Страстная односторонность и бесстрастие духа”, “Сон о справедливом возмездии”, “Стиль полемики” и др. П.; “Образованщина” и др. А.Солженицына.). А.Солженицын обрушился на взгляды П., расценивая их как мировоззрение беспочвенного советского  “образованца”; П. резко критиковал  “страстную односторонность”, дух мстительности и непримиримости у А.Солженицына, его почвеннический утопизм.

П. был близок кругу активистов правозащитного движения. В “Информационном бюллетене ” №1 Комитета защиты Татьяны ВЕЛИКАНОВОЙ, выпущенном вскоре после ее ареста (конец 1979), было опубликовано эссе П. “Накануне юбилея Молоха” (имелось в виду 100-летие со дня рождения И.В.Сталина). Эссе завершалось словами: “наш общий долг – противостоять тени Сталина,   которой приносятся  в канун столетнего юбилея эти новые жертвы. Еще несколько голов на гекатомбу из 30, 40 или 60 миллионов”.

В марте 1980 в Самиздат  поступило эссе “Мой собеседник Виктор СОКИРКО”, в котором П. пишет о человеческих качествах  одного из редакторов журнала “Поиски”, приведших к его аресту.

Публицистика П. вызывала усиленное внимание со стороны КГБ. Фрагменты из книги П. “Сны Земли”, опубликованные в №№ 6-7 “Поисков”, следствием по делу “Поисков” были квалифицированы как «клеветнические». 14.11.1984 П. был предупрежден  по Указу ПВС СССР от 25.12.1972 о возможной уголовной ответственности в связи с публикацией своих произведений за границей. 26.05.1985 на квартире у П. произведен обыск, конфискован литературный архив.

В том же году в Париже напечатан полный текст «Снов Земли».

С конца 1980-х публицистические эссе П. печатаются в отечественной периодике. Вышло в свет несколько философских и литературоведческих книг: “Открытость бездне. Встречи с Достоевским”, “Лекции по философии истории”, “Собирание себя”, “Выход из транса” (сборник эссе и культурологических статей за многие годы), “Образы вечного” (в соавторстве с З.А. Миркиной).  П. выступает с докладами и лекционными курсами, в том числе в вузах (Российский гуманитарный государственный университет, Университет истории культур).

Эволюционировав “от марксизма к идеализму” (“Я начал комментировать Достоевского по Марксу, а закончил толкованием Маркса по Достоевскому”), П. пришел к  обоснованию религии и глубинной философии как основ человеческого бытия. Отказ от наукообразных и мифологизирующих идеологий, “самостоянье” личности в религии и культуре, путь вглубь себя взамен растворения в массе – таков предложенный  П. выход из духовных и политических кризисов современности. “Только новый дух, найденный в собственной глубине, может нас вывести из трясины. И об этом, собственно говоря, идет речь во всех моих книгах ”.

Ермольцев Д.А.

Библиография:

Неопубликованное. Большие и маленькие эссе. Публицистика – Мюнхен [Франкфурт-н/Майне]: [Посев] 1971 [1972].– 335 с.

Сны земли: раздумья автора.– Париж: Поиски, 1984.– 442 с. (с им. указ. С.433-442) (Главы из книги // Синтаксис.– 1980.– №8.– С.116-171; // Журнал «Поиски». Документы и материалы / Сост. Афанасьева Л., Линкова Е. – М.: Панорама, 1995.– С.49-55)

Открытость бездне. Этюды о Достоевском.– Нью-Йорк: Чалидзе?, 1989.– ? с. (М., 1990.– ? с.)

Живые и мертвые идеи // Погружение в трясину (Анатомия застоя).– М.: Прогресс, 1991.– С.311-345

Собирание себя.– М., 1993.– ? с.

Выход из транса. Сборник статей.– М.: Юрист, 1995.– 574 (575) с. (серия “Лики культуры”)

Записки гадкого утенка.– М.: Московский рабочий, 1998.– 399 с. ([Глава] Корзина цветов Нобелевскому лауреату // Октябрь.– 1990.– №11.– С.143-162)

В периодике:

Квадрильон // Грани.– 1967.– №64.– С.150-166

Кто же совратил Калибана // Литературная газета.– 1967.– 15 февр.– С.?

О псевдореволюционных движениях и роли интеллигенции. Из письма М.А. Лифшицу // Политический дневник. – М.: Самиздат?, 1967.– апрель.– №31. – С.? (Политический дневник. Т.2. – Амстердам: “Фонд имени Герцена”, 1975. – С.174-182.)

О роли нравственного облика личности в жизни исторического коллектива // Грани.– 1968.– №67.– С.?

О сущности религии. Коммунисты и религия. Из выступления на дискуссии в Институте народов Азии // Политический дневник. – М.: Самиздат?, 1968.– ноябрь.– №50. – С.? (Политический дневник. Т.2. – Амстердам: “Фонд имени Герцена”, 1975. – С.529-540)

Человек без прилагательного // Мосты.– 1970.– №15.– С.? (// Грани.– 1970.– №77.– С.171-198)

Малые эссе // Грани.– 1971.– №80.– С.177-190

“Эвклидовский” и “неэвлидовский” разум в творчестве Достоевского // Континент.– 1975.– №3.– С.109-150

Модернизация незападных стран // Самосознание. Сборник / Сост. ЛИТВИНОВ П., МЕЕРСОН-АКСЕНОВ М., ШРАГИН Б.– NY: Хроника-пресс, 1976.– С.209-242

Сон о справедливом возмездии // Поиски.– М.: Самиздат, 1978.– Вып.3.– С.? (// Синтаксис.– 1980.– №6.– С.13-88; // Век ХХ и мир.– 1990.– №11.– С.36-41; // Журнал «Поиски». Документы и материалы / Сост. Афанасьева Л., Линкова Е. – М.: Панорама, 1995.– С.49-55)

“Время и мы” и фанатики всасывания // Время и мы.– 1979.– №42.– С.?

Толстой и Восток // Поиски.– М.: Самиздат, 1979.– Вып.5.– С.? (// Синтаксис.– 1979.– №4.– С.56-71; / Пред. ПОМЕРАНЦА Г. // Поиски.– Вып.1.– Париж, 1979.– С.275-284)

К читателям “Снов земли”. “Сны земли” Ч.1-3 // Поиски.– М.: Самиздат, 1979.– Вып.6.– С.?

Медный всадник. Ч.4. “Снов земли” // Поиски.– М.: Самиздат, 1980.– Вып.7.– С.?

Иосиф в Египте. Ч.7 “Снов земли” // Поиски.– М.: Самиздат, 1980.– Вып.8.– С.? (// Поиски и размышления.– М.: Самиздат, 1980.– Вып.10 (2).– С.?)

Мой собеседник Виктор СОКИРКО // Поиски и размышления.– М.: Самиздат, 1980.– Вып.11 (3).– С.?

Андрей Рублев и тринитарное мышление // Поиски и размышления.– М.: Самиздат, 1980.– Вып.12 (4).– С.? (Троица Рублева и тринитарное мышление // Страна и мир.– 1989.– №6.– С.182-191)

Сны Земли (судьбы идеи) // 22.– 1980.– №12.– С.121-131

Князь Мышкин // Синтаксис.– 1981.– №9.– С.112-166

Речь на похоронах Л.Е. ПИНСКОГО [1.03.1981] // Синтаксис.– 1981.– №9.– С.167-169

Цена отречения // Сахаровский сборник / Сост. БАБЕНЫШЕВ А., ЛЕРТ Р., Печуро Е.– Нью-Йорк: Хроника-пресс, 1981.– 262 с. (2-е изд.– М.: Книга, 1991.– 351 с. (С.87-103)) (переводы: англ. On SAKHAROV / Ed. БАБЕНЫШЕВ.– NY: Vintage books, 1982 (Knopf) .– 284 с. (статья ЧАЛИДЗЕ), нем. (с пред. Белля Г.), франц., итал., швед) ( // 22.– 1981.– №21.– С.154-167)

Акафист пошлости // Синтаксис.– 1984.– №12.– С.4-54

Страстная односторонность и бесстрастие духа. Статьи 1-4 // Страна и мир.– 1984.– №1.– С.101-114; №2.– С.70-78; №3.– С.77-90

Три измерения духа // Страна и мир.– 1984.– №9.– С.70-86 (// Страна и мир. Избранные статьи и материалы. – 1984.– С.164-180)

За поворотом // Страна и мир.– 1985.– №?.– С.?

Жажда добра // Страна и мир.– 1985.– №9.– С.83-96; №10.– С.?

Роль масштабов времени и пространства в моделировании исторического процесса // Синтаксис.– 1986.– №15.– С.30-66

Осязанием слепого // Страна и мир.– 1987.– №1.– С.?

Риск надежды // Гласность.– 1987?.– Вып.7.– С.? (// Синтаксис.– 1987.– №20.– С.4-10; // Страна и мир.– 1987.– №6.– С.54-58)

Ничего не забыли, ничему не научились // Страна и мир.– 1988.– №1.– С.?

Отвернувшееся поколение // Страна и мир.– 1988.– №2.– С.?

Мысли о юбилее // Страна и мир.– 1988.– №3.– С.?

Что сказать Иову? Вокруг “Жизни и судьбы” Василия ГРОССМАНА // Страна и мир.– 1988.– №6.– С.138-151

Плюрализм или империя? // Время и мы.– 1988.– №101.– С.155-163

Принципы либерального мироустройства и традиции субэкумен // Синтаксис.– 1989.– №25.– С.59-68

Нефронтовые мысли // Страна и мир.– 1989.– №1.– С.?

Национальное достоинство и националистическая опухоль // Страна и мир.– 1989.– №5.– С.?

Диаспора и Абрашка Терц // Искусство кино.– 1990.– №2.– С.20–26

Мнимые загадки // Новый мир.– 1990.– №4.– С.266-?

В поисках почвы под ногами // Знамя.– 1991.– №4.– С.?

Долгая дорога истории // Знамя.– 1991.– №11.– С.?

Коринфская бронза // Новое литературное обозрение.– 1992.– №1.– С.279-296

Пять лет без Андрея САХАРОВА // Правозащитник.– 1995.– №1.– С.3-8

Прощание // Общая газета.– 1995.– №8.– 23 февр.–1 март.– С.? (// Век ХХ и мир.– 1996.– №3.– С.228-229 )

Эксперимент подполья // Поликовская Л.В. Мы предчувствие, предтеча…– М.: Звенья, 1997.– С.161-168

Улыбка понимания // Заступница. Адвокат С.В. Каллистратова (1907-1989) / Сост. Е.Э. Печуро.– М.: Звенья, 1997.– С.208-209

[Выступление на круглом столе] “Диссиденты о диссидентстве” // Знамя.– 1997.– №9.– (в кн. Рыцари без страха и упрека.– М.: Пик, 1998.– С.274-279)

Правда не живет вне правдивого стиля // Синтаксис.– 1998.– №36.– С.51-52 (возможно, републиация из “Общей газеты”)

[Выступление в прениях ?] // 30 лет “Размышлений…” Андрея САХАРОВА. Материалы конференции [М., 19-20.05.1998].– М.: Права человека, 1998.– 232 с.

Интервью:

[Интервью] // Журнал «Поиски». Документы и материалы / Сост. Афанасьева Л., Линкова Е. – М.: Панорама, 1995.– С.261-264 (С.261 фото и биогрсправка)

О нем:

СОЛЖЕНИЦЫН А.И. Образованщина // Из-под глыб.– Париж: IMCA-пресс, 1974.– С.?

Шарапов Ю.П. Лицей в Сокольниках.– М., 1995.– С.7, 40 (упом. в списке преподавателей филол. ф-та ИФЛИ), 41– 42 (мемуары САМОЙЛОВА Д. и ПОМЕРАНЦА)

Поликовская Л.В. Мы предчувствие, предтеча…– М.: Звенья, 1997.– С.142, 175, 180, 307, 339, 348 (справка о жене: Муравьева Ирина Игнатьевна (1920-1959)), 349, 380 (биосправка), 385

В периодике:

Лифшиц М. Осторожно – человечество // Литературная газета.– 1967.– 15 февр.– С.?

БОРИСОВ В. В поисках пропавшей истории // Вестник РХД.– 1978.– №125.– С.122-159

Гладков Т. Куда заводят «Поиски»? // С чужого голоса.– М: Московский рабочий, 1982.– С.59-97

СОЛЖЕНИЦЫН А.И. Наши плюралисты // ВРХД.– 1983.– №139.– С.133-160.

ЛЕРТ Р.Б. Против политической бульварщины. Правда о “Поисках” [ответ на Гладков Т. Куда заводят «Поиски»? // С чужого голоса.– М: Московский рабочий, 1982.– С.59-97] // ЛЕРТ Р.Б. “Не поминайте лихом…”.– Париж: Поиски, 1986.– С.332-364

Джерело